ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
аналогичные по типу межотраслевые территориально производственные комплексы. В рамках таких ком плексов у хозяйственных руководителей будет больше возможностей для тесного сочетания отраслевого и тер риториального управления. В результате полнее станут удовлетворяться интересы народного хозяйства.
Совершенствование |
Мы выяснили, что экономическое |
||
и социальное развитие невозмож- |
|||
управления — проб- |
v |
„ |
- |
лема комплексная |
но без повседневной |
работы ПО |
|
|
совершенствованию |
форм, мето |
дов и средств централизованного руководства, расши рению участия трудящихся в управлении и планирова нии производства, повышению их заинтересованности в улучшении работы своего предприятия. Однако спе цифика современных условий состоит не в том, что осознана возросшая роль управления, а в том, что на практике осуществляется его быстрое совершенство вание. Причем речь идет не об отдельных мероприяти ях, таких, например, как внедрение сетевых графиков, экономико-математических моделей или сокращение штатов, а о совершенствовании всей системы управле ния. Разрозненные меры далеко не всегда себя оправ дывают. Вряд ли, скажем, надо улучшать форму доку мента, если не выяснено, нужен ли вообще этот доку мент. По-видимому, прежде чем приступить к рацио нализаторской работе в сфере управления, важно все сторонне продумать весь комплекс вопросов и создать все условия ее успешного осуществления.
Во-первых, видимо, целесообразно выделить осо бые органы или подразделения, ответственные за со вершенствование системы управления. Ими могут быть, например, бюро рационализации при заводоуп равлении, отделы рационализации управления в объ единениях, управления рационализации в министерст вах. Такого рода службы требуют небольших дополни тельных штатов, но эти затраты быстро и с лихвой воз местятся за счет эффекта от улучшения организации управления.
Во-вторых, огромное значение приобретают долго срочные перспективные программы совершенствова ния управления. Сегодня нельзя изменить систему уп равления за месяц или даже год. Планы ее рационали зации должны разрабатываться минимум на пять лет и
35
входить, как и задания по науке и технике, в пятилет ний план развития завода, объединения, отрасли. То гда с общих позиций можно будет планомерно решать и все частные вопросы.
В-третьих, к совершенствованию управления необ ходимо подходить как к комплексной проблеме, то есть учитывать ее технические, организационные, эко номические, социально-политические и психологиче ские аспекты. С управлением всем общественным про изводством должно быть органически увязано управ ление каждой отраслью, территориальным районом, объединением, предприятием. Рационализация управ ления должна планомерно охватывать все звенья и этажи организационной управленческой структуры.
И, наконец, в-четвертых, очень важно, чтобы рабо та по совершенствованию управления находилась в центре внимания руководителей, специалистов, всех трудящихся, занимающихся в системе экономического образования. При этом нужно не просто абстрактно изучать проблемы управления, а конкретно усваивать те вопросы, которые включены в план его совершенст вования. Если, скажем, на вашем заводе запланирова но внедрение новой управленческой структуры, то в ходе экономической учебы следует изучить и теорети ческие основы создаваемой структуры, и вытекающие из нее права и обязанности каждой службы, и порядок работы в новых условиях, и экономический эффект — словом, разобраться в этом вопросе всесторонне.
Ныне совершенствование управления становится таким же важным делом, как и внедрение новой тех ники. От того, как мы справимся с ним, во многом за висят успехи дальнейшего развития страны. Поэтому рационализация управления —дело каждого руково дителя и специалиста, каждого рабочего и служащего. Это в конечном итоге дело общенародное.
Беседа третья
НАШЕ ГЛАВНОЕ
ПРЕИМУЩЕСТВО
Нельзя работать, не имея плана, рассчи танного на длительный период и на серьезный успех.
В. И. Ленин
Сердцевина Из всего, что было сказано ранее, управления следует: управление социалисти-
производством веским производством не может строиться на тех же основах, что и в капиталистическом обществе. Оно требует своих,
специфических, то есть присущих только социализму, принципов и методов. Только так можно с наибольшей полнотой и эффективностью реализовать заложенные в нашем строе невиданные возможности и преимуще ства, на что особо указывалось в решениях XXIV съезда КПСС.
Главное наше преимущество состоит в объективной возможности организовать централизованное управле ние всеми звеньями народного хозяйства на научной основе. Оно предопределено общественной собственно стью на средства производства и реализуется через систему планирования, которое пронизывает все сто роны и уровни общественного производства. Именно планирование позволяет развиваться всему народному хозяйству как единому часовому механизму, в котором все составные части взаимосвязаны. Вот почему мы по праву называем планирование сердцевиной управле ния социалистическим производством.
На эту главную особенность нашего управления не однократно указывал В. И. Ленин. Он говорил, что по сле завоевания пролетариатом политической власти и овладения командными высотами народного хозяйст ва, после перехода основных средств производства в собственность народа центр тяжести переносится на
37
создание и развитие экономического фундамента соци ализма, на налаживание «чрезвычайно сложной и тон кой сети новых организационных отношений» ', охва тывающих всю экономику страны. И первейшей, ги гантской новой задачей в этих условиях Ленин назы вал «превращение всего государственного экономиче ского механизма» в единую систему, работающую так, «чтобы сотни миллионов людей руководились одним планом...»12.
Планомерное развитие народного хозяйства со ставляет одно из решающих преимуществ социализма перед капитализмом.
Имея возможность сознательно устанавливать и поддерживать народнохозяйственные пропорции, Со ветский Союз и другие братские социалистические страны развивают производство устойчиво высокими темпами, превосходящими темпы развития капитали стической экономики, сотрясаемой экономическими спадами и кризисами. За последние двадцать лет (1954—1973 гг.) Советский Союз имел среднегодовой темп прироста общего объема промышленного произ водства, равный 9,2%. Примерно на том же уровне оно развивалось в целом по социалистическим странам. В то же время темп роста промышленного производ ства в Соединенных Штатах Америки составлял 4,2, а в целом по развитым странам капитализма — 5,3%.
Планирование — очень сложная функция управле ния народным хозяйством. Это видно уже из того, что само составление планов является процессом, который охватывает сегодня сотни тысяч людей, все звенья на родного хозяйства страны — от предприятий, органи заций и учреждений до министерств и ведомств.
Нужно учитывать и то, что планы предприятий, от раслей и районов являются составными частями обще го государственного плана развития народного хозяй ства, что они взаимосвязаны между собой. Представ ление о системе планов в СССР дает приводимая ниже схема (см. стр. 39).
Планирование включает в себя и предварительный прогноз развития экономики, и саму разработку
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 171. 2 Там же, стр. 7.
38
Система планов в СССР.
плана с учетом данных науки и практики, систему мер, обеспечивающих претворение его в жизнь. Сложность планирования возрастает в связи с увеличением мас штабов производства и усложнением хозяйственных связей. В этом же направлении действует научно-тех ническая революция, которая усиливает динамизм раз вития экономики. Под ее влиянием очень быстро тех нически перевооружается производство, меняется его технология. Поэтому сегодня нельзя, скажем, строить даже самый крупный завод в течение многих лет. Он может оказаться технически устаревшим уже к мо менту его пуска. Планирование и это должно учиты вать.
Словом, перед планированием стоит немало слож ных проблем, и от того, как оно будет совершенство ваться, зависит уровень управления экономикой, ее эффективность.
Наша партия в своей многогранной деятельности, опираясь на ленинское идейное наследие, постоянно обогащает теорию и практику планирования примени тельно к требованиям жизни. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду были отмечены крупные достиже ния нашей страны в плановом ведении производства. Вместе с тем съезд отметил необходимость постоян ного совершенствования как теории, так и практики планирования и определил в своих документах основ ные направления этой работы. Это — улучшение прог нозирования и межотраслевого планирования, всесто
39
ронняя разработка проблем научно-технического про гресса, совершенствование показателей плана и техни ко-экономических нормативов, применяемых в плани ровании, повышение научной обоснованности планов.
«Усиление роли долгосрочных планов, всесторон нее изучение общественных потребностей и покупа тельского спроса, сбалансирование развития всех от раслей народного хозяйства на основе прогрессивных нормативов использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, более глубокая разработка со циальных проблем и проблем научно-технического прогресса в их единстве с экономическим развитием
страны,— подчеркивал |
на XXIV съезде партии |
А. Н. Косыгин,— таковы |
главные направления даль |
нейшего повышения научного уровня планирования»
Лучше предвидеть |
В планировании |
исходным явля- |
ется изучение |
потребностей и |
|
будущее, |
J |
развития эконо- |
точнее намечать |
прогнозирование |
|
пути развития |
мики на основе глубокого анали |
|
|
за достигнутого |
уровня, выявле |
ния ведущих тенденций и научного обобщения прак тики. Главное — научно определить границы реальных перемен, отделить возможное от невозможного, дать оптимальные рекомендации, согласующиеся с требова ниями объективных экономических законов.
Объективный характер этих законов не означает, что развитие производства под их воздействием проис ходит автоматически. Конечно, действие, скажем, за кона планомерного развития экономики открывает со циалистическому обществу возможность наиболее эф фективной организации всего общественного произ водства. Но эта возможность осуществляется через со знательную деятельность людей. От того, насколько правильно, научно обоснованно будут разработаны планы, насколько последние будут точно выполняться, зависит и реальный эффект.
Субъективная деятельность людей может ускорять и качественно улучшать планомерный процесс раз вития экономики или, наоборот, замедлить его, когда плановая работа ведется несовершенно. Общество само определяет пути достижения объективно задан ных целей. Поэтому очень важно не гадать о том, как
1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 168.
40