Файл: Паньков, Н. П. Ремонтопригодность автомобильной техники учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
Для проверки гипотезы о равенстве средних сначала также подсчитывают число степеней свободы k\ = l — 1 и сумму квадра тов отклонений между сериями по формуле
2 (ч~^)а■ (L86)
Затем подсчитывают сумму .квадратов отклонений внутри се рий Q2 и соответствующее число степеней свободы k%= Ц т —I). Q2 находится по формуле
|
<?* = ( « - D 2 |
# • |
|
(! -87> |
||
|
|
|
i= l |
|
|
|
После этого 'Находится 'Величина F по формуле |
|
|||||
|
|
р |
QtIKi |
|
|
( 1.88) |
|
|
|
QJK, |
|
|
|
Подставляя данные |
табл. |
1.7 в зависимости |
(1.86) |
и (1.87), |
||
находим: Qi = 0 У133, Ki = 4, Q2= 2,58 и |
/<2=45. |
Из зависимости |
||||
(1.88) получаем значение F =0,58. |
|
|
|
|||
Так как |
Д<< Fk k, -гипотеза о равенстве средних принимается. |
|||||
После |
того как |
было |
установлено равенство |
дисперсий |
и средних, т. е. опытные данные не противоречили предположению об однородности начального качества, вычисляют 1 , р г по сле дующим формулам:
|
|
|
|
|
|
1 |
|
У = |
|
|
|
|
(1.89) |
> — |
?Г2 |
|
|
1 |
|
(1.90) |
71 |
|
' 8 5 |
||||
' |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Г :II |
|
|
|
(1.91) |
|
0,336 |
|
1 |
|
0,00172 — |
|
|
0,0554 |
' 1200 |
|
|
км |
|
|
0,0554 |
|
0,165 мм; |
|
|||
У ~ |
0,336 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
М |
|
4 |
|
24,1 |
|
г = -— |
0,165 |
|
||||
|
У |
|
|
где М — предельно допустимый износ протектора.
50
Зная X и г, определяют вероятность безотказной работы в
течение заданного времени, а из выражения
среднее время (или пробег) безот1ка1зной работы.
Аналогичным методом можно прогнозировать безотказную работу других деталей автомобиля, .выдавая информацию парал лельно с отработкой конструкции ее.
Значительно .сложнее прогнозировать безотказную работу агрегата, состоящего ив многих деталей.
Если в агрегате имеется последовательное соединение дета лей, то в этом случае прочность его не может быть больше проч ности наиболее слабого звена. Распределение же времени безот казной работы наиболее слабого звена (наименьшей порядковой статистики) 1соот:ветствует распределению Вейбулла.
При параллельном соединении деталей (модель типа «верев ки») распределение долговечноста агрегата можно рассматри вать как случайную величину, состоящую из суммы случайных величин, равных срокам службы отдельных деталей.
Г л а в а 2
КРИТЕРИИ РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ ОЦЕНКИ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Ремонтопригодность автомобиля является его внутренним свойством, создаваемым три разработке конструкции и обеспечи ваемым при изготовлении и эксплуатация. Уровеныпоказателей ре монтопригодности определяется организационно-техническими ус ловиями эксплуатации и ремонта. Чем ниже уровень организации проведения технического обслуживания и ремонта, тем выше /должны быть требования к конструкции машины с точки зрения обеспечения безотказности и ремонтопригодности. Таким образом, каждая машина в зависимости от условий эксплуатации и реаль но существующего уровня технического обслуживания и ремонта должна обладать определенным запасом надежности, определяе мым показателями безотказности и ремонтопригодности.
(Показатели ремонтопригодности автомобилей должны позво лять оценивать как оперативную строну их использования, харак теризуемую, главным образом, временем пребывания в неработо способном состоянии в связи с осуществлением ремонтных работ при техническом обслуживании и собственно ремонтах, так и эко номическую сторону, которая характеризуется затратами труда и средств на осуществление ремонтных работ.
Количественно ремонтопритоднасть может быть оценена вре
менем |
пребывания автомобиля в неработоспособном состоянии |
в связи |
с осуществлением системы технического обслуживания |
и ремонта, .затратами труда и средств на поддержание и восста новление работоспособности ,в определенных оргаяизационнотехнических условиях их эксплуатации и ремонта. Но при оценке ремонтопригодности должны учитываться только затраты време ни, труда и материальных средств, обусловленные непосредствен ным выполнением на автомобиле работ по предупреждению, обна ружению и устранению неисправностей и отказов. В расчет не
52
должны .приниматься затраты, обусловленные преимущественно влиянием факторов, не относящихся к конструкции автомобиля. Полная продолжительность устранения отказа автомобиля может быть представлена как
t ~ t a-(-10pr -j-1. |
t |
-l~ t |
|
мер |
|
( 2. 1) |
|||
‘'адм |
i |
‘'иодг |
|
|
|||||
где tB— 4 + tv — время, непосредственно |
затраченное на |
поиск |
|||||||
<4) и |
устранение |
(tp) |
отказа; |
|
|
|
|||
*орГ—время ож1ида1Н1И'я ремонта в связи с занятостью |
|||||||||
мастерской |
восстановлением |
других |
машин; |
||||||
t3вак — в|ремя |
на |
доставку |
неиспраиного автомобиля |
||||||
к ремонтным средствам |
или |
поивижного ре |
|||||||
монтного средства к отказавшему автомобилю; |
|||||||||
£адм — время, |
обусловленное |
отсутствием |
и потоком |
||||||
необходимых для выполнения ремонта специа |
|||||||||
листов, запасных частей и материалов, обору |
|||||||||
дования и инструмента; |
|
|
и |
подго |
|||||
4оДг — время, |
связанное |
с |
развертыванием |
||||||
товкой к работе ремонтных средств; |
|
приня |
|||||||
^пер — время на перерыв в работе для отдыха, |
тия пищи и г. д.
Для оценки ремонтопригодности должно учитываться только время tB, непосредственно зависящее от конструкции автомобиля.
Как и безотказность, ремонтопригодность является вероятност ным статическим параметром. Различие между ними состоит® том, что ремонтопригодность связана с вероятностью восстановления автомобиля в течение определенного периода времени, в то время как безотказность характеризуется вероятностью безотказной ра боты в течение какого-то времени. Вероятность безотказной ра
боты максимальна в том случае, если наработка на |
отказ велика, |
а интенсивность потока отказов мала. |
тогда, когда |
Ремонтопригодность же будет максимальной |
среднее время выполнения операций по обслуживанию и ремонту
машины будет мало, а интенсивность 0|бслуживания, |
наоборот, |
|||
велика. |
обслуживания |
tcp может быть определено как |
||
Среднее время |
||||
отношение общего |
времени обслуживания t0 |
к числу |
проведен |
|
ных обслуживаний п0 |
|
|
|
|
|
*с = ~№0 • |
|
( 2-2) |
|
Интенсивность |
обслуживания |
определяется |
числом |
операций |
по обслуживанию на один час |
|
|
|
|
|
P = - J - . |
|
(2-3) |
|
|
^ор |
|
|
|
Из представленных зависимостей следует, что чем больше вы полнено операций по обслуживанию в течение £ор, тем лучшей
53
ремонтопригодностью обладает конструкция. Чем меньше среднее время выполнения одной операции по предупреждению и устра нению отказов, тем лучше ремонтопригодность.
Достижение хорошей ремонтопригодности связано с большими затратами, которые очень быстро растут, если время tcv умень шается, так как при этом требуются более дорогие резервные узлы и агрегаты и более опытный обслуживающий персонал. Внедрение агрегатного метода ремонта, при котором вместо де тали заменяется агрегат, увеличивает расходы на запасные части, но резко сокращает время восстановления работоспособности машины.
В связи с тем, что процессы технического 'Обслуживания и ремонта включают большое число работ, различных по содержа нию ц по частоте выполнения, то, -естественно, отличаются и конст руктивные приемы обеспечения приспособленности автомобиля к отдельным видам работ по ТО и ремонту. Поэтому целесообраз но выделить в ремонтопригодности, (как составляющее свойство, приспособленность конструкции автомобиля ж выполнению наибо лее характерных, типовых работ технического обслуживания и ре монта (рис. 2Л).
Таким свойством может быть приспособленность автомобиля
иего агрегатов:
—к контролю технического состояния (контролируемость);
—к разборочно-сборочным работам, включая замену неслож
ных деталей исправными;
—к регулировочным работам с целью -поддержания их рабо чих параметров -в заданных пределах (регулируемость);
—к выполнению смазочных работ, к заправке техническими жидкостями и топливом;
—к выполнению смазочных работ, к заправке техническими жидкостями и топливом;
—к очистительным и уборочным работам;
—к восстановлению работоспособности с применением механи ческих, физино-химических и других способов восстановления ('Восстанавливаемость).
'Следует иметь в виду, что перечисленные 'Свойства конструк ции автомобиля проявляются в различных 'Сочетаниях при выпол нении разных видов ремонта и при техническом обслуживании. Различно и относительное значение каждого свойства. Поэтому целесообразно рассматривать ремонтопригодность как в общем виде, так и раздельно применительно к конкретным видам ремон тов и к техническим обслуживаниям.
.Приспособленность автомобиля к выполнению отдельных ра бот и соответственно к отдельным видам технического обслужи вания и ремонта определяется действием ряда факторов конструк тивного исполнения, которые подразделяются на общие и специ альные.
54