Файл: Паньков, Н. П. Ремонтопригодность автомобильной техники учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
В приложении 1 в качестве примера приведены численные зна чения -показателей эксплуатационной технологичности.
М. А. Масино * в технологические показатели ремонтопригод ности автомобильных деталей рекомендует включать:
— целостность, т. е. отсутствие неустранимых или трудноустранимых обломов и трещин, возникающих при эксплуатации;
—недефармируемость, т. е. отсутствие у детали яри поступле нии автомобиля или агрегата в капитальный ремонт изменений во взаимном положении базовых рабочих поверхностей;
—запас выносливости, обеспечивающий целостность детали
иотсутствие усталостного разрушения ее поверхностей;
—минимальное количество изнашивающихся рабочих поверх ностей;
—наличие поверхностей, удобных для использования в каче стве установочных (технологических) баз -при механической об работке;
— наличие смешных втулок или гильз в местах интенсивно из нашивающихся поверхностей.
Ремонтопригодность агрегатов но мнению М. А. Масино долж на оцениваться комплексом технологических и экономических по казателей.
Технологические показатели должны оценивать конструкцию агрегата с точки зрения выполнения 'демонтажно-монтажных ра бот. К ним относятся:
—потребное количество специального демонтажно-монтажно го оборудования, приспособлений и инструмента;
—приспособленность к выполнению подъемно-транспортных операций, .закреплению на стендах, поворачиванию и переворачи
ванию при выполнении демонтажно-монтажных работ;
—количество сопряжений основных деталей с гарантирован ным натягом;
— количество резьбовых деталей, требующих при сборке при ложения регламентированного крутящего момента;
—количество сопряжений, требующих пригоночных работ;
—коэффициенты повторяемости резьбовых и нерезьбовых крепежных деталей.
Экономические показатели ремонтопригодности агрегатов должны включать:
. — коэффициенты затрат на техническое обслуживание и ремонт;
— процентное отношение веса централизованно восстанавли ваемых деталей к весу агрегата;
— средний процент экономии от восстановления деталей дан ного агрегата по отношению к себестоимости их производства.
Для автомобиля в целом на первый план выдвигаются обоб
щенные, критерии ремонтопригодности, к |
которым относятся: |
ве- |
* М а с и н о М. А. Повышение долговечности |
автомобильных деталей |
при |
ремонте. М., «Транспорт», 1972. |
|
|
•64
роятоость восстановления работоспособности в заданное .время, среднее время восстановления (устранения) .отказов, .средняя тру доемкость технического обслуживания и ремонта, затраты на тех ническое обслуживание и ремонт.
РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ
ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЕЙ
Возможность расчета показателей ремонтопригодности при проектировании основана на том, что шее многообразие задач, вы полняемых при технических обслуживаниях и ремонтах различных автомобилей, может быть представлено в виде сочетаний относи тельно небольшого числа типовых по содержанию составляющих: групп операций, операций и технологических переходов. Особен ностью указанных типовых составляющих является постоянство набора конструктивных параметров, с которыми статистически связаны средние значения продолжительности, трудоемкости или стоимости, что позволяет предсказать указанные характеристики для вновь разрабатываемых автомобилей на стадии проектиро вания.
Методы расчета показателей ремонтопригодности на отдельных стадиях проектирования отличаются только размерами детализа ции задач технического обслуживания и ремонта .при моделиро вании, .определяемой степенью проработки конструкции авто мобиля.
Рекомендуется следующая степень детализации задачи техни ческого обслуживания и ремонта:
—на стадии эскизного проектирования—до уровня групп операций;
—на стадии технического проектирования — до уровня отдель ных операций;
—на стадии рабочего .проектирования—до уровня техноло гических переходов.
Ниже приводится перечень типовых операций и групп опера ций технического обслуживания и ремонта:
i. Типовые операции:*
1. Раэборочные и сборочные:
а) снятие элемента (разборка .креплений и 'Соединений и вы емка элемента);
б) установка элемента без подгонки посадочных поверхностей (установка элемента на место и сборка креплений и соединений); в) установка элемента с .подгонкой посадочных .поверхностей.
2. Регулировочные и крепежные:
а) подтяжка креплений и соединений элемента;
* Во всех случаях предполагается, что операция выполняется после того, как выполнены все необходимые предварительные операции (например, по обес печению доступа).
65
5 З а к а з М& 6 5 7 .
б) приведение регулируемых электрических параметров эле мента в пределы допусков;
в) приведение регулируемых 'механических и геометрических параметров элемента »в пределы допусков.
3. Контролыно-диагностические:
а) оценка технического состояния элемента органолептически
ми методами; |
диагностических |
параметров |
элемента (с по |
б) измерение |
|||
мощью переносного, встроенного, |
стационарного |
'оборудования); |
|
. в) переработка |
информации и |
принятие решения о состоянии |
контролируемого элемента.
4.Смазочные и заправочные:
а) замена смазки или технической жидкости в элементе из
делия; |
смазка элемента через пресс-'масленки во всех точках; |
б) |
|
в) |
дозаправка смазки или технической жидкости до заданно |
го уровня; |
|
ir) |
заправка газов до заданного давления. |
-5. Очистительные:
а) удаление пыли, влаги, грязи с внешних поверхностей эле
мента и т. д.
б) дромы-вка (внутренних полостей элемента.
6. |
(Восстановительные: |
а) |
удаление старых лакокрасочных покрытий; |
б) нанесение лакокрасочных покрытий; |
|
в) |
заделка механических повреждений сваркой или пайкой; |
г) |
правка или рихтовка; |
д) |
восстановление изношенных поверхностей различными спо |
собами. |
|
II. |
Типовые группы операций: |
—обеспечение доступа к сборочной единице или детали для ■контроля, ремонта, профилактики;
—поиск отказавшей сборочной единицы или детали (локали
зация отказа);
— устранение отказа (замена сборочной единицы или детали,
регулир овка, промывка);
—проверка функционирования изделия после профилактики
или устранения отказа; ■ — оценка технического состояния сборочной единицы или де
тали, выполнение комплекса профилактического обслуживания сборочной единицыили детали;
—профилактическая замена сборочной единицы или детали;
—регулировка изделия по единичному функциональному при
знаку;
— «закрытие» доступа после ремонта или профилактического
обслуживания;
— полная разборка 'изделия на сборочные единицы и дета ли для капитального ремонта;
— сборка изделия после капитального ремонта.
66
. В качестве исходных данных для расчета показателей ремонто пригодности ,применительно к техническому обслуживанию и .пла новым ремонтам принимают:
а), комплект конструкторской: документации на автомобиль в объеме, предусмотренном ЕСКД для той стадии проектирова ния, ,на которой производится расчет показателей;,
•б) .перечень элементов ■автомобиля, отказы которых вызывают нарушение работоспособности автомобиля в целом. Перечень оформляется в виде табл. 2.2 и должен содержать следующую информацию о каждом элементе: ожидаемое значение параметра потока отказов, описание симптомов внешнего проявления отка за, способов обнаружения и устранения отказа;
в) перечень отказов и неисправностей автомобиля, устранение которых может совмещаться с выполнением технического обслу живания и планового ремонта. Перечень составляется по той же форме табл. 2.2.
№ |
Условное |
Наимено - |
Описание |
п/ п |
обозначение |
ванне эле |
внешнего |
|
по специ |
мента |
проявления |
|
фикации |
|
отказа эле |
|
|
|
мента |
Способ обнару жения отказа элемента
Т а б л и ц а 2. 2
Способ Ожидае устранения мый пара отказа эле метр потока мента отказов эле
мента
г) перечень задач профилактики, выполняемых на автомобиле принудительно с заданной периодичностью, с указанием содер жания каждой задачи, способа и периодичности выполнения. Пе речень составляется по форме табл. 2.3—2.7.
|
|
Перечень |
контрольно-диагностических |
работ |
Т а б л и ц а |
2.3 |
|||
|
|
|
|
|
|||||
№ |
Содержание |
|
|
|
Работы, выполняемые по результа |
||||
|
|
|
|
там проверки |
|
||||
п/п |
проверки |
о |
|
<и |
|
|
|||
|
|
|
|
СО |
|
||||
|
|
в |
|
Я |
|
03 |
сеу |
Srf |
|
|
|
гг |
|
к |
|
о |
2 |
4) |
|
|
|
Я |
|
|
04 |
« * |
Ctf |
||
|
|
О |
|
ЕГX |
|
X |
И* |
S- |
|
|
|
О- Оч |
К я |
|
с? |
3 <-» |
|||
|
|
Я |
Xпз |
S |
>% |
04 |
|
X' |
|
|
|
а |
с о |
XЮ |
U |
С 52 |
О |
||
|
|
|
\о |
О) о |
«з |
) СО |
ев 5 |
О ч |
|
|
|
|
S о |
Е—\0 |
|
ОчМ |
со S |
с |
5* |
т |
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2.4 |
|
|
Перечень регулировочных и крепежных |
работ |
|
||||
|
|
|
Точки регули |
|
|
а |
|
№ Содержание |
Л |
Способ выпол- |
Техничес- |
О |
|||
S3 |
|||||||
|
|
н |
|
ровки |
нения и приме- |
кие требо- |
н |
п/‘п |
работ |
и |
|
|
S3 я |
||
о |
|
|
няемоё обору- |
вания и спо- |
|||
|
|
S3 |
|
|
CU Ь- |
||
|
|
ЕГ |
тип |
коли |
дование |
собы про- |
|
|
|
Я |
Я S |
||||
|
|
*3 |
|
чество |
|
верки |
|
|
|
О |
|
|
А и |
||
|
|
я |
|
|
|
|
•§*:&, |
|
|
о. |
|
|
|
|
J .O |
|
|
С |
|
|
|
|
О н |
|
|
|
|
|
|
^ в |
I
Перечень смазочных и заправочных работ
№Наименование
элемента, за п/п правляемого
или смазывае мого
Применяе мая смаз ка, техни ческая жидкость
И Т .П .
Точки Периодич смазки ность
тип |
количество |
проверки |
замены |
|
|
|
Способ проверки и технические требова* ния |
Способ заправки и применяемое обору дование . |
Т а б л и ц а 2.5
Коэффициент по вторяемости (или дозаправки) |
Заправочная ем кость |
1
1
Таблица 2.6
Перечень заменяемых деталей и узлов
№Наименование Периодич
п/п деталей и уз |
ность за |
лов |
мены |
Коэффициент по вторяемости (при замене по техсос-
ТО ЯН И Ю )
Вес, |
Технические требова |
кг |
ния и применяемое обо |
|
рудование |
Т а б л и ц а 2.7
|
Перечень работ для различных видов ТО и ремонта |
|
|||
№ |
Содержа |
Периодич |
Способ выполнения |
Техничес |
Коэффици |
п/п |
ние работ |
ность вы |
и применяемое обору |
кие требо |
ент повто |
|
|
полнения |
дование |
вания |
ряемости |
68