Файл: Когут, А. Е. Выбор экономичных параметров машин при конструировании.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
личием изменения величины затрат в связи с изменением времени
и степени |
использования машин. |
з а т р а т а м относятся |
К п р |
о п о р ц и о н а л ь н ы м |
затраты, величина которых изменяется пропорционально времени и степени использования машин. Например, к их числу относятся расходы на топливо, электроэнергию и т. п.
Величина н е п р о п о р ц и о н а л ь н ых р а с х о д о в непосредственно не зависит от времени и степени использования
машин. К числу таких расходов относятся затраты |
на монтаж, |
||||||||||
демонтаж |
машин, |
освещение |
рабочего |
места |
и др. |
|
Чем выше |
||||
|
|
|
степень |
интенсивного |
|
и |
экстен |
||||
|
|
|
сивного |
использования |
машин, |
||||||
|
|
|
тем |
ниже |
удельная |
величина |
|||||
|
|
|
непропорциональных |
|
затрат |
на |
|||||
|
|
|
единицу производимой с помощью |
||||||||
|
|
|
машины |
продукции |
или |
совер |
|||||
|
|
|
шаемой |
работы. |
Величина |
экс |
|||||
|
|
|
плуатационных |
расходов подвиж |
|||||||
|
|
|
на. Она зависит не только от |
||||||||
|
|
|
технических |
параметров |
машин: |
||||||
|
|
|
надежности, |
мощности, |
скорости, |
||||||
|
|
|
числа оборотов и т. п., но и орга |
||||||||
|
1358 1969 і°70 |
1971 1972 |
низационных факторов. Одна и та |
||||||||
1967 |
|
модель |
машины |
при |
разном |
||||||
Рис. 13. Изменение годовых экс- |
уровне организации производства |
||||||||||
и труда |
имеет |
различные |
значе- |
||||||||
плуатационных расходов экскава |
ния |
эксплуатационных |
расхо |
||||||||
тора ЭТЦ-202 в зависимости от |
дов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
его возраста |
|
|
|
организации |
ремонт- |
||||||
|
|
|
Уровень |
ных работ и технического обслуживания машин также оказы вает влияние на величину эксплуатационных расходов.
Кроме того, величина эксплуатационных расходов зависит от уровня цен, тарифов, ставок и тому подобных экономических нормативов, в соответствии с которыми подсчитывается размер эксплуатационных затрат.
Изменение эксплуатационных расходов происходит не только под влиянием указанных факторов, но и с изменением возраста машин. Приведенные на диаграмме (рис. 13) данные показывают, что затраты по экскаваторам марки ЭТЦ-202 ежегодно увеличи ваются. В среднем за шесть лет применения этих машин темпы роста годовых эксплуатационных расходов составили 7,4% затрат от предшествующего года. Происходит это по ряду причин. На пример, разрушение деталей машины, возникающее в результате как производительного, так и непроизводительного износа, при водит к утрате первоначальной прочности машины и соответственно снижению ее надежности. Это, в свою очередь, повышает затраты, необходимые для поддержания машины в работоспособном со стоянии.
65
Потеря точности работы машины, вызванная ее материальным износом, также увеличивает эксплуатационные расходы, связанные с предупреждением выхода негодной продукции. Влияние матери ального износа, проявляющегося во времени, сказывается и на увеличении горючих, смазочных, обтирочных и других видов материалов, потребляемых в процессе использования машины.
Таким образом, величина эксплуатационных затрат за весь период функционирования машин по аналогии с объемом про дукции Rn составит
C3 = ßCSi, |
(69) |
где Сэ — полные эксплуатационные расходы за весь период t, руб./период; С — годовые эксплуатационные затраты, связанные
с функционированием машины в первом году, руб./год; ß =
= |
[(1 + а)1— l] — коэффициент приведения эксплуатаци |
онных затрат первого года применения машины Сэ к полным
эксплуатационным затратам Сэ. Числовые значения коэффици ента ß в зависимости от величин а и / приведены в табл. 15.
Для расчета эксплуатационных расходов, связанных с приме нением машин, вполне правомерным является использование принципов и приемов, показанных применительно к затратам на производство машин. Правда, объектом исчисления в этом случае является не сама машина, а объем продукции (работы), получаемой с ее помощью в единицу времени (час, смена, год, срок службы). Выбор единиц измерения объемов продукции опре деляется функциональным назначением машин.
Эксплуатационные расходы включают в себя следующие эле менты затрат: топливо и энергия, амортизация, затраты на ремонт машин, заработную плату персонала, обслуживающего машину.
Годовые эксплуатационные расходы могут быть представлены в виде суммы
^э. г = ^эн + С а + |
р + Ст. р ~Ь С3(1 -f- М"), |
(70) |
где Сэн — годовой расход энергоресурсов (электроэнергии, пара, воды, сжатого воздуха, топлива), руб./год; Са— величина годо вых амортизационных отчислений на реновацию, руб./год; Ск_р — величина затрат на капитальный ремонт в среднем, приходя щаяся на год работы машины, руб./год; Стр — величина годовых затрат на текущий ремонт машины, руб./год; С3 — годовая зара ботная плата работников, обслуживающих машину, руб./год; М " — коэффициент, характеризующий долю прибавочного труда.
Если применение машин оказывает влияние на другие элементы и статьи затрат (сырье, основные и вспомогательные материалы, цеховые, общезаводские и другие расходы), имеющие место при производстве определенной продукции (работы), то при выборе экономичных вариантов машин необходимо дополнительно учесть
69
Значения коэффициента ß в зависимости от величин а
|
ю |
CS |
со |
(N |
іО |
N. |
N. |
CD |
чф |
|
N. |
с о |
чф |
:D |
CS |
■X) |
о |
||
о |
|
Чф |
О ) |
N- |
N» |
о |
N- |
CO |
CO |
of со |
чф |
с о |
00 |
l CO |
о |
||||
|
|
|
, , о |
|
|
1 |
CS |
||
|
чф |
чф |
to |
о |
CO |
tD |
N- |
||
|
CS |
|
05 |
CO |
CO |
00 |
CO |
||
о |
|
чф 05 |
с о |
ID N- CS о |
CS |
||||
cs“ со |
чф |
С О |
со |
О |
CO |
CD |
0 5 " |
||
|
|
N. о |
|
со |
to |
N- |
CD |
Ч 4 |
|
|
со |
о |
CS |
||||||
|
о |
ю |
at) |
<м |
о |
Ю |
|
||
© |
o f |
Чф ои Чф СО чф |
N. чф |
чф |
|||||
со |
чф |
с о |
00 |
о |
CS |
Ю |
CO |
||
|
|
|
|
|
|
|
4“* |
|
Ч-1 |
со cs N.
— 1 со
оcf со
|
|
CS |
|
|
Чф |
о* |
cs |
СО |
СО |
||
|
о |
о |
- |
cs |
со |
|
со |
г о |
О Т ) |
ІО 05 |
|
CD |
05 |
|
N. |
m |
|
<50 |
cO |
N~ |
4* |
N- |
СО |
—* О |
N- |
LO |
||
|
CD |
со |
о |
CS |
4f |
N- |
|
|
|
— 1 |
—1 |
|
|
|
|
|
|
' |
|
|
|
СО |
со |
со |
05 |
CD |
CS |
— < CS |
1 OO |
to |
CS |
|||
с- |
CS |
05 |
о |
00 |
|
N- |
Чф |
CD |
N. |
05 |
_( |
|
0 |
»-Ч |
|
С |
||||
— < ю |
|
|
|
’ 1 |
||
CD |
cs |
tD |
00 |
|
||
чф |
о |
|
Of,) CX> (4.) |
О |
||
с о |
CD |
N* Ui чф |
CD |
|||
ЧФ |
N* |
05 |
|
CO |
CD |
|
|
|
|
|
|
|
ч-"' |
|
|
05 |
00 го |
Тп |
со |
О |
00 |
|
CS |
|
|
о |
N- Is- |
оо |
CS |
О |
ON |
00 |
Ю |
||
|
о |
CS |
Ю |
05 |
Ю |
cs |
© |
05 |
||
а |
о" |
cs |
со |
чф |
ю |
N. |
05 |
|
CS |
чф |
|
|
со |
СО |
N- |
СО со N- (50 N- |
|||||
к |
|
со |
||||||||
S |
о |
чф |
о |
со |
СО cs CO Oft CO |
|||||
2 |
о |
CS |
ю |
СО |
СО |
05 CD |
чф чф |
|||
т |
о |
cf со |
чф ю |
N~ |
00 О |
CS |
чф |
|||
со |
|
|
|
|
|
|
|
— ( |
|
|
|
с*- |
ю |
чф |
о |
со Чф 05 N. CD |
|||||
|
о |
CS |
и; |
ID \Ъ tD N- |
OO |
|||||
|
о |
Чф |
N- |
— 1 CD |
CS |
05 |
||||
|
о |
cs’ со |
Чф ю |
N- |
00 |
© |
|
CO |
||
|
|
|
со |
|
N. to |
чф |
N« |
|
Ч-1 |
|
|
го |
|
ю |
|
CO |
|||||
|
CD |
со |
N- |
со |
N- 05 05 CO |
|||||
|
о |
о |
|
со |
CD |
05 |
CO |
00 Чф |
—1 |
|
|
о |
cs’ со |
чф |
ю |
CD |
00 |
05 |
|
CO |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ч^ |
|
|
о |
со |
о |
со |
|
|
N. чф |
CD |
|
|
о |
LO |
ю |
со |
CS |
|
чф |
ЧФ |
CS |
N |
|
о |
со |
ю |
00 "-Ч Ю о ID |
||||||
|
о |
cs |
ЧФ |
ю |
CD |
00 |
05 |
*“4 |
CS |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ч“1 |
|
|
|
Чф |
CS |
со |
CD |
CO 00 чф CS CD |
||||
|
о |
CS |
Чф |
чф |
со |
CTi |
CS |
<50 |
О |
|
|
о |
со |
CN |
CD |
00 |
00 |
О |
|||
|
о |
OS |
чф |
ю |
CD |
N- |
05 |
© |
CS |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
»—« |
|
|
со |
го |
чф |
m |
CO CO CS 05 чф |
||||
|
о |
00 |
о |
CO |
CD |
CT5 UO |
CD |
|||
|
о |
о |
Чф |
со |
Чф |
CD |
00 |
•—» чф |
||
|
о |
CS |
со |
ю |
CD |
|
CO |
о |
.4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
’—1 |
|
|
CS |
со |
CS |
о |
00 |
Чф |
CO |
|
чф |
|
о |
CN |
о |
CO |
Of) to |
|||||
|
о |
о |
—ч |
cs |
CO Чф UJ N- 05 |
|||||
|
о |
CS |
со |
чф |
ю |
CD N- CO 05 О |
||||
|
|
|
СО |
со |
о |
CS |
Чф CD |
05 СО |
||
|
о |
о |
Ю |
|
aj |
CO |
CD |
|||
|
о |
о |
ю |
—* CS |
CS |
CO чф |
||||
|
о |
CS |
со |
чф |
CD |
N- |
00 |
05 О |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ч—* |
|
« к |
CS |
СО чф LO CD |
|
CO 05 |
о |
||||
|
со О) |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
все эти изменения, про исходящие по элементам или статьям затрат.
Вместе с тем следует отметить, что если приме нение анализируемых ма шин не оказывает влия ния на другие элементы (статьи затрат) или это влияние практически не существенно, то при сопо ставлении различных ва риантов машин учет этих изменений, равно как и сам расчет затрат, яв ляется нецелесообразным, так как при сравнении суммарных затрат они взаимно сокращаются.
Для определения экс плуатационных расходов на стадии конструирова ния имеется достаточное количество исходных, ко торые позволяют опреде лять их величину пря мым счетом. Поэтому методы укрупненного рас чета можно использовать только в тех случаях, когда невозможно или нецелесообразно в преде лах допустимой точности рассчитать эксплуатацион ные расходы. Например, на стадии конструирова ния вполне допустим при ближенный расчет обти рочных, некоторых сма зочных и тому подобных материалов, составляющих незначительный удельный вес в общем объеме экс плуатационных расходов. Для обеспечения досто верности расчетов при определении эксплуата ционных расходов нужно
70
учитывать предполагаемые конкретные условия функционирова ния анализируемой машины, а также нормы, ставки, цены, тарифы и другие нормативы, которые будут действовать в тех отраслях, где предполагается использовать конструируемые машины.
Определение энергозатрат. Годовой расход электроэнергии в денежном выражении для машин, использующих электродви гатели, с достаточной степенью точности может быть определен по формуле
П |
|
С,л = Чэл X ^ЭЛ. |
(71) |
где Сэл — годовой объем электроэнергии, потребляемой |
маши |
ной, руб./год; цэ„— цена за 1 кВтхч электроэнергии, руб./кВтхч; W3A— годовой объем электроэнергии, кВтхч/год; я—количество
электродвигателей, установленных |
в машине. |
|
Значение W3„ определяется в |
соответствии с формулой |
|
Ц7ЭЛ --- /Уд. ц/СМ^Д. В^Д. м/^ДОП^П. дГ. |
(72) |
|
где Nд н — номинальная мощность двигателя, кВт; |
/см — усред |
ненная продолжительность рабочей смены, ч; kR в — коэффициент использования двигателя по времени, представляющий собой отношение времени, в течение которого двигатель работает, к об щей продолжительности рабочей смены; kA ы— коэффициент использования двигателя по мощности, представляющий собой отношение мощности, отдаваемой двигателем в процессе работы, к номинальной мощности двигателя; kR0„:— коэффициент, учи тывающий дополнительный расход электроэнергии на вспомога тельные нужды (освещение, сигнализацию и др.) и потери электро энергии в сети, численное значение которого определяется исходя из протяженности и сечения силовой линии и характера дополни тельных расходов; для многих видов машин он колеблется в преде лах 1,05—1,1; kn д — коэффициент полезного действия двигателя при принятой его средней загрузке; Тсы— число смен работы машины в году, смена/год.
При эксплуатации машины с двигателем внутреннего сгорания в качестве топлива широко используются бензин, керосин и ди зельное топливо. Их расход в денежном выражении можно уста новить аналогично методу определения затрат на электроэнергию
по формуле
П•
|
^топл |
Чтопл X Ц 7Т0ПЛ, |
( 7 3 ) |
|
где Стопл — годовой |
расход |
топлива, |
руб./год; |
г;топл — цена |
за 1 кг (л) топлива, |
руб./кг (руб./л); |
Ц7топл— годовой расход |
||
топлива, кг/год (л/год); я — количество двигателей, |
установлен |
|||
ных на машине. |
|
|
|
|
71