Файл: Козобков, А. А. Электрическое моделирование вибраций трубопроводов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
|
2EJk |
(26) |
|
|
|
|
Л4k= M k—1-\- L\xkQk\ |
(27) |
|
Qk—Qk-1> |
(28) |
где |
A.v'fc — длина участка k\ |
|
|
EJh — жесткость участка k\ |
|
yu\ 0ft; Мк\ Qk — соответственно перемещение, угол поворота се чения, изгибающий момент, поперечная сила в /г-том сечении.
Моделируемый стержень длиной I разбивался на некоторое число участков п, каждый из которых заменялся электрическим восьмиполюсником. И. М. Тетельбаумом были предложены две схемы, моделирующие систему уравнений (25) — (28).
Рис. 8. Схема звена электрической модели изгибных колебаний стержня И. М. Тетельбаума:
о—по первой системе аналогий; б—по второй системе аналогий
По первой системе электромеханических аналогий, где скоро сти соответствует ток, а силе — напряжение, система уравнений (25) —(28) моделируется электрической схемой, изображенной на рис. 8, а. Здесь было принято соответствие:
— скорости перемещения ук — току
— угловой скорости б*, — току |
1к, |
|
— силы Qft — напряжению ик, |
|
|
— момента Мк — напряжению |
ик, |
|
- |
ДзГь |
_ |
— упругой податливости---------- емкости Ск.
QEJk
По второй системе аналогий система уравнений (25)—(28) моделируется схемой, изображенной на рис. 8,6. Здесь скорости
перемещения ук соответствует напряжение ик, угловой скорости
0ft — напряжение |
ик, силе Qk — ток ik , моменту Мк — ток ik \ |
Ахк |
г |
податливости--------- индуктивность Lh.
6EJk
23
Электрическая модель И. М. Тетельбаума (по первой и вто рой системам аналогии) позволяет исследовать полигармонпческие и переходные процессы. Ее основным достоинством является то, что она, в отличие от разностных схем, о которых бу дет сказано ниже, моделирует не приближенное, а точное урав нение, описывающее изгиб стержня.
Однако электрические |
модели, изображенные |
на |
рис. 8, а |
||||||||||
и 8,6, позволяют рассчитать колебательные |
процессы стержня, |
||||||||||||
не имеющего массы, |
т. |
е. |
колебания |
в |
дорезонансной |
обла |
|||||||
сти. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В то же время специфика колебаний трубопроводных систем |
|||||||||||||
такова, |
что гармонические |
составляющие возмущающего воз |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
действия могут оказаться в об |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ласти |
|
спектра |
|
собственных |
|||
|
|
|
|
|
|
частот трубопровода. Следова |
|||||||
|
|
|
|
|
|
тельно, |
электрическая |
модель |
|||||
|
|
|
|
|
|
колебаний |
трубопровода |
дол |
|||||
|
|
|
|
|
|
жна учитывать его инерцион |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ность. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модель И. М. Тетельбаума |
|||||||
Рис. |
9. Схема |
|
|
Схема зве |
позволяет |
рассчитывать |
коле |
||||||
Р ис. |
10. |
бания |
стержневых |
систем и с |
|||||||||
звена |
модели |
на |
модели |
кру |
учетом массы. |
В этом случае, |
|||||||
изгибных коле |
тильных |
колеба |
по первой |
системе аналогии в |
|||||||||
баний |
стержня |
ний стержня |
|||||||||||
|
|
В. А. Лазаряна |
каждую ячейку модели необхо |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
димо |
включить |
индуктивность, |
|||||
а по второй системе аналогии —■емкость, |
моделирующую эле |
мент массы. При этом электрическая модель И. М. Тетельбаума будет моделировать уже .не точные уравнения, а лишь прибли женные к уравнению (23), т. е. будет иметь тот же недостаток, что и конечно-разностные схемы.
Однако, как это будет видно в дальнейшем, звено разностной модели существенно проще звена электрической модели И. М. Тетельбаума.
Простотой схемы отличается электрическая модель, разрабо танная в Таганрогском Политехническом институте под руковод ством П. М. Чеголина [5]. Эта модель позволяет воспроизвести лишь одну форму колебаний плоской стержневой системы, что является ее недостатком, так как не позволяет провести анализ полигармонических процессов.
В основу модели положена система уравнений, являющихся частным решением уравнений (23) для одной формы колебаний. Модель колебаний прямого стержня представляет собой элек трический четырехполюсник, подбором параметров которого добиваются резонанса токов в его входной цепи. Матрица коэф фициентов четырехполюсника в этом случае совпадает с матри цей коэффициентов частного решения уравнения (23). Коэффи
24
циенты решения уравнения (23) представляют собой известные функции Крылова. По найденным значениям функций опреде ляется собственная частота стержня.
В 1962 г. McNeal [16] в результате длительных исследований получил модель (рис. 9), которая позволяет произвести расчет полигармонических процессов одномерного изгиба с учетом рас пределенной массы.
Воснову модели было положено уравнение (23), записанное
впервом центрально-разностном приближении. При этом моде
лируемый стержень разбивался на п участков длиной Дх = —,
п
где L— длина моделируемого стержня.
Автором была принята следующая система соответствий:
&Хь г |
„ |
, |
>^к' |
у С& |
>^к |
(все параметры отнесены к /г-тому участку разбиения).
При относительной простоте электрической схемы модель McNeal’a имеет невысокую точность решения.
В 1955 г. В. А. Лазаряном [7] была предложена электрическая модель крутильных колебаний стержня, описываемая уравне
нием (24) |
и состоящая |
из |
простейших четырехполюсников |
||||
(рис. 10). Моделируемый стержень длиной I разбивался на п |
|||||||
участков длиной Дх — Цп. |
В |
электрической модели крутильных |
|||||
колебаний |
была |
принята |
следующая система |
соответствий: |
|||
податливость |
при |
кручении |
k-того элемента разбиения |
||||
---- > |
индуктивности Lh, |
элемент момента |
инерции массы |
Ч
b.xJy.—* емкости Ch.
Электрическая модель крутильных колебаний, предложенная В. А. Лазаряном, обладает тем же недостатком, что и электриче ская модель изгибных колебаний McNeal’a.
Рассмотренные здесь электрические модели представляют не сомненный интерес для расчета поли- и моногармонических ко лебаний несложных плоских стержневых систем, крутильных и изгибных колебаний валов.
Непосредственное применение этих моделей для расчетов ко лебаний пространственных трубопроводных систем из-за ука занных выше недостатков не представляется возможным. Одна ко опыт исследований /в области динамики стержневых систем безусловно может быть учтен.
Использование электрической модели поперечных колебаний McNeal’a [16] и электрической’модели крутильных колебаний В. А. Лазаряна [7], которые представляют интерес для со здания электрической модели колебаний пространственных тру бопроводных конструкций, требует уточнения этих моделей.
25
Необходимость уточнения вызвана тем, что, как в дальней шем будет показано, для получения требуемой точности расчега (до 10% по спектру собственных частот) число звеньев моделей В. А. Лазаряна и McNeal’a оказывается чрезвычайно большим.
Ниже будет рассмотрено, с учетом отечественного и зарубеж ного опыта, моделирование изгибных и крутильных колебаний участка трубопровода различными типами конечно-разностных моделей и дана их сравнительная характеристика с точки зрещя получения заданной погрешности моделирования при минималь ном числе моделирующих элементов.
Глава 2
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗГИБНЫХ И КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ ПРЯМОГО ОДНОРОДНОГО УЧАСТКА ТРУБОПРОВОДА
Выше отмечалось, что трубопроводные системы в общем слу чае совершают изгибные, крутильные и продольные колебания. Было показано, что изгибные и крутильные колебания трубопро вода с достаточной точностью описываются уравнениями (23)
и (24).
Как уже отмечалось, аналитический расчет колебаний трубо проводных систем превращается в чрезвычайно трудоемкую за дачу и поэтому требует применения вычислительных средств, наиболее приемлемым из которых оказывается электрическое моделирование.
Для нахождения электрических схем, моделирующих уравне ния (23) и (24), запишем их в более общем виде
дгФ(.у, t) |
а{х) №>(х, 0 _ 0 |
(29) |
д х г |
дсч- |
|
где cp(.v, t ) — моделируемая |
функция (перемещение, угол за |
|
кручивания), а(х) — параметр, г= 2, 3 ... |
изгибные |
|
Легко заметить, что уравнение (23), описывающее |
||
колебания, и уравнение (24), |
описывающее крутильные колеба |
ния трубопровода, являются частными случаями уравнения (29). Вполне очевидно, .что для электрического моделирования изгибных и крутильных колебаний трубопровода, необходимо синте
зировать электрическую цепь, которая описывалась |
бы |
уравне |
|||||||
нием вида |
(29). Однако при порядке уравнения (29) |
выше |
вто |
||||||
рого реализация такой цепи является |
сложной |
технической |
|||||||
проблемой. |
Следовательно, |
на первом |
этапе задача моделиро |
||||||
вания сводится к моделированию не |
уравнений (23) |
и |
(24), |
||||||
а лишь |
их |
достаточно |
точных приближений. Для |
этого |
член |
||||
дг Ф (х |
I!) |
уравнения |
(29) |
должен быть |
заменен |
разностным |
|||
---------—- |
дхг
приближением, а решение уравнения вида (29) на модели дол жно быть найдено в виде дискретных по х значений: ФДО.
27
Ф2(0> ■■■Ф т(0 • • • Фи (0. гДе |
т — Узел интерполяции, причем |
Q^.m^Zn — рациональное число. |
|
Известно много методов |
интерполяции функции Ф(л', I) [4]. |
Отметим лишь, что все они могут быть разделены на два класса по признаку шага интерполяции: интерполяции с иеравноотстоящими узлами и интерполяции с равноотстоящими узлами. Пос ледний метод более целесообразен для электрического модели рования колебаний трубопроводных систем, так как в этом слу чае значительно облегчается расчет элементов моделирующих цепей, упрощается набор задачи и работа оператора на электри ческой модели.
Если узлы интерполяции отстоят друг от друга |
на расстоя |
||||||||||
нии Ал\ |
то производные функции Ф в точке х = хт определяются: |
||||||||||
— для интерполяции вперед |
|
|
|
|
|||||||
дФ |
— ЛФ," = |
Фт+| —Фт • |
|
|
|
||||||
<Эа |л’ = |
|
Да |
|
|
Да |
|
’ |
|
|
|
|
д-* |
|
|
А2Фш ^ |
Фш+2— 2Ф„,_1 + Фт , |
|
|
|||||
дх- 1-г = л'га |
|
Да 2 |
|
|
Да 2 |
|
|
|
|||
|
О'Ф |
|
|
д'Ф, |
|
|
|
+1 |
1,, |
|
|
|
|
|
|
|
|
,г—1 |
|
||||
|
^ 'Г|л' =л'яГ |
|
Дл-Г |
Да |
Да' - 1 |
|
|||||
|
|
Да |
|
||||||||
|
|
|
_ - L V |
( ± |
Фт!-г-,Д |
|
|
||||
|
|
|
|
Л- t' |
|
V И 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н »0 |
|
|
|
|
|
|
г д е г = 2; 3 ; . . . , m = 0 ; ± 1; ± 2 ; . . . , и = 0; 1 |
|
|
|||||||||
— д л я и н т е р п о л я ц и и н а з а д |
|
|
|
|
|||||||
дФ |
^ ., |
V'l’m |
Фт—Фш-1 _ 4Ф,И_ |
|
|
||||||
д х |
|
|
Да |
|
Да |
|
Да |
|
|
||
д ' ф |
|
_ г'Фт |
1 { г—г —1 Ф т — у 'Г- 1ф |
l) : |
ДНт'т—- 1 . |
||||||
д х г \ х = * т |
~ |
Да ' |
|
Да ' |
U |
т |
’ |
Ахг ’ |
|||
|
|
|
|
||||||||
г д е г = 2 ; 3 ; . . . |
..., |
т = 0; |
+ 1 ; |
+ 2 ; |
|
|
|
|
|||
— для центральных разностей |
|
|
|
||||||||
|
оФ„, |
|
1 |
( ф |
|
|
ф |
'i__ |
Лфт - 0 , 5 . |
|
|
|
Да |
|
, |
1ч т + 0 ,5 |
‘■ т - 0 , 5 ) — |
Да |
- |
|
|||
|
|
Да |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
5ГФт |
|
'■Т}т(ЪГ~1ф'ЩОь-ЪГ~1фт-оь)- |
.АГфт—о,5 |
|||||||
|
Ахг |
|
Ах |
|
|
|
|
|
|
Ахг |
|
Если значения функции Фт для интерполяции вперед и назал известны лишь для целых значений т, то центральные разности можно вычислять для
т = ±0,5; ± 1,5;............... если г — нечетно,
-28