Файл: Когут, А. Е. Выбор экономичных параметров машин при конструировании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для предотвращения появления экономически неэффективных машин необходимо еще на стадии конструирования установить область и границы их экономичного применения. В самом общем виде указанная область определяется выражением

 

Jnl ;

 

Jnll ИЛИ

Snl

5:' 1.

 

 

 

 

 

 

.

( 6)

 

Область

экономичного

 

применения

машин может

 

быть

представлена

в дру­

 

гой,

более

конкретной

 

форме, если 5Празложить

 

на два слагаемых

 

 

 

2=, +

C9l ^

ZclI +

СЭІІ, (7)

 

где

Zcl,

Zcll — полные

 

народнохозяйственные

за­

 

траты по созданию машин, ■

 

руб./период;

СЭІ,

СЭІІ —

 

полные

народнохозяйст­

Рис. 8. Рост скорости транспортных средств

венные 'затраты по эксплу­

на различных этапах исторического развития

атации

машин

на

весь

 

срок службы, руб./период,

Затраты принимаются

без

амортизационных

отчислений на

реновацию. Индексы II и I соответственно обозначают пока-

затели по

рассматриваемой

машине

и заменяемой технике (спо­

собу

производства).

 

 

 

 

 

 

После преобразования выра­

 

 

 

 

жение (7) принимает вид

 

 

 

 

 

или

+ ДСЭ5s — AZC

( 8)

 

 

 

 

 

 

— дzc

 

 

 

 

 

 

+

а с э

I.

 

1.

 

 

 

 

 

■AZ,

+ АСЭ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из формулы (8) следует, что

 

 

 

 

если

рассматривать

машину

Рис.

9. Зависимость

экономических

как средство удешевления про­

дукта, то

область

ее экономич­

показателей моделей машин от про­

грессивных (—)

и

регрессивных

ного

применения

определяется

 

(---------- ) изменений качества

тем,

что прирост труда, связан­

 

 

 

 

ный с ее созданием, должен быть меньше того количества труда, которое сберегается в результате применения этой машины.

Иногда внедрение машин может сопровождаться ростом экс­ плуатационных расходов. Тогда, как следует из выражения (7), область ее экономичного применения определяется тем, что ве-

34


личина прироста эксплуатационных расходов по сравнению с при­ нятой базой должна быть меньше экономии на затратах по созда­ нию машины, т. е.

“Ь

5': —

(9)

или

~Ь AZC

 

— ДСэ

м і ­

 

— ДСЭ

областъ экономичного применения машин имеет верхнюю и нижнюю границы. При отсутствии ограничений неэкономиче­ ского характера верхняя экономическая граница равна макси­ мальной (потенциальной) величине экономического эффекта за весь срок службы машин.

Нижняя экономическая граница определяется равенством SnI = SnII. Экономический эффект в этом случае равен нулю

(Z c i + С э1) — (Z cu + С эп ) = 9 - ( Ю )

В соответствии с (8) и (9) экономическая граница характери­ зуется однократной окупаемостью перерасхода затрат, достигае­ мой экономией.

Установление нижней экономической границы позволяет на стадии конструирования прогнозировать предельные значения затрат по созданию, конструированию и эксплуатации машины. Для этого нужно уравнение (10) решить относительно искомых показателей. Так при решении (10) относительно Zcll находится предельное значение затрат, связанных с созданием конструируе­

мой машины,

 

 

 

 

2'ш = (С„ - С, I.) +

Z„'

(11)

В случае, когда машина заменяет ручной способ производства,

формула (11)

принимает более простой

вид

 

 

2; и = с э і - с в„.

 

аз)

Аналогично устанавливаются предельные значения других видов затрат.

Предельно допустимые затраты характеризуют тот рубеж, превышение которого приведет к понижению эффективности общественного производства.

При ситуации, определяемой выражениями (11) и (12), обще­ ственная производительность труда не изменяется. «Если произ­ водство известной машины, — писал К. Маркс, — стоит такого же количества труда, какое сберегается ее применением, то проис­ ходит просто перемещение труда, тА'е. общая суммагтруда, необ­ ходимого для производства товара, не уменьшается, или произво­ дительная сила труда не возрастает» [3].

3*

35


Определяя экономические границы, необходимо стремиться к тому, чтобы показатели, входящие в указанные формулы, рас­ считывались не абстрактно, а исходя из реальных условий произ­ водства и эксплуатации машин. Причем в целях соблюдения наи­ большей достоверности расчета как результаты, так и связанные с ними затраты следует принимать, исходя из экономически обоснованного периода функционирования машин.

Использование указанных принципов нахождения предельных значений затрат позволяет не только предотвратить появление экономически неэффективных моделей машин, но также обосно­ ванно прогнозировать область, в пределах которой могут быть установлены цены на создаваемые машины, а также цены на кон­ структорские и другие виды работ.

Глава II

ВЫБОР ЭКОНОМИЧНЫХ ПАРАМЕТРОВ МАШИН

4.ВЫБОР ЭКОНОМИЧНЫХ ПАРАМЕТРОВ МАШИН

ИОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Народнохозяйственная эффективность новых моделей машин проявляется в различных формах: социальной, экономической, технической.

Все формы эффективности тесно взаимосвязаны и обуслов­ лены. В то же время они обладают определенной самостоятель­ ностью. Поэтому для успешного управления народным хозяйст­ вом конкретный анализ каждой из них является правомерным

инеобходимым.

Вданной работе рассматривается только экономическая эффективность, которая может быть получена от предполагаемого применения конструируемых машин.

Измерение экономической эффективности на стадии конструи­ рования необходимо для экономического обоснования создания и применения будущих машин, а также для выбора наилучших параметров этих машин.

Количественное измерение экономической эффективности так же, как и обоснованный выбор параметров, возможно при нали­ чии обобщающего показателя. Раскрывая его содержание для машин производственного назначения, следует заметить, что применение этих машин не. самоцель, а средство, с помощью которого производится продукт или совершается та или иная полезная работа. Следовательно, при построении обобщающего показателя, в первую очередь, должны быть приняты во внимание результаты, получаемые от применения рассматриваемых машин, т. е. тот объем продукции или работы, достижение которого пред­ полагается при использовании машин. Это необходимое, но недостаточное условие для получения обобщающего показателя. Дело в том, что при относительной. ограниченности ресурсов общество интересует не только результат как таковой, но и ка­ кими трудовыми усилиями он достигается. Поэтому при нахожде­ нии результирующего показателя необходимо результаты в виде указанного объема продукции или работы взвесить с полными совокупными затратами общественного труда, связанного как

37


с производством, так и эксплуатацией конструируемых машин по формулам:

 

(13)

или

 

=

(14)

где Ry — удельный результатирующий показатель,

характери­

зующий количество продукции (работы), приходящейся на еди­ ницу затрат, ед./руб.

Оба показателя (13) и (14) имеют одинаковый смысл, но в раз­ личном выражении (прямом и обратном). Поэтому применение любого из них для выбора экономичных параметров машин и определения экономической эффективности одинаково право­ мерно. В дальнейшем используется обратная форма экономической результативности, т. е. выражение (14).

Конструируемые машины обычно применяются в различных сферах (отраслях, предприятиях), имеющих неодинаковые усло­ вия эксплуатации, а следовательно, и различную результатив­ ность. Поэтому расчеты по определению составляющих обобща­ ющего показателя (14) необходимо выполнять для каждой сферы

вотдельности, а затем полученные значения суммировать

тп

Е Е * -

=

,

(15)

 

ЕI Е1* «

 

где п — число машин, применяемых в одной сфере потребления; т — число сфер применения машин данной модели.

Точность измерения экономической эффективности и экономи­ ческая обоснованность выбора параметров машин во многом зависят от содержания показателей затрат Sn и Rn, включаемых в сравнение при сопоставлении различных вариантов.

Нахождение величины 5Пследует производить с учетом всех затрат живого и овеществленного труда, затрачиваемого на кон­ струирование, изготовление и потребление машин. Причем во внимание нужно принимать не только необходимый, но и при­ бавочный труд работников, занятых созданием и эксплуатацией машин. Для машин, у которых ликвидационная стоимость яв­ ляется значительной, целесообразно величину этой ликвидационлой стоимости также учитывать в Sn.

С учетом сказанного, величина полных затрат труда Sn может быть представлена в общем виде как сумма^следующих состав­ ляющих:

$п — + 4 + Сэ— Оі,

(16)


Где ZK— полные затраты общественного труда по конструирова­ нию, приходящиеся на один экземпляр данной модели машины, руб./период; Z,,— полные затраты по изготовлению машины с учетом затрат на технологическую подготовку их производства, руб./период; Сэ — полные затраты на эксплуатацию машин за весь срок службы, руб./период; 0t — ликвидационная стоимость машины после t лет ее службы, руб./период.

Внаучной экономической литературе имеются предложения

всодержание полных народнохозяйственных затрат помимо указанных элементов включить затраты, обусловленные приме­ нением относительно ограниченных ресурсов общества (ограни­ ченных по сравнению с возможным объемом их эффективного применения).

Вэтой связи следует заметить, что если применение относи­ тельно ограниченных ресурсов, связанных с созданием и потреб­ лением данных машин, приводит к реальным, действительным изменениям затрат труда при производстве и потреблении других видов продукции, производимых в народном хозяйстве, то учет этих изменений в содержании полных народнохозяйственных затрат Sn является правомерным и необходимым.

Это объясняется тем, что при решении вопроса о целесообраз­ ности создания и применения машин надо руководствоваться принципом минимума затрат на всю продукцию народного хо­ зяйства, а не только минимумом затрат по производству и при­ менению данных машин. Преимущество общего минимума затрат над частными является объективной необходимостью социалисти­ ческого хозяйства.

Втех случаях, когда применение относительно ограниченных ресурсов не приводит к указанным выше изменениям, т. е. уро­ вень затрат по производству и применению других видов продук­ ции сохраняется на прежнем уровне, то содержание полных народнохозяйственных затрат Sn ограничивается затратами по созданию и применению данных машин.

Вэкономической литературе имеются также предложения для случаев, когда в цены и тарифы на дефицитные ресурсы не вклю­ чены соответствующие надбавки, в содержание народнохозяй­ ственных затрат включать величину несэкономленных затрат при производстве совокупной продукции, обусловленных применением относительно ограниченных ресурсов.

Учет эффекта в виде несэкономленных ресурсов общества и сопоставление этого эффекта с экономией, достигаемой при потреб­ лении данной машины, требующей применения дефицитных средств, имеют теоретический и практический интерес для решения задачи рационального использования дефицитных ресурсов. При­ чем при проведении указанного сопоставления с народнохозяй­ ственных позиций важно, чтобы экономия от применения машин, использующих ограниченные ресурсы, была больше той эконо­ мии, возможность получения которой при создании и потреблении

39