Файл: Паньков, Н. П. Ремонтопригодность автомобильной техники учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бой в литературе о законах распределения времени безотказной работы:

1.При r= 1 плотность гамма-распределения совпадает с плот­ ностью экспоненциального распределения. Это хорошо согласует­ ся с рассмотренной ранее схемой возникновения экспоненциаль­ ного распределения при мгновенных отказах (единичное повреж­ дение) .

2.При малых значениях г кривые ассиметричны, а с ростом г они становятся все более симметричными. Другими словами, на­ блюдается переход от гамсма-распределения к нормальному.

При возрастании г кривая плотности f(T)гамма-распределе­

ния,определяемаяуравнением

(1.47), стремится

виду

 

= в

.

(1.52)

 

г

 

 

 

U

 

 

Если в формулу (1.52) ввести значения математического ожи­ дания нормального распределения параметра С = М {т} и дис­ персию D {т} = о2, то получим

 

 

 

(Г-С)2

 

 

f ( T)

=

е

232

.

(1.53)

т/2 7Г О

 

 

 

 

Сопоставляя уравнения (1,52)

и

(1.53), маходам, что

C = - f

, а

=

у

.

(1.54)

3. При малых значениях а

 

по сравнению со средним

временем безотказной работы

С — М (т) значения

плотности f(T)

близки к 0 на большом интервале времени. Из этого следует, что вероятность появления отказа по причине износа в начале рабо­ ты детали мала.

Физически этот вывод отражает тот факт, что при большом значении уровня предельного износа и малой величине накоплен­ ного износа (деталь новая) вероятность отказа мала.

Это обстоятельство должно быть положено ib основу принуди­ тельных замен деталей, не достигших предельного износа, с целью резкого уменьшения вероятности отказов между ремонтами или техническими обелуживаниям«.

Периодичность таких замен может быть установлена при ис­ пользовании нормального закона распределения времени безот­ казной работы велико).

28


Здесь же отметим, что (время безотказной работы детали в пе­ риод приработки подчиняется экспоненциальному (распределению, имеющему максимум плотности при Т=Ю.

4. Разнобой в литературе по вопросу законов распределения времени безотказной работы объясняется там, что различные авто­ ры начинают исследовать отказы деталей на различных стадиях их износа и получают несравнимые результаты.

ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Для оценки параметров распределений времени безотказной работы могут быть применены методы моментов, квантилей и максимального правдоподобия. Одним из необходимых условий использования этих методов считается определенность выборки

и сведения об отказах элементов, которые подвергаются статисти­ ческому анализу.

Методика обработки статистических данных о моментах отка­ зов деталей следующая:

1.Время безотказной работы детали т и функция его распре­

деления F (t) рассматриваются в фиксированном интервале рабо­ ты. Из рассмотрения исключаются те значения т , которые нахо­ дятся вне границ рассматриваемого интервала времени, т. е.

■с< Тх и т > Ту .

2. Рассматриваемые наблюдения % дают усеченное распреде­ ление .с функциями распределения

при t < T x F{t) — 0; при £ > 7 у F(t) — 1; при Tx<^t < Ту

Плотность распределения имеет вид

(1.55)

Таким

образом, функции f (t) и

F(t)

задают распределение

Случайной .величины т

при условии, что ее значения не выходят

за пределы заданного

промежутка

Тх и Ту, т. е. они являются

функциями условных распределений.

 

 

3.

Определяются

значения начальных и центральных момен

тов. При

этом,® первую

очередь, находятся

значения первых двух

29



моментов (математического ожидания и дисперсии) условного распределения, пользуясь следующими зависимостями.

 

 

fту

If (t) dt

 

( 1.56)

 

M ( t ) { T x < z < T y = ^ 7y-----------------

,

 

 

J

f(t)dt

 

 

 

 

Tx

 

 

 

 

 

 

ту

 

 

 

 

 

J

 

Pf(t) dt

 

 

D { t ) ( T x < i <

T y ) = ^

 

------------ .

(1.57)

 

 

 

/

f(t) dt

 

 

 

 

 

Tx

 

 

 

4.

(Вид и параметры

теоретических

функций

распределения

должны быть такими, чтобы соответствующие величины средних,

рассчитанных ,по формулам

(1.56) и

(1.57),

наилучшим образом

согласовывались с эмпирическими величинами. Проверка осущест­ вляется при помощи критерия согласия.

Ниже приводятся результаты экспериментальной проверки за­ кона распределения времени безотказной работы деталей, под­ вергающихся износным отказам, на примере деталей двигателя ЗИЛ-130.

До сих нор мы рассматривали износ как функцию времени. Сейчас рассмотрим износ как функцию пробега. При этом в прин­ ципе ничего не изменится, за исключением того, что вероятность безотказной работы .будет иметь смысл вероятности для данного пробега.

В качестве опытных взяты двигатели .выпуска 1962 г., установ­ ленные на автобусах 4-,го автобусного парка Ленинграда. Условия эксплуатации автобусов: среднемесячный пробег 8—15 тыс. .км, работа на загородных маршрутах, техническое обслуживание №2 через 15—25 тыс. км.

:Под наблюдением находился 51 двигатель, фактический мате­ риал по которым представлен ,в табл. 1. 2.

■Обобщение фактического материала показало:

1. Критерием отправки двигателя в ремонт являлся износ криво'шипно-'шатуняого механизма, проявлявшийся в резком па­ дении мощности, снижении давления, большом расходе масла и дымном выхлопе.

Средневзвешенный -межремонтный пробег по 47 двигателям составил 154 тьгс. км. Выход двигателей из строя при пробегах до 100 тыс. им—результат грубых нарушений правил эксплуата­ ции (размораживание, -перегрев, работа при давлении масла в системе смазки ниже 0,5—4 иг/'см2).

30


Т а б л и ц а 1.2

Периодичность замены деталей двигателя

Потребова ли восстановления или замены

Пробег,

коренные

 

коленча­

тыс. км

шатунные

 

вкладыши

вкладыши

тый вал

40 — 60

7

5

1

6 0 - 8 0

13

15

4

80 - 100

18

18

4

100— 120

26

24

8

120— 140

12

14

4

140— 160

4

4

4

160 — 180

_ _

2

180 — 200

1

200 — 220

_ _

220 — 240

 

 

 

 

поршни

кольца

ГИЛЬЗЫ

клапаны

головка блока

 

1 !

 

I

 

_

1

1

1

 

1

1

1

1

 

2

— .

2

2

2

 

3

4

4

 

2

1

4

5

3

 

1

4

4

4

 

1

2

2

3

 

_

1

1

3

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Итого:

80

80

28

18

20

'22

6

3

2. Блок

цилиндров

не

требует

ремонта

даже

после

пробега

250—300 тыс. км.

 

требуют

замены

вкладыши

коренных

Ранее других деталей

ишатунных подшипников, поршни и поршневые кольца.

3.Шатунные вкладыши имеют, как правило, меньший износ, чем коренные, тао часто заменяются вместе с коренными вклады­ шами потому, что в автохозяйстве 'стремятся исключить лишние

остановки для снятия двигателя с автобуса

после

пробега 15—•

20 тыс. км для замены шатунных .вкладышей.

км без замены

4. Эксплуатация двигателей свыше 100

тыс.

вкладышей себя не оправдывает, так как приводит к форсирован­

ному износу коленчатого

вала и к обязательной шлифовке его

под первый ремонтный размер.

показывает, что после пробега

Опыт 4-го автобусного парка

80 тыс. км на двигателе

можно

установить .вкладыши номиналь­

ного размера без перешлифовки

шеек коленчатого вала. После

первой замены .вкладышей пробег автомобиля без перешлифовки коленчатого нала дополнительно составляет 40—80 тыс. км.

5. Основной .причиной замены поршней и колец являлся износ канавки под верхнее компрессионное кольцо по высоте, что вело к прорыву газов, усиленному отложению нагара и залеганию ко­ лец ,в канавке. Переход завода ЗИЛ к установке поршней е чу­ гунной ,0ставкой под верхнее компрессионное кольцо безусловно будет способствовать увеличению срока службы ответственного сопряжения.

Определим теперь эмпирический и теоретический законы рас­ пределения сроков службы (пробег) коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130 до перешлифовки, обобщив данные по 150 двигателям.

31