Файл: Семенчев, В. М. Физические знания и законы диалектики научное издание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Таким образом, Максвелл пришел к тому, с чего
начали Гюйгенс, Ломоносов, Эйлер, Юнг и |
Фре |
нель — к объяснению света как определенного |
рода |
колебаний, распространяющихся в пространстве с ко нечной скоростью. Но если прежде для ученых орга нически необходимым оказывалось существование ме ханической среды — эфира, то для теории Максвелла такая необходимость фактически отпадала.
Как можно оценить две такие теории света? Оче видно, как различные теории, качественно отличные друг от друга. Теория, начиная от Гюйгенса и кончая Френелем, постепенно преобразовывалась на основе более точного согласования представлений, базиру ющихся на идее эфира, с опытом. Но разработка та кой теории постепенно приводила ко все более и бо лее серьезным трудностям в отношении сохранения в физических представлениях идеи эфира; понятие эфира было отброшено. Разработка волновой теории света — количественное преобразование теории. Элек
тромагнитная теория |
света — качественно |
иная тео |
рия. Количественные |
преобразования теории — это |
|
такие ее преобразования, которые идут |
в рамках |
прежних основных представлений. Качественно иная теория —это теория, в построении которой принима ют участие совершенно отличные от прежних теорий представления (электромагнитное поле!).
Но, может быть, все дело заключалось в том, что теория Максвелла опиралась на иные опыты? Мы специально подробно описали ее возникновение в свя зи с опытами, начатыми Петровым и завершенными Эрстедом и Фарадеем, чтобы показать, что эти опыты по их первоначальному пониманию не имели отноше ния к световым явлениям. Теория Максвелла стала теорией световых колебаний не прямо, а как бы кос венно, через объяснения явлений электричества и магнетизма. Поэтому качественно иные опыты здесь
91
не при чем. Результаты данных опытов никто и не пытался объяснять при помощи существующей тео рии света, чтобы считать их в нашем определении качественно новыми опытами в понимании природы световых явлений.
Каково же теперь отношение к опыту новой тео рии, можно ли качественно новой считать такую тео рию, которая не согласуется с прежним опытом и с необходимостью строиться только на качественно иной экспериментальной основе?
История науки, физики в частности, опровергает такой упрощенный подход к возникновению новых теорий, а поэтому и к пониманию качественных пре образований в теоретической стороне физических зна ний. Результаты опытов, не укладывающиеся в преж ние теории, потенциально требуют, очевидно, какогото иного объяснения. Но важно иметь в виду, что так бывает далеко не всегда. Очень часто две совершенно различные теории базируются на одном и том же фактическом материале. Вспомним Тихо ' Браге и Кеплера — они исходили из одного и того же факти ческого материала, но первый считал Землю непод вижной, а второй — вращающейся. Вспомним Лорен ца и Эйнштейна, которые с совершенно различных теоретических позиций интерпретировали опыт Майкельсона. А сама специальная теория относительности вовсе не строилась на какой-то иной основе, новых опытах. Опыт Физо по увлечению водяной струей эфира и опыт Майкельсона по определению скорос ти «эфирного ветра» на Земле были поставлены за долго до создания новой теории. Сам Эйнштейн в «Творческой автобиографии» отмечал, что дело зак лючалось вовсе не в отыскании новых фактов, а в нахождении «общего формального принципа», на основе которого можно было бы установить взаимо связь всех этих фактов. «Такой принцип,— писал Эйн-
92
Штейн,— я получил после десяти лет размышлений из парадокса, на который я натолкнулся уже в 16 лет (движение за лучом света со скоростью этого луча.— В. С.) ... в этом парадоксе уже содержится зародыш частной теории относительности»
Можно было бы привести и другие примеры, под тверждающие возможность возникновения новой тео рии на основе '«старых» научных опытов (например, факт равенства инерционной и гравитационной масс
иобщая теория относительности).
Очем говорят эти факты? Только о том, что две различные теории могут строиться на одном и том же опыте, отталкиваться от одних и тех же экспери ментальных данных. Вопрос о том, какая из двух или нескольких теорий окажется предпочтительнее, реша ет практика, эксперимент. Но вне зависимости от этого решения качественно иные теории оказывают ся качественно различающимися в силу того, что они базируются на различных исходных представлениях, исходят из различных принципов.
Следовательно, как преобразование опыта, так и преобразование теории могут происходить и в на
правлении установления их |
более тесного единства, |
и в направлении углубления |
разрыва между ними. |
Установление же нового единства, согласование тео рии и опыта—это выдвижение иных исходных пред ставлений, на базе которых отныне устанавливается это единство теории и опыта.
Как же эти два различных способа преобразова ния теории и опыта относятся друг к другу? Являют ся они независимыми один от другого или, наоборот, один с другим связаны? А если связаны, то каким образом?1
1 А. Эйнштейн. Физика и реальность, стр. 150—151.
93
2. ПРЕВРАЩЕНИЕ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ
Основываясь на положениях материалистической ди алектики, из которых, как было сказано во «Введе нии», мы исходили в данном исследовании, можно объявить ответы на поставленные вопросы сами со бой разумеющимися, а именно количественные изме нения связаны с качественными, переходят в них. Но в этом случае мы не достигли бы поставленной на ми цели. Главный интерес нашего исследования состо ит в выявлении специфики развития физических зна ний, а вовсе не в увеличении количества примеров, подтверждающих правильность законов материалис тической диалектики.
Нет никаких сомнений |
в том, что в процессе раз |
|||
вития |
явления |
(в данном |
случае — физических |
зна |
ний) |
имеются |
и количественные и качественные |
пре |
образования. Но что представляют собой эти преоб разования в физическом знании как в единстве опы та и теории — вот в чем вопрос? Только понимание особенного, частного позволяет глубже и шире по нять общее, выявить сущность его, а значит, и вскрыть диалектику самой действительности.
В данном случае дело опять заключается не в том, чтобы на примерах подтвердить необходимость
взаимосвязи и перехода |
количественных изменений |
в качественные, а в том, |
чтобы путем ^конкретного |
анализа выявить своеобразие и существенные осо бенности такого перехода в процессе развития физи ческих знаний.
Выше уже отмечалось, что объяснение тонкой структуры спектров и гиромагнитных аномалий при вело ученых к качественно новым физическим пред ставлениям, на основе которых было достигнуто за
мечательное |
единство |
опыта |
и теории. |
Напомним |
в основных |
моментах |
эту |
историческую |
страницу |
94
развития физической мысли и проанализируем её под интересующим нас углом зрения.
- Созданная усилиями многих замечательных уче ных волновая механика, которая должна была объя снить основные черты поведения и свойства микро частиц, в своей первоначальной форме оказалась недостаточно совершенной. Ее несовершенство проя вилось, в частности, в том, что она не давала объя снения некоторым данным спектроскопических и маг нитных измерений.
Предсказывая значительное число спектральных линий в спектре излучения, она, однако, была далека от передачи всей сложности этих линий. В спектрах оптического и рентгеновского излучений существова ло еще множество линий, которые не могли быть объяснены ни старой квантовой теорией, ни вновь созданной волновой механикой. Выражаясь по-иному, можно было бы сказать, что имелись качественно но вые научные данные, качественно иной опыт.
Качественно иной опыт, ставя вопрос о необходи мости преобразования существующей теории, не всегда, однако, указывает на путь преодоления за труднений, на путь видоизменения теории. Появляет ся потребность теоретического поиска, гипотезы. А. Зоммерфельд, например, такой поиск вел на пути применения в квантовой теории идей теории относи тельности. Ему удалось добиться некоторых успехов в распутывании сложной картины спекторов излуче ния. Он правильно, например, предсказал существо вание дублетов серии Бальмера, но их положение указал все же неточно. Подобная попытка была пред принята и в отношении вновь созданной волновой механики. Но полученная на такой основе формула распределения спектральных линий также не соот ветствовала экспериментальным данным.
Особенно резко несоответствие теории и опыта
96
Проявилось с открытием так называемого «аномаль ного эффекта Зеемана». Дело заключалось в том, что магнитный момент, открытый у атома, получил объяснение на основе орбитального движения внутри атомных электронов. В таком случае полный момент количества движения атома, складывающийся из суммы моментов электронов, должен был иметь стро го фиксированное отношение к магнитному моменту. Из этого предположения вытекало и утверждение, что величина этого отношения будет зависеть только от отношения заряда электрона к его массе. Опи раясь на эти соображения, Лоренц предсказал осо бый эффект в изменении расположения спектральных линий. Этот эффект вследствие данного ему теорети ческого обоснования и стабильного характера был назван «нормальным». Обнаружение «аномального эффекта Зеемана» как в рамках идей классической теории электрона, так и в рамках идей существую щей в то время квантовой и волновой механики объяснения не получало. «Аномальный эффект Зее мана», таким образом, также был качественно новым опытным результатом. Правда, следует отметить, что в многочисленных опытах по определению «аномаль ного эффекта Зеемана» его эмпирические законы были уже вполне надежно установлены.
Наконец, были еще и гиромагнитные аномалии, которые также не укладывались в рамки существую щих теорий. Из вышеприведенных соображений Ло ренца о природе атомного магнетизма следовало, как было показано в первой главе, что намагниченный вдоль оси цилиндр при отсутствии трения должен на чать вращаться. И наоборот, цилиндр, приведенный во вращение вокруг своей оси, должен приобрести магнитный момент. Поскольку в опыте могут быть установлены и магнитный момент, и момент количе ства движения, то можно найти отношение между
96
ними. Сравнение вычисленного на основе теоретиче ских предположений отношения с отношением, опре деленным в опыте, показывает, что последнее, факти ческое, в два раза более предсказанного. Опыт и теория вновь не согласуются. Обратим внимание, од нако, на тот результат, который в первом его изложе нии остался вне поля зрения, но очень важен в смыс ле теоретических поисков выхода из затруднений. Если опыты с рентгеновскими и оптическими спект
рами только |
констатировали несогласуемость |
теории |
с опытом, то |
«аномальный эффект Зеемана» |
и осо |
бенно гиромагнитные аномалии уже указывали воз можное направление видоизменения теории. Стано вилось ясным, что не весь магнетизм атома объясня ется вращательным движением электронов вокруг ядра и, следовательно, нужно искать причины атом ного магнетизма еще в чем-то ином.
Именно эти указания помогли Дж. Уленбеку и С. Гаудсмиту в 1925 г. выдвинуть очень важную идею о существовании собственного вращения электрона и собственного магнитного момента. В данном примере обращают на себя внимание два очень любопытных в гносеологическом плане обстоятельства.
Во-первых, не все опыты, которые не укладыва ются в рамки существующей теории, имеют одинако вое. значение в отношении поиска возможных новых путей исправления, видоизменения теории. Когда ре зультат опыта выявляет только новые черты той об ласти действительности, к объяснению которой была применена определенная теория, тогда указаний к пу тям видоизменения теории опыт еще не дает (новые серии в спектрах). Предпринимаемый на основе таких опытов поиск видоизменения теории, как прави ло, оказывается очень трудным и плохо обоснованным (введение Зоммерфельдом третьего квантового числа носило сугубо эмпирический характер, и всякие по
5 -1 7 9 |
97 |
пытки его теоретического обоснования были отбро шены) .
В этом случае, если опыт позволяет установить новые законы (эмпирические законы «аномального эффекта Зеемана»), он для теоретического поиска дает значительно больше, но корректное видоизмене ние теории остается все же недостаточно обоснован ным (введение в формулы старой квантовой механики ^-фактора Ланде).
Наконец, если результаты опыта дают возмож ность количественно оценить (измерить) степень рас хождения между теорией и опытом, они приобретают особую значимость (магнитный момент атома, опреде ленный из опыта, почти в два раза больше предска занного теорией), так как указывают направление ви доизменения теории (дополнение магнитного момента атома магнитными моментами самих электронов).
Во-вторых, не является ли сам факт количествен ной оценки расхождения результата эксперимента с предсказанием теории свидетельством сугубо количе ственного изменения опыта, т. е. изменения, не за трагивающего существа теории?
Думается, что определение, данное количествен ному опыту как опыту аналитическому, т.е. выводи мому из теории и поэтому согласуемому с ней, в принципе такое сомнение устраняет. Но дополнения или уточнения это определение все же требует. Ана литическим опытным результатом следует назвать такой, который выводится из теории и согласуется с ней в пределах, предусмотренных самой теорией, и в пределах разрешающей способности измерений. Опы ты по гиромагнитным аномалиям таковыми не явля лись, они были типично качественно иными опытами по отношению к теории электрона Лоренца, по отно шению к квантовой механике в ее первоначальной форме.
98
Следовательно, наиболее ценными опытами в от ношении развития физического знания будут такие, которые позволят оценить количественно, т. е. изме рить степень расхождения результата опыта с тео рией и использовать имеющийся математический ап парат для теоретического объяснения этого расхож дения. Поэтому количественное расхождение опыта с теорией, выходящее за пределы, допускаемые теорией и точностью измерений, становится качественным различием, т.е. превращается в противоречие между "ними. Это положение не следует понимать в узко историческом смысле. Пределы приложимости теории не являются просто признаком ее преходящего ха рактера. Поскольку каждая теория в определенном смысле огрубляет действительность, является ее мо делью, то приложимость этой модели к действитель ности с необходимостью предполагает свои границы.
Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг» привел очень яркие примеры наличия границ действия отдельных законов физики1. Выход за эти пределы всегда при водит к противоречию с данным законом, с данной теорией, с данной моделью. Современные физические теории, как правило, содержат определение границ своей приложимости к действительности и в совер шенно явной форме ставят задачу по их нахождению. Очень ярким примером в этом отношении является' построение теории плазмы.
В некотором смысле плазма представляет собой нормальное состояние вещества, наиболее распрост раненное во Вселенной 1.2
Поэтому построение теории плазмы имеет боль шое теоретическое значение. К тому же теория плаз
мы имеет |
и важнейшее практическое значение, так |
|
1 |
См. К. |
Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 92—93. |
2 |
См. Р. |
Кристи, А. Питти. Строение вещества: введение е |
современную физику, стр. 211. |
||
5* |
|
99 |
как позволяет глубже понять природу ионосферы, в которой распространяются радиоволны, магнитосфе ры, в которой при помощи искусственных спутников Земли были обнаружены радиационные пояса, и мно гие другие значимые для современной науки и прак тики явления. Словом, теория плазмы очень важна и практически и теоретически.
Но создать теорию плазмы — это значит построить определенную модель широко распространенного яв ления природы. Для создания такой модели прежде всего необходимо ответить на вопрос, что такое плаз ма с точки зрения ее структуры и как эта структура функционирует. Структурно плазма представляет со бой такое состояние вещества, в котором электроны оторвались от атомов и приобрели полную свободу движения. Свободно движущиеся в веществе элект роны делают плазму средой, проводящей электриче ский ток. Это одна особенность плазмы. Другая ее особенность заключается в том, что это текучая сре да. В силу этих особенностей для выявления харак терных черт поведения плазмы можно воспользовать ся моделью проводящей жидкостиК
Гносеологически такой подход совершенно пра вомерен, ибо в нем неизвестное выражается через известное, что существенно важно для построения модели. Такой подход не только правомерен, но и на учно эффективен, ибо плазма в таком случае рассмат ривается как сплошная среда, что позволяет абстра гироваться от движения отдельных частиц и восполь зоваться хорошо разработанными методами гидро динамики (именно таким образом рассматривается любая среда в гидродинамике). Применяя модель жидкости, можно сразу получить и метод исследова
1 См. Д. А. Франк-Каменецкий. Плазма — четвертое состоя ние вещества. М , 1963, стр. 55—57.
100