Файл: Козобков, А. А. Электрическое моделирование вибраций трубопроводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и (184), получим зависимость массы единицы длины трубопро­ вода и его жесткости от координаты х

. . 3X0

Di + {x —■*■<>)sin

 

П:

ь ( ^ ) = - т -

 

 

 

 

(192)

 

Di + [x —-*o)sin

a

 

d-L + ix —Xo) sin

~J J '

 

* .

2

 

 

 

(193)

Как уже отмечалось, моделируемый конический переход за­ меняется несколькими однородными участками трубопровода или ступенями с постоянными параметрами. Очевидно, что длины ступеней должны выбираться так, чтобы погрешность моделиро­ вания не превышала заданную. Другими словами, длину ступени следует выбирать так, чтобы усредненные параметры одной сту­ пени отличались от истинных параметров трубопровода на этой ступени не более чем на заданную величину.

Определим, в каком соотношении между собой должны нахо­ диться погрешности по погонной массе и жесткости на одной ■ступени и как они связаны с погрешностями моделирования.

Прежде всего отметим, что замена конического трубопровода ■однородными ступенями вызовет амплитудную и частотную по­ грешности моделирования. Величина амплитудной погрешности связана с погрешностью моделирования волнового импеданса. Найдем условия, при которых погрешность волнового импеданса

•будет минимальной.

Для этого найдем дифференциал

функции

Ум [выражение (73)] и приравняем его нулю

 

 

 

 

dY« =

i ^ dEJ + i r - dv-°-

 

(194)

 

 

 

oEJ

а,и.о

 

 

Раскрывая выражение (194), получаем

 

 

 

 

rfjjLj

d E J

 

(195)

 

 

 

но

EI

 

 

 

 

 

 

млн

 

Дно

Д E J

 

(196)

 

E J

 

 

 

но

 

 

Выражение (196) показывает, что амплитудная погрешность

будет минимальной,

если

модули погрешностей

по

погонной

массе и жесткости будут равны.

погрешность

моделирования

Найдем как связана частотная

с погрешностью по параметрам б.

 

 

 

Введем следующие обозначения:

 

 

Дно

*

 

 

 

 

 

----=

?V0— относительная погрешность по погонном массе;

Но

A E J

-r~r = rjEJ — относительная погрешность по жесткости;

75


——:= 8 С0

— относительная частотная погрешность моделирова­

ли

MS

 

ния.

Известно, что собственные частоты прямой трубы пропорцио­ нальны квадратному корню из жесткости, деленной на погонную массу:

 

 

л f

EI

 

. | Q 7

 

 

шм 5 ~ 1 /

---- •

 

I 197)

Полный дифференциал

V

,аэ

 

 

* составит

 

 

 

«Ч,

______ / d E J f i Q — E J d j i Q

\

(198)

 

Я/ \

Но

/

 

 

 

 

2 /У цо

 

 

 

(1+d)ji0W р.01Е)л

 

( 1 + S ) E J ( x l

EJ(x)

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

■ '6 '

 

г

Ч

 

у

 

 

 

 

 

[ Ч ч

(1-8)ji0b)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

■а)

 

 

Л? 6)

 

 

Рис. 37. Графическое определение длин ступеней:

 

а—по массе; б—по жесткости

 

 

Поделим выражение (198) на выражение (197)

 

 

d<»Hs

 

 

 

(199)

 

ШМ5

 

 

 

 

 

 

 

 

Подставляя в выражение

(199) соотношение

(195)

и учитывая

принятые обозначения, получим выражение, связывающее ча­

стотную погрешность моделирования с погрешностями по

пара­

метрам

 

( 200)

8Ш = 8 .

 

M S

 

 

Для нахождения длины первой ступени (.v0 —л';)

(рис. 37, о)

про­

ведем кривые (1 -1- 6 ) (.(.о (х) и (1 —fi)no(Jc) выше

и ниже кривой

ц0(*)- Величина 6 известна при заданной погрешности модели­ рования по собственной частоте из выражения (2 0 0 ).

Из точки А проведем прямую, параллельную оси х до пересе­ чения с кривой (1 —б Ы * ), или аналитически, учитывая выра­ жения (192)

( 1 + 8 - 0 1 = ( 1 - 8 )-^ -

Ч -х0) sin —

 

1

 

( 201)

rf + (x:-x:o)sin

 

76


Р е ш е н и е у р а в н е н и я ( 2 0 1 ) д а е т а б с ц и с с у к о н ц а п е р в о й с т у п е н и

( 202)

(1 8 ) sin у

Выражение (202) определяет длину первой ступени, исходя из погрешности по массе. Длину, первой ступени, исходя из задан­ ной погрешности по жесткости, найдем графически. Для этого

проведем кривые (1+6)£7(х) и (1—6)EJ(x) (см. рис. 37,6) выше и ниже кривой EJ(x). Из точки А проведем прямую парал­

лельно оси х до пересечения с кривой (1—6 )EJ(x). Абсцисса точки пересечения будет равна хь Следовательно, длина первой ступени составит

А'о— X ] .

Если окажется, что длина первой ступени, выбранная исходя из погрешности по жесткости, меньше, чем та же длина, выбран­ ная исходя из погрешности по массе, то первая принимается как длина первой ступени, и наоборот.

Аналогичным образом находим длину второй ступени и т. д., только теперь за начало отсчета для второй ступени принимаем точку с .координатой хь для третьей ступени — точку с коорди­ натой х2 и т. д. Тогда для первой ступени усредненные пара­ метры (погонная масса единицы длины и жесткость) будут

Ы = ( 1 + '8 )у - {[£>i+

( * 0 -

х0) sin у

J -

di + (-*o--*o)sin

у

— Н-о! ( 1 4

“^);

EJ ,= ( 1+8) — < А + (*о —-*o)sin y j 4

1 V 1 64 1

j y i + (-A>-A'o)sin y

■EJX{1-j-8 );

— для второй ступени

H-oii ( 1

+ 8

) у -

А ~ Н ЛТ—x o) sin у ~ '

 

- ^

i + (X i- ^ 0)sin y

 

^ 1 1 ^

+ 8

) - f H [ A + (*i-*o)sin f

 

 

+

-■*<>) sin

"J 1

77


для /i-нои ступени

Я£>

Рол— 4 I A + C*„-i--*o)sin

+ ( ■ * „ - ! sin — !}0 -И);

EJ„ = Е л A + (■*«-!-■*<)) sin

64

rfi+ (■*„-!-•*<>) sin f [ ) d + 4 .

Таким образом, мы определили длины однородных участков трубопроводов, которые заменяют конический переход, и их усредненные параметры. Моделирование трубопровода со сту­ пенчато изменяющимися параметрами описано выше.

2.Электрическое моделирование трубопровода

ссосредоточенной массой

Наличие в трубопроводных системах обвязки элементов, ли­ нейные размеры которых малы по сравнению с длинами участ­ ков трубопровода — фланцевое соединение (рис. 38), вентиль (рис. 39),—приводит к тому, что электрическая модель должна обеспечивать возможность моделирования колебаний трубопро­ вода совместно с сосредоточенной массой.

Рис. 38. Фланцевое со-

Рис. 39. Вентиль

единение

 

Для нахождения электрической схемы, моделирующей изгиб­ ине колебания трубы с присоединенной сосредоточенной массой (рис. 40), запишем уравнение динамического равновесия массы т

 

R = m - ^ - = Ql+)- Q l- h

(203)

 

dt

 

 

где

R — сила инерции.

 

 

 

Q(+), Q(_) — поперечные силы.

соответствий

(91), перепишем

 

Используя принятую систему

уравнение (203)

 

 

 

ic~ C -^ - =

*(+)о, 5 — *'(-)о,5 ,

(204)

 

йх

 

 

78


где ток /<■соответствует силе R, емкость С соответствует массе т, напряжение и соответствует скорости у, токи ц+)о,в и k-)o,5, проте­ кающие в верхних обмотках трансформаторов, соответствуют поперечным силам Q(+) и Q(~).

Уравнение (204) описывает электрическую схему (рис. 41), которая представляет собой электрическую модель трубы 1 с включенной массой. Массе т соответствует емкость С электри­

ческой модели.

 

 

 

(204)

будет тож­

Найдем условия, при которых уравнение

дественно уравнению (203). Для

этого подставим

в

уравнение

 

 

Ч+)о,5 Lc 1=:

£(-)<W

 

 

 

г I

1

1 ^

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

и

 

 

 

 

 

 

Рис. 40. Расчетная схема

Рис.

41. Схема

модели

пз-

изгибиых колебаний тру­

гнбных колебании трубопро­

бопровода

с включением,

вода

с включением,

имею­

имеющим

сосредоточен­

щим

сосредоточенную массу

ную

массу

 

 

 

 

 

 

(204) значения

входящих в него величин из табл. 1

, после под­

становки получим

 

 

 

 

 

 

 

т,,т. dt

+

 

 

 

 

(205)

 

 

 

 

 

 

 

 

11 и

 

 

 

 

 

 

Сравнивая уравнения (205) и (203), видим,

что для их тож­

дественности необходимо, чтобы

 

 

 

 

 

 

m‘mQ__1 . (206)

т т.

11 и

Легко заметить, что индикатор подобия (206), определяющий подобие трубопровода с сосредоточенной массой (см. рис. 40) и электрической модели (см. рис. 41), совпадает с одним из индикаторов подобия (97) модели участка трубопровода.

Следовательно, для построения электрической модели коле­ баний трубопровода совместно с сосредоточенной массой т необ­ ходимо построить модель колебаний трубопровода по изложен­ ной выше методике, а затем к модели колебаний трубопровода подключить емкость С (см. рис. 41), величина которой опреде­ ляется из соотношения

«V— т

~с '

Емкость С включается в узел модели, соответствующий точке трубопровода, где включена сосредоточенная масса т.

79