Файл: Когут, А. Е. Выбор экономичных параметров машин при конструировании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 12

Характеристики удельных затрат и важнейших показателей 1

Виды производств

Соотношение удель­ ных затрат труда, образующих себе­ стоимость, %

Втом числе затрат

Всего

живо­

овеще­

труда

труда

 

го

ствлен­

 

 

ного

 

Показатели

 

 

1

руб.1тыс.

 

Фондоем!

кость,р

Производи­ тельность труда,

се

 

 

с£

о \о о >. С£ о.

X

о?

Произвоство

машин для цемент-

100

31,2

68,8

5,68

1,06

0,94

ной промышленности

 

 

 

 

 

 

 

Производство машин для про-

100

25,6

74,4

6,66

2,22

0,45

мышленности

строительных

мате­

 

 

 

 

 

 

риалов

 

 

 

 

 

 

 

 

Производство мелиоративных ма-

100

24,2

75,8

6,67

2,08

0,48

ШИН

 

 

 

 

 

 

 

 

Производство строительных

ма-

100

22,4

77,6

8,25

2,63

0,38

шин

 

 

 

 

 

 

 

 

Производство экскаваторов

 

100

20,6

79,4

9,02

2,78

0,36

Производство дорожных машин

100

15,9

84,1

10,67

3,57

0,28

1 Таблица составлена по данным более 100 промышленных предприятий строительного и дорожного машиностроения, включенных в статистический ежегодник Мннстройдоркоммунмаша.

затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией оборудования. Как правило, более 10% составляют цеховые и общезаводские расходы.

Знание соотношения отдельных элементов или статей затрат имеет важное значение не только для стадии изготовления машин, но и для стадии конструирования, так как оно позволяет, вопервых, эффективно направлять усилия конструкторов на сни­ жение прежде всего больших по объему затрат, во-вторых, уста­ навливать полную себестоимость машины в тех условиях ее проек­

тирования, когда

точно рассчитать ее по всем статьям затрат

не представляется

возможным.

Определение себестоимости на стадии конструирования пред­ ставляет сложную задачу, решение которой особенно затруд­ нено на его ранних стадиях. Дело в том, что на этих этапах (тех­ ническое задание и предложение, эскизный и технический проекты) еще нет данных, позволяющих скалькулировать себе­ стоимость машины. Так, на стадии технического задания и эскиз­ ных разработок имеется только характеристика основных тех­ нических показателей (мощность, скорость, число оборотов и т- п.) и, в лучшем случае, предварительные конструктивные раз-

59



Т а б л и ц а 13

Структура себестоимости по калькуляционным статьям затрат при производстве машин

Статьи затрат

Сырье и основные (за вычетом отходов)

 

 

 

Производство

 

машин для про- ’

 

 

 

мкскаваторов

строительных машин

дорожных ма­ шин

мелиоративных машин

машин для це­ ментной про­ мышленности

мышленностн строительных

материалов

 

 

 

 

 

 

I

1

 

материалы

0,15

0,21

0,11

0,20

0,23

0,27

Покупные изделия и полуфабри-

0,49

0,42

0,63

0,41

0,21

0,31

каты

 

 

 

 

 

 

 

 

Топливо и

энергия

 

0,01

0,004

0,004

0,009

0,019

0,011

Заработная

плата

основная и

0,08

0,09

0,063

0,10

0,11

0,10

дополнительная

 

 

 

 

 

 

 

Расходы по освоению новой тех-

0,001

0,001

0,001

0,001

0,001

0,001

НИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Потерн от брака

 

0,004

0,002

0,002

0,001

0,001

0,001

Расходы по содержанию и экс-

0,11

0,10

0,059

0,10

0,151

0,11

плуатации оборудования

 

 

 

 

 

 

Цеховые расходы

 

0,05

0,065

0,048

0,057

0,099

0,070

Общезаводские расходы

0,05

0,062

0,047

0,067

0,10

0,070

Прочие производственные рас-

0,023

0,009

0,013

0,020

0,04

0,023

ХОДЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

Внепроизводственные расходы

0,032

0,037

0,023

0,035

0,039

0,034

И т о г о

полная

себестоимость

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

работки отдельных узлов машины. Более полные сведения, не­ обходимые для подробного расчета себестоимости, выявляются лишь после завершения работ по конструированию машины. Между тем величину ее себестоимости важно установить еще

впроцессе конструирования, а не после его окончания. Поэтому

втех случаях, когда невозможно подробно рассчитать себестои­ мость конструируемой машины, целесообразно пользоваться при­ ближенными приемами прогнозирования.

Существуют различные методы прогнозирования себестоимости машин. Широкое применение в практике конструирования полу­

чил способ установления себестоимости на основании затрат 1 т (кг) конструктивного веса или другого показателя (мощности, производительности и т. п.) аналогичных машин, наиболее полно

60


характеризующего машину. Численное значение себестоимости по этому методу определяется из следующего соотношения:

йп = Ив уПг,

(51)

где # п — себестоимость новой

машины і-го

вида, руб./шт.;

Иа у — удельная себестоимость

аналогичной

машины, пред­

ставляющая собой отношение себестоимости к выбранному пока­ зателю машины, руб./ед.; Ят — технический показатель проекти­ руемой машины (вес, мощность, площадь обрабатываемой поверх­ ности, производительность и т. п.) в соответствующих единицах измерения, ед./шт.

Основной недостаток приведенного метода заключается в том, что он дает весьма приближенные результаты, так как при этом не учитываются изменения в технологичности производства кон­ струируемой машины, а также особенности использования в ее конструкции новых материалов и комплектующих изделий по сравнению с машиной-аналогом. Кроме того, определение себе­ стоимости по этому методу основывается на ее зависимости лишь от одного показателя без учета влияния остальных параметров машины.

Величину себестоимости можно установить с помощью опре­ деления затрат по отдельным частям и узлам конструируемой машины, а затем полученные результаты суммировать. В этом случае необходимо предусмотреть затраты на сборочные работы. В основу определения затрат таким способом принимаются за­ траты на узлы конструктивно подобных машин.

Приближенная себестоимость изготовления машины может быть найдена и по так называемому методу структурной аналогии. Содержание этого метода базируется на знании структуры себе­ стоимости аналогичных машин и детальном расчете одного из элементов или статей себестоимости проектируемой машины.

Величина себестоимости новой машины в этом случае опре­

деляется по формуле

 

# П= % М 0 0 ,

(52)

где У — удельный вес определенного элемента в себестоимости аналогичных машин, %; Зн э ■— сумма затрат на данный элемент во вновь конструируемой машине, руб.

За основу в расчетах целесообразно принимать также эле­ менты или статьи затрат, которые имеют значительный удельный вес в себестоимости машин. Например, для материалоемких ма­ шин следует принимать затраты на материалы, для трудоемких — затраты по заработной плате и т. п.

При определении себестоимости описанными методами для уточнения ее величины необходимо вводить поправочные коэф­ фициенты, учитывающие изменение стоимости материалов, коли­ чество выпускаемых машин, сложность изготовления новой

61


машины по сравнению с машиной-аналогом, принятой в качестве исходной для расчета.

Для ориентировочных расчетов себестоимости можно также применять эмпирические зависимости, выведенные методами ма­ тематической статистики, и в частности, парной или множествен­

ной корреляции.

к о р р е л я ц и и характеризуется

М е т о д

п а р н о й

стохастической связью между двумя величинами в данном случае себестоимостью изготовления машины и основным параметром, наиболее полно отражающим ее конструктивно-эксплуатацион­

ную

характеристику.

 

Яп от выбранного

Математически зависимость себестоимости

показателя Пг можно выразить в следующем виде:

или

Яп =

f (Лт)

(53)

ЯП.У=

Ф(ЯТ),

(54)

 

где

И„ у — удельная себестоимость машины на единицу выбран­

ного

показателя.

(например,

себестоимость 1 кг

Зная из формулы (54) Ип у

конструктивного веса), нетрудно определить себестоимость всей машины из соотношения

Яп =

Яп.уС,

(55)

где G ■— конструктивный вес

машины.

 

Вывод эмпирической формулы (54) следует начинать с опре­ деления ее вида [25]. Функциональную зависимость выбирают из числа наиболее простых, сравнивая их графики с графиками заданной функции. В некоторых случаях выбор типа эмпириче­ ской формулы может быть произведен на основе теоретических представлений и характера изучаемой зависимости. В других случаях, как это сделано нами, можно подобрать такую формулу, сравнивая кривую, построенную по известным данным в декарто­ вых координатах или специальных системах координат (полу­ логарифмической, логарифмической и т. д.) с образцами кривых (отдельные неправильности при этом игнорируются). Для облег­ чения выбора полезно использовать специальные альбомы кри­ вых. При известном навыке по положению точек, определяющих некоторую плавную кривую, можно определить общий вид за­ висимости.

Так, для многих машин зависимость между ее себестоимостью изготовления и показателем веса машины может быть выражена

степенной функцией

 

Я п у = aG'4,

. (56)

где а — постоянная величина уравнения; п 1-— дополнительный фактор, характеризующий степень влияния данного показателя на себестоимость машины.

62