Файл: Паньков, Н. П. Ремонтопригодность автомобильной техники учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
Расчет начинается с определения начальных и центральных моментов то данным, приведенным ib табл. 1,3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 1.3 |
||
|
Определение начальных и центральных моментов |
|
|
||||||||
Середина |
|
Эмпири |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
интервала 1 |
// _ 1 ^0 |
|
|
|
|
„3 |
|
|
|||
ческая |
|
|
| |
Г 2т |
|
|
|
||||
км. про |
|
|
h |
I’m |
j |
/ т |
|
Г*т |
|||
|
частота |
т |
|
||||||||
бега |
|
|
|
j |
|
|
|
|
|
||
. 92 500 |
|
2 |
|
- 5 |
-1 0 |
|
- 5 0 |
|
-2 5 0 |
1 |
1250 |
97 500 |
|
3 |
|
- 4 |
-1 2 |
|
48 |
|
-1 9 2 |
! |
768 |
102 500 |
|
5 |
|
- 3 |
-1 5 |
|
45 |
|
-135 |
! |
405 |
107 500 |
|
13 |
|
- 2 |
- 2 6 |
|
52 |
|
-1 0 4 |
! |
208 |
112 500 |
|
22 |
|
- 1 |
-2 2 |
|
22 |
|
-2 2 |
! |
22 |
117 500 |
|
38 |
|
0 |
0 |
|
0 |
|
0 |
0 |
|
122 500 |
|
26 |
|
1 |
26 |
|
26 |
|
26 |
I |
26 |
127 500 |
|
20 |
|
2 |
40 |
|
80 |
|
160 |
|
320 |
132 500 |
|
13 |
|
3 |
39 |
|
117 |
|
351 |
1 |
1053 |
137 500 |
|
6 |
|
4 |
24 |
|
96 |
1 |
384 |
1536 |
|
142 500 |
|
2 |
|
5 |
10 |
|
50 |
250 |
! |
1250 |
|
|
|
150 |
| |
j |
54 |
| |
582 |
| |
510 |
J |
6534 |
Определим |
начальные моменты |
|
|
|
||||||
|
|
|
_ |
^ ]ml' |
_ |
54 |
= |
0,36; |
||
|
|
Tl ~ |
1 > Г |
~ |
^ |
|
|
|
||
|
|
Т2~ |
I > / ' 2 |
_ |
582 |
= |
3,88; |
|||
|
|
|
|
“ |
150 |
|
|
|
||
|
|
Тз~ |
2 о т //3 |
_ |
510 |
= |
3,40; |
|||
|
|
2 т |
~ |
150 |
|
|
|
|||
|
|
|
_ |
Ъ п У 4 |
= |
6534 = |
43,56. |
|||
|
|
4 |
2 |
т |
|
150 |
|
|
|
|
Определим центральные моменты |
|
|
|
|||||||
|
|
Р2 = |
Ь ~ |
f i = |
3,88 - 0,362 = |
3,75; |
||||
[х3 = |
Та —Зт2 • ъ + |
2т21 = |
3,4 — 3.3,38 • 0,36 + |
2• 0,362 = — 0,743; |
||||||
n = |
4Тз • Ъ +6т2 • T2i - |
3-f4! = 43,56- 4 • 3,4 • 0,36+6 • 3,88 • 0,362 — |
||||||||
|
|
|
|
—3-0,364= 41,7. |
|
|
||||
Подсчитаем |
показатели статистических |
характеристик; |
||||||||
1. |
Средняя |
арифметическая |
|
|
|
|
||||
|
I =10+ т, • h = |
117500 + |
0,365000 = 119300. |
32
2. |
Среднеквадратическое |
отклонение |
|
||||||
■ |
h |
Щ п Г ~ ( |
^ |
г ) = 5000 \ А 88- ° . 36! = 9Ю0- |
|||||
3. |
Показатель |
асимметрии |
|
|
|||||
|
|
|
А - * |
|
|
0,743 |
|
0, 102. |
|
|
|
|
|
|
3,752 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Показатель эксцесса |
|
|
|
|||||
|
|
|
К — Щ— |
з |
41,7 |
|
0,03. |
||
|
|
|
3,752 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о. |
Вариантный |
коэффициент |
|
|
|||||
|
|
|
V = о- 100 |
|
9650-100 |
8, 1%. |
|||
|
|
|
|
|
7 |
|
119300 |
|
|
6. |
Средняя |
ошибка |
среднего значения |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
9650 |
=785, |
|
|
|
|
|
* |
] Л |
V 150 |
|||
|
|
|
|
|
|
||||
где п —объем |
совокупности. |
|
|
||||||
7. |
Показатель |
точности |
определения |
среднего значения |
|||||
|
|
|
, |
v |
100 |
785100 |
|
_ __ |
|
|
|
|
Е= ^ Т ~ = Т » зо о = ° - 6 5 « - |
||||||
8. |
Ошибка |
среднеквадратического |
отклонения |
||||||
|
|
|
|
0 |
а |
9650 |
= |
560. |
|
|
|
|
|
/ 2 |
п |
/ 300 |
|
|
9.Ошибка меры асимметрии
\Д ~ = \ А ^ ” = 0 ,2 '
10.Ошибка меры эксцесса
~2 Од = 2- 0,2 = 0,4.
11.Ошибка коэффициента вариации
V |
1+: юо |
2 = 8 Л _ |
1 + 2 |
8,1 |
2 = 0,47. |
” У 2га |
/3 0 0 |
|
100 |
|
3 Заказ |
33 |
657. |
По данным табл. 1.3 построим кривую эмпирического распре деления сроков службы коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130 до перешлифонйи (рис. 1.15).
|
|
|
|
Анализируя |
кривую |
|||
|
|
|
|
эмпирического |
распреде |
|||
|
|
|
|
ления, находим, что рас |
||||
|
|
|
|
пределение |
одномодаль |
|||
|
|
|
|
ное, симметрическое, т. е. |
||||
|
|
|
|
нормальное. |
|
асиммет |
||
|
|
|
|
При правой |
||||
|
|
|
|
рии гистограммы или по |
||||
|
|
|
|
лигона будет гамма-рас |
||||
|
|
|
|
пределение, |
а |
при |
ле |
|
|
|
|
|
вой |
— логарифмическое |
|||
|
|
|
|
распределение. |
выравни |
|||
|
|
|
|
Произведем |
||||
|
|
|
|
вание эмпирического рас |
||||
|
|
Правее, км |
|
пределения |
по теоретиче |
|||
|
|
|
скому нормальному зако |
|||||
|
|
|
|
|||||
Рис. 1.15. Распределение сроков службы |
К О - |
ну. |
Нормальный |
за |
||||
ленчатого вала двигателя ЗИЛ-130: |
|
кон |
двухпараметриче |
|||||
1 — экспериментальная; 2 —теоретическая. |
|
ский. |
Подставив |
ранее |
||||
_ |
|
|
|
вычисленные |
значения |
|||
(среднее I и среднеквадратическое отклонение а ) в функцию плот |
||||||||
ности распределения, |
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
(1-1 г |
|
1 |
(1-119300)* |
|
|
|
'(/)= • |
2а2 |
|
2X9650* |
|
|
|||
2п |
|
9650 ]/2я |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Учитывая, что срок службы мы разбили на интервалы, расчет теоретической кривой целесообразно вести по дифференциальной функции
1
Данные по расчету сведем в табл. 1.4.
Определим, насколько близко совпадают эмпирический и тео ретический законы распределения. Вычислим критерий согласия у2 и полученные данные сведем в табл. 1.5.
Найдем число степеней свободы но формуле
k = а — 3,
где а — число интервалов (у нас 11).
Подставив в формулу число интервалов, получим k = 11 - 3 = 8.
34
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 1.4 |
|
|
Данные для расчета закона распределения |
|
|||||
№ ин |
Интервалы |
а —1 |
Ь -1 |
|
| */,> |
|
F(l) |
тер |
а—Ь, |
<(Ui) |
|
||||
О |
h - „ |
|
|||||
вала |
тыс. км |
|
|
|
|||
1 |
90-95 |
-3,05 |
-2,52 |
-0,9973 |
-0,4986 |
-0,4940 |
0,0045 |
2 |
95-100 |
-2,52 |
-2,00 |
-0,9883 |
—0,4940 |
-0,4775 |
0,0165 |
3 |
100-105 |
-2,00 |
-1,48 |
-0,9545 |
-0,4775 |
-0,4305 |
0,0470 |
4 |
105-110 |
-1,48 |
-0,96 |
-0,8611 |
—0,4305 |
—0,3315 |
0,0990 |
5 |
110—115 |
-0,96 |
-0,45 |
-0,6629 |
-0,3715 |
-0,1735 |
0,1580 |
6 |
115-120 |
-0,45 |
0,07 |
-0,3473 —0,1735 |
-0,028 |
0,02015 |
|
7 |
520-125 |
—0,07 |
0,06 |
0,0558 |
0,0280 |
0,2255 |
0,1935 |
8 |
125—130 |
0,06 |
1,11 |
0,4515 |
0,2255 |
0,3665 |
0,1410 |
9 |
130-135 |
1,11 |
1,63 |
0,7330 |
0,3665 |
0,4485 |
0,0820 |
10 |
135-140 |
1,63 |
2,15 |
0,8969 |
0,4455 |
0,4340 |
0,0355 |
11 |
140—145 |
2,15 |
2,66 |
0,9830 |
0,4340 |
0,4980 |
0,0120 |
Для величины k — 8 |
имеется |
3 |
значения х 2: |
|
|||
15,51; 20,09 |
и 26,12.* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 1.5 |
|
|
Данные для расчета |
|
|
2 |
||
|
|
критерия согласия % |
|||||
№ |
Эмпири |
Теорети |
|
|
|
|
|
ин |
ческие |
т |
ческие |
fm—F(l) N] fm -F (I)N ]2 |
[m — F (l) N]2 |
||
тер |
частоты |
|
частоты |
|
|
|
F(l) N |
вала |
т |
|
F(l)-N |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1 |
2 |
0,0045 |
1 |
|
1 |
1 |
0,33 |
2 |
3 |
0,0165 |
3 |
|
0 |
0 |
0 |
3 |
5 |
0,0470 |
7 |
|
- 2 |
4 |
0,17 |
4 |
13 |
0,0990 |
15 |
|
- 2 |
4 |
0,17 |
5 |
22 |
0,1580 |
24 |
|
- 2 |
4 |
0,17 |
6 |
38 |
0,2015 |
30 |
|
8 |
64 |
2,13 |
7 |
26 |
0,1935 |
29 |
|
- 3 |
9 |
0,31 |
8 |
20 |
0,1410 |
21 |
|
1 |
1 |
0,05 |
9 |
13 |
0,0820 |
12 |
|
1 |
1 |
0,08 |
10 |
6 |
0,0355 |
6 |
|
0 |
0 |
0 |
11 |
2 |
0,1120 |
2 |
|
0 |
0 |
0 |
|
150 |
|
150 |
|
|
|
3,81 |
Полученный нами критерий |
х2 =3,81 |
намного |
меньше любого |
из приведенных, что свидетельствует о хорошей сходимости змии»
рического |
и |
теоретического распределений. |
* Д л и н |
А. |
М. Математическая статистическая техника. М., «Наука», 1965, |
3* |
35 |
Степень расхождения между эмпирическим и теоретическим распределением можно .проверить также при помощи правила В. П. Романовского, по которому
|
X2— k |
< 3 , |
|
(1.58) |
|
/ 2 к |
|
|
|
В нашем случае |
|
|
|
|
х2 - k _ |
3,81 - |
8 |
-4 ,1 9 |
- 1< 3, |
l/afe ~ |
у г 7! |
|
4 |
|
|
|
т. е. незначительное расхождение между эмпирическим и теорети ческим распределением носит случайный характер.
На основании полученных данных можно сделать вывод, что распределение времени безотказной работы коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130 до перешлифовки подчиняется нормальному закону.
Подшипники коленчатого вала современных двигателей рабо тают при удельных нагрузках 200—250 иг/см2 и температурах до 150° С. Установлено, что в результате этих тяжелых условий ра боты происходит не только износ рабочих товерхностей вклады шей, но и увеличение диаметральных размеров их гнезд в блоках двигателей. В двигателях ЗИЛ-'130 наибольший износ наблюда
|
|
|
|
ется у гнезд второго и - |
|||||
|
|
|
|
пятого |
коренных |
под |
|||
|
|
|
|
шипников. При этом на |
|||||
|
|
|
|
ибольший диаметр изно- f |
|||||
|
|
|
|
шенных |
гнезд |
располо |
|||
|
|
|
|
жен |
по вертикали в плос |
||||
|
|
|
|
кости, которая делит угол |
|||||
|
|
|
|
развала |
цилиндров попо |
||||
|
|
|
|
лам. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На рис. 1.16 показа |
|||||
|
|
|
|
ны построенные |
М.А. Ма- |
||||
|
|
|
|
сино гистограмма и тео |
|||||
|
|
|
|
ретическая |
кривая |
рас |
|||
|
|
|
|
пределения |
соответствен |
||||
|
|
|
|
но диаметров гнезд вкла |
|||||
|
|
|
|
дышей |
и |
несоосности |
|||
|
Диаметр гнел, |
т |
второго |
коренного |
под |
||||
|
|
|
|
шипника. |
|
по |
вели |
||
Рис. 1.16. |
Гистограмма |
и |
теоретическая |
Наибольшее |
|||||
кривая |
распределения |
диаметров гнезд |
чине среднее отклонение |
||||||
вкладышей второго коренного подшипни |
от соосности имеют гнез |
||||||||
ка блока двигателя ЗИЛ-130. |
|||||||||
|
|
|
|
да |
четвертого |
коренного |
подшипника.
36