Файл: Шульц, Е. Ф. Индуктивные приборы контроля размеров в машиностроении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ГЛАВА V
ПРИБОРЫ АКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ВАЛОВ С БЕСКОНТАКТНЫМ ИНДУКТИВНЫМ ДАТЧИКОМ
1. БЕСКОНТАКТНЫЙ СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ДИАМЕТРОВ ДЕТАЛЕЙ
Ыа современных шлифовальных станках с целью по
вышения |
точности и стабильности процесса |
шлифовки |
||||||||||
деталей применяются приборы активного контроля с кон |
||||||||||||
тактным способом снятия измерительного импульса. |
|
|||||||||||
Общими |
недостатками |
контактных |
измерительных |
|||||||||
устройств активного контроля (индуктивных, |
емкост |
|||||||||||
ных, пневматических и т. д.) |
являются: |
большая дина |
||||||||||
мическая погрешность, обусловленная неточностью |
||||||||||||
установки измерительного устройства на вращающейся |
||||||||||||
детали; износ измерительных контактов, |
приводящий к |
|||||||||||
необходимости частой поднастройки, и недолговечность |
||||||||||||
подвески измерительной системы датчика. |
поверхностей |
|||||||||||
Активный |
контроль |
прерывистых |
||||||||||
может быть осуществлен измерительными устройствами |
||||||||||||
с контактами |
специальной |
конструкции |
или |
арретиро- |
||||||||
ванием их на время прохождения паза. В обоих случаях |
||||||||||||
измерительное устройство |
получаетсй |
сложным, |
а при |
|||||||||
арретировании значительно усложняется и электриче |
||||||||||||
ская |
схема |
прибора. |
Бесконтактные |
пневматические |
||||||||
датчики позволяют измерять с точностью |
до |
2—3 мкм |
||||||||||
при использовании воздуха высокого качества, |
что |
в |
||||||||||
условиях производства обеспечить трудно. Поэтому наи |
||||||||||||
более |
перспективной |
является |
разработка |
|
средств |
|||||||
активного |
контроля |
с бесконтактными |
индуктивными |
|||||||||
датчиками. При этом должны быть решены задачи |
по |
|||||||||||
разработке: |
|
датчика, |
обеспечивающей |
малую |
||||||||
а) |
|
конструкции |
||||||||||
погрешность измерения от неточной установки датчика |
||||||||||||
относительно |
контролируемой |
детали |
и |
от |
изменения |
|||||||
магнитных свойств (удельная |
проводимость, |
магнитная |
90
проницаемость) поверхностного слоя обрабатываемых деталей;
б) конструкции измерительного устройства с бескон тактным индуктивным датчиком, обеспечивающей кон троль диаметров валов (с гладкой и прерывистой
поверхностью) в диапазоне 5— 100 и 100—200 мм; |
от |
в) электрической схемы прибора с элементами |
ключения измерительно-командных усилителей на вре мя прохождения паза при контроле шлицевых отвер стий.
В бесконтактных индук тивных датчиках контроли руемым параметром являет ся индуктивность L, величи на которой не остается по стоянной при изменении воз душного зазора с подвиж ным сердечником, роль кото рого обычно и выполняет объект измерения, выполнен ный из ферромагнитного ма
териала. Для контроля валов при шлифовке необходимо иметь конструкцию датчика, обеспечивающую высокую чувствительность к изменению диаметра и малую по грешность от установки измерительного устройства отно сительно детали. При расположении датчика 1, как пока зано на рис. 60, деталь 2 является одновременно якорем для сердечников двух катушек L] и Li и поэтому ради альные перемещения жестко связанных секций датчика будут вызывать одновременно увеличение одной и умень шение другой индуктивностей катушек. Однако суммар ная индуктивность обеих катушек остается почти неиз менной.
Иначе изменяются индуктивности катушек при из менении диаметра детали. В этом случае индуктивности изменяются в одну сторону, что приводит к значитель ному изменению суммарной индуктивности. Чтобы погрешность от изменения магнитных свойств деталей лежала в допустимых пределах, чувствительность дат чика к изменению зазора (изменению размера детали) должна быть в k раз больше чувствительности к изме нению магнитной проницаемости контролируемых дета лей, т. е.
91
_й£э_. |
d l3_ = |
(19\ |
|
[ d l 3 |
4 Ц д |
^Д^зИз |
|
где SA— площадь сечения магнитного потока в детали; |
|||
Z0— модуль комплексного сопротивления |
датчика; |
||
рд — минимальная магнитная проницаемость мате |
|||
риала детали; |
|
|
|
/д — длина магнитного пути в детали; |
|
||
/3 — длина магнитного пути в зазоре; |
|
||
S3— площадь сечения зазора; |
|
||
Из — магнитная проницаемость зазора. |
|
||
Если погрешность |
от |
изменения магнитных свойств |
деталей не должна превышать 1% от величины зазора, то величина k не должна быть меньше возможных пределов изменения магнитной проницаемости мате риала деталей Дрд в процентах, т. е. при Дрд = 30% величина k ^ 30; при Дрд = 100%, k ^ 100 и т. д. Как показали исследования {27], такие значения k практиче ски достижимы. Рассчитаем требуемую величину k для
зазора |
б = 2 X 700 = |
1400 |
|
мкм, |
чтобы |
погрешность |
||||
измерения не превышала 1,4 мкм |
(0,1%) при изменении |
|||||||||
магнитной проницаемости |
материала |
деталей на |
30 |
|||||||
и 50 %: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*1 = -^*- = — |
= 300; й2 = — |
= 500. |
(20) |
||||||
|
Уцд |
0,1 |
|
|
0,1 |
|
v ’ |
|||
Таким образом, преобразователь должен иметь зна |
||||||||||
чения величины |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
k ^ |
300 при Ард = 30%, |
|
|
|
|
|
|
|||
k |
500 при Ард = 50%. |
|
погрешность измерения от |
|||||||
При |
этом |
максимальная |
||||||||
непостоянства |
магнитных свойств |
деталей |
не превысит |
|||||||
1,4 мкм при рабочем зазоре |
(в момент выдачи оконча |
|||||||||
тельной команды). |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
2 |
|
Сердечник датчика |
|
% |
|
“б- |
^Фм |
С mm |
С и сред |
k |
||
|
|
в |
в |
|||||||
|
|
|
|
в мкм |
в мкм |
в мкм |
мВ/мкм мВ'мкм |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
И з п л а с т и н ........................... |
|
1 ,6 |
|
0 , 5 |
1 0 ,0 |
0 , 2 0 |
0 , 5 0 |
240 |
||
К р у г л ы й |
и з А р м к о . . |
|
2 , 0 |
|
0 , 4 |
0 , 2 0 |
0 , 2 5 |
0 , 6 0 |
180 |
|
П р я м о у г о л ь н ы й и з А р м - |
|
|
|
|
|
|
|
|||
К О ..................................... |
|
1 , 8 |
|
0 , 3 |
0 , 2 0 |
0 , 3 0 |
0 , 6 0 |
200 |
92
На оснований выражений (19) и (20) разработаны датчики с сердечниками из пластин электротехнической стали и сердечниками из магнитомягкого материала Армко круглой формы и прямоугольной.
Основные показатели датчиков приведены в табл. 2.
где учд — погрешность |
измерения |
от |
изменения |
маг |
||||
нитной |
проницаемости |
материала |
деталей |
|||||
на 30—35%; |
измерения от радиального пе |
|||||||
у,- — погрешность |
||||||||
ремещения детали в зазоре на +50 мкм (по |
||||||||
грешность установки); |
|
от |
приближения |
|||||
Уфм — погрешность |
измерения |
|||||||
к датчику (зазору) ферромагнитных материа |
||||||||
лов на |
расстояние |
2—3 мм |
(погрешность, |
|||||
вносимая буртом); |
|
|
|
|
|
|
||
Sumin — минимальная |
чувствительность преобразо |
|||||||
вателя по напряжению при зазоре 0,7 мм на |
||||||||
сторону |
и питании |
измерительного |
моста |
|||||
током частотой 400 Гц; |
|
|
|
во |
всем |
|||
5 uсред— среднее значение чувствительности |
возможном диапазоне изменения зазора.
Из табл. 2 видно, что датчики мало отличаются по всем показателям, за исключением погрешности, вноси мой приближением бурта. В этом случае погрешность датчика с сердечником из пластин в десятки раз превы шает погрешность датчиков, магнитопроводы которых выполнены из Армко, что объясняется недостаточной экранировкой датчика с сердечником из Ш-образных пластин. Опытный образец датчика, выполненный с сердечником прямоугольной формы из Армко, показал лучшие результаты.
Исследования показали, что погрешность измерения Yr при неточной установке датчика в пределах ±50 мкм относительно контролируемой детали может составлять для различных конструкций датчика до 0,5— 1,0 мкм. Однако на практике не всегда удается установить изме
рительное устройство с |
датчиком относительно детали |
с указанной точностью. |
уг от величины Дг (рис. 61) |
Графики зависимости |
для различных значений рабочего зазора б показывают, что применяемая схема суммирования обеспечивает снижение погрешности от радиальных перемещений (погрешность установки) только до 2% от величины перемещений, не превышающих 15% от величины зазо-
93
ра |
между |
магнитопроводом |
Датчика и |
контролируемой |
|||
деталью. |
При радиальных |
перемещениях |
Л, |
свыше |
|||
|
|
|
0,15 мм из-за нелинейности ха |
||||
|
|
|
рактеристики |
каждой |
секции |
||
|
|
|
датчика погрешность |
измере |
|||
|
|
|
ния уг практически невозможно |
||||
|
|
|
сделать меньше 2 мкм при боль |
||||
|
|
|
ших значениях рабочего зазора |
||||
|
|
|
б. Кроме того, увеличение ра |
||||
|
|
|
бочего зазора б свыше 1,5 мм |
||||
|
|
|
на сторону значительно снижа |
||||
|
|
|
ет чувствительность преобразо |
||||
|
|
|
вателя, в результате |
неоправ |
|||
|
|
|
данно усложняется схема элек |
||||
Р и с . |
61. З а в и с и м о с т и |
тронного усилителя. |
|
||||
п о |
При погрешности установки |
||||||
г р е ш н о с т е й |
и зм е р е н и я о т |
п о |
|||||
г р е ш н о с т е й |
у с т а н о в к и |
при больше ±0,15 |
мм |
использова |
|||
|
р а з л и ч н ы х з а з о р а х |
ние бесконтактного |
индуктив |
||||
|
|
|
ного датчика |
значительно за- |
труднено и в большинстве случаев нецелесообразно.
2. СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОЙ ПОГРЕШНОСТИ МОСТА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ОДИНАРНЫМ ДАТЧИКОМ
Рассмотренный бесконтактный |
индуктивный |
датчик |
||||||||
включается в мост переменного |
тока |
с |
добавочной ин |
|||||||
дуктивностью, используемой для |
точной |
настройки |
||||||||
|
|
|
|
моста |
по |
образцовой |
||||
|
|
|
|
детали. |
Температурный |
|||||
|
|
|
|
режим датчика |
и |
ин |
||||
|
|
|
|
дуктивности настройки |
||||||
|
|
|
|
может |
значительно от |
|||||
|
|
|
|
личаться, |
поэтому |
не |
||||
|
|
|
|
обходимо |
принимать |
|||||
|
|
|
|
меры |
по |
уменьшению |
||||
Р и с . 62. |
М о с т |
с о д и н а р н ы м д а т ч и к о м : |
температурной погреш |
|||||||
а — схема; б |
—• эквивалентная |
схема |
ности моста переменно |
|||||||
На |
рис. |
62, а показана |
|
го тока. |
с |
одинарным |
||||
схема |
моста |
индуктивным датчиком. Для упрощения анализа первичные обмотки дифференциального трансформато ра заменены в плечах моста активными сопротивления
94