Файл: Паньков, Н. П. Ремонтопригодность автомобильной техники учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

см а зк и

 

сист ем

 

ны х

сАтомобилео

т о Ь

Ремонтопригодность

— — э л в м а н

 

р е м о н т у

 

по ТО и

 

р а б о т

Рис. 2.1. Содержание и структура понятия „ремонтопригодность*


К общим факторам относятся такие, которые влияют на выпол­ нение всех или, по крайней мере, большинства работ технического обслуживания и ремонта. Главными из них являются:

доступность деталей, узлов и агрегатов для контроля, про­ филактики, демонтажа и т. д.;

уровень стандартизации и унификации деталей автомобиля (внутрипроектиый, отраслевой и т. д~);

конструктивная сложность автомобиля (общее число дета­

лей в автомобиле, число функциональных связей между ними

ит. д.);

соблюдение в компоновке принципов, обеспечивающих воз­ можность независимого выполнения операций и задач ТО и ре­ монта;

группировка деталей по срокам службы с целью реализа­

ции принципа зонности и блочности при выполнении операций ТО

и(ремонта;

объединение деталей и сборочных единиц в адресаты, заме­ няемые при отказе любой его составной части с последующим восстановлением агрегатов на заводе;

защищенность агрегатов и их элементов от ошибок персо­ нала при ТО и ремонте;

соблюдение принципа единства оборки, (Маркировки, нали­ чие поясняющих или предупреждающих надписей и схем;

конструктивная и технологическая приспособленность или новизна конструкции автомобиля;

безопасность выполнения на автомобиле работ по техниче­ скому обслуживанию и ремонту, в том числе возможность ТО и

ремонта без остановки автомобиля;

— функциональная и геометрическая взаимозаменяемость уз­ лов и агрегатов автомобиля.

К специальным факторам, состав которых зависит от содержания работ конкретного типа, относятся:

наличие в автомобиле устройств встроенного контроля и автоматической индикации неисправностей;

применание на автомобиле узлов и агрегатов с саморегули­ рованием;

применение быстроразъемных и са1мо<ко,нтрящихся крепле­

ний и соединений;

применение централизованной системы смазки;

удобство выполнения работ опрсделанного вида, т. е. учет эproномичаских требований;

стабильность конструктивных параметров крепежных дета­ лей, защищенность их от действия факторов, затрудняющих раз­ борку;

типы, размеры и количество краплений и соединений, раз­ бираемых при снятии той или иной детали, вас и размеры де­

талей и ,т. д.

56


КРИТЕРИИ РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ

Все критерии ремонтопригодности делятся на основные и вспо­ могательные. Они .предназначены для:

задания количественных требований к ремонтопригодности

иконтроля их выполнения в пронес,се разработки конструкции автомобиля или агрегата;

управления уровнем ремонтопригодности автомобиля при проектировании;

сравнительной оценки автомобилей по уровню ремонтопри­ годности;

сбора инфоргмации о фактической ремонтопригодности ав­ томобилей в процессе их войсковой эксплуатации и ремонта.

Основные показатели характеризуют наиболее важные для автомобилей данного типа факторы ремонтопригодности. Вспомо­ гательные же показатели вводятся обычно для более полной ха­ рактеристики ремонтопригодности или для 'установления путей обеспечения заданных значений основных показателей при разра­ ботке автомобилей. Кроме вышеприведенных, критерии ремонто­ пригодности делятся на обобщенные и единичные. Обобщенные это такие, которые характеризуют ремоитопригодиость автомоби­ ля щ целом и которые учитывают действие всех факторов конст­ руктивного исполнения в совокупности. К ним относятся: вероят­ ность восстановления работоспособности в заданное время,, среднее время восстановления, средняя трудоемкость техническо­ го 'обслуживания и другие.

Единичные показатели характеризуют приспособленность авто­ мобиля к определенному ввиду работ по техническому обслужива­ нию и ремонту или характеризуют отдельные факторы ремонто­ пригодности. К ним относятся число смазочных, крепежных и ре­ гулировочных операций, коэффициенты контролепригодности, до­ ступности и т. д.

Ниже приводятся наиболее часто употребляемые основные и вспомогательные критерии для оценки ремонтопригодности 'Кон­ струкции автомобиля.

1. Вероятность восстановления работоспособности в заданное время. Этот критерий дает возможность определить вероятность того, что возникший отказ будет обнаружен и устранен в течение заданного интервала времени. Вычисляется по формуле:

t

 

Я в ( 0 = | Ш * * -

(2.4)

о

 

где /в (т) — плотность распределения времени восстановления (определяется го аналогии с плотностью вероятности безотказной работы).

57


В случае экспоненциального распределения времени простоя в текущем ремонте ,вероятность восстановления ,в заданное время определяется по формуле

г з а д

 

Рв (t) = 1 - е т* .

(2.5)

2. Интенсивность восстановления. Представляет собой вероят­ ность восстановления работоспособности автомобиля ,в единицу времени при условия, что до этого момента восстановление не ' произошло. Вычисляется по формуле

^ Т ^ т ж -

!2-6)

где fB(£)—плотность распределения времени восстановления; Fs(t) — функция распределения времени восстановления.

3. Среднее время восстановления, под которым понимают среднее время (вынужденного «ерегла1ментирован1ного простоя, вызванного отысканием и устранением одного отказа.

Среднее время восстановления в генеральной совокупности вычисляется по формуле

ОО

 

 

т. = J

.

(2.7)

о

 

 

Статистическое значение времени восстановления определяет­

ся по формуле

f

Т. = — ^ х\ + х2+ тз + ---- + xn'j = — 2 т*' ’

(2*8)

где х,, т2— .реализации случайных интервалов времени восстанов­ ления;

п — число восстановлений, равное числу отказов, возник­ ших за определенный период эксплуатации автомо­ биля.

4. Средняя трудоемкость технического обслуживания, под ко­ торой .понимают средние суммарные трудозатраты на проведение технического 'Обслуживания автомобиля за определенный период эксплуатации. Измеряется в чел.-ч.

5. Удельная трудоемкость технического обслуживания пред­ ставляет собой отношение средней трудоемкости технического об­ служивания к средней наработке автомобиля за один и тот же период эксплуатации. На практике часто удельную трудоемкость технического обслуживания определяют как отношение суммарной трудоемкости технического обслуживания к пробегу за определен­

ие


ный период эксплуатации по формуле

Г =

1

сут

1000

чел.-ч

(2.9)

t

то

1000

 

**

i

 

 

где L? — периодичность вида технического обслуживания в км;

Т'сут — суммарные затраты труда на техническое обслужи­ вание за цикл, определяемые по формуле.

 

 

П?т = 2 ^ 7°°«‘ +

j Щ , чел.-ч

(2.10)

где

Тот( — основные затраты

труда на i-ю операцию;

 

Та 0 — дополнительные затраты

труда на i-ю операцию, вы­

 

 

полняемую при техническом обслуживании (демон­

 

 

таж-монтаж капотов, люков, крышек,

тяг, шлангов

 

 

и других деталей

и узлов, препятствующих доступу

 

 

к месту выполнения основных работ);

 

 

 

пг—количество операций в данном виде технического об­

 

 

служивания;

 

 

 

 

 

 

 

 

/г; — количество видов технических обслуживание! за опре­

б.

деленный период эксплуатации,

 

 

Удельная трудоемкость текущего ремонта—отношение сум

марной трудоемкости (основной и

балластной

или

дополнитель­

ной)

 

текущего ремонта

к

общему пробегу за

определенный пе­

риод 'эксплуатации. Определяется по формуле

 

 

 

 

 

 

'Т'ТР

 

чел.-ч

 

 

 

 

-

1 с у т

1000

 

(2. 11)

 

 

ттр

1000

 

 

 

 

 

-*-сут

 

 

 

где Щт — суммарный пробег автомобиля за определенный пе­ риод эксплуатации в км;

Т'сум — суммарные затраты труда на текущий ремонт авто­ мобиля за определенный период эксплуатации, опре­ деляемые по формуле

Т?у„ = 2 (Псрн / +

тцп ^

Р. , чел. ч

,

(2.12)

где Госн I Тдоп i — соответственно

основные и дополнительные

за­

траты труда на выполнение t-ro

текущего

ре-

мопта;

текущих ремонтов за

определенный

S —количество

■период эксплуатации;

вероятность

выполнения

Рг — частость

(условная

ню текущего ремонта за определенный период эксплуатации).

59