Файл: Семенчев, В. М. Физические знания и законы диалектики научное издание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
действительный исторический процесс, причем каж дый момент может рассматриваться в той точке его развития, где процесс достигает полной зрелости, своей классической формы» Г
Таким образом, логический анализ настоящего по ложения дел в науке, сопоставление ее отдельных частей, методов, учет имеющихся в распоряжении ма териальных средств и экспериментальных данных может дать представление о будущем этой науки. В. И. Ленин,, говоря о развитии диалектики в буду щем, додчеркивал необходимость продолжения «дела Гегеля и Маркса», т. е. необходимость логического анализа прошлого с целью развития будущего знания. Сам В. И. Ленин уделил большое внимание про должению дела Гегеля и Маркса, чем существенным образом предопределил настоящие науки. Будущее развитие физических знаний также не является ре зультатом лишь игры случая, оно базируется на на стоящем и в определенной мере предопределяется им.
Что же в этом отношении может играть наиболее важную роль в плане предмета настоящего иссле дования?
Один иззамечательнейших ученых XX в., фран цузский физик, коммунист П. Ланжевен считал, что важнейшую роль в развитии физической мысли иг рает уже выработанный понятийный и математиче ский аппарат, общие теоретические представления современной науки, в свете которых обычно оцени ваются, истолковываются вновь открытые факты. До порй и времени будущее науки и определяется такой «агрессией» существующих теоретических представ лений. «Поскольку механические свойства наиболее непосредственно оказывают влияние на наши чувст
ва,— писал П. Ланжевен,— то |
вполне естественно, |
I К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 13, |
стр. 497, |
173
что первые попытки объяснения мира, опиравшиеся на непосредственные данные наших чувств, были ос нованы на механических понятиях. Значительный ус пех этого способа объяснения в небесной механике в свою очередь неизбежно должен был привести к попытке распространить его на всю науку (курсив мой.— В. С.)» '.
В этой мысли Ланжевена обращает на себя вни мание и та сторона дела, что распространить на но вые факты пытаются прежде всего те теоретические представления, которые уже отмечены печатью побед, успехов. Именно значительный успех механических понятий в объяснении астрономических явлений и привел к распространению их на все природные яв ления.
Однако Г. Месси, пытаясь заглянуть в будущее науки с позиций современного этапа развития физи ческого знания, замечает: «Несмотря на широкие возможности развития перечисленных основных на правлений, можно ожидать, и это вполне вероятно, что наибольший прогресс будет осуществлен совсем в другой области, а именно в биофизике, где физиче ские методы исследования применяют для изучения живых организмов»12. Естественно, возникает вопрос, почему же можно ожидать, что «наибольший про гресс будет осуществлен совсем в другой области»? Очевидно, только потому, что в этой «другой области» уже получены некоторые обнадеживающие результа ты от применения методов, разработанных ранее и в отличной от этой области знания.
Но так или иначе П. Ланжевен и Г. Месси по су- • ществу утверждают одно и то же, а именно развитие, будущее науки как бы предопределяется ее настоящи-
1 |
П. |
Ланжевен. Избранные произведения. М , 1949, стр. 329. |
2 |
Г. |
Месси. Новая эра в физике, стр. 321. |
Ми возможностями, теоретическими представлениями и методами последования, уже принесшими успех в познании природы.
Дж. Томсон, присоединяясь в принципе к такой точке зрения, отмечает еще одну сторону возмож
ности |
прогнозов |
в науке. «Именно |
потому,— пишет |
|
он,— что |
крупные |
открытия основаны в первую оче |
||
редь |
на |
научных |
принципах, а не |
на механической |
изобретательности,— а научные принципы имеют свои пределы,— мы вправе надеяться, что в общих чертах можно предсказать направление, по которому пойдут этй открытия» '. Предсказания в развитии науки ста новятся более определенными в силу того, что при меняемые принципы имеют пределы своего приложе ния, пределы, которые могут определить их успех в одной области и отсутствие такового в другой.
Здесь нельзя не вспомнить замечательную мысльпрогноз Ф. Энгельса о развитии знаний на «стыках» отдельных наук. Обращает на себя внимание то важ нейшее обстоятельство прогноза Ф. Энгельса, что прогноз этот был сделан в условиях, когда механика еще уверенно претендовала йа роли единственной ос новы всех знаний о природе, а Ф. Энгельс смело под черкнул ограниченность ее принципов1.2
Но развитие физической мысли, по крайней мере практически, беспредельно, а принципы, лежащие в основе физических теорий, имеют пределы. Следова тельно, в любом прогнозировании будущего науки должно содержаться и. указание на такие пределы. История развития физической мысли подтверждает это. Успешное развитие ньютоновской механики было определено прежде всего самим ее содержанием, в котором особая роль, безусловно, принадлежит трем
1 Дж. Томсон. Предвидимое будущее, стр. 32.
2 См. Д. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 567—568.
175
Законам механики. Первый из этих законов — закон инерции — был известен ib своем главном содержании еще Галилею. В «Беседах и .математических доказа тельствах» читаем: «Когда тело движется по горизон тальной плоскости, не встречая никакого сопротивле ния движению, то, как мы уже знаем из всего того, что было изложено выше, движение его является рав номерным и продолжалось бы бесконечно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца» ‘.
Однако данное понимание инерциального движе ния отличается от будущего, ньютоновского. Это от личие заключается в том, что плоскость, о которой идет речь у Галилея, соответствует поверхности зем ного шара. Поэтому исходным понятием в представ лениях Галилея о движении тела по инерции оказы вается движение, сохраняющее одинаковое расстояние от центра Земли, что придает его механике «земные масштабы»12.
В формулировке Ньютона первый закон механи ки гласит: «Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямоли нейного движения, пока и поскольку оно не понужда ется приложенными силами изменять это состояние» 3.
Таким образом, в ньютоновском понимании закона, «земные масштабы» механики преодолены и представ ление об инерциальном движении связано воедино с прямолинейным и равномерным движением. Современ ная формулировка этого закона от ньютоновской не отличается.
Второй закон ньютоновской механики является ос новным и звучит так: «Изменение количества движе
1 Цит. по: Б. Г. Кузнецов. Развитие физических идей от Галилея до Эйнштейна, стр. 81.
2 См. там же, стр. 82.
3 И. Ньютон. Математические начала натуральной филосо фии. СПб., 1915, стр. 36.
176
ния пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует» х. Как видно из формулировки, понятие ускорения Ньютоном в законе не употребля ется, но поскольку в бесконечно малые промежутки времени приращение скорости, а значит, изменение количества движения пропорциональны времени, то тем самым понятие ускорения в законе явно подразу мевается. В дальнейшем Пуассон (начало XIX в.) сформулировал закон в такой форме, чтобы связь ускорения с приложенной действующей силой стала совершенно явной (в настоящее время закон форму лируется в той же форме): величина силы, действую щей на материальную точку, равна произведению мас сы точки на величину ее ускорения, а направление силы совпадает с направлением ускорения 1.2
Наконец, третий закон Ньютон выразил следую щим образом: «Действию всегда противостоит равное и противоположное ему противодействие, иначе гово ря, действие тел друг на друга противоположно». В понимании этого закона важно отметить' одно исклю чительно существенное обстоятельство. Действие и противодействие можно рассматривать и как силу, приложенную к телу, и как силу инерции. Поэтому, если тело I действует на тело II, то действующей силой
для тела II является сила, приложенная от I ко |
II, |
а инерция тела II оказывается силой фиктивной, |
ко |
торая противостоит этому действию, т. е. сопротивля ется ему. Но для тела I действующей приложенной силой является сила инерции тела II, а противостоя щей ей фиктивной силой окажется сила инерции тела I. Таким образом, различие между реально дейст
1 И. Ньютон, Математические начала натуральной филосо фии, стр. 37.
2 См. Н. И. Кошкин, М. Г. Ширкевич. Справочник по эле ментарной физике. М., 1962, стр. 21.
177
вующей и фиктивной силами оказывается относитель ным, они могут поменяться местами при перемене си стемы отсчета. Следовательно, различие между этими силами зависит лишь от того, какому из тел мы при писываем в данной системе отсчета истинное движе ние, а какое считаем неподвижно связанным с систе мой отсчета. Это представление об относительном ха рактере действующей и фиктивной сил прямо связано с относительностью всякого движения, происходящего прямолинейно и без ускорения, а поэтому связано и с формой законов, которые имеют место в данных отно сительно движущихся системах. Поскольку движение относительно, постольку форма законов в системах должна оставаться неизменной, инвариантной по от ношению к правилам преобразования одной инерци альной системы отсчета в любую другую.
В классической механике эти преобразования но сят, как известно, название преобразований Галилея и могут быть записаны в таком виде:
r = r ' + V 0t, t = f.
Итак, данная система в определенный период раз вития научных представлений о мире приобрела иск лючительный успех и наложила определенный отпе чаток на ход развития научных знаний. Чем же конкретно можно объяснить такой успех ньютонов
ской механики? |
. |
• |
Прежде всего содержанием |
второго |
закона — |
именно связью действующей силы с ускорением (ноне со скоростью, как это полагалось со времен Аристоте ля до Галилея), а движения по инерции только с рав номерным и прямолинейным движением.
Сам факт движения Земли вокруг Солнца' говорит в пользу теории Ньютона. В самом деле, рассматри вая силу, вызывающую движение Земли' вокруг Срлнца в случае признания связи силы со скоростью, мы
178
кевольно должны искать причину движения Земли в направлении ее скорости. Но это ни к чему не приво дит, так как это направление постоянно изменяется и указывает на различные точки небосвода, где, как правило, ничего не обнаруживается. Если же рассмот реть точку, в которую направлено ускорение Земли, то в ней (в этой точке) постоянно оказывается Солн це. Для жителей Земли этот объект естественно при нять за причину орбитального движения.
Таким образом, ньютоновское понимание силы позволяет установить явное соответствие между не посредственно наблюдаемыми явлениями мира и глав ной кинематической характеристикой в движении Зем ли, ее ускорением. Два ранее не связанных между со бой наблюдения теперь становятся теоретически объ единенными. И в этом кроется прежде всего причина долговременного успеха ньютоновской механики.
Обратим' теперь внимание на тот пункт этой меха ники, который в дальнейшем развитии науки имел исключительно важное значение. Это—свойство си стемы отсчета, в которой измеряется ускорение, важ нейшая характеристика движущейся системы в меха нике Ньютона.
С одной стороны, все моменты времени во Вселен ной и все точки пространства Вселенной одинаковы. Так, если в любой момент времени Солнце вдруг исчезло бы, то Земля прекратила бы свое-орбитальное движение и устремилась бы в ту из точек небосвода, куда в данный момент была направлена ее скорость. Такое же допущение при утверждении связи дейст? вующей силы не с ускорением, а со скоростью привело бы, мягко выражаясь, к странному выводу, а именно Земля продолжала бы кружить вокруг той точки, в которой находилось Солнце. Но почему именно во круг этой точки, а не любой другой, осталось бы абсо лютно неясным.
179
Если все моменты времени и все точки Вселенной однородны, а их взаимное расположение относитель но, то относительны и скорости перемещения. А уско рения? Может быть, и они относительны? Ускорение существенным образом отличается от скорости, так как оно связано с действующей силой, а последняя рассматривается в механике Ньютона как нечто со вершенно реальное.
Следовательно, значение каждой из переменных зависит от состояния движения той системы, в кото рой производится их измерение, но принятыми могут быть только такие системы отсчета, в которых ускоре ние получает правильное значение, ибо оно имеет истинный характер. Такими системами могут, очевид но, быть только те, которые движутся по отношению друг к другу без ускорения. И если мы имеем две та кие системы (или более), то при движении их относи тельно друг друга в строго фиксированном положе нии и с постоянной скоростью, скорости, измеренные в этих системах, будут отличаться, но ускорения будут совпадать. Все эти системы, таким образом, будут приемлемы в качестве стандартных для отсчета физи ческих величин.
В классической механике особо выделенные систе мы отсчета отсутствуют, отсутствует абсолютный по кой и признается существование множества равно правных систем отсчета, каждая из которых находит ся в относительном (в смысле скорости) движении и в абсолютно одинаковом (в смысле ускорения) физи ческом состоянии. Все эти системы отсчета и носят название инерциальных. Ускорения, измеренные в этих системах, связаны с силами в соответствии со вторым законом Ньютона. Поэтому во всех этих системах ме ханические законы выражены в инвариантной форме, т. е. имеют один и тот же вид. Но тогда возникает естественно вопрос: все ли системы мира являются
180