Файл: Паньков, Н. П. Ремонтопригодность автомобильной техники учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В приложении 1 в качестве примера приведены численные зна­ чения -показателей эксплуатационной технологичности.

М. А. Масино * в технологические показатели ремонтопригод­ ности автомобильных деталей рекомендует включать:

— целостность, т. е. отсутствие неустранимых или трудноустранимых обломов и трещин, возникающих при эксплуатации;

недефармируемость, т. е. отсутствие у детали яри поступле­ нии автомобиля или агрегата в капитальный ремонт изменений во взаимном положении базовых рабочих поверхностей;

запас выносливости, обеспечивающий целостность детали

иотсутствие усталостного разрушения ее поверхностей;

минимальное количество изнашивающихся рабочих поверх­ ностей;

наличие поверхностей, удобных для использования в каче­ стве установочных (технологических) баз -при механической об­ работке;

— наличие смешных втулок или гильз в местах интенсивно из­ нашивающихся поверхностей.

Ремонтопригодность агрегатов но мнению М. А. Масино долж­ на оцениваться комплексом технологических и экономических по­ казателей.

Технологические показатели должны оценивать конструкцию агрегата с точки зрения выполнения 'демонтажно-монтажных ра­ бот. К ним относятся:

потребное количество специального демонтажно-монтажно­ го оборудования, приспособлений и инструмента;

приспособленность к выполнению подъемно-транспортных операций, .закреплению на стендах, поворачиванию и переворачи­

ванию при выполнении демонтажно-монтажных работ;

количество сопряжений основных деталей с гарантирован­ ным натягом;

— количество резьбовых деталей, требующих при сборке при­ ложения регламентированного крутящего момента;

количество сопряжений, требующих пригоночных работ;

коэффициенты повторяемости резьбовых и нерезьбовых крепежных деталей.

Экономические показатели ремонтопригодности агрегатов должны включать:

. — коэффициенты затрат на техническое обслуживание и ремонт;

— процентное отношение веса централизованно восстанавли­ ваемых деталей к весу агрегата;

— средний процент экономии от восстановления деталей дан­ ного агрегата по отношению к себестоимости их производства.

Для автомобиля в целом на первый план выдвигаются обоб­

щенные, критерии ремонтопригодности, к

которым относятся:

ве-

* М а с и н о М. А. Повышение долговечности

автомобильных деталей

при

ремонте. М., «Транспорт», 1972.

 

 

•64


роятоость восстановления работоспособности в заданное .время, среднее время восстановления (устранения) .отказов, .средняя тру­ доемкость технического обслуживания и ремонта, затраты на тех­ ническое обслуживание и ремонт.

РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ

ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЕЙ

Возможность расчета показателей ремонтопригодности при проектировании основана на том, что шее многообразие задач, вы­ полняемых при технических обслуживаниях и ремонтах различных автомобилей, может быть представлено в виде сочетаний относи­ тельно небольшого числа типовых по содержанию составляющих: групп операций, операций и технологических переходов. Особен­ ностью указанных типовых составляющих является постоянство набора конструктивных параметров, с которыми статистически связаны средние значения продолжительности, трудоемкости или стоимости, что позволяет предсказать указанные характеристики для вновь разрабатываемых автомобилей на стадии проектиро­ вания.

Методы расчета показателей ремонтопригодности на отдельных стадиях проектирования отличаются только размерами детализа­ ции задач технического обслуживания и ремонта .при моделиро­ вании, .определяемой степенью проработки конструкции авто­ мобиля.

Рекомендуется следующая степень детализации задачи техни­ ческого обслуживания и ремонта:

на стадии эскизного проектирования—до уровня групп операций;

на стадии технического проектирования — до уровня отдель­ ных операций;

на стадии рабочего .проектирования—до уровня техноло­ гических переходов.

Ниже приводится перечень типовых операций и групп опера­ ций технического обслуживания и ремонта:

i. Типовые операции:*

1. Раэборочные и сборочные:

а) снятие элемента (разборка .креплений и 'Соединений и вы­ емка элемента);

б) установка элемента без подгонки посадочных поверхностей (установка элемента на место и сборка креплений и соединений); в) установка элемента с .подгонкой посадочных .поверхностей.

2. Регулировочные и крепежные:

а) подтяжка креплений и соединений элемента;

* Во всех случаях предполагается, что операция выполняется после того, как выполнены все необходимые предварительные операции (например, по обес­ печению доступа).

65

5 З а к а з М& 6 5 7 .


б) приведение регулируемых электрических параметров эле­ мента в пределы допусков;

в) приведение регулируемых 'механических и геометрических параметров элемента »в пределы допусков.

3. Контролыно-диагностические:

а) оценка технического состояния элемента органолептически­

ми методами;

диагностических

параметров

элемента (с по­

б) измерение

мощью переносного, встроенного,

стационарного

'оборудования);

. в) переработка

информации и

принятие решения о состоянии

контролируемого элемента.

4.Смазочные и заправочные:

а) замена смазки или технической жидкости в элементе из­

делия;

смазка элемента через пресс-'масленки во всех точках;

б)

в)

дозаправка смазки или технической жидкости до заданно­

го уровня;

ir)

заправка газов до заданного давления.

-5. Очистительные:

а) удаление пыли, влаги, грязи с внешних поверхностей эле­

мента и т. д.

б) дромы-вка (внутренних полостей элемента.

6.

(Восстановительные:

а)

удаление старых лакокрасочных покрытий;

б) нанесение лакокрасочных покрытий;

в)

заделка механических повреждений сваркой или пайкой;

г)

правка или рихтовка;

д)

восстановление изношенных поверхностей различными спо­

собами.

II.

Типовые группы операций:

обеспечение доступа к сборочной единице или детали для ■контроля, ремонта, профилактики;

поиск отказавшей сборочной единицы или детали (локали­

зация отказа);

— устранение отказа (замена сборочной единицы или детали,

регулир овка, промывка);

проверка функционирования изделия после профилактики

или устранения отказа; ■ — оценка технического состояния сборочной единицы или де­

тали, выполнение комплекса профилактического обслуживания сборочной единицыили детали;

профилактическая замена сборочной единицы или детали;

регулировка изделия по единичному функциональному при­

знаку;

— «закрытие» доступа после ремонта или профилактического

обслуживания;

— полная разборка 'изделия на сборочные единицы и дета­ ли для капитального ремонта;

— сборка изделия после капитального ремонта.

66


. В качестве исходных данных для расчета показателей ремонто­ пригодности ,применительно к техническому обслуживанию и .пла­ новым ремонтам принимают:

а), комплект конструкторской: документации на автомобиль в объеме, предусмотренном ЕСКД для той стадии проектирова­ ния, ,на которой производится расчет показателей;,

•б) .перечень элементов ■автомобиля, отказы которых вызывают нарушение работоспособности автомобиля в целом. Перечень оформляется в виде табл. 2.2 и должен содержать следующую информацию о каждом элементе: ожидаемое значение параметра потока отказов, описание симптомов внешнего проявления отка­ за, способов обнаружения и устранения отказа;

в) перечень отказов и неисправностей автомобиля, устранение которых может совмещаться с выполнением технического обслу­ живания и планового ремонта. Перечень составляется по той же форме табл. 2.2.

Условное

Наимено -

Описание

п/ п

обозначение

ванне эле­

внешнего

 

по специ­

мента

проявления

 

фикации

 

отказа эле­

 

 

 

мента

Способ обнару­ жения отказа элемента

Т а б л и ц а 2. 2

Способ Ожидае­ устранения мый пара­ отказа эле­ метр потока мента отказов эле­

мента

г) перечень задач профилактики, выполняемых на автомобиле принудительно с заданной периодичностью, с указанием содер­ жания каждой задачи, способа и периодичности выполнения. Пе­ речень составляется по форме табл. 2.3—2.7.

 

 

Перечень

контрольно-диагностических

работ

Т а б л и ц а

2.3

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Работы, выполняемые по результа­

 

 

 

 

там проверки

 

п/п

проверки

о

 

 

 

 

 

 

 

СО

 

 

 

в

 

Я

 

03

сеу

Srf

 

 

 

гг

 

к

 

о

2

4)

 

 

Я

 

 

04

« *

Ctf

 

 

О

 

ЕГX

 

X

И*

S-

 

 

О- Оч

К я

 

с?

3 <-»

 

 

Я

Xпз

S

>%

04

 

X'

 

 

а

с о

U

С 52

О

 

 

 

О) о

«з

) СО

ев 5

О ч

 

 

 

S о

Е—\0

 

ОчМ

со S

с

5*

т


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2.4

 

Перечень регулировочных и крепежных

работ

 

 

 

 

Точки регули­

 

 

а

Содержание

Л

Способ выпол-

Техничес-

О

S3

 

 

н

 

ровки

нения и приме-

кие требо-

н

п/‘п

работ

и

 

 

S3 я

о

 

 

няемоё обору-

вания и спо-

 

 

S3

 

 

CU Ь-

 

 

ЕГ

тип

коли­

дование

собы про-

 

 

 

Я

Я S

 

 

*3

 

чество

 

верки

 

 

О

 

 

А и

 

 

я

 

 

 

 

•§*:&,

 

 

о.

 

 

 

 

J .O

 

 

С

 

 

 

 

О н

 

 

 

 

 

 

^ в

I

Перечень смазочных и заправочных работ

Наименование

элемента, за­ п/п правляемого

или смазывае­ мого

Применяе­ мая смаз­ ка, техни­ ческая жидкость

И Т .П .

Точки Периодич­ смазки ность

тип

количество

проверки

замены

 

 

 

Способ проверки и технические требова* ния

Способ заправки и применяемое обору­ дование .

Т а б л и ц а 2.5

Коэффициент по­ вторяемости (или дозаправки)

Заправочная ем­ кость

1

1

Таблица 2.6

Перечень заменяемых деталей и узлов

Наименование Периодич­

п/п деталей и уз­

ность за­

лов

мены

Коэффициент по­ вторяемости (при замене по техсос-

ТО ЯН И Ю )

Вес,

Технические требова­

кг

ния и применяемое обо­

 

рудование

Т а б л и ц а 2.7

 

Перечень работ для различных видов ТО и ремонта

 

Содержа­

Периодич­

Способ выполнения

Техничес­

Коэффици­

п/п

ние работ

ность вы­

и применяемое обору­

кие требо­

ент повто­

 

 

полнения

дование

вания

ряемости

68