Файл: Козлов, В. И. Капитальное строительство и его роль в развитии социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
Проектные решения должнь1 отражать единую техни ческую политику социалистических государств в капи тальном строительстве, направленную на повышение эф фективности капитальных вложений, и являться важным инструментом сокращения продолжительности строи тельства и реконструкции, ускорения ввода в действие и освоения новых производственных мощностей, а также производства продукции, отвечающей мировым стандар там или превосходящей их.
Одной из первостепенных задач в области повышения научного уровня и экономической эффективности проек тирования являются совместная разработка и создание основы международной и национальных систем автомати зации строительного проектирования, развитие теории и методов оптимального проектирования и системы коорди нации планов проектно-изыскательских работ.
Социалистическая экономическая интеграция в капи тальном строительстве по-новому ставит вопрос о созда нии международных научных основ проектирования, осо бенно в условиях применения автоматизированных си стем и развития сотрудничества на основе специализа ции и кооперирования проектных работ. Современные проекты могут разрабатываться только в творческом содружестве при широкой специализации и кооперации многих проектных и научно-исследовательских институ тов различного профиля. Так, в СССР в 1974 г. заверша ется строительство на Криворожском металлургическом заводе имени В. И. Ленина самой крупной в мире домны. Ее полезный объем должен составить 5 тыс. м3, проект ная мощность 4 млн. т чугуна в год, причем проектом предусмотрена самая высокая в стране производитель ность труда. Эту домну проектировали «Гипромез» и «Укрпромез» в содружестве с 30 проектно-конструктор скими и научно-исследовательскими институтами. В Польше в районе Катовиц в соответствии с Комплекс ной программой проектируется новый крупный метал лургический завод годовой мощностью 4,5 мли. т чугуна и стали. Проектирование его осуществляется при коор динации внутри страны и технической помощи советских проектных организаций.
Важно объединить в этой области усилия стран—чле нов СЭВ. Развивающиеся интеграционные процессы в об ласти проектирования вполне закономерны и должны по лучить дальнейшее углубление на основе международно-
66
то разделения труда, специализации и кооперирования, выделения головных специализированных и комплекс ных проектных институтов, создания международных (специализированных и комплексных научно-производст венных объединений. Это особенно необходимо для науч ного и технико-экономического обоснования, а также для строительства крупных межгосударственных объектов или комплексов, намеченных в Комплексной программе. Нам представляется, что такие международные органи зации могут выступать в качестве генеральных подрядчи- :ков, а специализированные национальные научные, про ектные и строительные организации — в качестве субпод рядчиков, выполняя работы по договорам подряда.
Комплексной программой намечено выполнить значи тельный объем работ в области строительного проекти рования, специализации и кооперирования проектных ра бот. На первом этапе (начиная с 1971 г.) фактически продолжаются ранее начатые разработки типовых узлов, изделий и элементов зданий и сооружений, а также ти повых проектов, имеющих межотраслевое назначение и ■многократное применение. На втором этапе (с 1975 г.) намечается разрабатывать типовые и индивидуальные проекты зданий, сооружений и предприятий, в которых заинтересованы страны—члены СЭВ. Уже начаты специ ализация и кооперирование проектных работ по ряду строительных конструкций. Например, в СССР разраба тываются проекты ограждающих конструкций производ ственных зданий из стальных трубчатых профилей; в Венгрии — окна, перегородки производственных зданий из алюминиевых сплавов; В Чехословакии — окна, двери и ворота для животноводческих и птицеводческих ферм;. Советский Союз и Румыния проектируют зенитные фо нари для естественного освещения промышленных, сель скохозяйственных и общественных зданий.
Развитию интеграции стран—членов СЭВ в капиталь-, ном строительстве должны способствовать углубление сотрудничества по совершенствованию и созданию еди ной международной нормативной базы проектирования, основных положений по унификации строительных пара метров, объемно-планировочных и конструктивных реше ний, а также совместная разработка системы каталогов строительных изделий и конструкций, инженерного обо рудования зданий и сооружений. Работы в этой области намечено осуществить в текущей пятилетке. Уже ведут-
5* |
67 |
ся работы по унификации профилен, соединении и неко торых конструкции из тонкостенных стальных профилен и алюминиевых сплавов, что может иметь большое зна чение для развития международной специализации и ко оперирования их производства.
Организация международного разделения труда в проектировании на основе специализации и кооперирова ния потребовала разработки специальных правовых п технических документов, регламентирующих взаимоот ношения проектных организаций стран—членов СЭВ. Эта работа осуществляется Постоянной рабочей груп пой по проектированию Постоянной комиссии СЭВ по строительству. Очевидным становится объективная необ ходимость разработки документа, определяющего основ ные принципы координации планов проектно-изыска тельских работ стран—членов СЭВ.
6.РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО БАНКА
ВРАЗВИТИИ ИНТЕГРАЦИИ
ВОБЛАСТИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Важную роль в развитии интеграции в капитальном строительстве начал играть Международный инвестици онный банк (МИБ) социалистических стран. Банк соз дан в 1970 г., свою деятельность фактически развернул в начале 1971 г. Он призван обеспечить тесное сотрудни чество стран—членов СЭВ в совместном финансирова нии строительных программ и осуществлении согласо ванной политики капитального строительства. Основной задачей банка является концентрация финансовых ре сурсов на проведение мероприятий, связанных с между народным социалистическим разделением труда, специ ализацией и кооперированием производства, затратами ■на расширение сырьевой и топливной базы. Междуна родный инвестиционный банк кредитует также капи тальное строительство в тех отраслях экономики, которые представляют взаимный интерес для стран — участниц -банка, а также строительство объектов, необходимых для развития национальной экономики стран — членов СЭВ.
По экономическим основам, условиям и характеру кредитной деятельности, формам и методам управления операциями МИБ представляет собой кредитное учреж дение нового типа, принципиально отличное от всех су ществующих капиталистических байков и валютно-фи- наицовых организаций.
68
Действующий в США межамериканский байк разви тия (М БР)1 выполняет стратегическую политику амери канского империализма, которая направлена на финан сирование промышленных объектов, способствующих раз витию частного сектора, укреплению позиций американ ских монополий в экономике латиноамериканских стран. В противоположность этому МИБ свои кредиты направ ляет на укрепление национальной экономики стран — чле нов банка и развитие социалистической экономической интеграции.
Основой кредитных ресурсов МИБ является устав ный капитал в коллективной международной социали стической валюте — переводных рублях — и в свободно конвертируемых валютах или золоте. Уставный капитал определен в сумме 1 млрд. руб. и формируется по следу ющей структуре: 70% уставного капитала вносится в пе реводных рублях и 30 % — в свободно конвертируемой валюте и золоте. Долевые взносы (квоты) в уставном ка питале зависят от объема экспорта во взаимном товаро обороте стран—участниц банка. Все расчеты в перевод ных рублях с поставщиками материалов и оборудования и по другим операциям, связанным с финансированием капитального строительства в странах — членах банка, МИБ осуществляет через Международный банк эконо мического сотрудничества (МВЭС).
В течение первых двух лет деятельности банка были предоставлены кредиты на финансирование 26 объектов в шести странах на общую сумму около 280 млн. пере водных рублей. Сметная стоимость этих объектов дости гает 900 млн. переводных рублей. Кредиты предоставле ны на строительство новых, реконструкцию, модерниза цию и расширение действующих предприятий автомо бильной, электротехнической и других отраслей машино строения (58%), химической промышленности (24%), легкой п пищевой промышленности (11%) и транспорта (7%)). Например, венгерский автобусный завод «Икарус»
1 МБР образован США и 22 латиноамериканскими странами. Его цель — способствовать экономическому развитию латиноамери канских стран путем поощрения государственных и частных капита ловложений. Доля США в уставном капитале банка составляет 40%, что и определяет его политику. Ставка за кредит высокая и дости; гает 8%. Около 90% вновь получаемых заемных средств использу ется в настоящее время для погашения задолженности по прежним займам.
69
получает кредит для реконструкции своих предприятий в Будапеште, Секешфехерваре и Пуставаме; венгерские железные дороги — на электрификацию транспортной железнодорожной магистрали Соб —Будапешт — Лёкёшхаза и приобретение тепловозов. К началу 1974 г. общее число кредитуемых байком объектов возросло до 33, а сумма открытых кредитов достигла 588,4 млн. пере водных рублей. Примерная сметная стоимость объектов составляла 2,1 млрд, переводных рублей.
Международный инвестиционный банк в 1971 г.— первом году своей деятельности — около 80% общей сум мы кредитов выделил на наиболее эффективные меро приятия, а именно: на модернизацию, реконструкцию и расширение действующих предприятий, продукция кото рых идет на международный социалистический рынок и обеспечивает удовлетворение потребностей стран — чле нов СЭВ. В частности, на модернизацию оборудования и увеличение производственной мощности автомобильно
го завода «Татра» в Чехословакии предоставлен |
кредит |
в Сумме 77,5 млн. переводных рублей сроком на |
12 лет. |
Это должно обеспечить увеличение числа выпускаемых автомобилей высокой проходимости и грузоподъемности (12 т и более). По мере модернизации экспорт тяжелых грузовиков из ЧССР во все социалистические страны значительно возрастет. Другой пример: за счет кредита банка модернизируется и расширяется завод точной ме ханики в польском городе Блоке для увеличения выпу ска продукции, в получении которой заинтересованы Болгария, Венгрия, ГДР, СССР, ЧССР и др.
Эти примеры показывают, что найдено эффективное и экономически обоснованное направление деятельности банка, способствующее углублению интеграции в сфере капитального строительства, повышению эффективности общественного производства и улучшению пропорций
вэкономике социалистических стран.
Вцелях содействия развитию народного хозяйства развивающихся стран и расширения их связей со страна
ми— членами СЭВ в Международном инвестиционном банке создан Специальный фонд в размере 1 млрд, пере водных рублей. За счет этого фонда будут предостав ляться кредиты на строительство новых, реконструкцию и модернизацию действующих предприятий промышлен ности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства развивающихся государств.
Ill
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
ИМЕЖДУНАРОДНОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ СТРАН-ЧЛЕНОВ СЭВ
1.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ИПРОЦЕСС ЕГО ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
Огромные масштабы капитального строительства по требовали ускоренного развития и технического совер шенствования строительной индустрии и ее материальнотехнической базы в странах — членах СЭВ до уровня, оп ределяемого задачами расширенного социалистического воспроизводства.
До социалистических преобразований в европейских странах — ныне членах СЭВ строительная промышлен ность была мелкой, полукустарной, раздробленной, все строительное дело находилось в частном владении, и не было условий, благоприятствующих его планомерному развитию. Промышленное строительство подчинялось ин тересам частных фирм, жилищное строительство пресле довало прежде всего коммерческие цели, строительство на селе было лишено экономической основы, отсутствова
ла материально-техническая база |
строительного произ |
|
водства, преобладал ручной труд. |
|
приводила |
Сезонность строительного производства |
||
к тому, что зимой объёмы работ |
и число |
работающих |
резко сокращались. Низкий технический уровень стро ительства характеризовался в большинстве стран почти полным отсутствием строительных машин. Так, в Болга рии до второй мировой войны строительство, носившее полукустарный, сезонный характер, опиралось на масте- ров-ремесленников строительного дела, частных мелких подрядчиков-предпринимателей. С проникновением в экономику Болгарии иностранных, преимущественно немецких, капиталов начали возникать строительные ак-
71
ционерные общества, подряды ма строительство отдель ных объектов стали получать иностранные фирмы. Одна ко материально-технической базы строительства ие создавалось, на строительно-монтажных работах пре
обладал ручной способ производства с использованием преимущественно простейших приспособлений. Труд
сезонников был дешевым, и рабочих-строителеп жестко эксплуатировали.
Венгерская строительная промышленность вплоть до конца второй мировой войны и победы народно-демокра тического строя состояла нз мелких частных предприя тий. Из 25 тыс. предприинмателей-строителей 15 тыс. бы ли ремесленниками, работавшими без какой-либо вспо могательной рабочей силы, и только более 300 предпри нимателей имели свыше 10 работников. В строительстве было занято примерно ПО—120 тыс. человек. Лишь око
ло 100 предпринимателей владели |
небольшим парком |
> строительных машин: подъемниками, |
бетономешалками |
и др. В 1930 г. общая мощность машин, применявшихся
строительными |
предприятиями, составляла 1200 |
л. с. |
В последующие |
10 лет эта цифра мало изменилась, |
и в |
1948 г., к моменту национализации строительной |
про |
мышленности, в частной собственности предпринимате лей находились машины общей мощностью 3—4 тыс. л. с. Сезонный характер строительного производства, дешевая рабочая сила и безудержная ее эксплуатация освобожда. ли предпрпнимателей-подрядчиков от необходимости серьезных капиталовложений.
Отсутствие технической базы и производственного аппарата характеризовало низкий уровень строительного производства во многих буржуазных странах Европы. Народно-демократическим государствам, возникшим пос ле разгрома фашизма, пришлось создавать заново ма териально-техническую базу строительства одновременно с коренными преобразованиями социально-экономиче ской структуры строительного производства. Сущноцть этого преобразования состояла в замене капиталистиче ского мелкого полукустарного строительного производст ва социалистическим с переходом средств производства в собственность народа и управлением капитальным строительством по общему плану в интересах развития экономики страны. Само строительное производство по степенно' стало'приобретать все более выраженный ин дустриальный характер.
72