Файл: Когут, А. Е. Выбор экономичных параметров машин при конструировании.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 12
Характеристики удельных затрат и важнейших показателей 1
Виды производств
Соотношение удель ных затрат труда, образующих себе стоимость, %
Втом числе затрат
Всего |
живо |
овеще |
труда |
труда |
|
|
го |
ствлен |
|
|
ного |
|
Показатели |
|
|
|
1 |
руб.1тыс. |
|
Фондоем! |
кость,р |
Производи тельность труда, |
се |
|||
|
|
с£ |
• |
>» |
о \о о >. С£ о.
X
о?
Произвоство |
машин для цемент- |
100 |
31,2 |
68,8 |
5,68 |
1,06 |
0,94 |
|
ной промышленности |
|
|
|
|
|
|
|
|
Производство машин для про- |
100 |
25,6 |
74,4 |
6,66 |
2,22 |
0,45 |
||
мышленности |
строительных |
мате |
|
|
|
|
|
|
риалов |
|
|
|
|
|
|
|
|
Производство мелиоративных ма- |
100 |
24,2 |
75,8 |
6,67 |
2,08 |
0,48 |
||
ШИН |
|
|
|
|
|
|
|
|
Производство строительных |
ма- |
100 |
22,4 |
77,6 |
8,25 |
2,63 |
0,38 |
|
шин |
|
|
|
|
|
|
|
|
Производство экскаваторов |
|
100 |
20,6 |
79,4 |
9,02 |
2,78 |
0,36 |
|
Производство дорожных машин |
100 |
15,9 |
84,1 |
10,67 |
3,57 |
0,28 |
1 Таблица составлена по данным более 100 промышленных предприятий строительного и дорожного машиностроения, включенных в статистический ежегодник Мннстройдоркоммунмаша.
затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией оборудования. Как правило, более 10% составляют цеховые и общезаводские расходы.
Знание соотношения отдельных элементов или статей затрат имеет важное значение не только для стадии изготовления машин, но и для стадии конструирования, так как оно позволяет, вопервых, эффективно направлять усилия конструкторов на сни жение прежде всего больших по объему затрат, во-вторых, уста навливать полную себестоимость машины в тех условиях ее проек
тирования, когда |
точно рассчитать ее по всем статьям затрат |
не представляется |
возможным. |
Определение себестоимости на стадии конструирования пред ставляет сложную задачу, решение которой особенно затруд нено на его ранних стадиях. Дело в том, что на этих этапах (тех ническое задание и предложение, эскизный и технический проекты) еще нет данных, позволяющих скалькулировать себе стоимость машины. Так, на стадии технического задания и эскиз ных разработок имеется только характеристика основных тех нических показателей (мощность, скорость, число оборотов и т- п.) и, в лучшем случае, предварительные конструктивные раз-
59
Т а б л и ц а 13
Структура себестоимости по калькуляционным статьям затрат при производстве машин
Статьи затрат
Сырье и основные (за вычетом отходов)
|
|
|
Производство |
|
машин для про- ’ |
|
|
|
|
мкскаваторов |
строительных машин |
дорожных ма шин |
мелиоративных машин |
машин для це ментной про мышленности |
мышленностн строительных |
материалов |
|
|
|
|
|
|
|
I |
1 |
|
материалы |
0,15 |
0,21 |
0,11 |
0,20 |
0,23 |
0,27 |
Покупные изделия и полуфабри- |
0,49 |
0,42 |
0,63 |
0,41 |
0,21 |
0,31 |
||
каты |
|
|
|
|
|
|
|
|
Топливо и |
энергия |
|
0,01 |
0,004 |
0,004 |
0,009 |
0,019 |
0,011 |
Заработная |
плата |
основная и |
0,08 |
0,09 |
0,063 |
0,10 |
0,11 |
0,10 |
дополнительная |
|
|
|
|
|
|
|
|
Расходы по освоению новой тех- |
0,001 |
0,001 |
0,001 |
0,001 |
0,001 |
0,001 |
||
НИКИ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Потерн от брака |
|
0,004 |
0,002 |
0,002 |
0,001 |
0,001 |
0,001 |
|
Расходы по содержанию и экс- |
0,11 |
0,10 |
0,059 |
0,10 |
0,151 |
0,11 |
||
плуатации оборудования |
|
|
|
|
|
|
||
Цеховые расходы |
|
0,05 |
0,065 |
0,048 |
0,057 |
0,099 |
0,070 |
|
Общезаводские расходы |
0,05 |
0,062 |
0,047 |
0,067 |
0,10 |
0,070 |
||
Прочие производственные рас- |
0,023 |
0,009 |
0,013 |
0,020 |
0,04 |
0,023 |
||
ХОДЫ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Внепроизводственные расходы |
0,032 |
0,037 |
0,023 |
0,035 |
0,039 |
0,034 |
||
И т о г о |
полная |
себестоимость |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
работки отдельных узлов машины. Более полные сведения, не обходимые для подробного расчета себестоимости, выявляются лишь после завершения работ по конструированию машины. Между тем величину ее себестоимости важно установить еще
впроцессе конструирования, а не после его окончания. Поэтому
втех случаях, когда невозможно подробно рассчитать себестои мость конструируемой машины, целесообразно пользоваться при ближенными приемами прогнозирования.
Существуют различные методы прогнозирования себестоимости машин. Широкое применение в практике конструирования полу
чил способ установления себестоимости на основании затрат 1 т (кг) конструктивного веса или другого показателя (мощности, производительности и т. п.) аналогичных машин, наиболее полно
60
характеризующего машину. Численное значение себестоимости по этому методу определяется из следующего соотношения:
йп = Ив уПг, |
(51) |
|
где # п — себестоимость новой |
машины і-го |
вида, руб./шт.; |
Иа у — удельная себестоимость |
аналогичной |
машины, пред |
ставляющая собой отношение себестоимости к выбранному пока зателю машины, руб./ед.; Ят — технический показатель проекти руемой машины (вес, мощность, площадь обрабатываемой поверх ности, производительность и т. п.) в соответствующих единицах измерения, ед./шт.
Основной недостаток приведенного метода заключается в том, что он дает весьма приближенные результаты, так как при этом не учитываются изменения в технологичности производства кон струируемой машины, а также особенности использования в ее конструкции новых материалов и комплектующих изделий по сравнению с машиной-аналогом. Кроме того, определение себе стоимости по этому методу основывается на ее зависимости лишь от одного показателя без учета влияния остальных параметров машины.
Величину себестоимости можно установить с помощью опре деления затрат по отдельным частям и узлам конструируемой машины, а затем полученные результаты суммировать. В этом случае необходимо предусмотреть затраты на сборочные работы. В основу определения затрат таким способом принимаются за траты на узлы конструктивно подобных машин.
Приближенная себестоимость изготовления машины может быть найдена и по так называемому методу структурной аналогии. Содержание этого метода базируется на знании структуры себе стоимости аналогичных машин и детальном расчете одного из элементов или статей себестоимости проектируемой машины.
Величина себестоимости новой машины в этом случае опре
деляется по формуле |
|
# П= % М 0 0 , |
(52) |
где У — удельный вес определенного элемента в себестоимости аналогичных машин, %; Зн э ■— сумма затрат на данный элемент во вновь конструируемой машине, руб.
За основу в расчетах целесообразно принимать также эле менты или статьи затрат, которые имеют значительный удельный вес в себестоимости машин. Например, для материалоемких ма шин следует принимать затраты на материалы, для трудоемких — затраты по заработной плате и т. п.
При определении себестоимости описанными методами для уточнения ее величины необходимо вводить поправочные коэф фициенты, учитывающие изменение стоимости материалов, коли чество выпускаемых машин, сложность изготовления новой
61
машины по сравнению с машиной-аналогом, принятой в качестве исходной для расчета.
Для ориентировочных расчетов себестоимости можно также применять эмпирические зависимости, выведенные методами ма тематической статистики, и в частности, парной или множествен
ной корреляции. |
к о р р е л я ц и и характеризуется |
|
М е т о д |
п а р н о й |
стохастической связью между двумя величинами в данном случае себестоимостью изготовления машины и основным параметром, наиболее полно отражающим ее конструктивно-эксплуатацион
ную |
характеристику. |
|
Яп от выбранного |
|
Математически зависимость себестоимости |
||||
показателя Пг можно выразить в следующем виде: |
||||
или |
Яп = |
f (Лт) |
(53) |
|
ЯП.У= |
Ф(ЯТ), |
(54) |
||
|
||||
где |
И„ у — удельная себестоимость машины на единицу выбран |
|||
ного |
показателя. |
(например, |
себестоимость 1 кг |
|
Зная из формулы (54) Ип у |
конструктивного веса), нетрудно определить себестоимость всей машины из соотношения
Яп = |
Яп.уС, |
(55) |
где G ■— конструктивный вес |
машины. |
|
Вывод эмпирической формулы (54) следует начинать с опре деления ее вида [25]. Функциональную зависимость выбирают из числа наиболее простых, сравнивая их графики с графиками заданной функции. В некоторых случаях выбор типа эмпириче ской формулы может быть произведен на основе теоретических представлений и характера изучаемой зависимости. В других случаях, как это сделано нами, можно подобрать такую формулу, сравнивая кривую, построенную по известным данным в декарто вых координатах или специальных системах координат (полу логарифмической, логарифмической и т. д.) с образцами кривых (отдельные неправильности при этом игнорируются). Для облег чения выбора полезно использовать специальные альбомы кри вых. При известном навыке по положению точек, определяющих некоторую плавную кривую, можно определить общий вид за висимости.
Так, для многих машин зависимость между ее себестоимостью изготовления и показателем веса машины может быть выражена
степенной функцией |
|
Я п у = aG'4, |
. (56) |
где а — постоянная величина уравнения; п 1-— дополнительный фактор, характеризующий степень влияния данного показателя на себестоимость машины.
62