Файл: Хилинский, Г. А. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций [справочное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
чим; следует установить, не производится ли под видом капитального ремонта новое строительство, подлежащее финансированию за счет средств капи тальных' вложений, не производятся ли затраты на капитальный ремонт, не обеспеченные наличием амортизационного фонда, что вызывает иммобили зацию оборотных средств.
Проверка использования основных средств
При ревизии обеспеченности строительной орга низации машинами и механизмами следует пользо ваться формами стройфинплана № 3-сф — «План механизации, автоматизации и потребности в строи тельных машинах» и № 12 (строительство) — «На личие и состав парка основных строительных машин, числящихся на балансе отчитывающейся организа ции».
Плановая потребность в строительных машинах (М) определяется по проектам производства работ,
а при |
отсутствии таких проектов — по отдельным |
объектам строительства по формуле |
|
где |
Оу — общий объем работ и уровень механи |
|
зации; |
/7час. э — часовая эксплуатация производитель ности машины;
Трабочее время машины за планируемый
период в часах.
При этом следует иметь в виду, что плановый уровень механизации всех видов работ, в частности наиболее тяжелых и трудоемких (земляные, погру зочно-разгрузочные, отделочные), не должен, как
87
правило, превышать уровень, достигнутый за преды дущий год. При определении планового уровня ме ханизации должны учитываться реальные возмож ности пополнения парка строительными машинами, повышение их выработки, а также рост общего объема работ соответственных видов, подлежащего выполнению силами данной строительной организа ции в планируемом году. В плане должна преду сматриваться также механизация, в том числе комп лексная, таких работ, которые до последнего врет мени во многих организациях выполнялись вруч ную, или механизированных недостаточно.
Затем определяется обеспеченность машинами и механизмами как отношение фактического к плано вому числу машин, необходимых для выполнения предусмотренного планом объема работ соответст венными силами и обеспечения установленного уров ня механизации работ. При установлении излишних машин и механизмов в приказе по результатам ре визии следует предусмотреть передачу их другим организациям.
Следующий этап проверки — как используются строительные машины и механизмы по времени и мощности, выполняется план механизации работ, как правильно составляется отчетность по механи зации строительства и об использовании строитель ных машин.
Обобщающим показателем использования основ ных средств является фондоотдача, которая исчис ляется как отношение сметной стоимости выпол ненных работ к средней за анализирующий период стоимости основных производственных фондов. Средняя стоимость основных производственных фон дов за какой-либо отчетный период должна исчис ляться по формуле средней хронологической. Так как показатель фондоотдачи не планируется, то его
88
следует рассматривать в динамике, т. е. в сравнении с соответственным периодом прошлых лет. При этом основными причинами снижения фондоотдачи явля ются: снижение темпов роста выпуска продукции, несвоевременный ввод в действие новых и неполное использование действующих производственных мощ ностей, структурные сдвиги в выпускаемой продук ции в сторону увеличения выпуска фондоемкой и трудоемкой продукции, изменение цен на нее, недо статки в организации строительного производства, приводящие к низкому коэффициенту сменности работы машин и механизмов. Следует иметь в виду, что в сметных нормах и ценах на работу строитель ных машин, введенных с 1 января 1969 г., преду смотрено использование машин в течение двух смен в оутки.
Причины неудовлетворительного использования машин устанавливаются на основе данных, содер жащихся в сменных и декадных рапортах о работе машин. Главные из них: неподготовленность фрон та работ, недостатки в материально-техническом обеспечении строительства, сверхплановое нахожде ние основных средств в капитальном и текущем ремонтах, технологическом обслуживании, непра вильное распределение техники между объектами строительства.
Далее ревизор устанавливает, нет ли случаев приписки объемов невыполненных работ машинами. С этой целью объемы работ, включенные в отчет ность, сопоставляются со сданными заказчиком по актам приемки, составляемым на основе техниче ской документации, и проверяется техническое со стояние машин и механизмов. Для этого ревизор с участием инженера-строителя проверяет машины на предмет их изношености. При наличии высокой изношенности строительных машин и оборудования
89
необходимо вскрыть причины наличия разукомп лектованных машин. При этом необходимо знать, что комплектной признается машина, находящаяся в рабочем состоянии, с надлежаще установленны ми агрегатами, узлами и деталями и имеющая один из видов сменного рабочего или навесного обору дования, а также годные для работы эксплуата ционные материалы (трос, авторезина, транспорт ная лента и т. д.).
При инвентаризации машин и механизмов следует установить, все ли механизмы по приказу закрепле ны за механизаторами, имеются ли излишние неис пользованные средства, числящиеся длительное вре мя на балансе капитальных вложений.
При наличии грузового автотранспорта в строи тельной организации ревизору необходимо прове рить, соответствуют ли объемы работ, выполненные механизированным способом, отраженных в форме № 2-нт, объемам работ, показанным в рапортах машинистов, а также проверить техническое состоя ние автопарка, выполнение плана по грузообороту, коэффициент использования автопарка по времени, грузоподъемности и пробегу. Проверяется также выполнение плана по себестоимости одного тоннокилометра грузовых автоперевозок; наличие карты расстояний (заверенной районным дорожным управ лением); спидометры на автомашинах; контроль за расходом горючего; правильность оформления пу тевых листов и своевременность сдачи их диспетче ру; наличие графиков техобслуживания (ТО-1 и ТО-2) и фактическое их выполнение; правильность начисления амортизации, списание авторезины и ав томобилей, учет ГСМ, его расход и хранение.
90
РЕВИЗИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПО ТРУДУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
В строительном производстве расходы на оплату составляют 16—18% всех издержек. Поэтому конт роль за проведением принципов организации труда
иэкономным расходованием заработной платы име ет большое народнохозяйственное значение.
Задачами ревизии труда и фонда заработной платы является проверка:
выполнения плана по выработке в целом ио строи тельно-монтажному управлению, отдельным его уча сткам и периодам года;
обоснованности плановых показателей по числен ности, производительности труда, фонду заработ ной платы;
соблюдения утвержденных штатов, должностных окладов, действующих положений об оплате труда
ипремирования; правильности и своевременности расчетов с рабо
чими и служащими по заработной плате; использования фондов заработной платы, причем
при наличии перерасхода фонда заработной платы необходимо установить причины;
состояния трудовой дисциплины, использования и причин потерь рабочего времени;
правильности проведения расчетов по отчисле ниям на социальное страхование;
организации работы хозрасчетных бригад по методу Злобина и применения прогрессивных сис тем оплаты труда.
Материалами проверки являются: стройфинплан (форма 4-сф), разработочные таблицы — № 2 «Рас пределение заработной платы в строительных орга низациях», № 3 «Сводка данных по расчетам с ра бочими и служащими», №4 «Сводка заработной
9t
платы по ее составу и категориям работников», № 5 «Сводка начисленной заработной платы по ее со ставу и категориям работников и сводка по расче там с рабочими и служащими» и № 11 «Реестр не выданной заработной платы», журналы-ордера № 8, 10-с, отчет о выполнении плана по труду в строи тельстве. (форма № 3-т), отчет о выполнении норм выработки рабочими на строительных и монтажных работах (форма № 4-т), баланс (форма № 1), наряды и другие первичные документы.
Проверка обоснованности плановых показателей по труду
Одним из показателей, планируемых вышестоя щей организацией строительно-монтажной органи зации, является годовой фонд заработной платы. Все остальные показатели плана по труду и зара ботной плате •— производительность труда, средняя заработная плата, численность рабочих — обосновы ваются и утверждаются самими строительно-мон тажными организациями.
План по труду и заработной плате строительно монтажной организации связан со всеми разделами стройфинплана. Так, план объема строительно-мон тажных работ зависит от численности рабочих и производительности их труда; план по прибыли от затрат на производство и по фондам экономического стимулирования зависит от снижения себестоимос ти, которая в свою очередь в основном зависит от соотношения темпов роста производительности труда и заработной платы. Производительность труда и численность работников зависит от реализа ции плана повышения эффективности строительного производства, технико-экономических нормативов и норм. Правильно составленный план по труду и за
92
работной плате позволяет правильно определять себестоимость строительства, вести контроль за расходованием средств ira заработную плату, за выработкой и другими показателями по труду. Однако не всегда строительно-монтажными органи зациями правильно исчисляется потребность в ра бочей силе и заработной плате.
Пользуясь усредненным распределением лимитов-- по труду и заработной.плате, поступающих от выше стоящей организации, некоторые строительные ор ганизации допускают «подгонку» к полученным лимитам. Получив такой фонд, некоторые руково дители строительно-монтажных организаций до пускали приписки, подтасовку цифр, содержаниеизлишнего количества работников. Поэтому ревизордолжен тщательно проверить обоснованность плана по труду и заработной плате.
При планировании труда и заработной платы ос новными задачами являются:
обеспечение превышения темпов роста производи тельности труда над темпами роста заработной платы;
обеспечение правильных соотношений заработной платы отдельных категорий работников в соответ ствии с количеством и качеством их труда при уста новлении вышестоящей организацией общего раз мера фонда заработной платы;
стимулирование каждого работника и целого коллектива строительно-монтажной организации в- улучшении технико-экономических показателей про изводственно-хозяйственной деятельности;
обеспечение потребности в квалифицированных: кадрах;
упорядочение нормирования труда и широкое внедрение технически обоснованных норм выра ботки;
95
правильность применения установленных систем заработной платы и ликвидации излишеств в оплате труда;
недопущение излишков рабочей силы, уменьшение численности вспомогательных и подсобных рабочих; сокращение численности управленческого персо
нала.
План по труду и заработной плате строительномонтажной организации состоит из трех взаимосвя занных между собой планов:
повышения производительности труда, численно сти рабочих и других категорий работников;
становления средней заработной платы и фонда заработной платы рабочих и служащих и фонда заработной платы работников нештатного состава.
План по производительности труда составляется на основании плана технического развития и орга низационно-технических мероприятий с учетом до стигнутого уровня выработки и изменения структу ры работ.
Ревизор должен знать, что при планировании производительности труда устанавливаются следую щие этапы: анализ уровня производительности труда в базисном периоде; определение расчетной базисной выработки; установление резервов повы шения выработки в анализируемом году; разработка плана мероприятий по внедрению в жизнь имею щихся резервов; расчет эффективности каждого мероприятия, направленного на повышение произ водительности труда; определение производитель ности труда в планируемом периоде.
При анализе уровня выработки, достигнутой в базисном году, устанавливается, насколько полно использованы имевшиеся возможности повышения производительности труда. После проведения ана лиза определяются расчетная базисная выработка
94