Файл: Когут, А. Е. Выбор экономичных параметров машин при конструировании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

личием изменения величины затрат в связи с изменением времени

и степени

использования машин.

з а т р а т а м относятся

К п р

о п о р ц и о н а л ь н ы м

затраты, величина которых изменяется пропорционально времени и степени использования машин. Например, к их числу относятся расходы на топливо, электроэнергию и т. п.

Величина н е п р о п о р ц и о н а л ь н ых р а с х о д о в непосредственно не зависит от времени и степени использования

машин. К числу таких расходов относятся затраты

на монтаж,

демонтаж

машин,

освещение

рабочего

места

и др.

 

Чем выше

 

 

 

степень

интенсивного

 

и

экстен­

 

 

 

сивного

использования

машин,

 

 

 

тем

ниже

удельная

величина

 

 

 

непропорциональных

 

затрат

на

 

 

 

единицу производимой с помощью

 

 

 

машины

продукции

или

совер­

 

 

 

шаемой

работы.

Величина

экс­

 

 

 

плуатационных

расходов подвиж­

 

 

 

на. Она зависит не только от

 

 

 

технических

параметров

машин:

 

 

 

надежности,

мощности,

скорости,

 

 

 

числа оборотов и т. п., но и орга­

 

1358 1969 і°70

1971 1972

низационных факторов. Одна и та

1967

 

модель

машины

при

разном

Рис. 13. Изменение годовых экс-

уровне организации производства

и труда

имеет

различные

значе-

плуатационных расходов экскава­

ния

эксплуатационных

расхо­

тора ЭТЦ-202 в зависимости от

дов.

 

 

 

 

 

 

 

 

его возраста

 

 

 

организации

ремонт-

 

 

 

Уровень

ных работ и технического обслуживания машин также оказы­ вает влияние на величину эксплуатационных расходов.

Кроме того, величина эксплуатационных расходов зависит от уровня цен, тарифов, ставок и тому подобных экономических нормативов, в соответствии с которыми подсчитывается размер эксплуатационных затрат.

Изменение эксплуатационных расходов происходит не только под влиянием указанных факторов, но и с изменением возраста машин. Приведенные на диаграмме (рис. 13) данные показывают, что затраты по экскаваторам марки ЭТЦ-202 ежегодно увеличи­ ваются. В среднем за шесть лет применения этих машин темпы роста годовых эксплуатационных расходов составили 7,4% затрат от предшествующего года. Происходит это по ряду причин. На­ пример, разрушение деталей машины, возникающее в результате как производительного, так и непроизводительного износа, при­ водит к утрате первоначальной прочности машины и соответственно снижению ее надежности. Это, в свою очередь, повышает затраты, необходимые для поддержания машины в работоспособном со­ стоянии.

65


Потеря точности работы машины, вызванная ее материальным износом, также увеличивает эксплуатационные расходы, связанные с предупреждением выхода негодной продукции. Влияние матери­ ального износа, проявляющегося во времени, сказывается и на увеличении горючих, смазочных, обтирочных и других видов материалов, потребляемых в процессе использования машины.

Таким образом, величина эксплуатационных затрат за весь период функционирования машин по аналогии с объемом про­ дукции Rn составит

C3 = ßCSi,

(69)

где Сэ — полные эксплуатационные расходы за весь период t, руб./период; С — годовые эксплуатационные затраты, связанные

с функционированием машины в первом году, руб./год; ß =

=

[(1 + а)1— l] — коэффициент приведения эксплуатаци­

онных затрат первого года применения машины Сэ к полным

эксплуатационным затратам Сэ. Числовые значения коэффици­ ента ß в зависимости от величин а и / приведены в табл. 15.

Для расчета эксплуатационных расходов, связанных с приме­ нением машин, вполне правомерным является использование принципов и приемов, показанных применительно к затратам на производство машин. Правда, объектом исчисления в этом случае является не сама машина, а объем продукции (работы), получаемой с ее помощью в единицу времени (час, смена, год, срок службы). Выбор единиц измерения объемов продукции опре­ деляется функциональным назначением машин.

Эксплуатационные расходы включают в себя следующие эле­ менты затрат: топливо и энергия, амортизация, затраты на ремонт машин, заработную плату персонала, обслуживающего машину.

Годовые эксплуатационные расходы могут быть представлены в виде суммы

^э. г = ^эн + С а +

р + Ст. р ~Ь С3(1 -f- М"),

(70)

где Сэн — годовой расход энергоресурсов (электроэнергии, пара, воды, сжатого воздуха, топлива), руб./год; Са— величина годо­ вых амортизационных отчислений на реновацию, руб./год; Ск_р — величина затрат на капитальный ремонт в среднем, приходя­ щаяся на год работы машины, руб./год; Стр — величина годовых затрат на текущий ремонт машины, руб./год; С3 — годовая зара­ ботная плата работников, обслуживающих машину, руб./год; М " — коэффициент, характеризующий долю прибавочного труда.

Если применение машин оказывает влияние на другие элементы и статьи затрат (сырье, основные и вспомогательные материалы, цеховые, общезаводские и другие расходы), имеющие место при производстве определенной продукции (работы), то при выборе экономичных вариантов машин необходимо дополнительно учесть

69



Значения коэффициента ß в зависимости от величин а

 

ю

CS

со

(N

іО

N.

N.

CD

чф

 

N.

с о

чф

:D

CS

■X)

о

о

 

Чф

О )

N-

о

N-

CO

CO

of со

чф

с о

00

l CO

о

 

 

 

, , о

 

 

1

CS

 

чф

чф

to

о

CO

tD

N-

 

CS

 

05

CO

CO

00

CO

о

 

чф 05

с о

ID N- CS о

CS

cs“ со

чф

С О

со

О

CO

CD

0 5 "

 

 

N. о

 

со

to

N-

CD

Ч 4

 

со

о

CS

 

о

ю

at)

о

Ю

 

©

o f

Чф ои Чф СО чф

N. чф

чф

со

чф

с о

00

о

CS

Ю

CO

 

 

 

 

 

 

 

4“*

 

Ч-1

со cs N.

— 1 со

оcf со

 

 

CS

 

 

Чф

о*

cs

СО

СО

 

о

о

-

cs

со

 

со

г о

О Т )

ІО 05

 

CD

05

N.

m

 

<50

cO

N~

4*

N-

СО

—* О

N-

LO

 

CD

со

о

CS

4f

N-

 

 

 

— 1

—1

 

 

 

 

 

 

'

 

 

 

СО

со

со

05

CD

CS

— < CS

1 OO

to

CS

с-

CS

05

о

00

 

N-

Чф

CD

N.

05

_(

 

0

»-Ч

 

С

— < ю

 

 

 

’ 1

CD

cs

tD

00

 

чф

о

 

Of,) CX> (4.)

О

с о

CD

N* Ui чф

CD

ЧФ

N*

05

 

CO

CD

 

 

 

 

 

 

ч-"'

 

 

05

00 го

Тп

со

О

00

 

CS

 

о

N- Is-

оо

CS

О

ON

00

Ю

 

о

CS

Ю

05

Ю

cs

©

05

а

о"

cs

со

чф

ю

N.

05

 

CS

чф

 

 

со

СО

N-

СО со N- (50 N-

к

 

со

S

о

чф

о

со

СО cs CO Oft CO

2

о

CS

ю

СО

СО

05 CD

чф чф

т

о

cf со

чф ю

N~

00 О

CS

чф

со

 

 

 

 

 

 

 

— (

 

 

 

с*-

ю

чф

о

со Чф 05 N. CD

 

о

CS

и;

ID tD N-

OO

 

о

Чф

N-

1 CD

CS

05

 

о

cs’ со

Чф ю

N-

00

©

 

CO

 

 

 

со

 

N. to

чф

 

Ч-1

 

го

 

ю

 

CO

 

CD

со

N-

со

N- 05 05 CO

 

о

о

 

со

CD

05

CO

00 Чф

—1

 

о

cs’ со

чф

ю

CD

00

05

 

CO

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч^

 

 

о

со

о

со

 

 

N. чф

CD

 

о

LO

ю

со

CS

 

чф

ЧФ

CS

N

 

о

со

ю

00 "-Ч Ю о ID

 

о

cs

ЧФ

ю

CD

00

05

*“4

CS

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч“1

 

 

Чф

CS

со

CD

CO 00 чф CS CD

 

о

CS

Чф

чф

со

CTi

CS

<50

О

 

о

со

CN

CD

00

00

О

 

о

OS

чф

ю

CD

N-

05

©

CS

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

»—«

 

 

со

го

чф

m

CO CO CS 05 чф

 

о

00

о

CO

CD

CT5 UO

CD

 

о

о

Чф

со

Чф

CD

00

•—» чф

 

о

CS

со

ю

CD

 

CO

о

.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

’—1

 

 

CS

со

CS

о

00

Чф

CO

 

чф

 

о

CN

о

CO

Of) to

 

о

о

—ч

cs

CO Чф UJ N- 05

 

о

CS

со

чф

ю

CD N- CO 05 О

 

 

 

СО

со

о

CS

Чф CD

05 СО

 

о

о

Ю

 

aj

CO

CD

 

о

о

ю

—* CS

CS

CO чф

 

о

CS

со

чф

CD

N-

00

05 О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч—*

 

« к

CS

СО чф LO CD

 

CO 05

о

 

со О)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

все эти изменения, про­ исходящие по элементам или статьям затрат.

Вместе с тем следует отметить, что если приме­ нение анализируемых ма­ шин не оказывает влия­ ния на другие элементы (статьи затрат) или это влияние практически не­ существенно, то при сопо­ ставлении различных ва­ риантов машин учет этих изменений, равно как и сам расчет затрат, яв­ ляется нецелесообразным, так как при сравнении суммарных затрат они взаимно сокращаются.

Для определения экс­ плуатационных расходов на стадии конструирова­ ния имеется достаточное количество исходных, ко­ торые позволяют опреде­ лять их величину пря­ мым счетом. Поэтому методы укрупненного рас­ чета можно использовать только в тех случаях, когда невозможно или нецелесообразно в преде­ лах допустимой точности рассчитать эксплуатацион­ ные расходы. Например, на стадии конструирова­ ния вполне допустим при­ ближенный расчет обти­ рочных, некоторых сма­ зочных и тому подобных материалов, составляющих незначительный удельный вес в общем объеме экс­ плуатационных расходов. Для обеспечения досто­ верности расчетов при определении эксплуата­ ционных расходов нужно

70


учитывать предполагаемые конкретные условия функционирова­ ния анализируемой машины, а также нормы, ставки, цены, тарифы и другие нормативы, которые будут действовать в тех отраслях, где предполагается использовать конструируемые машины.

Определение энергозатрат. Годовой расход электроэнергии в денежном выражении для машин, использующих электродви­ гатели, с достаточной степенью точности может быть определен по формуле

П

 

С,л = Чэл X ^ЭЛ.

(71)

где Сэл — годовой объем электроэнергии, потребляемой

маши­

ной, руб./год; цэ„— цена за 1 кВтхч электроэнергии, руб./кВтхч; W3A— годовой объем электроэнергии, кВтхч/год; я—количество

электродвигателей, установленных

в машине.

 

Значение W3„ определяется в

соответствии с формулой

Ц7ЭЛ --- /Уд. ц/СМ^Д. В^Д. м/^ДОП^П. дГ.

(72)

где Nд н — номинальная мощность двигателя, кВт;

/см — усред­

ненная продолжительность рабочей смены, ч; kR в — коэффициент использования двигателя по времени, представляющий собой отношение времени, в течение которого двигатель работает, к об­ щей продолжительности рабочей смены; kA ы— коэффициент использования двигателя по мощности, представляющий собой отношение мощности, отдаваемой двигателем в процессе работы, к номинальной мощности двигателя; kR0„:— коэффициент, учи­ тывающий дополнительный расход электроэнергии на вспомога­ тельные нужды (освещение, сигнализацию и др.) и потери электро­ энергии в сети, численное значение которого определяется исходя из протяженности и сечения силовой линии и характера дополни­ тельных расходов; для многих видов машин он колеблется в преде­ лах 1,05—1,1; kn д — коэффициент полезного действия двигателя при принятой его средней загрузке; Тсы— число смен работы машины в году, смена/год.

При эксплуатации машины с двигателем внутреннего сгорания в качестве топлива широко используются бензин, керосин и ди­ зельное топливо. Их расход в денежном выражении можно уста­ новить аналогично методу определения затрат на электроэнергию

по формуле

П

 

^топл

Чтопл X Ц 7Т0ПЛ,

( 7 3 )

где Стопл — годовой

расход

топлива,

руб./год;

г;топл — цена

за 1 кг (л) топлива,

руб./кг (руб./л);

Ц7топл— годовой расход

топлива, кг/год (л/год); я — количество двигателей,

установлен­

ных на машине.

 

 

 

 

71