Файл: Семенчев, В. М. Физические знания и законы диалектики научное издание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
вершенных средств наблюдения и проверки. Число таких примеров даже трудно учесть, они буквально заполняют собой историю развития физических зна ний. К ним относится и неудачный опыт Галилея по
определению закономерности |
поведения |
маятника |
|
(наблюдение за раскачиванием люстр |
в |
Пизанском |
|
соборе), и обнаружение сети |
каналов |
на |
Марсе, и |
первоначальная оценка расстояния до Луны, на ко торую опирался Ньютон при проверке закона всемир ного тяготения, и определение отклонения падающе го с башни на землю груза, и т. п.
Речь идет о результатах, по существу не зависимых от степени точности поставленного опыта, но все же не принятых во внимание или отброшенных в силу противоречия их каким-то теоретическим положениям.
В науке давно высказана мысль о бесконечности Вселенной в пространстве. Поскольку бесконечность в опыте непосредственно выступать не может, она до казывается в процессе наблюдений и опытов, которые не обнаруживают конечность мира. В настоящее вре мя этот вопрос стоит более конкретно, ибо теперь из вестно, что понятие бесконечности не однозначно и может поэтому связываться с отличными друг от дру га свойствами Вселенной. Более конкретная постанов ка вопроса заключается в решении задачи о замкну тости Вселенной. Казалось бы, вопрос о том, замкну та Вселенная или не замкнута, может быть из сугубо теоретической сферы перенесен в сферу наблюдения, позволяющего решить вопрос о замкнутости или не замкнутое™ Вселенной.
Однако результаты некоторых наблюдений, хоро шо известные в науке и свидетельствующие, казалось бы, о замкнутости Вселенной, не убеждали ученых в этом. Так, Г. Ольберс (1823 г.) и Зеелигер (1894 г.) выдвигали соображения, согласно которым наблюда емая картина неба говорит только в пользу замкну-
3* |
67 |
-гости мира. Но, как показывает.современная астроно мия, такое утверждение не безусловно и связано с некоторыми исходными посылками теоретического ха рактера.
Дело заключается в том, что результаты наблюде ний свидетельствуют в пользу конечности мира только при условии предположения стационарности Вселен ной. Но стоит отказаться от этого допущения, как по ложение тотчас же изменяется. Вот что по этому поводу пишет Я- Б. Зельдович: «Из-за нестационарности Вселенной два очень различных варианта — замкнутый и бесконечный мир — не приводят к каче ственным различиям в наблюдаемой картине»'. Мы подчеркиваем — не приводят к качественным разли чиям, т. е. к различиям, которые не связаны с точно стью измерения. Следовательно, результаты астроно мических наблюдений «в пользу» замкнутости Вселен ной отбрасываются, во внимание не принимаются.
Можно опять возразить, что в данном случае речь идет о теоретических предпосылках, лежащих в осно ве истолкования наблюдения и пока еще не оконча тельно сформулированных, а опыт тут вроде бы и ни при чем. В том-то и дело, что опыт здесь оказывается настолько «при чем», что с ним нельзя не считаться, и в то же время он оказывается настолько «ни при чем», что не дает однозначного ответа на вопрос о пригодности тех или иных теоретических соображений.
Однако мы опять увлеклись доводами против крайнего эмпиризма в понимании физических знаний. Следует сказать еще несколько слов и о попытках сделать главный акцент в физических знаниях на те оретической стороне. Здесь особое сомнение вызывает1
1 Я. Б. Зельдович. Теория расширяющейся Вселенной, соз данная А. А. Фридманом. — «Успехи физических наук», т. 80, 1963, вып. 3, стр. 367.
68.
понятие противоречивости, о котором говорилось выше.
В самом деле, ведь всякое знание должно быть свободно от противоречий, не может базироваться на противоречивых основаниях, а противоречивость — понятие логическое, т. е. имеющее отношение к теории прежде всего. И не является ли в таком случае прео доление противоречий в знаниях исключительно за дачей теоретической? Если это так, то невольно вспо минаются слова М. Борна о «ведущей идее» Эддинг тона, которая состоит в том, что «существенная труд ность в теории всегда может быть прослежена до гносеологической ошибки, до неверного или слишком узкого понятия» К
Однако опыт, экспериментальные факты очень час то оказываются «выше» теоретических соображений, даже если эти теоретические соображения внутренне несовместимы с опытом, противоречат ему. Сошлемся в качестве примера на специальную теорию относи тельности.
Известно, что специальная теория относительности покоится на двух неопровержимых фактах природы. Первый из них заключается в невозможности отличить систему, находящуюся в состоянии прямолинейного и равномерного движения, от покоящейся системы. Законы природы, действующие в различных инерци альных системах, независимы от движения самих сис тем, и в опытах, проводимых внутри данных систем, невозможно установить, какая из них движется, а ка кая покоится. Законы природы одинаковы для всех инерциальных систем; движение инерциальных сис тем имеет относительный характер. Обобщение дан ных фактов нашло свое выражение в так называемом
принципе относительности.
1 М. Борн. Физика в жизни моего поколения, стр. 164.
69
Вторым достоверным фактом, лежащим в основе специальной теории относительности, является посто янство скорости света. Свет распространяется в пу стоте во всех направлениях с одинаковой скоростью, которая не зависит от скорости источника света, и по этому положение о распространении света с опреде ленной скоростью, равной 300 тыс. км в сек, носит как бы абсолютный характер. Обобщение этого факта нашло свое выражение в принципе постоянства скоро сти света.
Анализ двух указанных принципов выявляет их внутреннюю противоречивость. С одной стороны, пред ставляется вполне закономерным, что такие явления, как аберрация света и связанные с ней оптические й электрические явления, дают надежное средство для определения абсолютного движения Земли, или, вер нее, ее движения не по отношению к другим небесным телам, а по отношению к той среде, в которой распро страняется световой поток (эфир, по представлениям конца XIX в). Но это означало бы в свою очередь, что существует способ определения абсолютного движе ния, а значит, движение не может иметь только отно сительный характер; тем самым принцип относитель ности отвергается.
С другой стороны, если всякое движение имеет только относительный характер, то и движение Земли относительно светового потока таково же. Следова тельно, различные космические тела по отношению к одному и тому же лучу света движутся с различными скоростями, и говорить о какой-то абсолютной скоро сти света не имеет смысла так же, как бессмысленно говорить об абсолютной скорости в пространстве Земли или других планет и звезд.
Таким образом, противоречие между двумя прин
ципами очевидно. Это противоречие |
отмечал и сам |
А. Эйнштейн: «Состояние движения |
инерциальной |
70
системы, согласно механике, не определяется единст венным образом природой. Наоборот, хорошо выпол няется следующее утверждение: координатная система, движущаяся равномерно и прямолинейно относи тельно инерциальной системы, сама является инерци альной. Специальный принцип относительности пред ставляет собой обобщение этого утверждения на все процессы природы: каждый универсальный закон при роды, который выполняется по отношению к некото рой системе отсчета С, должен также выполняться в любой другой системе С', которая движется равномер но и прямолинейно относительно С.
Другим принципом, на котором основана специ альная теория относительности, является принцип по стоянства скорости света в пустоте. Согласно этому принципу, свет в пустоте всегда распространяется с определенной постоянной скоростью (не зависящей от состояния движения наблюдателя и источника света). Свое убеждение в справедливости этого принципа фи зики черпают из успехов электродинамики Максвел ла — Лоренца.
Оба упомянутые выше принципа убедительно под тверждены экспериментом, но представляются логиче ски непримиримыми (курсив мой. — В. С.)» К
Теперь еще раз поставим тот же вопрос, который привел нас к только что изложенному примеру: если значение опыта только относительно, а теории (логи ческой системы, не допускающей противоречия) — абсолютно, то означает ли это, что из двух противоре чащих друг другу опытных фактов один безусловно должен быть отвергнут?
Нет, не означает. Ни один из опытных фактов, ле жащих в основе теории относительности, не отверга ется, хотя одни факты, кажется, противоречат другим. Скажем, если скорость света в пустоте постоянна, то
1 А. Эйнштейн. Физика и реальность, стр. 248—249, 7)
можно определить абсолютную скорость Земли в ми ровом пространстве. Если скорость Земли определить все же нельзя, значит закон постоянства скорости света нужно отбросить. Если принцип относительности справедлив, то найти абсолютную скорость Земли в мировом океане невозможно, а если эту скорость оп ределить можно, то принцип относительности неспра ведлив. Такова логика. Что же дает опыт?
1.Абсолютную скорость Земли определить нельзя.
2.Все опыты по установлению скорости света дают одни и те же результаты. Постоянство скорости света подтверждается наблюдениями за двойными звездами
инекоторыми другими фактами.
Что же должно пасть жертвой данного противоре чия? Оказывается, само противоречие! А это означает, что противоречивость опытных данных может оказать ся мнимой и имеющей Смысл только в границах опре деленных теоретических представлений: изменение тео ретических представлений в этом случае может «снять» противоречие между опытами, между фактами и сделать их непротиворечащими, соответствующими друг другу. Так, в частности, в специальной теории относительности противоречивость двух упомянутых принципов снимается в результате изменения теорети ческих представлений о пространстве и времени. Од нако эти представления изменились в конечном счете на основе опытных данных, что является, на наш взгляд, доводом против своеобразного «рационализ ма» в понимании соотношения между теорией и экс периментом.
Эксперимент, опыт, научное наблюдение — это не просто чувственный акт, абсолютно не связанный ни с разумом, ни с логикой, ни с теорией. Эксперимент, научный опыт обязательно связан с теорией, немыслим без нее. В свою очередь научная теория также опира ется на научный опыт.
72
Таким образом, одним из источников развития фи зического знания является взаимодействие теории и опыта как внутренних противоположностей, составля ющих в единстве физическое знание.
В этом смысле развитие физического знания про исходит в результате внутреннего противоречия тео рии и опыта, вырастающего из относительного, пре ходящего их тождества, вырастающего и в силу того, что «мыслящий разум (ум) заостривает притупившее ся различие различного, простое разнообразие пред ставлений, до существенного различия, до противопо ложности. Лишь поднятые на вершину противоречия, разнообразия становятся подвижными (regsam) и жи выми по отношению одного к другому, — приобретают ту негативность, которая является в н у т р е н н е й п у л ь с а ц и е й с а м о д в и ж е н и я и жи з н е н н о -
с ти» Развитие физических знаний выражается преж де всего в нахождении способа снятия постоянно возникающих противоречий.
Следовательно, источником «самодвижения» физи ческой мысли является внутреннее противоречие меж ду теорией и опытом, приводящее к замене одного способа соответствия теории экспериментальным дан ным другим способом такого соответствия12.
1В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 128.
2При этом еще раз необходимо подчеркнуть, что данное положение можно и должно принимать только в органической связи с материалистическим пониманием опыта, иначе всякое утверждение о согласовании, соответствии теории с опытом рис
кует быть истолкованным в позитивистском плане.
... Развитие скачкообразное, катастрофиче ское, революционное; — «перерывы постепен ности»; превращение количества в качество...
В. И. Ленин
Глава 2
ПЕРЕРЫВЫ ПОСТЕПЕННОСТИ
Как уже отмечалось, единство опыта и теории в фи зическом знании всегда является только относитель ным и поэтому заключающим в себе различия, кото рые проявляются, в частности, и в относительной са мостоятельности их изменений. Такая относительная самостоятельность в изменении теории и опыта может приводить к «разрывам» в их единстве. «Разрывы» эти устраняются путем установления нового согласо вания опыта и теории, но и новое согласование ока зывается лишь относительным.
В связи с этим возникает два существенных для понимания развития физической мысли вопроса:
1. Всегда ли относительно самостоятельные опыт и теория развиваются в направлении углубления раз рыва между ними?
2. Что означает понятие «нового согласования» теории и опыта, в чем отличие этого «нового» от «ста рого»?
Для ответа на эти вопросы следует прежде всего внимательно разобраться в том, как конкретно видо изменяются опыт и теория.
74