Файл: Семенчев, В. М. Физические знания и законы диалектики научное издание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
Что он выполняет не только роль помощника органов чувств человека и его функция не сводится лишь к преобразованию сигналов природы из форм, не до ступных для органов чувств, в доступные формы. Со временные физические приборы воспроизводят явле ния в «чистом» виде и притом нередко такие, которые в естественных условиях не существуют (сверхнизкие температуры, глубокий вакуум и т. и.). Они также открывают человеку такие стороны изучаемых явле ний, которые при проектировании и создании этих приборов не предугадывались (обнаружение при изу чении жидкого гелия сверхтекучести его, открытие новых элементарных частиц при изучении известных распадов в камере Вильсона и др.).
Природа неизмеримо богаче сложившихся на лю бом этапе развития науки представлений о ней. Убедительное свидетельство тому — неожиданность мно гих значительных открытий современной астрономии (квазары, например) ', которые не только не были предсказаны на основе существующих теорий, но и длительное время не могут получить общепринятого объяснения. «Неожиданными оказываются не только многие факты, но и описывающие их теоретические закономерности. И если выяснится, что для описания по крайней мере некоторых... процессов во Вселенной необходимо обобщение известных сейчас фундамен тальных физических теорий, будет получен еще один лишний довод против взглядов Эддингтона об «апри орности», «субъективности» и «абсолютности» этих теорий»12. Таким образом, опыт также не может быть сведен к теории.
1 См. Ф. Хойл. Галактики, ядра и квазары. М., 1968,
стр. 38—58.
2 В. В. Казютинский. Теоретико-познавательные проблемы современной астрономии в свете идей В. И. Ленина. — «Неко торые философские проблемы физики», вып. IV. «Физика и тео рия познания». М., 1970, стр. 79.
32
Следовательно, эксперимент и теория в физиче ском знании находятся в отношении единства проти воположностей, в котором они, оставаясь существен но различными сторона1ми физического знания, в то же время предполагают, обусловливают друг друга, а сама физическая мысль, физическое знание и есть диалектическое единство несводимых друг к другу опыта и теории.
2. ВНУТРЕННИЕ ИМПУЛЬСЫ К РАЗВИТИЮ
Обратим теперь внимание на иную сторону дела. Как мы стремились показать, эксперимент и теория, вза имно обусловливая друг друга, являются существен но отличными сторонами физических знаний. Это означает, что, предполагая друг друга, они в то же время остаются по крайней мере относительно неза висимыми друг от друга.
Первым, так сказать, статическим проявлением этой самостоятельности и является несводимость опы та к теории и теории к опыту, их «паритетность». Но для понимания «самодвижения» знания этого явно недостаточно. Иная сторона дела заключается в том,
что опыт и теория могут относительно самостоятель но и видоизменяться. А такое видоизменение естест венно ведет к возникновению «разрывов» в их един стве, в их соответствии друг другу, т. е. к возникнове нию противоречия между опытом и теорией.
Что же из них в таком случае в первую очередь «несет ответственность» за такой «разрыв»? И что из них должно быть изменено в угоду другому, чтобы это противоречие ликвидировать?
Для ответа на этот вопрос прежде всего рассмот- ' рим некоторые характерные примеры «разрыва» тео рии и опыта в истории возникновения физических идей.
2— 179 |
33 |
На основании ряда экспериментов, проведенных в XIX в., было установлено, что тела любой природы, нагретые до различных температур, вне зависимости от того, помещены они в вещественную среду или ва куум, выравнивают свои температуры. Это означало, что обмен энергией между телами происходит при посредстве электромагнитных волн, излучаемых ато мами этих тел. Исследуя условия теплового равнове сия и опираясь на идеи термодинамики, Г. Кирхгоф нашел, что отношение испускательной способности тела и его поглощательной способности должно вы ражаться универсальной функцией длины волны и температуры, одинаковой для всех тел. Для абсолют но черного тела, поглощающего все 100% падающих на него лучей (поглощающая способность равна еди нице), функция длины волны и температуры есть испускательная способность абсолютно черного тела. Значит, измерения испускательной способности абсо лютно черного тела для различных частот и темпера тур дадут значения, по которым можно попытаться установить и вид самой функции.
Так перед физиками встала задача нахождения функции распределения энергии по частотам спектра излучения абсолютно черного тела. Как видно, сама задача возникла с логической необходимостью. Ряд опытов нашел свое выражение в законе Кирхгофа. Последний вел с необходимостью к универсальной функции и к понятию абсолютно черного тела. Поня тие абсолютно черного тела открывало путь к поста новке экспериментов, в которых находила свое про явление универсальная функция, т. е. к возможности опытным путем установить вид самой функции.
Но вот в этой точке логическая необходимость как бы разрывается. Установить закон распределения энергии для различных частот и различных темпера тур непосредственно из экспериментов ввиду сложно
34
сти наблюдаемой картины явления оказывается не возможным. Графическое изображение результатов эксперимента говорит о том, что такой закон суще ствует. Но каково его выражение, формула? Здесь делу могла помочь только теория, опирающаяся на представление об определенном механизме излучения, действие которого приводит к закономерности, явно выраженной в кривых излучения.
Поскольку тепловое излучение как физическое яв ление объяснялось с позиций электромагнетизма и термодинамики, в основу представления о механизме излучения были положены идеи, разработанные глав ным образом Дж. К. Максвеллом и Л. Больцманом. В частности, Больцман, применив законы термодина мики, теоретически вывел закон полной энергии излу чения черного тела: E = a-Ti.
Путь, по которому шел Больцман, казался совер шенно правильным, ибо Больцману удалось получить закон, подтверждающий результаты, ранее получен ные экспериментальным путем Й. Стефаном. Ясно, что в попытке объяснить функцию спектрального рас пределения энергии ученые прежде всего обратились к идеям Больцмана. Выполнил эту задачу В. Вин, найдя значение плотности электромагнитного излуче ния в зависимости от К и Т, а значит, и испускательной способности черного тела.
Но формула Вина, отвечающая теоретическим со ображениям, которые приводили к результатам, уже проверенным опытом, на этот раз с результатами опыта разошлась. Совпадая с полученными в опытах Луммера и Прингсгейма кривыми в области коротких волн, она не совпадала с ними в области длинновол нового излучения.
То же самое можно сказать и о формуле, получен ной Д. У. Рэлеем и независимо от него Д. X. Джин сом. Опираясь на соображения, также взятые из сло
2* |
35 |
жившихся представлений (равномерное распределе ние энергии по степеням свободы), формула Рэлея — Джинса давала совпадение с результатами опытов Рубенса и Курльбаума, но только уже в области длинноволнового света. В области коротких волн и низких температур несоответствие с опытом станови лось совершенно невероятным, устремляясь букваль но к бесконечности. Какой же отсюда следовал вывод? Как теперь известно, только один: исходя из классических представлений, нельзя получить удовле творительного понимания механизма излучения и на основе его вывести формулу (закон) распределения энергии по частотам, совпадающую с данными опыта. Но такой вывод в условиях полного доверия к клас сическим представлениям сделать было невозможно. Несоответствие между теорией излучения и опытом омрачало надежды физиков-теоретиков на заверше ние общей физической теории, но выход из него фи зики видели только в совершенствовании самих клас сических представлений.
В каком, однако, направлении должно идти это совершенствование? Как найти правильную для всех частот функцию? Оставалась, очевидно, единствен ная возможность: сравнение результатов опыта с из вестными формулами и анализ расхождения. Разре шением этой задачи и занялся Макс Планк, и резуль таты, к которым он пришел, превзошли все ожидания. В работе, доложенной на заседании не мецкого физического общества 19 октября 1900 г., Планк, сравнивая результаты экспериментальных ра бот Луммера, Прингсгейма и Курльбаума — Рубенса с законом Вина, пришел к выводу о том, что «закон распределения энергии Вина не имеет всеобщего зна чения... а имеет характер предельного закона...» !.1
1 Цит. по: «Очерки развития основных физических идей»,
стр. 328.
36
|
Но в таком случае вставала задача нахождения |
||||||||
|
выражения, имеющего всеобщее значение и в то же |
||||||||
|
время строго удовлетворяющего всем требованиям |
||||||||
|
термодинамической |
и |
электромагнитной |
теории 1 |
|||||
|
(т. е. классическим представлениям). Решая |
эту за |
|||||||
|
дачу, Планк и пришел к своей знаменитой формуле, |
||||||||
|
содержащей две постоянные, за которыми он вскоре |
||||||||
|
угадал принципиально новые представления о приро |
||||||||
|
де излучения. В речи, произнесенной при вручении |
||||||||
|
ему Нобелевской премии, Планк оценивал формулу, |
||||||||
|
найденную им, хотя и как абсолютно точную, |
но огра |
|||||||
|
ниченную по своему значению ввиду того, |
что |
она |
||||||
|
была лишь счастливо обнаруженной интерполяцион |
||||||||
|
ной формулой. «Поэтому, — сказал Планк, — с са |
||||||||
|
мого дня ее установления передо мной возникла за |
||||||||
|
дача |
отыскать ее |
подлинный физический |
смысл... |
|||||
|
Именно на этом пути после нескольких недель напря |
||||||||
|
женнейшей в моей жизни работы темнота просвети |
||||||||
|
лась и начало брезжить новое неясное и далекое си |
||||||||
' |
яние (курсив мой. — В. С.) 21. |
|
о дискретной |
||||||
«Неясным |
сиянием» была догадка |
||||||||
|
природе излучения. На основе этой догадки приоб |
||||||||
|
ретали физический |
смысл и постоянные, входившие |
|||||||
|
в формулу, и противоречия формул Вина и Рэлея — |
||||||||
|
Джинса опыту. Но значение догадки Планка выходи |
||||||||
|
ло далеко за пределы теории излучения, так как за |
||||||||
|
ней |
открывались новые |
горизонты |
науки, квантовые |
|||||
|
свойства энергии, |
представление |
о |
которых |
было |
||||
|
чуждо классической физике. |
|
|
|
|
||||
|
Подведем итог нашему рассуждению. |
|
|
||||||
|
1. Результаты эксперимента по «черному излуче |
||||||||
|
нию» пришли в противоречие с теоретическими пред |
||||||||
|
1 См. «Очерки развития основных физических идей», стр. 328. |
||||||||
|
2 |
М. Planck. |
Die Entstehung und bischerige Entwicklung der |
||||||
|
Quantentheorie. |
Vertrage und |
Erinnerungen. |
Stuttgart, |
1949, |
||||
|
S. 129: |
|
|
|
|
|
|
|
37.
ставлениями, на основе которых была получена са ма возможность постановки таких экспериментов. Произошел явный «разрыв» между теорией и опытом.
2. Устранение противоречия между теорией и опы том привело к возникновению новых физических идей о прерывном, дискретном характере излучения, кото рые, как известно, существенным образом преобразо вали в дальнейшем все здание физической мысли.
3. Таким образом, «разрывы» возникают естест венным путем в ходе развития научной мысли и спо собствуют дальнейшему развитию физических знаний.
Посмотрим теперь, каким образом возникают та кие «разрывы». Обратимся вновь к конкретным фак там из истории науки.
Характерная ситуация возникла в свое время при исследовании гиромагнитных явлений. Теоретиче ские представления об атомном магнетизме покоились на понимании движения электронов в атоме как ор битального. Эти соображения в качестве своего есте ственного следствия приводили к простому опыту, который мог подтвердить их: если свободно подве шенный железный цилиндр намагнитить вдоль оси, то цилиндр должен начать вращаться, а в этом случае он должен приобрести магнитный момент. Опыт по зволял путем несложных измерений и расчетов уста новить и отношение механического момента к момен ту магнитному. Казалось несомненным, что это отношение должно быть равно постоянной величине, зависящей исключительно от отношения заряда элек трона к его массе. Опыт подтвердил теоретические соображения: намагниченный цилиндр приходил во вращательное движение; приведенный во вращатель ное движение цилиндр намагничивался. В этой части устанавливалось соответствие теории и опыта, их единство.
Однако некоторые «детали» опыта выявили и
38
«разрыв» теории и эксперимента: отношение магнит ного момента к механическому моменту оказалось фактически в два раза больше величины, полученной теоретически. Отсюда непосредственно следовал вы вод о необходимости «дополнить» теорию новыми представлениями, которые позволили бы «заполнить разрыв».
В дальнейшем мы еще вернемся к данному при меру, а пока обратим внимание на возникшую в связи с опытом ситуацию.
Теоретические представления об определенном яв лении природы ведут к ряду экспериментально прове ряемых следствий. Некоторые из этих следствий под тверждаются, некоторые выявляют в эксперименте такие «детали», которые теорией не предсказывались и порой даже противоречили ей. Возникает необходи мость в дополнении, уточнении теории. Это как раз
та |
характерная |
ситуация, которую имел |
в виду |
Ф. |
Энгельс, когда |
в «Диалектике природы» |
писал: |
«Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же самой группе. С этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающаяся сперва только на ограни ченное количество фактов и наблюдений. Дальнейший опытный материал приводит к очищению этих гипо тез, устраняет одни из них, исправляет другие, пока, наконец, не будет установлен в чистом виде закон»1.
История развития физики достаточно богата при мерами возникновения таких ситуаций. К ним отно сится и открытие А. Беккерелем естественной радио активности, и открытие Э. Резерфордом атомного яд ра, и открытие В. Рентгеном проникающих лучей и
многие, |
многие другие |
открытия. Но всегда ли дело |
1 К- |
Маркс и Ф. Энгельс. |
Соч., т. 20, стр. 555. |
39
обстоит только так, т. е. всегда лй опыт обгоняет теорию и заставляет последнюю устранять разрыв? Нет! Бывают и иные ситуации, когда теория обгоня ет опыт и опыт должен сделать шаг вперед, чтобы догнать теорию и ликвидировать разрыв. В этом от ношении очень характерным примером является тео ретическое предсказание мезона Юкавой'. Более 10 лет физики искали мезон Юкавы, в истории этого поиска было немало поистине драматических момен тов. А теоретическое предсказание II, Дираком анти электрона разве не является замечательным приме ром теоретического «рывка» в науке? Да, собствен но говоря, как же может быть иначе, если теория должна не только объяснять, но и предсказывать?! Значит, противоречия, «разрывы» в единстве, в соот ветствии теории и опыта могут образоваться как в связи с изменением теории, так и в связи с измене нием опыта.
Но не возникает ли в таком случае противоречия J3 самом пашем рассуждении? Если физические зна ния — это единство, соответствие теории и опыта, то о каком же единстве можно говорить в случае «раз рыва» теории и опыта? Если единство оказывается преходящим, мимолетным, то может ли знание бази роваться на таком непрочном фундаменте? Если же такое противоречие возникает, то каким образом можно его преодолеть?
Выход, очевидно, один: следует признать относи тельность единства теории и опыта. Именно в силу того, что различие теории и опыта носит необходи мый характер, устранить его невозможно. Такое уст ранение было бы равносильным созданию абсолют ной теории, объясняющей абсолютно все детали1
1 Более подробно об этом см., например, Р. Кристи, А. Пи ты. Строение вещества: введение в современную физику. М., 1969, стр. 549—558.
40