Файл: Довгалевский, А. А. Обновление основных фондов и освоение новой техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основная цель анализа — нахождение путей либо восстановления проектных условий производства, либо доведения мощности до проекта с помощью комплекса организационно-технических мероприятий. Если про­ ектная мощность и соответственно экономические по­ казатели ошибочно завышены, следует сделать расчет технико-экономических показателей применительно к реальным условиям производства. Отсутствие опе­ ративности в этом вопросе наносит вред практике планирования (неправильно учитывается объем ре­ сурсов).

На экономику осваиваемого объекта, как, впро­ чем, и действующего, оказывает влияние совокупность технологических факторов. Например, на показатель выхода готовых труб из 1 т металла влияют точность геометрических размеров заготовки, степень чистоты обработки поверхности валков, скорость сварки труб и т. д.

Наличие многих технологических показателей тре­ бует комплексного технико-экономического анализа с привлечением технологов, экономистов, конструкто­ ров, организаторов производства.

К числу недостатков существующей практики ана­ лиза следует отнести тот факт, что технологические параметры исследуются вне связи с их воздействием на экономику. В свою очередь экономический анализ зачастую производится только по динамике экономи­ ческих показателей — себестоимости, производитель­ ности труда, прибыли, фондоотдачи — без тщательно­ го изучения технологических параметров, отражающих материальное содержание процессов, от которых за ­ висит экономичность работы любого агрегата.

Изучая влияние технологических параметров на экономику нового цеха или участка с целью выбора оптимальных технологических характеристик, следует учитывать, что ряд параметров оказывает на эконо­ мический результат сложное влияние. Например, снижение температуры нагреваемого перед прокатом металла, с одной стороны, уменьшает затраты на топ­ ливо, а с другой — увеличивает затраты на обработку металла и на расход инструмента.

Важнейшей задачей, решение которой во многом определяется уровнем освоения прогрессивных техно­ логических процессов, является обеспечение высокого качества выпускаемой продукции.

122

Народнохозяйственная оценка выпускаемой про­ дукции предполагает учет не только затрат на ее про­ изводство, но и ее потребительских качеств, т. е. того, в какой мере она удовлетворяет технико-экономиче­ ские требования потребителей.

Улучшение качества продукции позволяет получать значительный экономический эффект, оно равносильно увеличению ресурсов общества, увеличению общест­ венной производительности труда. «Систематическое повышение качества продукции, — подчеркивается в Программе КПСС, — является обязательным требова­ нием развития экономики. Качество продукции совет­ ских предприятий должно быть значительно выше, чем на лучших капиталистических предприятиях» 1.

В период освоения возможно появление дефектов продукции. Так, при вводе в эксплуатацию редукцион­ ного стана на заводе «Трубосталь» в первые месяцы работы возникло большое количество брака в связи с появлением на шве трубы точечных разрывов. Выявле­ ние причин брака, который в отдельные смены достигал 50% от выпуска, оказалось главной задачей освоения.

Действенный метод выявления причин брака — комплексное исследование всех параметров процесса с использованием метода элиминирования отдельных факторов. Например, при постоянстве остальных усло­ вий процесса сваривания труб меняются температура нагрева, скорость сварки, обжатие в клетях, геометри­ ческие размеры заготовки, марки стали и т. д.

Такое комплексное исследование было произве­ дено на заводе совместно с двумя институтами: Укра­ инским научно-исследовательским трубным институ­ том и Институтом токов высокой частоты им. проф. Вологдина. В результате были выявлены причины воз­ никновения дефекта продукции и разработаны тех­ нологические режимы, обеспечивающие его устра­ нение.

Совместное участие в освоении объекта работников предприятий и научно-исследовательских институтов должно планироваться заблаговременно, что обеспе­ чит лучшую подготовку и проведение работ.

Появление дефектов в готовой продукции трудно заранее предвидеть. Однако их возникновение не ис­

1 «Программа Коммунистической партии Советского Союза»,

стр. 86.


ключено в каждом новом сложном технологическом процессе, который определяется большим числом взаимовлияющих факторов. Поэтому к моменту пускз должны быть заключены договоры с соответствующими научно-исследовательскими организациями о про­ ведении работ по совершенствованию технологических режимов, обеспечивающих высокое качество продук­ ции. В этих работах должны участвовать также ра­

ботники центральной заводской лаборатории и цехо­ вые работники.

Важным фактором, влияющим на экономику осваи­ ваемого объекта, является своевременная разработка технологических инструкций, основанных на лучших отраслевых достижениях. Однако такие инструкции во многих случаях либо устарели, либо вовсе отсутст­ вуют. Кроме того, технологические инструкции для введенных в эксплуатацию объектов часто подготав­ ливаются с большим опозданием, что снижает Ответ­ ственность цеховых работников за точную регламен­ тацию хода технологических процессов.

Необходимо повысить роль заводской лаборатории, технического отдела и цеховых работников за своевре­ менную разработку технологической, документации и осуществление действенного контроля за соблюдением технологической дисциплины.

Технический уровень современного предприятия предполагает наличие кадров высокой квалификации. В этой связи особое значение приобретают вопросы комплектования и обучения коллективов новых пред­

приятий и цехов.

Комплектование производственных коллективов новых предприятий и их структурных подразделений должно производиться в предпусковой период. В это время решаются вопросы, связанные с подбором кад­ ров, разработкой учебных программ, обучением рабо­ чих и инженерно-технических работников, определе­ нием рациональной структуры работающих.

При формировании штатов следует учитывать воз­ растающую роль вспомогательных служб. Научно-тех­ нический прогресс в промышленности приводит к уста­ новке все более сложных машин с большим количе­ ством сопрягаемых узлов и деталей, применением сложных электрических схем, электроники, пневмати­ ческих и гидравлических устройств и т, д.

124

Нормальный ход эксплуатации основных агрегатов обеспечивается соответствующей работой котельной, насосной, компрессорной и других установок. Все это требует высокой квалификации работников обслужи­ вающих и ремонтных служб.

Большую помощь в сокращении сроков освоения могут оказать специализированные группы освоения при отделах главного механика (энергетика), в круп­ ных цехах, лабораториях автоматики, отделах меха­ низации и автоматизации. Такие группы созданы на многих ленинградских предприятиях. На заводе по об­ работке цветных металлов для освоения газового топ­ лива при переводе плавильных печей с жидкого топ­ лива на газовое была создана комплексная бригада, куда вошли инженеры, техники, мастера и рабочие. Было решено изыскать возможность подачи дополни­ тельного воздуха. Для этого были использованы воз­ духопроводы и вентиляторы от мазутной системы. Кроме того, путем перераспределения подаваемого в печь воздуха удалось добиться полного сжигания газа.

Специализированные группы слесарей и электри­ ков способствуют внедрению комплексной механиза­ ции на сталепрокатном заводе, заводе турбинных ло­ паток, Боровичском комбинате ошеупоров и других предприятиях.

На «Красном выборжце» наладка электрической части оборудования производится постоянной группой освоения в составе заводской лаборатории и работни­ ков специализированного наладочного управления тре­ ста «Электромонтаж» Главзапстроя. Для ускорения внедрения комплексной механизации и автоматизации создана инициативная группа при конструкторском отделе. К ее работе привлекаются рабочие цехов — активные рационализаторы и передовики производства. Большое значение в освоении новой техники на заводе придается руководству работами на вновь вво­ димом объекте. Эти функции, как правило, поручают­ ся наиболее квалифицированным организаторам про­ изводства, имеющим опыт работы по освоению новых производств. На период пуска новых агрегатов назна­ чается ответственный из числа наиболее квалифициро­ ванных инженерно-технических работников. Такая практика позволила коллективу завода досрочно ос­ воить мощности многих вновь введенных агрегатов.

125


Анализ затрат на подготовку кадров в расчете на

одного работника промышленно-производственного персонала для вновь вводимых цехов свидетельствует о больших различиях как в пределах одного завода (например, на заводе «Трубосталь» размер этих за­ трат в двух аналогичных цехах отличался на 47%), так и между объектами различных заводов. Такое по-' ложение определяется отсутствием единых нормативов затрат на обучение и единых отраслевых программ подготовки кадров для новых объектов.

Подготовка квалифицированных кадров; призван­ ных управлять новой техникой, требует научной раз­ работки многих вопросов: методики подготовки кад­ ров, соотношения основных и вспомогательных рабо­ чих, работников высоких и низких разрядов, методов обучения передовым приемам, проблем психологии труда, определения нормативов финансирования и др. А для этого нужны разработка методологии подхода, постановка экспериментов, обобщение статистических данных и др. Подобная работа под силу только спе­ циализированным научно-исследовательским органи­ зациям.

Особенностью периода освоения являются яе толь­ ко большие организационные и технические усилия (значительно большие, чем в период достижения про­ ектных показателей), но и более сложная экономиче­ ская работа.

В условиях, когда заводской фонд (источник це­ хового фонда материального поощрения) образуется в зависимости от уровня рентабельности как одного из фондообразующих показателей, перед коллективом нового объекта с первых дней встает задача экономи­ ческого освоения новых цехов и участков. Это предъ­ являет высокие требования к руководящим и инже­ нерно-техническим работникам, которые должны уметь комплексно оценивать результаты хозяйственной дея­ тельности. Поэтому необходимой частью программы обучения должно стать изучение основных принципов планирования производства. В процессе обучения дол­ жны экономически оцениваться организационно-тех­ нические мероприятия, способствующие приведению в действие резервов производства. Максимальное вни­ мание следует уделить расчетам новых цен, прибыли, сопоставлению экономии от новой техники, и техноло­ гии с затратами на их внедрение.

Г Л А В А Hi

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ОСВОЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ

1. ОБРАЗОВАНИЕ ФОНДА МАТЕРИАЛЬНОГО ПООЩРЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ВВОДЯЩИХ НОВЫЕ МОЩНОСТИ

Важным направлением работ по сокращению сро­ ков освоения новой техники является дальнейшее со­ вершенствование материального стимулирования этих работ. Известно то большое внимание, которое прида­ вал В. И. Ленин использованию материальной заинте­ ресованности во всемерном развитии производитель­ ных сил общества. Исходя из опыта первых лет со­ циалистического строительства В. И. Ленин указывал, что строить социализм и коммунизм нужно «не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиаз­ ма, рожденного великой революцией, на личном инте­ ресе, на личной заинтересованности, на хозяйственном расчете...»

Коммунистическая партия и Советское правитель­ ство в своей экономической политике неуклонно сле­ дуют ленинскому принципу материальной заинтересо­ ванности, сочетания материальных и моральных сти­ мулов к труду.

На XXIV съезде КПСС А. Н. Косыгин подчерки­ вал, что «...методы планирования и стимулирования, критерии оценки деятельности предприятий и объеди­ нений должны дальше совершенствоваться, с тем что­ бы усилить воздействие реформы на ускорение науч­ но-технического прогресса...» 12

Общественный характер производства предопреде­ ляет связь материальной заинтересованности трудя­ щихся с повышением эффективности производства, с экономическими отношениями в процессе производ­ ства. Основой социалистического производства являет­ ся общественная собственность на средства производ-

1 В. И. Ленин. Поли. .собр. соч.,

т.

44, стр. 151.

2 «Материалы XXIV съезда КПСС»,

стр.

167.

127


ства, которая определяет общественный характер труда при социализме и создает необходимые условия для обеспечения единства интересов каждого работ­ ника и общества в целом.

Однако единство интересов при социализме не до­ стигается автоматически. Разработка научной систе­ мы материального стимулирования — сложная пробле­ ма, связанная с широким кругом вопросов: заработ­ ной платой, оценкой деятельности коллектива, ценооб­ разованием, совокупностью хозрасчетных и финансо­ вых отношений и др.

Основной задачей системы материального стиму­ лирования является увязка размера вознаграждения за труд с результатами труда и личным вкладом в эти результаты каждого работника.

Принцип равной оплаты за равный труд предпола­ гает оценку конечных результатов труда. Распределе­ ние по труду в социалистическом обществе произво­ дится в условиях действия закона стоимости, поэтому соизмерение меры труда и меры потребления должно производиться с учетом не только количества и слож­ ности труда, но и его эффективности.

Существуют две основные формы стимулирования в период освоения: 1) из фонда материального поощ­ рения по выполнению основных планируемых (оценоч­ ных) показателей и 2) целевое премирование за со­ здание и внедрение новой техники и освоение произ­ водственных мощностей.

Особенностью формирования фонда материального поощрения в новых условиях в отличие от прежней практики является установление для всех предприя­ тий единого источника его образования — прибыли, причем размер фонда зависит не только от объема потребляемых ресурсов, но и от использования всей массы производственных фондов, поскольку один из фондообразующих показателей — рентабельность — отражает эффективность всех применяемых производ­

ственных фондов.

При разработке системы формирования фонда ма­ териального поощрения предприятия необходимо соз­ дать заинтересованность в принятии напряженного плана, соответствующего реальным производственным возможностям, и использовании всех внутрипроизвод­ ственных резервов. Наряду с этим система фондооб­ разования должна обеспечить соответствие сумм,

128

поступающих в заводской и цеховой фонды мате­ риального поощрения, как трудовому вкладу работ­ ников, так и реальным экономическим результатам этого труда.

Рассмотрим на условном примере, в какой мере выдерживались эти требования при образовании фон­ да материального поощрения для предприятий, в зна­ чительных размерах обновляющих основные произ­ водственные фонды (по методологии 1966 г., т. е. до выхода основных положений, по которым плановый размер годовых фондов на 1973—1975 гг. устанавли­ вается в определенной сумме) *.

В табл. 27 даны результаты расчета размера фон­ да материального поощрения в динамике за ряд лет для предприятия, на котором вводится новый цех, и приводятся варианты с использованием льготы на нормативный срок освоения по плате за фонды и рас­ чету среднегодовой стоимости производственных фон­ дов и без данной льготы. Для сравнения представлен результат расчета размера фонда материального по­ ощрения для действующего предприятия в том случае, если бы оно работало без ввода новых мощностей.

Динамика фонда материального поощрения рас­ сматривается за четыре года: первый — базовый, вто­ рой и третий — нормативный период освоения, четвер­ тый — первый год работы предприятия после освоения.

Размер фонда материального поощрения опреде­ лен в абсолютной сумме и в процентах к фонду зара­ ботной платы с указанием размера его частей, начис­ ляемых за каждый фондообразующий показатель: уровень рентабельности и темп роста реализации и прибыли (в числителе — при использовании показа­ теля увеличения объема реализованной продукции по сравнению с прошлым годом, в знаменателе — то же для прибыли).

Для расчета приняты: нормативы отчислений за каждый процент роста реализации (прибыли) — 1 % и за каждый процент уровня рентабельности — 0,5% от фонда заработной платы; плата за фонды — 6% от среднегодовой стоимости производственных фондов.

Данный пример должен ответить на вопрос: соот­ ветствуют ли рассмотренным принципам фондообразо­ вания установленные показатели и условия образова-1

1 См.: «Экономическая газета», 1972, № 23, стр. 15—16.

5 Зак. Кч 456

129