Файл: Когут, А. Е. Выбор экономичных параметров машин при конструировании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При нормальных условиях эксплуатации машин (за исключе­ нием автомашин) сменный расход топлива определяется по выра­ жению

«Апл — АчіАм^д. в IW* + (^н ~ Wx) А- МІ Т СМ.

(74)

где Nд н — номинальная мощность двигателя, л. с.; WH— расход топлива на 1 л. с. номинальной мощности двигателя в 1 ч при нормальной загрузке; Wx — то же при холостой работе двигателя.

Расход топлива для автомашин, величина которого зависит от сменного пробега машины и условий работы (расстояние пере­ возки, время погрузки и разгрузки, средняя скорость движения

и т. п.),

рассчитывается

 

 

 

 

TW _ [Ц^пр ~Р Д^Т-К Ч~ Q&H.Т^И. пр] бпр^ДОП гр

 

 

W ТОПЛ

100

•‘ СМ*

\ 1 ' J)

где U?np,

№т_к — нормы

расхода топлива на 100 км пробега и

100 т-км грузовой работы,

кг/км, кг/т-км;

&н т, кп пр — соответ­

ственно коэффициенты использования грузоподъемности и про­ бега автомобилей; Q — грузоподъемность автомобилей, тс; Lnp — сменный пробег машин с грузом и порожняком, км/смену; /едоп — коэффициент, учитывающий дополнительный расход топлива на технические нужды.

Затраты машин, связанные с расходованием других энерго­ носителей (пара, сжатого воздуха и т- п.) определяются также исходя из установленных норм в единицу времени, цены за еди­ ницу измерения энергоносителя и корректирующих коэффициен­ тов, учитывающих различные потери-

Определение амортизационных отчислений. Значительный удельный вес в общей сумме эксплуатационных расходов состав­ ляет величина амортизационных отчислений, которые предназна­ чены для возмещения машин. Дело в том, что машины в резуль­ тате материального износа имеют ограниченный срок жизни, по истечении которого они должны быть целиком заменены новыми экземплярами подобного рода. Поэтому, когда наступает срок

^ их воспроизводства требуется определенная денежная сумма. Для этого образуется резервный денежный фонд в виде аморти­ зационных отчислений. С природой амортизации ничего общего не имеет страхование от возможных разрушений (пожаров, на­ воднений, землетрясений). Эти разрушения не вызываются ходом производства, поэтому не подлежат амортизации. Источником покрытия таких расходов является часть накоплений общества. «Расходы на страхование,—; писал К- Маркс,— должны покры­ ваться за счет прибавочной стоимости и представляют собой вычет из нее» [4]. Амортизационный фонд образуется не сразу, а по частям, в результате ежегодных отчислений. Экономический ме­ ханизм амортизации, т. е. процесса возмещения износа машины заключается в перенесении стоимости машины, утраченной в про­ цессе ее использования, на изготовляемый продукт.

72


Числовое значение амортизации определяется исходя из первоначальных затрат по производству машины и заранее уста­ новленных норм амортизационных отчислений, равных по вели­ чине обратной сроку службы машин.

Для этого используются формулы:

Са = Zc- н~ ° '

(76)

или

 

Ca = p (Z c. H- 0 ,) ; р = 4 ,

(77)

где Zc н— первоначальная балансовая

стоимость машины, руб.;

t — амортизационный

период, равный

сроку службы машины;

Ot — ликвидационная

стоимость машины при выходе ее из упо­

требления (по окончании срока службы), руб.

Использование первоначальной стоимости при расчете аморти­ зации неверно. Дело в том, что амортизационный фонд образуется для будущего возмещения изношенной машины, когда по истече­ нии ряда лет наступает срок воспроизводства и которую тогда приходится возмещать целиком. Но в будущем, под влиянием тех­ нического прогресса и роста производительности труда работа­ ющих, затраты, необходимые для воспроизводства машин та­ кого же качества, как правило, будут меняться в сторону умень­ шения. Поэтому размер амортизационных отчислений должен соответствовать не первоначальной, а восстановительной стоимо­ сти, определяемой условиями, сложившимися не в момент произ­ водства машины, а в момент ее воспроизводства. На это указывал К- Маркс, который писал: «Благодаря прогрессу промышленности средства труда, обычно, претерпевают постоянные перевороты. Поэтому они возмещаются не в своей первоначальной форме, а в форме, претерпевшей переворот» [4]. Применительно к машине это означает, что ее стоимость определяется уже не тем рабочим временем, которое фактически овеществлено в ней, а тем, которое необходимо теперь для воспроизводства ее самой. В этой связи для более точного расчета ежегодных амортизационных отчисле­ ний, предусмотренных для реновации машин, целесообразно использовать формулы, где вместо первоначальной стоимости машины принимается ее восстановительная стоимость:

C« =

-у (z c. в — Ot)

(78)

или

 

 

 

Са =

Р(2с.в - 0 /) .

 

(79)

где Zc в — восстановительная стоимость

машины,

определяемая

с учетом морального износа первого рода на конец срока ее службы.

Величина ZCi в определяется при этом по формуле

 

Ze.. = Zc.H(l-T )'.

(80)

73


 

Действительно, если первоначальные затраты по производству

машины

равняются

Zc н, то ее восстановительная стоимость со­

ставит на конец первого'года Z

 

— Z

— Z т, == Z

(1 — -Гі);

второго

Z

= Z

— Z

 

т.,' =

Z

(1 — тч) = Z

(1 — т.)х

X

(1 -

Т2);

третьего

Zc

Вз

=

Zc

Bj -

Zc в т8 =

Zc

(1 - т8) =

=

z c . A

l

-

x i ) 0 -

T2) 0

тз);

^ го

г°д а

 

=

Z C. вt _ * t

=

Z c. „ (1

Ч )

(1

T 2) (1 —

T8) • • ■(1

— T,).

 

Принимая, что

численные

значения т примерно

одинаковы

по годам рассматриваемого периода t, получим 1 для первого года

Z c. в,

=

z c. н О ~ т)’

второго

Zc В2 = Zc н (1 — т)2,

третьего

Z c.Bg

=

ZC. H О — т)3-

^-го

 

 

 

 

 

Zc, в; =

Zc „(1 — т)'.

(81)

Подставив последнее выражение в формулы (78) и (79), получим

 

 

Ca~ \ [ Z c. н О -т О '-О ,]

(82)

или

 

 

 

 

 

 

 

C a = Р [ Z c. н (1 — ХУ — О ) ] .

(8 3 )

Численное значение абсолютной погрешности б, допускаемой при расчете ежегодных амортизационных отчислений, можно

определить через разность выражений (77) и (83)

 

бг = р (Z, и — О/) — р [Zc. и (1 _ X)' - O j.

(84)

Делая некоторые преобразования, получим

 

6 r = p Z c. H [ l - ( l - T ) <] .

(8 5 )

Для определения полного значения погрешности б,. за весь рассматриваемый период t необходимо выражение умножить на величину t, тогда

6/ = Zc. n [ l - ( l - x ) '] .

(86)

Графически величина погрешности равняется разности пло­ щадей прямоугольников abed и akld (фигура kbcl), изображенных на рис. 14, т. е. разности первоначальной Zc н и восстановительной стоимости Zc в.

Поясним график. Отрезок ad характеризует срок службы машины. Прямая Ьс отражает уровень ежегодных амортизацион­

1 В случае, если в период функционирования машины происходит не сниже­ ние, а увеличение общественных затрат на производство, то знак в множителе

(1 — %)( передт меняется на противоположный. ПриТі = 0, Zc. Bt = Zc. H(1—т)і—

74


Рис. 14. Зависимость размера амор­ тизационных отчислений от умень­ шения балансовой стоимости ма­ шины

ных отчислений при неизменном значении стоимости машины (на уровне первоначальной стоимости). Ломаная линия Ы пока­ зывает уровень амортизационных отчислений с учетом ежегодного изменения (в данном случае уменьшения) балансовой стоимости машины. Прямая kl характеризует необходимый средний уровень ежегодных амортизационных отчислений, исходя из полной вос­ становительной стоимости, установленной с учетом морального износа первого рода и периода функционирования машины.

Величина восстановительной стоимости машины зависит не только от степени морального износа первого рода, но и мораль­ ного износа второгорода, который проявляется тогда, когдащучшие модели машин вступают с данной моделью машины в конкуренцию.

При появлении более эконо­ мичных образцов машин старые модели обесцениваются. Стоимость старых моделей определяется уже не затратами на' их производство и даже не затратами на их вос­ производство, а затратами труда, необходимыми для воспроизвод­ ства лучшей, более экономичной модели машины. Поэтому степень морального износа второго рода необходимо учитывать при опре­ делении восстановительной стои­

мости. С достаточной степенью точности это можно сделать путем

использования в формуле (87) коэффициента

kMи, характеризую­

щего моральный износ второго рода

 

 

.

== k 7

 

(87)

л м. п "с . э

 

при

 

 

 

к

^п. нАп. ст

3

 

*5п. СтЯп. н

 

 

 

где Sn- н, 5Пст — полные совокупные затраты, связанные с про­ изводством и потреблением новой и старой модели машин, за весь срок службы; R„.H, Rn.ст— полные объемы продукции (работы), производимые с помощью рассматриваемых моделей ма­ шин, за весь срок службы; Zc э — затраты труда на создание машины новой модели.

В процессе эксплуатации машин, кроме затрат на реновацию, дополнительно требуются затраты труда на поддержание машин в исправном состоянии в период их функционирования, т. е. за­ траты для возмещения частичного износа машины. Здесь речь уже идет не о возмещении труда, заключенном в машине, а о добавоч­ ном труде на ремонтные работы.

75


Ремонтные работы делятся на два вида: текущие (Т) и капи­ тальные (К)- Во время текущего ремонта устраняются отдельные неисправности в узлах и механизмах. При осуществлении теку­ щего ремонта заменяются или ремонтируются отдельные детали (но не базисные), заменяются отдельные агрегаты.

При проведении капитального ремонта, как правило, машину полностью разбирают, все ее агрегаты ремонтируют. Часть узлов и деталей заменяют новыми.

Для поддержания машин в работоспособном состоянии в про­ цессе их эксплуатации кроме ремонтов проводится техническое обслуживание (ТО), которое представляет собой комплекс техни­ ческих мероприятий, направленных на предупреждение прежде­ временного износа путем проведения регулировочных работ, выявления дефектов и их устранения.

Техническое обслуживание подразделяется на ежесменное обслуживание, выполняемое регулярно перед началом и по окон­ чании работ, в перерывах, а также на периодическое техническое обслуживание, выполняемое после установленного числа часов работы машины.

Указанные виды ремонтов и техническое обслуживание тесно взаимосвязаны. Чем чаще и качественнее проводятся текущие ремонты и ТО, тем меньше требуется капитальных ремонтов и средств для их осуществления.

Точно так же хорошо проведенный капитальный ремонт умень­ шает затраты на текущие ремонты и ТО. На практике разграни­ чить отдельные виды ремонтных работ бывает трудно. Однако для планирования и учета работ, связанных с ремонтами, класси­ фикация их все же является целесообразной. Текущие ремонты направлены на систематическое поддержание машин в работо­ способном состоянии. Периодичность таких ремонтов гораздо более частая, чем капитальных ремонтов. Средства, затраченные на текущий ремонт, относятся к категории текущих затрат. Ясно, что и покрываться они должны из текущих расходов, а не из амортизационного фонда, предназначенного для реновации машины.

Что касается капитальных ремонтов, осуществляемых по многим машинам только два-три раза за весь срок их службы, то они, с одной стороны, относятся к возобновлению (хотя и частичному) средств труда, в данном случае машин. Поэтому, казалось бы, производимые при этом затраты следует покрывать из реновационных средств. Однако если затраты на капитальный ремонт возмещать за счет фонда отчислений, предназначенных для реновации, то средств, необходимых для полного воспроиз­ водства машин, к концу их периода функционирования ока­ жется недостаточно, поскольку затраты труда на капитальный ремонт не содержатся в общественных издержках, первоначально затраченных на изготовление машин. Они только дополняют последние. «Собственно ремонт или починочные работы требуют

76