Файл: Довгалевский, А. А. Обновление основных фондов и освоение новой техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
Повышение качества разработок новой техники предполагает систематическое изучение требований изготовителей и потребителей новой продукции, ана лиз и контроль проектных решений с учетом этих тре бований. Однако практика работы конструкторских организаций показывает, что далеко не всегда они располагают полной и регулярной информацией о но вых конструкциях в условиях производства и эксплуа тации, так как большая часть разработок осущест вляется не по заказам потребителей, а по инициативе самих проектно-конструкторских организаций. Поэто му ряд разработок оказывается не внедренным в про изводство.
Проведенный нами в ряде ленинградских конст рукторских организаций анализ показал, что почти пятая часть разработок не внедрена в производство из-за отсутствия заказов и в то же время более трети всех разработок оказались нереализованными в силу неудачной или технически устаревшей конструкции
(табл. 4).
В практике работы научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций изучение по требительной стоимости разработок нередко сводится к составлению карт технического уровня. Последние
Таблица 4
Причины прекращения работ по созданию новой техники
|
|
Причины |
|
Удельный вес |
|
|
|
|
(в %) |
||
Неудачная конструкция........................................... |
|
34,1 |
|||
Отсутствие з а к а з о в ................... |
.............................. |
|
19,5 |
||
Отказ заказчика от финансирования ................ |
9,8 |
||||
Технически устаревшая |
конструкция ................ |
2,5 |
|||
Отсутствие завода-изготовителя ....................... |
4,8 |
||||
Несогласованность |
сроков |
проектирования |
9,8 |
||
с созданием |
комплектующего оборудования |
||||
Прочие ......................................................................... |
|
|
|
|
19,5 |
|
|
|
|
Всего . . . |
100,0 |
Примечание. |
В таблице |
приведены сводные данные |
о прекращенных, |
||
а также выполненных, |
но не |
внедренных в производство разработках по ма |
териалам годовых отчетов ОКБ кожевеино-обувных машин, СКТБ машин химических волокон, ОКБ торгового машиностроения, ОКБ .Ленполиграфмаша" и СКБ „Продмаша"»
30
содержат технико-экономические показатели разра батываемой машины и серийно выпускаемых машин отечественного и зарубежного производства. На осно ве их сопоставления делается вывод о степени про грессивности разрабатываемой конструкции, ее соот ветствии уровню мировой техники. При этом зачастую не принимаются во внимание важнейшие показатели, определяющие потребительную стоимость образцов новой техники. •
Так, во многих ленинградских конструкторских ор ганизациях, осуществляющих разработки для легкой и пищевой промышленности, не уделяется должного внимания весу и габаритам создаваемой техники.
Покажем это на примере |
разработок, |
выполненных |
в СКВ кожевенно-обувных |
машин (табл. |
5). |
Из приведенных здесь данных видно, что вес но вых образцов кожевенно-обувных машин намного больше, чем у лучших моделей аналогичного назначе ния, созданных в нашей стране или за рубежом. Тех-
|
|
Таблица 5 |
Вес образцов кожевенно-обувных машин (в %) |
||
|
Be |
|
|
предусмот |
|
Марка машины |
ренный |
опытного |
техническим |
||
|
заданием |
образца |
|
на проектиро |
(фактический) |
|
вание |
|
к п о .......................................................................... |
167 |
2 84 |
О К П - О ..................................................................... |
111 |
2 03 |
О К К ..................................................................... |
100 |
195 |
О У П -О ..................................................................... |
117 |
187 |
М Ф С ..................................................................... |
— |
125 |
З П Г - 1 - 0 ................................................................. |
229 |
349 |
Ф З П - 0 ..................................................................... |
118 |
118 |
П Д Н -0 ................................................................. |
190 |
115 |
П Т Г - 1 4 - 0 ........................................................... |
120 |
126 |
Э К Д - 0 ...................................................................... |
145 |
200 |
Л П Г В - 0 ................................................................. |
105 |
133 |
М П Б -0 ................................................................. |
— |
146 |
Примечание. За 100% взят вес лучшего отечественного, или зарубеж ного образца, а при отсутствии этих данных — вес, предусмотренный техни ческим ‘заданием на проектирование (машина ОКК).
31
иическое задание далеко пе всегда ориентирует па снижение веса проектируемых машин по сравнению с лучшими образцами. Как правило, вес по техниче скому заданию определяется с большим запасом, а
фактический вес образцов намного превышает даже эти показатели.
Подобное положение вряд ли можно призпатьпормальным. «Большой вес изделия, — указывал А. Н. Ко сыгин на XXIV съезде КПСС, — вовсе не свидетель ствует о его высоких технических качествах. Наобо рот, как правило, технически передовым является бо лее легкое изделие» '.
Существующая практика оценки потребительной стоимости разработок имеет, на наш взгляд, серьез ные недостатки. Прежде всего, сопоставление показа телей проектного варианта с данными серийно выпу скаемых машин неправомерно в силу нарушения принципа однородности сравниваемых потребитель ных стоимостей. Практика свидетельствует, что для выполнения комплекса работ по созданию новой тех ники требуется довольно продолжительный отрезок времени, измеряемый годами. Поэтому потребитель ные стоимости конструкторской разработки и уже выпускаемой техники аналогичного назначения не тождественны друг другу. Их сопоставление, как пра вило, преувеличивает степень прогрессивности и но визны разрабатываемой конструкции.
Нам представляется, что оценка потребительной стоимости разработок новой техники должна базиро ваться на патентных материалах или прогнозируемых значениях основных технико-экономических показате лей машин отечественного и зарубежного производ ства. Эти данные не только в полной мере отвечают принципу сопоставимости, но и более точны в срав нении с материалами рекламных проспектов зару бежных фирм. К тому же ориентацию научно-иссле довательских и проектно-конструкторских организа ций на достижение показателей лучших мировых об разцов в процессе создания новой техники очевидно не следует понимать как прямое копирование этих об разцов, поскольку они создаются с учетом структуры производства, форм и методов его организации, сло жившихся за рубежом.1
1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 143.
32
Научно-исследовательские и проектно-конструктор ские организации должны, на наш взгляд, полнее учитывать потребности нашего народного хозяйства, отражающие специфику национального процесса вос производства. В противном случае могут быть созда ны новые образцы машин, единичная потребительная стоимость которых не будет увязана с совокупной по требительной стоимостью основных фондов предприя тия, объединения и отрасли.
Изучение потребительной стоимости разработок новой техники нельзя, на наш взгляд, ограничивать только ее оценкой на предпроектной или ранних ста диях проектирования.
Значительная длительность цикла «исследование — производство» и связанное с этим моральное старе ние разработок обусловливают необходимость повтор ной оценки потребительной стоимости нового изделия, но уже по результатам испытания головного образца или опытной партии машин. Испытания опытного об разца, как правило, выявляют отклонения его харак теристик от запроектированных.
Оценка потребительной стоимости по результатам испытаний головного образца или опытной партии, во-первых, позволяет уточнить значение основных па раметров новой конструкции по сравнению с данными технического задания, а во-вторых, выявляет прогрес сивность созданного оборудования путем сравнения с уже освоенными в производстве лучшими отечест венными и зарубежными образцами. При этом за базу сравнения можно брать основные эксплуатаци онно-технические параметры уже освоенных в произ водстве лучших отечественных и зарубежных образ цов новой техники аналогичного назначения. Тем са мым будет соблюден принцип однородности сопостав ляемых потребительных стоимостей: если на пред проектной и ранних стадиях проектирования сравне ние осуществлялось с патентными описаниями, т. е. путем сопоставления проектов, то на этапе испытания опытного образца оно проводится путем сопоставле ния уже материализованных результатов разработок.
На стадии же освоения в производстве новой тех ники оценку ее потребительной стоимости можно ве сти путем сопоставления с эксплуатационно-техниче скими параметрами наиболее распространенной тех ники аналогичного назначения.
2 Зак. № 456 |
33 |
i Iри поэтапной оценке потребительной стоимости новой техники круг сравниваемых параметров расши ряется, а степень их точности возрастает по мере про движения от предпроектной и ранних стадий проекти
рования к завершению цикла «исследование — про изводство».
Определение степени прогрессивности разработок новой техники и освоенных в производстве машин позволяет отнести их к одной из следующих трех групп: выше мирового уровня; на мировом уровне; ниже мирового уровня.
Каждая из этих групп объединяет однородные, с точки зрения прогрессивности, потребительные стои мости, а следовательно, имеет самостоятельное зна чение. Последнее обстоятельство важно подчеркнуть в связи с тем, что в сложившейся практике оценки технического уровня первые две группы слиты воеди но: к высшей категории относятся машины, как соот ветствующие по своим показателям лучшим достиже ниям отечественной и зарубежной науки и техники, так и превосходящие их.
Таким образом, подобная практика не ориен тирует научно-исследовательские и проектно-конст рукторские организации, а также промышленные предприятия на поиск передовых, качественно новых технических решений.
Этот недостаток, по нашему мнению, можно устра нить, введя дифференцированную оценку технического уровня новой техники по каждой из перечисленных выше групп. Внедрение в практику поэтапной оценки потребительной стоимости с большей дифференциа цией технического уровня поставило бы надежный барьер на пути внедрения устаревшего оборудования, способствовало бы ускорению темпов научно-техни
ческого прогресса.
Некоторые экономисты предлагают метод обоб щенной оценки технического уровня новой техники, который состоит в том, что сначала исчисляют част ные коэффициенты изменения отдельных параметров, придают им определенный вес в зависимости от их значимости и затем определяют так называемый ин тегральный коэффициент качества '.1
1 См.: К р а п и в е н с к и й 3. |
Н., К у р а ч е н к о Ю. П. |
Качество 'продукции. Рига, изд-во |
«Лиесма», 1967, стр. 71. |
34
Однако этот метод вряд ли можно признать при емлемым, так как объективно трудно придать каж дому параметру определенный вес, соответствующий его значимости, а поэтому перемножение частных ко эффициентов позволит «перекрыть» ухудшение одного из основных технико-экономических показателей про ектного варианта улучшением других характеристик нового изделия, не имеющих существенного значения. Кроме того, подобный метод в отличие от существу ющей ныне практики сделает несопоставимой работу отдельных коллективов, создающих различные виды новой техники.
Степень прогрессивности разрабатываемой конст рукции является важнейшей характеристикой у р о в н я потребительной стоимости разработок. Однако из этого не следует, что при оценке проектного варианта можно ограничиться только выяснением степени его прогрессивности.
Дело в том, что установление степени прогрессив ности новой техники позволяет лишь оценить изме нения ее потребительной стоимости, но не дает воз можности установить, как долго новая техника будет сохранять свои преимущества. Для этого важно опре делить степень ее новизны. Чем значительнее элемент новизны, тем более длительным будет тот срок, в те чение которого новая техника не устареет морально, не утратит потребительной стоимости.
Следовательно, если оценка степени прогрессивно сти новой техники дает возможность оценить ее по требительную стоимость, то определение степени ее новизны позволяет уточнить перспективы ее сохране ния на достигнутом уровне.
Понятия прогрессивности разработки и ее новиз ны близки друг к другу, между ними существует из вестная взаимосвязь. Однако они не совпадают друг с другом. В самом деле, можно представить себе слу чай, когда в конструкторской разработке применена принципиально новая схема, но в силу недостаточной ее отработанности она не обеспечивает существенного улучшения основных параметров проектируемого из делия по сравнению с базовым. И, наоборот, модер низация имеющегося оборудования может дать зна чительный эффект. В первом случае значителен эле мент новизны, хотя степень прогрессивности невелика, а во втором — элемент новизны почти отсутствует, но
35
обеспечивается прогрессивный уровень основных тех нико-экономических показателей новой машины.
По степени новизны разработки новой техники мо гут быть подразделены на следующие группы1:
I. Принципиально новые изделия, не имеющие аналога.
II. Новые изделия, отличающиеся существенной новизной, но имеющие прототипы.
III. Модернизированные изделия.
IV. Изделия, скопированные с уже имеющихся об разцов мировой техники.
Несмотря на важное значение степени новизны в характеристике потребительной стоимости разрабо ток, она практически не учитывается в деятельности научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций по созданию новой техники.
Нами была предпринята попытка выявить степень новизны разработок методом экспертных оценок в ряде ленинградских организаций, создающих обо рудование для легкой промышленности и сферы об служивания населения. Мы проанализировали с о р а з работок новой техники, выполненных в течение пяти лет (табл. 6).
|
|
|
Таблица 6 |
|
Характеристика разработок новой техники по степени |
||||
их новизны (в % от общего количества |
проанализированных |
|||
разработок) |
|
|
|
|
|
Группы по степени новизны |
|||
Виды новой техники |
I |
И |
III |
IV |
|
||||
Кожевенно-обувные машины . . . |
11 |
39 |
17 |
33 |
Трикотажные машины....................... |
— |
30 |
60 |
10 |
Машины химических волокон . . . |
— |
75 |
25 |
— |
Торговое оборудование.................. |
— |
— |
100 |
— |
|
|
|
|
|
Полиграфические машины . . . . |
|
11 |
89 |
|
Из этой таблицы видно, что разработки, содержа |
||||
щие принципиально новые |
технические |
решения |
1 Возможно использование и других, более подробных груп пировок новой техники по названному признаку. Однако следует иметь в виду, что чем больше групп в подобной классификации, тем сложнее классифицировать новую технику, так как грани между соседними группами становятся все более условными.
36