Файл: Довгалевский, А. А. Обновление основных фондов и освоение новой техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
(I группа), имели место только в создании машин для обувной промышленности. Это связано с тем, что разработки, взятые нами для анализа, созданы в сравнительно короткий отрезок времени. Между тем закономерности развития машинной техники таковы, что периоды относительной стабильности основной конструкции той или иной машины сменяются перио дами ее существенных изменений, когда создается принципиально новая конструкция, базирующаяся на других технологических принципах.
Анализируемые.виды полиграфических машин, на пример, представляют собой модели типажных рядов, а сами базовые модели, которые в числе первых из делий ленинградской промышленности удостоены «Знака качества», были созданы в предшествующий период.
Разработки, отличающиеся существенной новиз ной, но имеющие прототипы (II группа), имели место по четырем видам новой техники, но лишь примени тельно к машинам химических волокон они численно преобладали.
Большой удельный вес занимают разработки, представляющие собой частичное усовершенствование ранее созданных конструкций и не содержащие су щественной новизны (III группа). Подобные разра ботки наблюдались по всем анализируемым видам новой техники, причем по трем из них они абсолютно преобладали.
Наконец, по кожевенно-обувным и трикотажным машинам часть разработок была простым копирова нием уже имеющихся образцов мировой техники (IV группа). Сюда относится, например, серия ма шин для ремонта обуви. Подобных машин отечест венная промышленность ранее не выпускала. Их освоение позволит заменить ручной труд по ремонту обуви машинным и резко повысить производи тельность труда в этой сфере обслуживания насе ления.
Таким образом, потребительная стоимость разра боток новой техники характеризуется степенью про грессивности и новизны разрабатываемых конструк
ций.
Потребительная стоимость разработок при прочих равных обстоятельствах зависит от продолжительно сти цикла проектирования и создания новых образцов
37
машин, который, как правило, измеряется годами. Так, на создание новой модели в среднем затрачи вается: в СКБ кожевенно-обувных машин — 5 9 года СКТБ машин химических волокон — 4.7 года, ОКБ завода «Полиграфмаш» — 4 года, СКБ трикотажных машин — 3,7 года и в СКБ «Продмаш» — 4,5 года1.
Чем продолжительнее цикл проектирования и со здания новых образцов техники, тем больше опас ность морального старения разрабатываемой конст рукции. Проектирование и создание новых моделей машин, растянутое на длительный период, неизбежно приводит к тому, что за это время появляются новые технические решения, которые позволяют осуществить разработку аналогичной машины с меньшими затра тами общественного труда или создать более совер шенную и экономичную модель. Поэтому вновь соз
данная модель морально |
устаревает еще до запуска |
в серийное п р о и з в о д с т в о . |
В результате живой и ове |
ществленный труд, затрачиваемый на создание нового образна машины, оказывается полностью или частич но потерянным для общества.
Потери подобного рода в отдельных случаях до стигают значительных размеров. Так, на проектиро вание и создание опытного образца тяжелого пресса для влажнотепловой обработки мужских пальто, ко торый так и не был запущен в серийное производство из-за неудачной конструкции, в Научно-исследова тельском институте легкого машиностроения (Ленин град) было затрачено 24 тыс. руб.
Еще большие потери общество несет в случае се рийного выпуска и внедрения в производство устарев ших машин. К потерям на фазе проектирования в этом случае присоединяются затраты машинострои тельных предприятий на освоение и серийный выпуск устаревших машин, а также потери, связанные с их эксплуатацией в народном хозяйстве. Подсчитано, на пример, что на эксплуатации только одного устарев шего станка государство теряет около 2,5 тыс. руб.
вгод.
,Огромные потери, которые несет общество в связи
с неоправданной длительностью проектирования и
1 Длительность цикла создания новых моделей машин опре. делена со времени разработки технического задания на проекта' рование До начала серийного производства.
н
Создания новой техники, Могут и должны быть устра нены.
Программа КПСС требует «...повседневной борьбы за сокращение сроков проектирования новых техни ческих средств и освоения их в производстве» Та кое сокращение сроков является важным фактором ускорения научно-технического прогресса, повышения
эффективности общественного |
производства. |
t Продолжительность цикла |
проектирования и со |
здания опытных образцов новой техники зависит от многочисленных факторов: сложности и новизны кон струкции, организационной структуры конструктор ских бюро, наличия экспериментальной базы, форм связи с заводами-изготовителями новой техники, сте пени стандартизации и унификации деталей и узлов, уровня квалификации инженерно-технического персо нала и т. д. При этом влияние отдельных факторов на продолжительность цикла «проектирование — произ водство» далеко не одинаково.
Выступая на XXIV съезде КПСС, Л. И. Брежнев подчеркивал, что «если проанализировать все звенья сложной цепи, соединяющей науку с производством, то нетрудно увидеть, что наиболее слабыми являются звенья, связанные с практической реализацией дости жений науки, с их внедрением в массовое производ ство» 12.
Для выявления этих звеньев необходимо проана лизировать соотношение отдельных этапов цикла про ектирования и создания опытных образцов новой тех ники.
Изучение соответствующих материалов по 150 ви дам машин и оборудования, спроектированных в ряде ленинградских конструкторских организаций в пре дыдущем пятилетии, позволило определить структуру
цикла |
«проектирование — производство» |
(табл. 7). |
» Из |
данных этой таблицы видно, что |
сам процесс |
проектирования занимает около трети всей продол жительности цикла (от 23,8 до 35,2% по отдельным конструкторским организациям). Примерно две трети времени приходится на заключительные этапы — из готовление и испытание нового образца, внедрение новой техники в производство, при этом этап изготов-
1 «Программа Коммунистической партии Советского Союза»,
стр. 73.
2 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 56.
39
Т аблица 7
Структура цикла „проектирование — производство" (в %)
|
СКВ |
ОКБ |
СКВ |
СКТБ |
СКВ |
Фазы цикла |
завода |
машин |
коже |
||
трикотаж |
„Ленполи- „Продмаш* |
химиче |
венно- |
||
|
ных машин |
графмаш" |
|
ских |
обувных |
|
|
|
|
волокон |
машин |
Внедрение |
20,6 |
32,3 |
34,5 |
26,6 |
38,3 |
в производство |
|
|
|
|
|
Изготовление |
44,2 |
33,6 |
36,2 |
48,7 |
37,9 |
и испытание |
|
|
|
|
|
опытного |
|
|
|
|
|
образца |
|
|
|
|
|
Проектирова |
35,2 |
34,1 |
29,3 |
24,7 |
23,8 |
ние |
|
|
|
|
|
ления и испытания опытных образцов занимает 33,6— 48,7% времени всего цикла. Неоправданно затянут и период внедрения новой техники в производство, со ставляющий от 20,6 до 38,3% длительности исследуе мого цикла.
, Подобную структуру цикла проектирования и со здания новых видов машин нельзя признать опти мальной.
Наибольшие резервы сокращения цикла, как сле дует из данных табл. 7, заключены именно в завер шающих стадиях цикла. Если учесть, что объем ре сурсов, вовлекаемых в цикл «проектирование — про-
vизводство», увеличивается по мере продвижения к его заключительным этапам, то станет ясно, что умень шение длительности именно завершающих стадий важно с точки зрения экономии общественного труда.
Правильность этого вывода подтверждается и ана лизом причин корректировок плановых заданий по пяти конструкторским организациям города Ленин града (табл. 8).
Данные этой таблицы показывают, что 66,2% всех случаев изменения плановых заданий относятся к эта
пу изготовления и испытания опытных образцов.
V Продолжительность заключительных этапов цикла «проектирование — производство» определяется пре жде всего состоянием опытной и экспериментальной базы конструкторских организаций. В то же время это не единственный фактор, определяющий длитель-
40
|
Причины изменения плановых заданий |
Таблица 8 |
||
|
|
|||
|
Причины |
|
Количество |
Удельный |
|
|
корректировок |
вес (в %) |
|
|
|
|
(едО |
|
Дефицит мощностей заводов-изго- |
13 |
18,3 |
||
товителей новой техники . . . . |
||||
Неподготовленность заводов-изго- |
|
|
||
товителей к освоению новой тех |
11 |
'15,5 |
||
ники .................................................. |
|
|
||
Отсутствие средств у заказчика . . |
9 |
'12,7 |
||
Изменение объема НИОКР . . . . |
10 |
14,1 |
||
Необходимость доработки |
конст |
6 |
8,5 |
|
рукции |
..............................................комплектующих |
изде |
||
Отсутствие |
4 |
5,6 |
||
лий ...................................................... |
|
|
||
Задержка в оформлении договоров |
2 |
2,8 |
||
Включение в план более срочных |
2 |
2,8 |
||
работ .................................................. |
в выдаче технического |
|||
Задержка |
6 |
8,5 |
||
задания на проектирование . . . |
||||
Задержка в утверждении техниче |
3 |
4,2 |
||
ского проекта ................................... |
|
|||
Отсутствие производственных пло |
|
|
||
щадей для монтажа или испыта |
5 |
7,0 |
||
ния оборудования ........................... |
|
|||
|
Всего . . . |
71 |
100 |
ность заключительных этапов исследуемого цикла. Так, наибольшая длительность этапа изготовления и испытания образцов новой техники наблюдается в СКТБ машин химических волокон. Однако именно эта организация располагает наиболее мощной опыт ной базой по сравнению с другими конструкторскими организациями.
* Следовательно, чрезмерная длительность заключи тельных этапов может быть вызвана не только отсут ствием или нехваткой мощностей опытной базы, но и другими причинами. В их числе можно отметить не достаточный уровень организации и координации ра бот, связанных с монтажом и испытанием новых ма-
»шин на заводах-изготовителях новой техники.
*Таким образом, если этап проектирования новой техники во многом определяется принятыми формами организации научного процесса внутри НИИ и КБ,
41