Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

¡ю себе равнозначен накоплению духовного капитала. Да и учеба — не единственное занятие. К ней прибавляется масса других. И большинство подчинено все тому же про­ цессу формирования лучших духовных качеств человека, или, если так можно выразиться, повышению квалифи­ кации человеческой.

Вот, скажем, что читает молодежь Ворошиловградского тепловозостроительного?

Заведующая библиотекой заводского Дворца культу­ ры имени Ленина Тамара Бочарова сообщила:

— Всего у нас шесть тысяч человек. Из них па моло­ дежном абонементе — две тысячи. Выбор литературы бо­ гатый: во всех заводских библиотеках 160 тысяч томов...

Итак, в центральную библиотеку идет почти каждый второй из тех, кому еще не исполнилось 25 лет.

Мы взяли наугад его формуляров молодых читатс- ' лей. Вот каков их образовательный ценз: высшее— 1, среднее — 80, неполное среднее— 18, менее шести клас­ сов— 1. Пропорции те же, что и у опрошенных нами. По­

смотрим, сколько читателей учится

в настоящее время.

В институтах — 28, техникумах — 8,

вечерней школе —

11. Как видим, 53 человека не учится, однако библиотеку не забывают. Теперь их производственные данные. Рабо­ чих основных профессий среди ста читателей — 75, тех­ ников и инженеров — 13, обслуживающего персона­ ла — 12.

Что же они читают? Вот две, опять-таки взятых на­ угад, карточки.

Людмила Никонова — 19 лег, токарь, образование среднее. В карточке имена и названия: Маяковский, Шо­ лохов, отдельные сочинения Маркса и Энгельса, Эрепбург, Роллап, Тагор, Бальзак, Думбадзе, Александр Грин, Диккенс, Томас Манн, книга о Свердлове; «Расска­ зы о Ленине», «Секрет долголетия», «Актеры советского кино», «Основы токарного дела». В месяц в среднем 7 названий.

28

Владимир Лобов — 18 лег, долбежник, образование среднее. Парня увлекают Лев Толстой, Купер, Хемингу­ эй, Франс, Бальзак, «Эстетика поведения». Читает от­ дельные произведения Ленина.

Мы не хотим доказывать, что все остальные ребята читают именно то, что Люда Никонова или Володя Ло­ бов. Интересуются и другими произведениями. Главное, что интересуются живо, горячо, порой даже нетерпеливо. Это видно из ответов на вопросы анкеты:

«Чем вы занимаетесь в свободное от работы время?» «Что вы читаете, участвуете ли в художественной са­ модеятельности, занимаетесь ли спортом, какой вид ис­

кусства вам наиболее по душе?»

Оказалось, что из 405 опрошенных 315 человек (или 77 процентов) читают художественную литературу, 167 (или 41 процент) — техническую и 145 (или 35,8 процен­ та) — политическую литературу.

Не менее интересно, как распределяются другие за­ нятия молодых в свободное время:

Художественная самодеятельность

— 115

Спорт

концерты, танцы, вечера

— 136

Кино, театры,

отдыха,

 

загородные

прогулки

— 168

Главным образом — работа подому

— 71

Сижу у телевизора

28

Свободного времени нет

11

Как видите, молодежь указывает в анкетах на широ­ кий круг занятий в свободное от работы время. Юноши и девушки не только читают Хемингуэя и слушают Бет­ ховена в концертном зале филармонии, поют в хоре и занимаются спортом. Они, естественно, любят и потан­ цевать на вечерах молодежи, и съездить на рыбалку, и позагорать на пляже у Северского Донца.

Кстати, нам совсем не безразлично, как проводит мо­ лодежь свой досуг, в отличие от капиталистических фирм,

29


где нередко принимают такие правила внутреннего рас­ порядка: «Нас не интересует, как вы провели ваш досуг, но мы заинтересованы в том, чтобы вы являлись на ра­ боту свежим и полным энергии». На Ворошиловградском заводе созданы хорошие условия для отдыха трудящих­ ся в субботние и воскресные дни. Организуются поездки за город (к местам массового отдыха тепловозостроителей ходит «по^зд здоровья»), рабочим выдаются лодки, рыболовные снасти, палатки.

Разумеется, есть среди молодых и те, кто в силу опре­ деленных обстоятельств не имеет возможности с пользой распорядиться своим свободным временем. В анкетах мы находили откровенные ответы:

«Нянчу сына. И делаю кое-что по дому. На это ухо­ дит все свободное время».

«Свободное время — это сон. С семи до пятнадцати —

на работе. С 15 до

20 — занятия

в техникуме. С 21 до

24 — подготовка к занятиям. Вот,

кажется, и все».

«В свободное от

работы время учусь. После — про­

стаиваю в очереди

за продуктами. А дома — уборка,

стирка, готовлюсь к

занятиям».

 

«Ничем не занимаюсь».

«Времени не хватает. Кончаешь работу в 16.30, до­

мой приедешь в 18

часов. Приготовишь поесть — уже

21 час».

 

«Некогда читать! Воспитываю ребенка».

И все-таки таких

ответов меньше. Гораздо больше

других:

 

«Так как я хочу поступить в институт, то часа три-че­ тыре ежедневно занимаюсь. Еще читаю художественную литературу, хожу в кино. Иногда играю в футбол. По­

могаю дома по работе»

(долбежник).

часов;

«Кино — 20 часов в

месяц;

семья — 80— 100

работа по хозяйству — 80— 100;

телевизор, радио,

газе­

ты — 100 часов» (слесарь).

 

 

30



«Читаю, хожу иа концерты, в кино, в Д К на вечера Очень хочется, чтобы побыстрее построили наш оперный театр» (инженер-экономист).

«Помимо необходимой по курсу обучения политиче­ ской и технической литературы интересуюсь поэзией и философией» (токарь).

«Посещаю кино, театр. Читаю художественную лите­ ратуру, немного играю на рояле. Пишу стихи» (слесарьсборщик) .

«Читаю художественную литературу. Иногда полити­ ческую. Куприн, Чехов — мои любимые писатели. Люб­ лю спорт: баскетбол, волейбол, коньки» (токарь).

«Люблю слушать эстрадные песни, записанные на магнитофоне. В остальное время хожу в кино. Зимой люблю ходить па каток» (машинист котлов).

«Занимаюсь спортом. Два часа смотрю телевизор. Если интересная программа — часа четыре. Читаю кни­ ги, пока не усну» (сверловщик).

«Читаю книги, смотрю телевизор, хожу в кино, в фи­ лармонию, гуляю. Хорошо сказывается пятидневная ра­ бочая неделя — сейчас времени у меня хватает на все!» (электромонтажница).

«Сейчас читаю книгу «Вольница» и «Справочник мо­ лодого электромонтера». Занимаюсь легкой атлетикой (бег). Художественная фотография — наиболее по душе. Подходящее искусство!» (электроремонтник).

«Занимаюсь спортом (борьба) 9 часов в неделю. Чте­ ние книг,, газет, журналов — 20 часов в неделю. Осталь­ ное— домино, шашки, шахматы, кино» (диспетчер).

..«Читаю работы Ленина, «Капитал» Маркса, очень люблю поэзию Есенина, Рождественского, Байрона. Иг­ раю на трубе в эстрадном оркестре» (электромонтаж­ ник) .

«В свободное время занимаюсь фотографией — про­ стой и в цвете. На это уходит около четырех часов. Не­

31

много занимаюсь радиолюбительством» (электромонтаж­ ник) .

«Читаю художественную и техническую литературу. Занимаюсь боксом. Однако часто прихожу с тренировок побитым. Мало работаю над собой!!!» (наладчик).

«Люблю Пушкина, Блока, Есенина, Бальзака» (фре­

зеровщик).

Интеллигентна молодая поросль рабочего класса! Об этом говорит не только анкета. На заводе мы знакоми­ лись с рабочими — молодыми поэтами, музыкантами, ар­ тистами, художниками. Да, у них заметны мозоли на руках, по это подлинные интеллигенты — и по уровню, образованности, и по широте культурных взглядов, за­

просов, занятий.

Кстати, о широте. Вероятно, почти все согласятся, что это хорошо. Однако есть и такие, которым не по ду­ ше отсутствие у молодых стандартности вкусов. Им куда более понравилась бы ситуация, если б парни и девушки читали и любили какие-то одни и те же книги, картины, фильмы, одну и ту же музыку, одни и те же танцы. А стоит ли бояться разнообразия, покачивать го­ ловой и сокрушаться: «Куда же это их заведет?»

Не заведет! Потому что у молодежи добрая цель, ясный путь, здоровая основа. Потому что разумно воспитание всего рабочего коллектива, партийной и ком­ сомольской организаций, наконец, величественны идеа­ лы, которым верна наша юность.

Коллективный портрет молодых ворошиловградских рабочих дополняют некоторыми штрихами и ветераны. Не будем подробно описывать все встречи с кадровы­ ми рабочими, приведем только краткие выдержки из стенограммы беседы журналистов со старшими товари­ щами молодых тепловозостроителей.

Почетная гражданка Ворошиловграда, разметчица Варвара Георгиевна Комольцева: «Верите, люблю я ра­ ботать с молодежью. За тридцать лет, что стою на раз-

32


метке, почитай, человек пятьдесят обучила своему делу. Сейчас приходят ребята грамотные, понятливые. Рабо­ тал у меня Володя Гончаров — техником стал. Ванюш­ ка Манзин — в отделе... Золотые головы. На лету все схватывают...»

Наладчик кузовного цеха Владимир Александрович Толстенев: «Вот присылают ко мне на обучение хлопца,

ая сразу вспоминаю, как батя меня в цех привел и как

яволновался: что ж из этого, дескать, получится. Вот

всякий раз я и ставлю себя на место новичка. Глядишь, меньше он робеет да быстрее дело узнает. Подход ду­ шевный нужен к молодежи, она ведь смена наша и на­

дежда...» Старший мастер участка имени 50-летия Октября

тепловозомеханического цеха Петр Артемьевич Искрицкий: «Коллектив у нас молодежный. А с молодыми ра­ ботать одно удовольствие. Народ горячий, боевой. Если уж работает, так работает. А какая у них широта мыш­ ления, эрудиция, какие они начитанные! Да что там го­ ворить— нравится мне наша заводская молодежь!»

Не нужно длинно комментировать эти искренние слова. Молодежи тепловозостроительного завода они не­ даром адресованы. Пусть невелик трудовой стаж юно­ шей и девушек, но они заслуженно носят и будут нести впредь гордое звание — Рабочий. Советский рабочий.

2 М . Гар и н . А . Д р узен к о .

ДЕЛОВОЙ

РАЗГОВОР

У СТАНКА

В первой главе мы попытались нарисовать коллек­ тивный портрет молодого рабочего — грамотного, ду­ мающего, с живым складом ума и волевым характером. Но, повторяем, это лишь первые штрихи, которые еще не дают достаточно полного впечатления о современной рабочей молодежи. Чтобы представить ее более глубоко и всесторонне, надо обратиться к главной сфере — к

срефе труда.

Общественно полезный труд — это та грань, где осо­ бенно ярко проявляется человек со всеми его сильны­ ми и слабыми сторонами, где постоянно идет своеобраз­ ная проверка его характера, способностей, моральных качеств, мировоззрения. Труд — прекрасная школа для миллионов юношей и девушек, ставших рабочими, шко­ ла государственного, сознательного подхода ко всему, что выходит за привычные рамки сугубо личных инте­ ресов.

Молодой человек н производство. Множество слож­ ных, разносторонних проблем связано с этим. Одна из самых жгучих затрагивает вопросы производительности труда. Ведь без участия, причем не просто созерцатель­ ного, а творческого участия человека в производствен­ ном процессе немыслимо движение вперед по пути тех­ нического прогресса.

Вот почему нам важно выяснить вопрос: безразлич-

14