Файл: Паньков, Н. П. Ремонтопригодность автомобильной техники учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рис. 1.6 приведено изменение нагрузки

на шину автомоби­

ля, едущего

по ровной дороге. В точке А наступает отказ шины

(прокол или

разрыв) вследствие того, что

нагрузка

превысила

допустимую

величину.

 

являются:

Характерными моментами рассматриваемой схемы

а) отказ

шины наступает независимо от того, сколько *врвме­

ни она находилась в эксплуатации и каково

ее состояние;

б) нагрузка, действующая на колесо, является случайной, что

определяется неизбежными случайными колебаниями дорожных условий;

в) нагрузки на участках времени,

разделенных

большим рас­

стоянием, .можно рассматривать как

независимые.

Это

свойство

нагрузки обычно называют свойством

асимптотической

независи­

мости, что означает уменьшение связи между нагрузками Q{t 1) и Q{h) по мере роста разности h 1\\

г) нагрузка не имеет направленного изменения в течение все­ го рассматриваемого периода времени, т. е. обладает стационар­ ностью.

В -силу того, что процесс изменения нагрузки обладает асимп­ тотической независимостью и стационарностью, время т первого пересечения уровня Qn будет подчиняться экспоненциальному закону.

(Поскольку система отказывает сразу же, как только нагрузка станет больше Qn , то время т есть время безотказной работы

системы.

-

При экспоненциальном

распределении времени безотказной

работы вероятность того, что в течение времени Т не будет отка­

зов (т)>Г),

вычисляется по

формуле

 

 

 

 

Учитывая,

что

Р j т >

7} =

е~1Г .

 

 

(1.25)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р { * < 7) +

Р { т > Г} =

1

,

 

(1.26)

функция распределения Р( т <

Т)

будет

иметь вид

 

 

 

 

 

F ( T ) =

1— e~'kT

,

 

 

(1.27)

а плотность

распределения

для

Г < О

 

 

 

 

и для

Т > О

 

 

/ ( П = о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПТТ) ) - * Ш 1 = 1 е - хт

 

 

( 1. 28)

 

 

 

 

аТ

 

 

 

 

 

Из

зависимости

(1.28) следует, что

плотность

распределения

в большой степени зависит от параметра

X, который

есть не что

иное,

как величина

обратная

среднему

временя

безотказной

работы.

 

ожидание

времени

т,

которое

является пер-

Математическое

2*

19с



вы'м начальным моментам, определяет собой среднее время без­ отказной работы. Ето можно найти но зависимости

 

00

 

 

 

 

 

 

(1.29)

 

М{%}= J t f ( t ) d t .

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

Подставив в зависимость (1.29)

выражение

(1.28),

получим

 

оо

 

 

 

-I

 

 

 

 

М {*} = J t \ e ~ Xt dt = l f

te~lt d t = - f

 

 

(1.30)

О

0

 

 

 

 

 

 

 

 

Плотность экспоненциального распределения для различных

значений .параметра

X. приведена на

рис. 1.7.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотренная схема

 

 

 

минованных

отказов

по­

 

 

 

зволяет обратить .внима­

 

 

 

ние

на

следующие

два

 

 

 

момента:

 

 

 

 

 

 

 

1) отказ детали на­

 

 

 

ступает

не в

результате

 

 

 

постепенного

 

изменения

 

 

 

ее

свойств

 

 

(износа,

 

 

 

структуры и т. д.), а

 

 

 

лишь как следствие внеш­

 

 

 

него

случайного

воздей­

 

 

 

ствия, имеющего величи­

 

 

 

ну

больше

допустимой;'

 

 

 

2) уровень

предельно

 

 

 

допустимой

 

 

нагрузки

 

 

 

Qn

остается

постоянным

 

 

 

в течение всего

времени

 

 

 

эксплуатации

 

машины.

 

 

 

Отсюда 'следует важ-

 

 

 

т яый для практики вывод.

 

 

 

При

 

экспоненциальном

Рис. 1.7. Плотность экспоненциального рас­

распределении

 

времени

безотказной

работы

нет

пределения для различных значений пара­

метра X.

 

смысла

прибегать

к

 

 

 

предварительной

заме-

не деталей с целью повышения технической готовности машины, поскольку отказ наступает в результате внешнего воздействия. Путями повышения безотказности в данном случае будут либо конструктивное улучшение детали, либо улучшение условий ее работы за счет снижения действующих нагрузок.

Рассмотрим теперь случай появления мгновенных отказов вследствие технологических дефектов производства. В этом слу­ чае влияние пиковых нагрузок будет проявляться, прежде всего, на деталях, имеющих технологические дефекты.

20


Обозначим

через д долю

дефектных деталей, а через

1

— д

долю высококачественных.

 

 

 

Вели из общей совокупности изготовленных деталей выбрать

одну, то она

с вероятностью

1—д будет .принадлежать ко

II

и с

вероятностью д к I группе деталей.

.Вероятность же безотказной работы детали в течение времени

Т у

наугад выбранного

экземпляра

машины

определится

по

формуле

Р(Т) = ( 1 - д ) Р 1(Т) + дР,(Т) ,

 

(1.31)

 

 

 

где

Рг (Г) — вероятность безотказной работы

детали,

не

име­

 

 

ющей технологических дефектов;

 

с техно­

 

Р3 (Т) — вероятность безотказной работы деталей

 

 

логическим дефектом.

 

 

 

 

Плотность распределения времени безотказной работы в этом

случае определяется по

формулам:

 

 

 

 

 

при

Т < О

f ( T ) = 0

;

 

 

 

 

при

Г > О

 

 

 

 

 

 

 

(1.32)

 

 

f(T) = (\ — д)11е - 1'т+ дХ2е-'^т ,

где — параметр деталей, не имеющих дефектов; 12— параметр деталей с дефектами.

Ощенить значения указанных величин можно следующим обра­ зом. Обозначим:

N — общее количество отказавших деталей;

количество деталей из общего числа, которые отказали по технологическим дефектам;

Ti. т2... — время безотказной работы деталей с техноло­

 

 

 

гическими дефектами;

 

 

Т2 • **т N-Ni — время

безотказной

работы деталей

 

Тогда

 

 

тов.

 

 

 

 

 

 

 

 

N - N ,

 

 

 

д

 

ч ...

Л2

 

(1.33)

д/

jv- ^

5

JV,

 

>

 

 

 

 

2

^

 

7=1

 

 

 

 

 

(=1

 

 

 

На рис. 1.8 приведены кри­ вые плотности распределения, построенные на основании фор­ мул 1.28 и 1.32. Анализ их по­ казывает, что кривая плотнос­ ти распределения, построен­ ная по формуле 1.32, имеет белее крутой спуск.

Рис. 1.8. Плотность распределения времени.безотказной работы деталей, имеющих дефекты.

21


 

 

СХЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ

ИЗНОСНЫХ

ОТКАЗОВ

 

 

И ЗАКОНЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ БЕЗОТКАЗНОЙ РАБОТЫ

Износ удовлетворительно 'сконструированного сопряжения

характеризуется, как правило, тремя периодами:

 

I —периодом

приработки,

II —периодом

установившегося или

нормального из­

 

 

 

 

 

 

 

 

носа

и

III—периодом

 

 

 

 

 

 

 

 

ф орсир01Ванно/го

износа.

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 1.9 приведе­

 

 

 

 

 

 

 

 

на типичная кривая из­

 

 

 

 

 

 

 

 

носа.

 

 

приработки I

 

 

 

 

 

 

 

 

Период

 

 

 

 

 

 

 

 

характеризуется

тем,

что

 

 

 

 

 

 

 

 

трущиеся

 

 

поверхности

 

 

 

 

 

 

 

 

приспосабливаются

друг

 

 

 

 

 

 

 

 

к другу и к условиям на­

 

 

 

 

 

 

 

 

гружения. В них проис­

 

 

 

 

 

 

 

 

ходят изменения в на­

 

 

 

 

 

 

 

 

правлении

создания

оп­

 

 

 

 

 

 

 

 

тимальной

для

данных

 

 

 

 

 

 

 

 

условий

работы шерохо­

 

 

 

 

 

 

 

 

ватости

и

микротвердо­

 

 

 

 

 

 

 

 

сти. Скорость износа в

 

 

 

 

 

 

 

 

этот

период

постепенно

 

 

 

 

 

 

 

 

уменьшается

и

отличает­

Рис. 1.9.

Типичная кривая износа и соответ­

ся

взаимной

зависимо­

стью

приращений

из­

 

ствующая ей кривая отказов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

носа.

 

 

 

 

 

 

На рис. 1.10 показано изменение интенсивности износа в ходе

приработки.

В начале

приработки

(на участке

Tv Тх-f- Д Т)

при­

ращение

износа

состави­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ло

A v 1(t),

а

в конце

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приработки

(на

участке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т2, r 2 +

A T ) - A v 2(t).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При этом приращение из­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

носа

Д v2{t)

зависит

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

того, какова была его ве­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

личина

в предшествую­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щий момент времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Период установивше­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гося или нормального из­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

носа

II

характеризуется

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

постепенным

ростом

за­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зора

в

сопряжении

без

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

изменения

физической

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

картины

взаимодействия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трущихся деталей. Вэтой

Рис. 1.10.

Изменение!

интенсивности износа

зоне

величина

прираще-

 

 

в ходе

приработки.

 

 

22