Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
¡ю себе равнозначен накоплению духовного капитала. Да и учеба — не единственное занятие. К ней прибавляется масса других. И большинство подчинено все тому же про цессу формирования лучших духовных качеств человека, или, если так можно выразиться, повышению квалифи кации человеческой.
Вот, скажем, что читает молодежь Ворошиловградского тепловозостроительного?
Заведующая библиотекой заводского Дворца культу ры имени Ленина Тамара Бочарова сообщила:
— Всего у нас шесть тысяч человек. Из них па моло дежном абонементе — две тысячи. Выбор литературы бо гатый: во всех заводских библиотеках 160 тысяч томов...
Итак, в центральную библиотеку идет почти каждый второй из тех, кому еще не исполнилось 25 лет.
Мы взяли наугад его формуляров молодых читатс- ' лей. Вот каков их образовательный ценз: высшее— 1, среднее — 80, неполное среднее— 18, менее шести клас сов— 1. Пропорции те же, что и у опрошенных нами. По
смотрим, сколько читателей учится |
в настоящее время. |
В институтах — 28, техникумах — 8, |
вечерней школе — |
11. Как видим, 53 человека не учится, однако библиотеку не забывают. Теперь их производственные данные. Рабо чих основных профессий среди ста читателей — 75, тех ников и инженеров — 13, обслуживающего персона ла — 12.
Что же они читают? Вот две, опять-таки взятых на угад, карточки.
Людмила Никонова — 19 лег, токарь, образование среднее. В карточке имена и названия: Маяковский, Шо лохов, отдельные сочинения Маркса и Энгельса, Эрепбург, Роллап, Тагор, Бальзак, Думбадзе, Александр Грин, Диккенс, Томас Манн, книга о Свердлове; «Расска зы о Ленине», «Секрет долголетия», «Актеры советского кино», «Основы токарного дела». В месяц в среднем 7 названий.
28
Владимир Лобов — 18 лег, долбежник, образование среднее. Парня увлекают Лев Толстой, Купер, Хемингу эй, Франс, Бальзак, «Эстетика поведения». Читает от дельные произведения Ленина.
Мы не хотим доказывать, что все остальные ребята читают именно то, что Люда Никонова или Володя Ло бов. Интересуются и другими произведениями. Главное, что интересуются живо, горячо, порой даже нетерпеливо. Это видно из ответов на вопросы анкеты:
«Чем вы занимаетесь в свободное от работы время?» «Что вы читаете, участвуете ли в художественной са модеятельности, занимаетесь ли спортом, какой вид ис
кусства вам наиболее по душе?»
Оказалось, что из 405 опрошенных 315 человек (или 77 процентов) читают художественную литературу, 167 (или 41 процент) — техническую и 145 (или 35,8 процен та) — политическую литературу.
Не менее интересно, как распределяются другие за нятия молодых в свободное время:
Художественная самодеятельность |
— 115 |
||
Спорт |
концерты, танцы, вечера |
— 136 |
|
Кино, театры, |
отдыха, |
|
|
загородные |
прогулки |
— 168 |
|
Главным образом — работа подому |
— 71 |
||
Сижу у телевизора |
— |
28 |
|
Свободного времени нет |
— |
11 |
Как видите, молодежь указывает в анкетах на широ кий круг занятий в свободное от работы время. Юноши и девушки не только читают Хемингуэя и слушают Бет ховена в концертном зале филармонии, поют в хоре и занимаются спортом. Они, естественно, любят и потан цевать на вечерах молодежи, и съездить на рыбалку, и позагорать на пляже у Северского Донца.
Кстати, нам совсем не безразлично, как проводит мо лодежь свой досуг, в отличие от капиталистических фирм,
29
где нередко принимают такие правила внутреннего рас порядка: «Нас не интересует, как вы провели ваш досуг, но мы заинтересованы в том, чтобы вы являлись на ра боту свежим и полным энергии». На Ворошиловградском заводе созданы хорошие условия для отдыха трудящих ся в субботние и воскресные дни. Организуются поездки за город (к местам массового отдыха тепловозостроителей ходит «по^зд здоровья»), рабочим выдаются лодки, рыболовные снасти, палатки.
Разумеется, есть среди молодых и те, кто в силу опре деленных обстоятельств не имеет возможности с пользой распорядиться своим свободным временем. В анкетах мы находили откровенные ответы:
«Нянчу сына. И делаю кое-что по дому. На это ухо дит все свободное время».
«Свободное время — это сон. С семи до пятнадцати —
на работе. С 15 до |
20 — занятия |
в техникуме. С 21 до |
24 — подготовка к занятиям. Вот, |
кажется, и все». |
|
«В свободное от |
работы время учусь. После — про |
|
стаиваю в очереди |
за продуктами. А дома — уборка, |
|
стирка, готовлюсь к |
занятиям». |
|
«Ничем не занимаюсь».
«Времени не хватает. Кончаешь работу в 16.30, до
мой приедешь в 18 |
часов. Приготовишь поесть — уже |
21 час». |
|
«Некогда читать! Воспитываю ребенка». |
|
И все-таки таких |
ответов меньше. Гораздо больше |
других: |
|
«Так как я хочу поступить в институт, то часа три-че тыре ежедневно занимаюсь. Еще читаю художественную литературу, хожу в кино. Иногда играю в футбол. По
могаю дома по работе» |
(долбежник). |
часов; |
|
«Кино — 20 часов в |
месяц; |
семья — 80— 100 |
|
работа по хозяйству — 80— 100; |
телевизор, радио, |
газе |
|
ты — 100 часов» (слесарь). |
|
|
30
«Читаю, хожу иа концерты, в кино, в Д К на вечера Очень хочется, чтобы побыстрее построили наш оперный театр» (инженер-экономист).
«Помимо необходимой по курсу обучения политиче ской и технической литературы интересуюсь поэзией и философией» (токарь).
«Посещаю кино, театр. Читаю художественную лите ратуру, немного играю на рояле. Пишу стихи» (слесарьсборщик) .
«Читаю художественную литературу. Иногда полити ческую. Куприн, Чехов — мои любимые писатели. Люб лю спорт: баскетбол, волейбол, коньки» (токарь).
«Люблю слушать эстрадные песни, записанные на магнитофоне. В остальное время хожу в кино. Зимой люблю ходить па каток» (машинист котлов).
«Занимаюсь спортом. Два часа смотрю телевизор. Если интересная программа — часа четыре. Читаю кни ги, пока не усну» (сверловщик).
«Читаю книги, смотрю телевизор, хожу в кино, в фи лармонию, гуляю. Хорошо сказывается пятидневная ра бочая неделя — сейчас времени у меня хватает на все!» (электромонтажница).
«Сейчас читаю книгу «Вольница» и «Справочник мо лодого электромонтера». Занимаюсь легкой атлетикой (бег). Художественная фотография — наиболее по душе. Подходящее искусство!» (электроремонтник).
«Занимаюсь спортом (борьба) 9 часов в неделю. Чте ние книг,, газет, журналов — 20 часов в неделю. Осталь ное— домино, шашки, шахматы, кино» (диспетчер).
..«Читаю работы Ленина, «Капитал» Маркса, очень люблю поэзию Есенина, Рождественского, Байрона. Иг раю на трубе в эстрадном оркестре» (электромонтаж ник) .
«В свободное время занимаюсь фотографией — про стой и в цвете. На это уходит около четырех часов. Не
31
много занимаюсь радиолюбительством» (электромонтаж ник) .
«Читаю художественную и техническую литературу. Занимаюсь боксом. Однако часто прихожу с тренировок побитым. Мало работаю над собой!!!» (наладчик).
«Люблю Пушкина, Блока, Есенина, Бальзака» (фре
зеровщик).
Интеллигентна молодая поросль рабочего класса! Об этом говорит не только анкета. На заводе мы знакоми лись с рабочими — молодыми поэтами, музыкантами, ар тистами, художниками. Да, у них заметны мозоли на руках, по это подлинные интеллигенты — и по уровню, образованности, и по широте культурных взглядов, за
просов, занятий.
Кстати, о широте. Вероятно, почти все согласятся, что это хорошо. Однако есть и такие, которым не по ду ше отсутствие у молодых стандартности вкусов. Им куда более понравилась бы ситуация, если б парни и девушки читали и любили какие-то одни и те же книги, картины, фильмы, одну и ту же музыку, одни и те же танцы. А стоит ли бояться разнообразия, покачивать го ловой и сокрушаться: «Куда же это их заведет?»
Не заведет! Потому что у молодежи добрая цель, ясный путь, здоровая основа. Потому что разумно воспитание всего рабочего коллектива, партийной и ком сомольской организаций, наконец, величественны идеа лы, которым верна наша юность.
Коллективный портрет молодых ворошиловградских рабочих дополняют некоторыми штрихами и ветераны. Не будем подробно описывать все встречи с кадровы ми рабочими, приведем только краткие выдержки из стенограммы беседы журналистов со старшими товари щами молодых тепловозостроителей.
Почетная гражданка Ворошиловграда, разметчица Варвара Георгиевна Комольцева: «Верите, люблю я ра ботать с молодежью. За тридцать лет, что стою на раз-
32
метке, почитай, человек пятьдесят обучила своему делу. Сейчас приходят ребята грамотные, понятливые. Рабо тал у меня Володя Гончаров — техником стал. Ванюш ка Манзин — в отделе... Золотые головы. На лету все схватывают...»
Наладчик кузовного цеха Владимир Александрович Толстенев: «Вот присылают ко мне на обучение хлопца,
ая сразу вспоминаю, как батя меня в цех привел и как
яволновался: что ж из этого, дескать, получится. Вот
всякий раз я и ставлю себя на место новичка. Глядишь, меньше он робеет да быстрее дело узнает. Подход ду шевный нужен к молодежи, она ведь смена наша и на
дежда...» Старший мастер участка имени 50-летия Октября
тепловозомеханического цеха Петр Артемьевич Искрицкий: «Коллектив у нас молодежный. А с молодыми ра ботать одно удовольствие. Народ горячий, боевой. Если уж работает, так работает. А какая у них широта мыш ления, эрудиция, какие они начитанные! Да что там го ворить— нравится мне наша заводская молодежь!»
Не нужно длинно комментировать эти искренние слова. Молодежи тепловозостроительного завода они не даром адресованы. Пусть невелик трудовой стаж юно шей и девушек, но они заслуженно носят и будут нести впредь гордое звание — Рабочий. Советский рабочий.
2 М . Гар и н . А . Д р узен к о .
ДЕЛОВОЙ
РАЗГОВОР
У СТАНКА
В первой главе мы попытались нарисовать коллек тивный портрет молодого рабочего — грамотного, ду мающего, с живым складом ума и волевым характером. Но, повторяем, это лишь первые штрихи, которые еще не дают достаточно полного впечатления о современной рабочей молодежи. Чтобы представить ее более глубоко и всесторонне, надо обратиться к главной сфере — к
срефе труда.
Общественно полезный труд — это та грань, где осо бенно ярко проявляется человек со всеми его сильны ми и слабыми сторонами, где постоянно идет своеобраз ная проверка его характера, способностей, моральных качеств, мировоззрения. Труд — прекрасная школа для миллионов юношей и девушек, ставших рабочими, шко ла государственного, сознательного подхода ко всему, что выходит за привычные рамки сугубо личных инте ресов.
Молодой человек н производство. Множество слож ных, разносторонних проблем связано с этим. Одна из самых жгучих затрагивает вопросы производительности труда. Ведь без участия, причем не просто созерцатель ного, а творческого участия человека в производствен ном процессе немыслимо движение вперед по пути тех нического прогресса.
Вот почему нам важно выяснить вопрос: безразлич-
14