Файл: Паньков, Н. П. Ремонтопригодность автомобильной техники учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния износа Д©!^)

не влияет сколько-нибудь ощутимо

на

вели­

чину приращения

Изменения, которые протекают

в соп­

ряжении, носят в основном количественный характер.

 

 

Период форсированного износа III характеризуется тем, что медленные количественные накопления -износа «а II участке при­ водят ж скачкообразным качественным изменениям .в состоянии трущихся пар. На интенсивность износа начинают оказывать .воз­ действие -новые факторы, которые ранее не проявлялись.

. Изменения в состоянии трущихся деталей носят -направленный характер, приращения изн-о-са взаимно зависимы.

На рис. 1.11 приведена реализация процесса износа в период

разрушения

сопряжения.

Из

-рис.

1Л1 следует, чт-о .приращение износа на участ­

ке 7\,

Тх А- Д Т вызывает еще .большее увеличение интенсивности

износа на участке Т2, Г2 -f- АТ.

.-■Возьмем -сопряжение «вал—подшипник» двигателя. Форсиро­ ванный износ возникает при большом зазоре за -счет ударных на­ грузок и .нарушения условий смазки. С появлением ударных .на­ грузок (стуков) идет .направленное ухудшение .качества поверх­

ностей, рост шероховатостей и, в

конечном

счете,

разрушается

подшипник.

 

т

(рис. 1.12) при равномерном

Межремонтный -срок -службы

износе сопряженной пары определится по выражению

 

 

с

_

с

 

 

 

 

° т а х

 

° н

 

(1.34)

 

 

2tg а

 

 

 

 

 

Следовательно,

для определения

t необходимо

знать Д’н — на­

чальный

зазор по-сле приработки;

 

— предельно допустимый

V(i)i

 

 

 

 

 

 

dVzk)

 

 

 

 

 

 

^

 

 

 

 

 

 

iVM

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.11.

Реализация

процесса износа

Рис. 1.12.

Изменение зазора в со­

в период разрушения сопряжения.

 

пряжении в зависимости от времени

его работы.

23


зазор и tg а —величину, характеризующую степень нарастания износа в процессе эксплуатации.

Изучая закономерности нарастания износа на различных ста­ диях работы детали, можно предупредить появление форсирован­

ного

износа своевременным

восстановлениемсопряжения.

 

/Рассмотрим, каким законам подчиняется время безотказной

работы детали в

период ее нормальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 1.13 приве­

h

 

 

 

дена

расчетная схема,

 

 

 

 

из

которой

следует,

 

 

 

 

что

размер

предельно

 

 

„Ал

 

допустимого

и з но с а

 

 

 

можно

разделить

на

 

 

А

 

„/■“ одинаковых поясов

5

 

 

 

„у“, х а р а к т е р и з у ю ­

А

_______

 

щих

собою

прирост

4

 

3

 

 

износа. Н а к л о н н а я

2 А^

 

 

пунктирная

линия со­

0 ^

г

 

 

ответствует

средней

 

 

величине износа,

на­

~ Т+АТ ^

 

 

копленного за время t.

 

б

\

 

 

 

 

Случайные

изменения

 

 

 

 

величины т) (t) около

 

 

 

 

этой

прямой

обуслов­

Рис. 1.13. Расчетная схема износа деталей,

лены случайностью мо­

скачкообразного

изменения

износа.

мента

возникновения

 

 

 

Г до Г -f-

 

Вероятность

возникновения скачка за время от

+ Д Т будет равна

 

 

 

 

 

 

 

 

Т(Г) =

Т = ХЛ7. +

0(Д Т)

 

 

(1.35)

и ,не будет зависеть от того,

сколько таких скачков было на участ­

ке от 0 до Т. Как следует из предыдущего рассмотрения, предпо­ ложение о независимости 'вероятности прироста износа от разме­ ра ранее /накоплепного износа отвечает зоне нормального износа. Так ли это?

Обозначим через W:(T) размер износа к моменту времени Т.

Тогда величина износа в момент времени Т будет

 

■n{T)=yW(T) .

(1,36)

Прирост износа за время Д Т определится как разность

7](Г+ДГ) M T) = y [ W { T + L Т ) - W(T)] .

(1.37)

(Определим математическое ожидание этой разности. Из урав­ нения (il.36) следует, что износ детали за время Д Т /может полу­ чить либо приращение, равное у с вероятностью f , либо прира­

24


щение, равное 0 с вероятностью 1 — f. Поэтому

математическое

ожидание приращения износа

будет равно

 

М Ы Г + Д П - т ] ( 7 ' ) } = тз/ +

(1 -_ у )0 = \ кАТ +0 { АТ) } у . (1.38)

Бели принять ,во внимание,

что -математическое

ожидание раз­

ности случайных величин равно разности математических ожида­ ний, то тол учим

M{- q( T+A Г)}— M h ( 7 ) }

= [ХД7’+ 0 ( ДГ ) ] у .

(1.39)

Разделив

обе части равенства

на

А Т и перейдя к

пределу

при А Т -> 0,

получим

 

 

 

 

dM |т] Г}

= 1у

 

(1.40)

 

dT

 

 

 

Из зависимости (1.40) следует, что

Ху от времени не зависит,

что подтверждает идею о постоянстве средней скорости износа на участке нормальной работы.

Эволюция износа детали (см. рис.

1.13)

описывается цепочкой

•$0

-> S 2 - > . . . .

Sr->

... ,

где каждое единичное приращение износа происходит по схеме

мпновенного

повреждения.

 

 

 

Поэтому время безотказной работы должно исчисляться до мо­

мента получения г-го по счету приращения износа.

В этом случае вероятность перехода

Sk Sk+ 1 за время А Т

определяется

формулой

 

 

 

 

Ч(Т) = \ А Т + 0(АТ) .

(1.41)

Причем

состояние

износа

детали

будет

характеризоваться

функциями

{Рь (Т)ХК — 0,1, 2. ..) , где

Рк (Т)

есть не что иное,

как вероятность того,

что к моменту Т деталь

будет находиться

в состоянии

Sk .Чему равно

Я* (Г)?

 

 

Рассмотрим стохастический процесс накопления износа, в ко­ тором система функций (ЯЙ(Г)) задает распределение некото­ рой целочисленной случайной величины х( Т), равной количеству

накопленных к моменту Т повреждений

нашем

случае число

ступеней износа) на детали.

Т) — х ( Т)

на

интервале времени

Приращение

х ( Т А

от Г до Т 4- А Т

является

суммой

приращений

х Т) — х (Т)

и х ( Т 4- А Т) — х Т), соответствующих интервалам от Г до

А 7

и о т Д 7 ' д о 7 + А 7 ' .

 

 

того,

что

х(Т-{-А Т) х(А Т)

Пусть hn{T) — вероятность

примет значение

«(где

« = 1 , 2 , 3 . . . ) .

х ( Т + А Т ) — х ( АТ)

w

Аналитически

зависимость

величин

х ( АТ) х(Т) может быть выражена

системой равенств

 

М Т + д Т) = 2

hj Т)

(Т) .

 

(1.42)'

 

i=o

 

 

 

 

 

 

 

25


Единственным распределением, которое удовлетворяет урав­ нению (1.42), является сложное распределение Пуассона

Р*(Т) = Ч { !

6

при ЛС>0 .

(1.43)

Сумма вероятностей Р0 (Т) + (Т)

Pr l

(Т) есть не что

иное, как вероятность того, что к моменту Г число ступеней износа (накопленных повреждений) равно либо 0, либо 4, либо г — 1, т. е. меньше предельно допустимого г.

. Поэтому время безотказной работы т должно быть не мень­ ше, чем Т, т. е.

P{ *>T} = % P k(T) .

(1.44)

fc= 0

 

Подставив вместо Рк(Т) его значение из формулы (1.43), оп­ ределим величину 1 — Р { т < 7 ’) по формуле

( 1 ' 4 5 )

S - 0

Выражение (1.45) есть функция распределения времени т, подчиняющаяся гамма-распределению при целых значениях г.

Таким образом, схема наносных накапливающихся поврежде-, ■ний может быть описана посредством гамма-раопределения .вре­ мени безотказной работы х.

В общем виде функция распределения F(Т) гамма-распреде­ ления задается соотношением

т

1

 

 

F ( T ) = \ f ( T ) d t = - ~ ^ T r- 1 ех 7

dt .

(1.46)

о

о

 

 

Плотность же этого распределения при

Г < 0 равна 0,

а при

Т > 0 имеет вид

 

 

 

/( П = гТТ) xr

е~ХТ

'

(1-47)

где г —число ступеней износа, необходимых для возникнове­ ния отказа (достижения предельно допустимого изно­ са);

* Доказательство этого приведено в книге В. Феллер «Введение в теорию вероятностей и ее применение», т. 1, «Мир», 1967, с. 291—293.

26


Г (>) — гамма-функция,

определяемая

формулой

 

Г (г) = J

x r ~l

е~х

dt

,

(1.48)

о

 

 

 

 

 

Для целых г справедливо соотношение

 

 

Г (г) =

(г — 1) !

 

(1.49)

В наиболее общем виде плотность гамма-распределения может

быть записана так

 

 

 

 

 

___ ^

 

 

,

(1.50)

)

Г (а 4-1)

 

 

 

где а и р — параметры

распределения,

которыми

могут быть

любые положительные числа.

 

Математическое ожидание

М {т}

и дисперсия гамма-распреде­

ления D {т} равны

 

 

 

 

 

 

f -

;

 

.

(1.51)

На рис. 1.14 приведены значения плотности гамма-рашреДе- ления при различных значениях г и X.

Из приведенных кривых можно сделать следующие выводы, имеющие большое практическое значение и объясняющие разно­

27