Файл: Паньков, Н. П. Ремонтопригодность автомобильной техники учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
|
см а зк и |
|
сист ем |
|
ны х |
сАтомобилео |
т о Ь |
Ремонтопригодность |
— — э л в м а н |
|
р е м о н т у |
|
по ТО и |
|
р а б о т |
Рис. 2.1. Содержание и структура понятия „ремонтопригодность*
К общим факторам относятся такие, которые влияют на выпол нение всех или, по крайней мере, большинства работ технического обслуживания и ремонта. Главными из них являются:
—доступность деталей, узлов и агрегатов для контроля, про филактики, демонтажа и т. д.;
—уровень стандартизации и унификации деталей автомобиля (внутрипроектиый, отраслевой и т. д~);
—конструктивная сложность автомобиля (общее число дета
лей в автомобиле, число функциональных связей между ними
ит. д.);
—соблюдение в компоновке принципов, обеспечивающих воз можность независимого выполнения операций и задач ТО и ре монта;
—группировка деталей по срокам службы с целью реализа
ции принципа зонности и блочности при выполнении операций ТО
и(ремонта;
—объединение деталей и сборочных единиц в адресаты, заме няемые при отказе любой его составной части с последующим восстановлением агрегатов на заводе;
—защищенность агрегатов и их элементов от ошибок персо нала при ТО и ремонте;
—соблюдение принципа единства оборки, (Маркировки, нали чие поясняющих или предупреждающих надписей и схем;
—конструктивная и технологическая приспособленность или новизна конструкции автомобиля;
—безопасность выполнения на автомобиле работ по техниче скому обслуживанию и ремонту, в том числе возможность ТО и
ремонта без остановки автомобиля;
— функциональная и геометрическая взаимозаменяемость уз лов и агрегатов автомобиля.
К специальным факторам, состав которых зависит от содержания работ конкретного типа, относятся:
—наличие в автомобиле устройств встроенного контроля и автоматической индикации неисправностей;
—применание на автомобиле узлов и агрегатов с саморегули рованием;
—применение быстроразъемных и са1мо<ко,нтрящихся крепле
ний и соединений;
—применение централизованной системы смазки;
—удобство выполнения работ опрсделанного вида, т. е. учет эproномичаских требований;
—стабильность конструктивных параметров крепежных дета лей, защищенность их от действия факторов, затрудняющих раз борку;
—типы, размеры и количество краплений и соединений, раз бираемых при снятии той или иной детали, вас и размеры де
талей и ,т. д.
56
КРИТЕРИИ РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ
Все критерии ремонтопригодности делятся на основные и вспо могательные. Они .предназначены для:
—задания количественных требований к ремонтопригодности
иконтроля их выполнения в пронес,се разработки конструкции автомобиля или агрегата;
—управления уровнем ремонтопригодности автомобиля при проектировании;
—сравнительной оценки автомобилей по уровню ремонтопри годности;
—сбора инфоргмации о фактической ремонтопригодности ав томобилей в процессе их войсковой эксплуатации и ремонта.
Основные показатели характеризуют наиболее важные для автомобилей данного типа факторы ремонтопригодности. Вспомо гательные же показатели вводятся обычно для более полной ха рактеристики ремонтопригодности или для 'установления путей обеспечения заданных значений основных показателей при разра ботке автомобилей. Кроме вышеприведенных, критерии ремонто пригодности делятся на обобщенные и единичные. Обобщенные это такие, которые характеризуют ремоитопригодиость автомоби ля щ целом и которые учитывают действие всех факторов конст руктивного исполнения в совокупности. К ним относятся: вероят ность восстановления работоспособности в заданное время,, среднее время восстановления, средняя трудоемкость техническо го 'обслуживания и другие.
Единичные показатели характеризуют приспособленность авто мобиля к определенному ввиду работ по техническому обслужива нию и ремонту или характеризуют отдельные факторы ремонто пригодности. К ним относятся число смазочных, крепежных и ре гулировочных операций, коэффициенты контролепригодности, до ступности и т. д.
Ниже приводятся наиболее часто употребляемые основные и вспомогательные критерии для оценки ремонтопригодности 'Кон струкции автомобиля.
1. Вероятность восстановления работоспособности в заданное время. Этот критерий дает возможность определить вероятность того, что возникший отказ будет обнаружен и устранен в течение заданного интервала времени. Вычисляется по формуле:
t |
|
Я в ( 0 = | Ш * * - |
(2.4) |
о |
|
где /в (т) — плотность распределения времени восстановления (определяется го аналогии с плотностью вероятности безотказной работы).
57
В случае экспоненциального распределения времени простоя в текущем ремонте ,вероятность восстановления ,в заданное время определяется по формуле
г з а д |
|
Рв (t) = 1 - е т* . |
(2.5) |
2. Интенсивность восстановления. Представляет собой вероят ность восстановления работоспособности автомобиля ,в единицу времени при условия, что до этого момента восстановление не ' произошло. Вычисляется по формуле
^ Т ^ т ж - |
!2-6) |
где fB(£)—плотность распределения времени восстановления; Fs(t) — функция распределения времени восстановления.
3. Среднее время восстановления, под которым понимают среднее время (вынужденного «ерегла1ментирован1ного простоя, вызванного отысканием и устранением одного отказа.
Среднее время восстановления в генеральной совокупности вычисляется по формуле
ОО |
|
|
т. = J |
. |
(2.7) |
о |
|
|
Статистическое значение времени восстановления определяет
ся по формуле |
f |
Т. = — ^ х\ + х2+ тз + ---- + xn'j = — 2 т*' ’ |
(2*8) |
где х,, т2— .реализации случайных интервалов времени восстанов ления;
п — число восстановлений, равное числу отказов, возник ших за определенный период эксплуатации автомо биля.
4. Средняя трудоемкость технического обслуживания, под ко торой .понимают средние суммарные трудозатраты на проведение технического 'Обслуживания автомобиля за определенный период эксплуатации. Измеряется в чел.-ч.
5. Удельная трудоемкость технического обслуживания пред ставляет собой отношение средней трудоемкости технического об служивания к средней наработке автомобиля за один и тот же период эксплуатации. На практике часто удельную трудоемкость технического обслуживания определяют как отношение суммарной трудоемкости технического обслуживания к пробегу за определен
ие
ный период эксплуатации по формуле
Г = |
1 |
сут |
1000 |
чел.-ч |
(2.9) |
t |
то |
1000 |
|||
|
** |
i |
|
|
где L? — периодичность вида технического обслуживания в км;
Т'сут — суммарные затраты труда на техническое обслужи вание за цикл, определяемые по формуле.
|
|
П?т = 2 ^ 7°°«‘ + |
j Щ , чел.-ч |
(2.10) |
||||
где |
Тот( — основные затраты |
труда на i-ю операцию; |
||||||
|
Та 0 — дополнительные затраты |
труда на i-ю операцию, вы |
||||||
|
|
полняемую при техническом обслуживании (демон |
||||||
|
|
таж-монтаж капотов, люков, крышек, |
тяг, шлангов |
|||||
|
|
и других деталей |
и узлов, препятствующих доступу |
|||||
|
|
к месту выполнения основных работ); |
|
|||||
|
|
пг—количество операций в данном виде технического об |
||||||
|
|
служивания; |
|
|
|
|
|
|
|
|
/г; — количество видов технических обслуживание! за опре |
||||||
б. |
деленный период эксплуатации, |
|
|
|||||
Удельная трудоемкость текущего ремонта—отношение сум |
||||||||
марной трудоемкости (основной и |
балластной |
или |
дополнитель |
|||||
ной) |
|
текущего ремонта |
к |
общему пробегу за |
определенный пе |
|||
риод 'эксплуатации. Определяется по формуле |
|
|
||||||
|
|
|
|
'Т'ТР |
|
чел.-ч |
|
|
|
|
№ |
- |
1 с у т |
1000 |
|
(2. 11) |
|
|
|
ттр |
1000 |
|
||||
|
|
|
|
-*-сут |
|
|
|
где Щт — суммарный пробег автомобиля за определенный пе риод эксплуатации в км;
Т'сум — суммарные затраты труда на текущий ремонт авто мобиля за определенный период эксплуатации, опре деляемые по формуле
Т?у„ = 2 (Псрн / + |
тцп ^ |
Р. , чел. ч |
, |
(2.12) |
||
где Госн I Тдоп i — соответственно |
основные и дополнительные |
за |
||||
траты труда на выполнение t-ro |
текущего |
ре- |
||||
мопта; |
текущих ремонтов за |
определенный |
||||
S —количество |
||||||
■период эксплуатации; |
вероятность |
выполнения |
||||
Рг — частость |
(условная |
ню текущего ремонта за определенный период эксплуатации).
59