Файл: Паньков, Н. П. Ремонтопригодность автомобильной техники учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для проверки гипотезы о равенстве средних сначала также подсчитывают число степеней свободы k\ = l — 1 и сумму квадра­ тов отклонений между сериями по формуле

2 (ч~^)а■ (L86)

Затем подсчитывают сумму .квадратов отклонений внутри се­ рий Q2 и соответствующее число степеней свободы k%= Ц т I). Q2 находится по формуле

 

<?* = ( « - D 2

# •

 

(! -87>

 

 

 

i= l

 

 

 

После этого 'Находится 'Величина F по формуле

 

 

 

р

QtIKi

 

 

( 1.88)

 

 

 

QJK,

 

 

 

Подставляя данные

табл.

1.7 в зависимости

(1.86)

и (1.87),

находим: Qi = 0 У133, Ki = 4, Q2= 2,58 и

/<2=45.

Из зависимости

(1.88) получаем значение F =0,58.

 

 

 

Так как

Д<< Fk k, -гипотеза о равенстве средних принимается.

После

того как

было

установлено равенство

дисперсий

и средних, т. е. опытные данные не противоречили предположению об однородности начального качества, вычисляют 1 , р г по сле­ дующим формулам:

 

 

 

 

 

 

1

 

У =

 

 

 

 

(1.89)

> —

?Г2

 

 

1

 

(1.90)

71

 

' 8 5

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г :II

 

 

 

(1.91)

0,336

 

1

 

0,00172 —

 

0,0554

' 1200

 

 

км

 

0,0554

 

0,165 мм;

 

У ~

0,336

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

 

4

 

24,1

 

г = -—

0,165

 

 

У

 

 

где М — предельно допустимый износ протектора.

50


Зная X и г, определяют вероятность безотказной работы в

течение заданного времени, а из выражения

среднее время (или пробег) безот1ка1зной работы.

Аналогичным методом можно прогнозировать безотказную работу других деталей автомобиля, .выдавая информацию парал­ лельно с отработкой конструкции ее.

Значительно .сложнее прогнозировать безотказную работу агрегата, состоящего ив многих деталей.

Если в агрегате имеется последовательное соединение дета­ лей, то в этом случае прочность его не может быть больше проч­ ности наиболее слабого звена. Распределение же времени безот­ казной работы наиболее слабого звена (наименьшей порядковой статистики) 1соот:ветствует распределению Вейбулла.

При параллельном соединении деталей (модель типа «верев­ ки») распределение долговечноста агрегата можно рассматри­ вать как случайную величину, состоящую из суммы случайных величин, равных срокам службы отдельных деталей.

Г л а в а 2

КРИТЕРИИ РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ ОЦЕНКИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ремонтопригодность автомобиля является его внутренним свойством, создаваемым три разработке конструкции и обеспечи­ ваемым при изготовлении и эксплуатация. Уровеныпоказателей ре­ монтопригодности определяется организационно-техническими ус­ ловиями эксплуатации и ремонта. Чем ниже уровень организации проведения технического обслуживания и ремонта, тем выше /должны быть требования к конструкции машины с точки зрения обеспечения безотказности и ремонтопригодности. Таким образом, каждая машина в зависимости от условий эксплуатации и реаль­ но существующего уровня технического обслуживания и ремонта должна обладать определенным запасом надежности, определяе­ мым показателями безотказности и ремонтопригодности.

(Показатели ремонтопригодности автомобилей должны позво­ лять оценивать как оперативную строну их использования, харак­ теризуемую, главным образом, временем пребывания в неработо­ способном состоянии в связи с осуществлением ремонтных работ при техническом обслуживании и собственно ремонтах, так и эко­ номическую сторону, которая характеризуется затратами труда и средств на осуществление ремонтных работ.

Количественно ремонтопритоднасть может быть оценена вре­

менем

пребывания автомобиля в неработоспособном состоянии

в связи

с осуществлением системы технического обслуживания

и ремонта, .затратами труда и средств на поддержание и восста­ новление работоспособности ,в определенных оргаяизационнотехнических условиях их эксплуатации и ремонта. Но при оценке ремонтопригодности должны учитываться только затраты време­ ни, труда и материальных средств, обусловленные непосредствен­ ным выполнением на автомобиле работ по предупреждению, обна­ ружению и устранению неисправностей и отказов. В расчет не

52


должны .приниматься затраты, обусловленные преимущественно влиянием факторов, не относящихся к конструкции автомобиля. Полная продолжительность устранения отказа автомобиля может быть представлена как

t ~ t a-(-10pr -j-1.

t

-l~ t

 

мер

 

( 2. 1)

‘'адм

i

‘'иодг

 

 

где tB— 4 + tv — время, непосредственно

затраченное на

поиск

<4) и

устранение

(tp)

отказа;

 

 

 

*орГ—время ож1ида1Н1И'я ремонта в связи с занятостью

мастерской

восстановлением

других

машин;

t3вак — в|ремя

на

доставку

неиспраиного автомобиля

к ремонтным средствам

или

поивижного ре­

монтного средства к отказавшему автомобилю;

£адм — время,

обусловленное

отсутствием

и потоком

необходимых для выполнения ремонта специа­

листов, запасных частей и материалов, обору­

дования и инструмента;

 

 

и

подго­

4оДг — время,

связанное

с

развертыванием

товкой к работе ремонтных средств;

 

приня­

^пер — время на перерыв в работе для отдыха,

тия пищи и г. д.

Для оценки ремонтопригодности должно учитываться только время tB, непосредственно зависящее от конструкции автомобиля.

Как и безотказность, ремонтопригодность является вероятност­ ным статическим параметром. Различие между ними состоит® том, что ремонтопригодность связана с вероятностью восстановления автомобиля в течение определенного периода времени, в то время как безотказность характеризуется вероятностью безотказной ра­ боты в течение какого-то времени. Вероятность безотказной ра­

боты максимальна в том случае, если наработка на

отказ велика,

а интенсивность потока отказов мала.

тогда, когда

Ремонтопригодность же будет максимальной

среднее время выполнения операций по обслуживанию и ремонту

машины будет мало, а интенсивность 0|бслуживания,

наоборот,

велика.

обслуживания

tcp может быть определено как

Среднее время

отношение общего

времени обслуживания t0

к числу

проведен­

ных обслуживаний п0

 

 

 

 

= ~№0

 

( 2-2)

Интенсивность

обслуживания

определяется

числом

операций

по обслуживанию на один час

 

 

 

 

P = - J - .

 

(2-3)

 

^ор

 

 

 

Из представленных зависимостей следует, что чем больше вы­ полнено операций по обслуживанию в течение £ор, тем лучшей

53


ремонтопригодностью обладает конструкция. Чем меньше среднее время выполнения одной операции по предупреждению и устра­ нению отказов, тем лучше ремонтопригодность.

Достижение хорошей ремонтопригодности связано с большими затратами, которые очень быстро растут, если время tcv умень­ шается, так как при этом требуются более дорогие резервные узлы и агрегаты и более опытный обслуживающий персонал. Внедрение агрегатного метода ремонта, при котором вместо де­ тали заменяется агрегат, увеличивает расходы на запасные части, но резко сокращает время восстановления работоспособности машины.

В связи с тем, что процессы технического 'Обслуживания и ремонта включают большое число работ, различных по содержа­ нию ц по частоте выполнения, то, -естественно, отличаются и конст­ руктивные приемы обеспечения приспособленности автомобиля к отдельным видам работ по ТО и ремонту. Поэтому целесообраз­ но выделить в ремонтопригодности, (как составляющее свойство, приспособленность конструкции автомобиля ж выполнению наибо­ лее характерных, типовых работ технического обслуживания и ре­ монта (рис. 2Л).

Таким свойством может быть приспособленность автомобиля

иего агрегатов:

к контролю технического состояния (контролируемость);

к разборочно-сборочным работам, включая замену неслож­

ных деталей исправными;

к регулировочным работам с целью -поддержания их рабо­ чих параметров -в заданных пределах (регулируемость);

к выполнению смазочных работ, к заправке техническими жидкостями и топливом;

к выполнению смазочных работ, к заправке техническими жидкостями и топливом;

к очистительным и уборочным работам;

к восстановлению работоспособности с применением механи­ ческих, физино-химических и других способов восстановления ('Восстанавливаемость).

'Следует иметь в виду, что перечисленные 'Свойства конструк­ ции автомобиля проявляются в различных 'Сочетаниях при выпол­ нении разных видов ремонта и при техническом обслуживании. Различно и относительное значение каждого свойства. Поэтому целесообразно рассматривать ремонтопригодность как в общем виде, так и раздельно применительно к конкретным видам ремон­ тов и к техническим обслуживаниям.

.Приспособленность автомобиля к выполнению отдельных ра­ бот и соответственно к отдельным видам технического обслужи­ вания и ремонта определяется действием ряда факторов конструк­ тивного исполнения, которые подразделяются на общие и специ­ альные.

54