Файл: Довгалевский, А. А. Обновление основных фондов и освоение новой техники.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(I группа), имели место только в создании машин для обувной промышленности. Это связано с тем, что разработки, взятые нами для анализа, созданы в сравнительно короткий отрезок времени. Между тем закономерности развития машинной техники таковы, что периоды относительной стабильности основной конструкции той или иной машины сменяются перио­ дами ее существенных изменений, когда создается принципиально новая конструкция, базирующаяся на других технологических принципах.

Анализируемые.виды полиграфических машин, на­ пример, представляют собой модели типажных рядов, а сами базовые модели, которые в числе первых из­ делий ленинградской промышленности удостоены «Знака качества», были созданы в предшествующий период.

Разработки, отличающиеся существенной новиз­ ной, но имеющие прототипы (II группа), имели место по четырем видам новой техники, но лишь примени­ тельно к машинам химических волокон они численно преобладали.

Большой удельный вес занимают разработки, представляющие собой частичное усовершенствование ранее созданных конструкций и не содержащие су­ щественной новизны (III группа). Подобные разра­ ботки наблюдались по всем анализируемым видам новой техники, причем по трем из них они абсолютно преобладали.

Наконец, по кожевенно-обувным и трикотажным машинам часть разработок была простым копирова­ нием уже имеющихся образцов мировой техники (IV группа). Сюда относится, например, серия ма­ шин для ремонта обуви. Подобных машин отечест­ венная промышленность ранее не выпускала. Их освоение позволит заменить ручной труд по ремонту обуви машинным и резко повысить производи­ тельность труда в этой сфере обслуживания насе­ ления.

Таким образом, потребительная стоимость разра­ боток новой техники характеризуется степенью про­ грессивности и новизны разрабатываемых конструк­

ций.

Потребительная стоимость разработок при прочих равных обстоятельствах зависит от продолжительно­ сти цикла проектирования и создания новых образцов

37

машин, который, как правило, измеряется годами. Так, на создание новой модели в среднем затрачи­ вается: в СКБ кожевенно-обувных машин — 5 9 года СКТБ машин химических волокон — 4.7 года, ОКБ завода «Полиграфмаш» — 4 года, СКБ трикотажных машин — 3,7 года и в СКБ «Продмаш» — 4,5 года1.

Чем продолжительнее цикл проектирования и со­ здания новых образцов техники, тем больше опас­ ность морального старения разрабатываемой конст­ рукции. Проектирование и создание новых моделей машин, растянутое на длительный период, неизбежно приводит к тому, что за это время появляются новые технические решения, которые позволяют осуществить разработку аналогичной машины с меньшими затра­ тами общественного труда или создать более совер­ шенную и экономичную модель. Поэтому вновь соз­

данная модель морально

устаревает еще до запуска

в серийное п р о и з в о д с т в о .

В результате живой и ове­

ществленный труд, затрачиваемый на создание нового образна машины, оказывается полностью или частич­ но потерянным для общества.

Потери подобного рода в отдельных случаях до­ стигают значительных размеров. Так, на проектиро­ вание и создание опытного образца тяжелого пресса для влажнотепловой обработки мужских пальто, ко­ торый так и не был запущен в серийное производство из-за неудачной конструкции, в Научно-исследова­ тельском институте легкого машиностроения (Ленин­ град) было затрачено 24 тыс. руб.

Еще большие потери общество несет в случае се­ рийного выпуска и внедрения в производство устарев­ ших машин. К потерям на фазе проектирования в этом случае присоединяются затраты машинострои­ тельных предприятий на освоение и серийный выпуск устаревших машин, а также потери, связанные с их эксплуатацией в народном хозяйстве. Подсчитано, на­ пример, что на эксплуатации только одного устарев­ шего станка государство теряет около 2,5 тыс. руб.

вгод.

,Огромные потери, которые несет общество в связи

с неоправданной длительностью проектирования и

1 Длительность цикла создания новых моделей машин опре. делена со времени разработки технического задания на проекта' рование До начала серийного производства.

н


Создания новой техники, Могут и должны быть устра­ нены.

Программа КПСС требует «...повседневной борьбы за сокращение сроков проектирования новых техни­ ческих средств и освоения их в производстве» Та­ кое сокращение сроков является важным фактором ускорения научно-технического прогресса, повышения

эффективности общественного

производства.

t Продолжительность цикла

проектирования и со­

здания опытных образцов новой техники зависит от многочисленных факторов: сложности и новизны кон­ струкции, организационной структуры конструктор­ ских бюро, наличия экспериментальной базы, форм связи с заводами-изготовителями новой техники, сте­ пени стандартизации и унификации деталей и узлов, уровня квалификации инженерно-технического персо­ нала и т. д. При этом влияние отдельных факторов на продолжительность цикла «проектирование — произ­ водство» далеко не одинаково.

Выступая на XXIV съезде КПСС, Л. И. Брежнев подчеркивал, что «если проанализировать все звенья сложной цепи, соединяющей науку с производством, то нетрудно увидеть, что наиболее слабыми являются звенья, связанные с практической реализацией дости­ жений науки, с их внедрением в массовое производ­ ство» 12.

Для выявления этих звеньев необходимо проана­ лизировать соотношение отдельных этапов цикла про­ ектирования и создания опытных образцов новой тех­ ники.

Изучение соответствующих материалов по 150 ви­ дам машин и оборудования, спроектированных в ряде ленинградских конструкторских организаций в пре­ дыдущем пятилетии, позволило определить структуру

цикла

«проектирование — производство»

(табл. 7).

» Из

данных этой таблицы видно, что

сам процесс

проектирования занимает около трети всей продол­ жительности цикла (от 23,8 до 35,2% по отдельным конструкторским организациям). Примерно две трети времени приходится на заключительные этапы — из­ готовление и испытание нового образца, внедрение новой техники в производство, при этом этап изготов-

1 «Программа Коммунистической партии Советского Союза»,

стр. 73.

2 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 56.

39



Т аблица 7

Структура цикла „проектирование — производство" (в %)

 

СКВ

ОКБ

СКВ

СКТБ

СКВ

Фазы цикла

завода

машин

коже­

трикотаж­

„Ленполи- „Продмаш*

химиче­

венно-

 

ных машин

графмаш"

 

ских

обувных

 

 

 

 

волокон

машин

Внедрение

20,6

32,3

34,5

26,6

38,3

в производство

 

 

 

 

 

Изготовление

44,2

33,6

36,2

48,7

37,9

и испытание

 

 

 

 

 

опытного

 

 

 

 

 

образца

 

 

 

 

 

Проектирова­

35,2

34,1

29,3

24,7

23,8

ние

 

 

 

 

 

ления и испытания опытных образцов занимает 33,6— 48,7% времени всего цикла. Неоправданно затянут и период внедрения новой техники в производство, со­ ставляющий от 20,6 до 38,3% длительности исследуе­ мого цикла.

, Подобную структуру цикла проектирования и со­ здания новых видов машин нельзя признать опти­ мальной.

Наибольшие резервы сокращения цикла, как сле­ дует из данных табл. 7, заключены именно в завер­ шающих стадиях цикла. Если учесть, что объем ре­ сурсов, вовлекаемых в цикл «проектирование — про-

vизводство», увеличивается по мере продвижения к его заключительным этапам, то станет ясно, что умень­ шение длительности именно завершающих стадий важно с точки зрения экономии общественного труда.

Правильность этого вывода подтверждается и ана­ лизом причин корректировок плановых заданий по пяти конструкторским организациям города Ленин­ града (табл. 8).

Данные этой таблицы показывают, что 66,2% всех случаев изменения плановых заданий относятся к эта­

пу изготовления и испытания опытных образцов.

V Продолжительность заключительных этапов цикла «проектирование — производство» определяется пре­ жде всего состоянием опытной и экспериментальной базы конструкторских организаций. В то же время это не единственный фактор, определяющий длитель-

40


 

Причины изменения плановых заданий

Таблица 8

 

 

 

Причины

 

Количество

Удельный

 

 

корректировок

вес (в %)

 

 

 

(едО

 

Дефицит мощностей заводов-изго-

13

18,3

товителей новой техники . . . .

Неподготовленность заводов-изго-

 

 

товителей к освоению новой тех­

11

'15,5

ники ..................................................

 

 

Отсутствие средств у заказчика . .

9

'12,7

Изменение объема НИОКР . . . .

10

14,1

Необходимость доработки

конст­

6

8,5

рукции

..............................................комплектующих

изде­

Отсутствие

4

5,6

лий ......................................................

 

 

Задержка в оформлении договоров

2

2,8

Включение в план более срочных

2

2,8

работ ..................................................

в выдаче технического

Задержка

6

8,5

задания на проектирование . . .

Задержка в утверждении техниче­

3

4,2

ского проекта ...................................

 

Отсутствие производственных пло­

 

 

щадей для монтажа или испыта­

5

7,0

ния оборудования ...........................

 

 

Всего . . .

71

100

ность заключительных этапов исследуемого цикла. Так, наибольшая длительность этапа изготовления и испытания образцов новой техники наблюдается в СКТБ машин химических волокон. Однако именно эта организация располагает наиболее мощной опыт­ ной базой по сравнению с другими конструкторскими организациями.

* Следовательно, чрезмерная длительность заключи­ тельных этапов может быть вызвана не только отсут­ ствием или нехваткой мощностей опытной базы, но и другими причинами. В их числе можно отметить не­ достаточный уровень организации и координации ра­ бот, связанных с монтажом и испытанием новых ма-

»шин на заводах-изготовителях новой техники.

*Таким образом, если этап проектирования новой техники во многом определяется принятыми формами организации научного процесса внутри НИИ и КБ,

41