Файл: Довгалевский, А. А. Обновление основных фондов и освоение новой техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
Основная цель анализа — нахождение путей либо восстановления проектных условий производства, либо доведения мощности до проекта с помощью комплекса организационно-технических мероприятий. Если про ектная мощность и соответственно экономические по казатели ошибочно завышены, следует сделать расчет технико-экономических показателей применительно к реальным условиям производства. Отсутствие опе ративности в этом вопросе наносит вред практике планирования (неправильно учитывается объем ре сурсов).
На экономику осваиваемого объекта, как, впро чем, и действующего, оказывает влияние совокупность технологических факторов. Например, на показатель выхода готовых труб из 1 т металла влияют точность геометрических размеров заготовки, степень чистоты обработки поверхности валков, скорость сварки труб и т. д.
Наличие многих технологических показателей тре бует комплексного технико-экономического анализа с привлечением технологов, экономистов, конструкто ров, организаторов производства.
К числу недостатков существующей практики ана лиза следует отнести тот факт, что технологические параметры исследуются вне связи с их воздействием на экономику. В свою очередь экономический анализ зачастую производится только по динамике экономи ческих показателей — себестоимости, производитель ности труда, прибыли, фондоотдачи — без тщательно го изучения технологических параметров, отражающих материальное содержание процессов, от которых за висит экономичность работы любого агрегата.
Изучая влияние технологических параметров на экономику нового цеха или участка с целью выбора оптимальных технологических характеристик, следует учитывать, что ряд параметров оказывает на эконо мический результат сложное влияние. Например, снижение температуры нагреваемого перед прокатом металла, с одной стороны, уменьшает затраты на топ ливо, а с другой — увеличивает затраты на обработку металла и на расход инструмента.
Важнейшей задачей, решение которой во многом определяется уровнем освоения прогрессивных техно логических процессов, является обеспечение высокого качества выпускаемой продукции.
122
Народнохозяйственная оценка выпускаемой про дукции предполагает учет не только затрат на ее про изводство, но и ее потребительских качеств, т. е. того, в какой мере она удовлетворяет технико-экономиче ские требования потребителей.
Улучшение качества продукции позволяет получать значительный экономический эффект, оно равносильно увеличению ресурсов общества, увеличению общест венной производительности труда. «Систематическое повышение качества продукции, — подчеркивается в Программе КПСС, — является обязательным требова нием развития экономики. Качество продукции совет ских предприятий должно быть значительно выше, чем на лучших капиталистических предприятиях» 1.
В период освоения возможно появление дефектов продукции. Так, при вводе в эксплуатацию редукцион ного стана на заводе «Трубосталь» в первые месяцы работы возникло большое количество брака в связи с появлением на шве трубы точечных разрывов. Выявле ние причин брака, который в отдельные смены достигал 50% от выпуска, оказалось главной задачей освоения.
Действенный метод выявления причин брака — комплексное исследование всех параметров процесса с использованием метода элиминирования отдельных факторов. Например, при постоянстве остальных усло вий процесса сваривания труб меняются температура нагрева, скорость сварки, обжатие в клетях, геометри ческие размеры заготовки, марки стали и т. д.
Такое комплексное исследование было произве дено на заводе совместно с двумя институтами: Укра инским научно-исследовательским трубным институ том и Институтом токов высокой частоты им. проф. Вологдина. В результате были выявлены причины воз никновения дефекта продукции и разработаны тех нологические режимы, обеспечивающие его устра нение.
Совместное участие в освоении объекта работников предприятий и научно-исследовательских институтов должно планироваться заблаговременно, что обеспе чит лучшую подготовку и проведение работ.
Появление дефектов в готовой продукции трудно заранее предвидеть. Однако их возникновение не ис
1 «Программа Коммунистической партии Советского Союза»,
стр. 86.
ключено в каждом новом сложном технологическом процессе, который определяется большим числом взаимовлияющих факторов. Поэтому к моменту пускз должны быть заключены договоры с соответствующими научно-исследовательскими организациями о про ведении работ по совершенствованию технологических режимов, обеспечивающих высокое качество продук ции. В этих работах должны участвовать также ра
ботники центральной заводской лаборатории и цехо вые работники.
Важным фактором, влияющим на экономику осваи ваемого объекта, является своевременная разработка технологических инструкций, основанных на лучших отраслевых достижениях. Однако такие инструкции во многих случаях либо устарели, либо вовсе отсутст вуют. Кроме того, технологические инструкции для введенных в эксплуатацию объектов часто подготав ливаются с большим опозданием, что снижает Ответ ственность цеховых работников за точную регламен тацию хода технологических процессов.
Необходимо повысить роль заводской лаборатории, технического отдела и цеховых работников за своевре менную разработку технологической, документации и осуществление действенного контроля за соблюдением технологической дисциплины.
Технический уровень современного предприятия предполагает наличие кадров высокой квалификации. В этой связи особое значение приобретают вопросы комплектования и обучения коллективов новых пред
приятий и цехов.
Комплектование производственных коллективов новых предприятий и их структурных подразделений должно производиться в предпусковой период. В это время решаются вопросы, связанные с подбором кад ров, разработкой учебных программ, обучением рабо чих и инженерно-технических работников, определе нием рациональной структуры работающих.
При формировании штатов следует учитывать воз растающую роль вспомогательных служб. Научно-тех нический прогресс в промышленности приводит к уста новке все более сложных машин с большим количе ством сопрягаемых узлов и деталей, применением сложных электрических схем, электроники, пневмати ческих и гидравлических устройств и т, д.
124
Нормальный ход эксплуатации основных агрегатов обеспечивается соответствующей работой котельной, насосной, компрессорной и других установок. Все это требует высокой квалификации работников обслужи вающих и ремонтных служб.
Большую помощь в сокращении сроков освоения могут оказать специализированные группы освоения при отделах главного механика (энергетика), в круп ных цехах, лабораториях автоматики, отделах меха низации и автоматизации. Такие группы созданы на многих ленинградских предприятиях. На заводе по об работке цветных металлов для освоения газового топ лива при переводе плавильных печей с жидкого топ лива на газовое была создана комплексная бригада, куда вошли инженеры, техники, мастера и рабочие. Было решено изыскать возможность подачи дополни тельного воздуха. Для этого были использованы воз духопроводы и вентиляторы от мазутной системы. Кроме того, путем перераспределения подаваемого в печь воздуха удалось добиться полного сжигания газа.
Специализированные группы слесарей и электри ков способствуют внедрению комплексной механиза ции на сталепрокатном заводе, заводе турбинных ло паток, Боровичском комбинате ошеупоров и других предприятиях.
На «Красном выборжце» наладка электрической части оборудования производится постоянной группой освоения в составе заводской лаборатории и работни ков специализированного наладочного управления тре ста «Электромонтаж» Главзапстроя. Для ускорения внедрения комплексной механизации и автоматизации создана инициативная группа при конструкторском отделе. К ее работе привлекаются рабочие цехов — активные рационализаторы и передовики производства. Большое значение в освоении новой техники на заводе придается руководству работами на вновь вво димом объекте. Эти функции, как правило, поручают ся наиболее квалифицированным организаторам про изводства, имеющим опыт работы по освоению новых производств. На период пуска новых агрегатов назна чается ответственный из числа наиболее квалифициро ванных инженерно-технических работников. Такая практика позволила коллективу завода досрочно ос воить мощности многих вновь введенных агрегатов.
125
Анализ затрат на подготовку кадров в расчете на
одного работника промышленно-производственного персонала для вновь вводимых цехов свидетельствует о больших различиях как в пределах одного завода (например, на заводе «Трубосталь» размер этих за трат в двух аналогичных цехах отличался на 47%), так и между объектами различных заводов. Такое по-' ложение определяется отсутствием единых нормативов затрат на обучение и единых отраслевых программ подготовки кадров для новых объектов.
Подготовка квалифицированных кадров; призван ных управлять новой техникой, требует научной раз работки многих вопросов: методики подготовки кад ров, соотношения основных и вспомогательных рабо чих, работников высоких и низких разрядов, методов обучения передовым приемам, проблем психологии труда, определения нормативов финансирования и др. А для этого нужны разработка методологии подхода, постановка экспериментов, обобщение статистических данных и др. Подобная работа под силу только спе циализированным научно-исследовательским органи зациям.
Особенностью периода освоения являются яе толь ко большие организационные и технические усилия (значительно большие, чем в период достижения про ектных показателей), но и более сложная экономиче ская работа.
В условиях, когда заводской фонд (источник це хового фонда материального поощрения) образуется в зависимости от уровня рентабельности как одного из фондообразующих показателей, перед коллективом нового объекта с первых дней встает задача экономи ческого освоения новых цехов и участков. Это предъ являет высокие требования к руководящим и инже нерно-техническим работникам, которые должны уметь комплексно оценивать результаты хозяйственной дея тельности. Поэтому необходимой частью программы обучения должно стать изучение основных принципов планирования производства. В процессе обучения дол жны экономически оцениваться организационно-тех нические мероприятия, способствующие приведению в действие резервов производства. Максимальное вни мание следует уделить расчетам новых цен, прибыли, сопоставлению экономии от новой техники, и техноло гии с затратами на их внедрение.
Г Л А В А Hi
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ОСВОЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ
1. ОБРАЗОВАНИЕ ФОНДА МАТЕРИАЛЬНОГО ПООЩРЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ВВОДЯЩИХ НОВЫЕ МОЩНОСТИ
Важным направлением работ по сокращению сро ков освоения новой техники является дальнейшее со вершенствование материального стимулирования этих работ. Известно то большое внимание, которое прида вал В. И. Ленин использованию материальной заинте ресованности во всемерном развитии производитель ных сил общества. Исходя из опыта первых лет со циалистического строительства В. И. Ленин указывал, что строить социализм и коммунизм нужно «не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиаз ма, рожденного великой революцией, на личном инте ресе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете...»
Коммунистическая партия и Советское правитель ство в своей экономической политике неуклонно сле дуют ленинскому принципу материальной заинтересо ванности, сочетания материальных и моральных сти мулов к труду.
На XXIV съезде КПСС А. Н. Косыгин подчерки вал, что «...методы планирования и стимулирования, критерии оценки деятельности предприятий и объеди нений должны дальше совершенствоваться, с тем что бы усилить воздействие реформы на ускорение науч но-технического прогресса...» 12
Общественный характер производства предопреде ляет связь материальной заинтересованности трудя щихся с повышением эффективности производства, с экономическими отношениями в процессе производ ства. Основой социалистического производства являет ся общественная собственность на средства производ-
1 В. И. Ленин. Поли. .собр. соч., |
т. |
44, стр. 151. |
2 «Материалы XXIV съезда КПСС», |
стр. |
167. |
127
ства, которая определяет общественный характер труда при социализме и создает необходимые условия для обеспечения единства интересов каждого работ ника и общества в целом.
Однако единство интересов при социализме не до стигается автоматически. Разработка научной систе мы материального стимулирования — сложная пробле ма, связанная с широким кругом вопросов: заработ ной платой, оценкой деятельности коллектива, ценооб разованием, совокупностью хозрасчетных и финансо вых отношений и др.
Основной задачей системы материального стиму лирования является увязка размера вознаграждения за труд с результатами труда и личным вкладом в эти результаты каждого работника.
Принцип равной оплаты за равный труд предпола гает оценку конечных результатов труда. Распределе ние по труду в социалистическом обществе произво дится в условиях действия закона стоимости, поэтому соизмерение меры труда и меры потребления должно производиться с учетом не только количества и слож ности труда, но и его эффективности.
Существуют две основные формы стимулирования в период освоения: 1) из фонда материального поощ рения по выполнению основных планируемых (оценоч ных) показателей и 2) целевое премирование за со здание и внедрение новой техники и освоение произ водственных мощностей.
Особенностью формирования фонда материального поощрения в новых условиях в отличие от прежней практики является установление для всех предприя тий единого источника его образования — прибыли, причем размер фонда зависит не только от объема потребляемых ресурсов, но и от использования всей массы производственных фондов, поскольку один из фондообразующих показателей — рентабельность — отражает эффективность всех применяемых производ
ственных фондов.
При разработке системы формирования фонда ма териального поощрения предприятия необходимо соз дать заинтересованность в принятии напряженного плана, соответствующего реальным производственным возможностям, и использовании всех внутрипроизвод ственных резервов. Наряду с этим система фондооб разования должна обеспечить соответствие сумм,
128
поступающих в заводской и цеховой фонды мате риального поощрения, как трудовому вкладу работ ников, так и реальным экономическим результатам этого труда.
Рассмотрим на условном примере, в какой мере выдерживались эти требования при образовании фон да материального поощрения для предприятий, в зна чительных размерах обновляющих основные произ водственные фонды (по методологии 1966 г., т. е. до выхода основных положений, по которым плановый размер годовых фондов на 1973—1975 гг. устанавли вается в определенной сумме) *.
В табл. 27 даны результаты расчета размера фон да материального поощрения в динамике за ряд лет для предприятия, на котором вводится новый цех, и приводятся варианты с использованием льготы на нормативный срок освоения по плате за фонды и рас чету среднегодовой стоимости производственных фон дов и без данной льготы. Для сравнения представлен результат расчета размера фонда материального по ощрения для действующего предприятия в том случае, если бы оно работало без ввода новых мощностей.
Динамика фонда материального поощрения рас сматривается за четыре года: первый — базовый, вто рой и третий — нормативный период освоения, четвер тый — первый год работы предприятия после освоения.
Размер фонда материального поощрения опреде лен в абсолютной сумме и в процентах к фонду зара ботной платы с указанием размера его частей, начис ляемых за каждый фондообразующий показатель: уровень рентабельности и темп роста реализации и прибыли (в числителе — при использовании показа теля увеличения объема реализованной продукции по сравнению с прошлым годом, в знаменателе — то же для прибыли).
Для расчета приняты: нормативы отчислений за каждый процент роста реализации (прибыли) — 1 % и за каждый процент уровня рентабельности — 0,5% от фонда заработной платы; плата за фонды — 6% от среднегодовой стоимости производственных фондов.
Данный пример должен ответить на вопрос: соот ветствуют ли рассмотренным принципам фондообразо вания установленные показатели и условия образова-1
1 См.: «Экономическая газета», 1972, № 23, стр. 15—16.
5 Зак. Кч 456 |
129 |