Файл: Хилинский, Г. А. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций [справочное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для определения относительного перерасхода сле­ дует составить следующую таблицу:

Наименование показателей

1

 

 

Отклонения:

 

 

 

,Плантыс. руб.

,Планпересчи­ танныйна выпу­ скаемыйобъем ,работтыс. руб..

Фактически руб.тыс.

экономия — ,

.тыс.руб

.проц

 

 

 

перерасход 4-

Фонд

заработной

платы

 

 

 

рабочих, занятых на стро­

 

 

 

ительно-монтажных рабо­

 

877,6 -10,9 -2,2

тах,

всего

 

881,4

888,5

основная

заработная

 

 

 

плата

 

468,6 470 455,4 -14,6 -3,1

дополнительная

зара­

418,5

422,2 +3,7

+0,9

ботная плата

412,8

Фонд заработной

платы

 

 

 

подсобных

производствен­

156,3

156,8 + 0,5

+0,3

ных рабочих

 

151,8

фонд заработной

пла­

 

 

 

ты

обслуживающего

пер­

95,5

102,0 +6,5

+6,8

сонала

 

92,1

Итого

 

1125,3 1140,3

1136,4 -3,9

-4,9

Как видно из приведенных данных, .при абсолют­ ном перерасходе в сумме 11,1 тыс. руб. относитель­ ная экономия составила 3,9 тыс. руб.

При наличии перерасхода фонда заработной пла­ ты в целом по строительно-монтажной организации необходимо установить, за счет какого участка прои­ зошел перерасход и в каком квартале. После этого тщательно проверяются документы по начислению заработной платы работникам данного участка с целью установления причин и виновных лиц и со­ ставляется следующая таблица:

111


Наименование

 

Участок Ns 1

 

 

Участок № 2

показателей

1

1 "

1 111

1 ІѴ

'

1 11

1,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плановый фонд за­

 

 

 

 

 

 

 

работной

платы,

 

 

 

 

 

 

 

пересчитанный на

 

 

 

 

 

 

 

объем

выполнен­

 

 

 

 

 

 

 

ных

работ,

тыс.

22.4

51,8

48,8

 

 

 

 

руб.

 

 

31,8

18,7

34,3

34,3

Фактически

 

21.5

51,1

52,1

34,5

18,0

34,1^

33,0

Отклонения:

 

-0,9 —0,7

 

 

 

 

 

экономия —

+3,3 +2,7

-0,7

-0,2 -1,3

перерасход +

 

 

 

 

 

Как видно из данных таблицы, причины перерас­ хода по заработной плате прежде всего устанавли­ ваются по участку № 1 в III и IV кварталах.

Если имеется перерасход фонда заработной пла­ ты, необходимо установить причины. Такими причи­ нами могут быть: изменение структуры работ; невы­ полнение плана подготовки и повышения квалифи­ кации рабочих кадров; отсутствие фронта работ; отсутствие инструментов, отсутствие заданий, элек­ троэнергии; неподготовленность рабочих мест; не­ исправность машин; прогулы; переделки и ремонты вследствие низкого качества работ; содержание сверхштатных работников; приписки; завышение расценок; применение некачественных материалов, деталей и конструкций; нарушения технологии стро­ ительного производства; несвоевременная комплек­ тация материальными ресурсами; перебои в достав­ ке бетона-раствора; изготовление на стройплощадке различных стройзаготовок; производство работ сверх сметной стоимости и не предусмотренных про­ ектной документацией. При этом необходимо иметь в виду, что перерасходы фонда заработной платы,

 

Участок № 3

 

Участок Ns 4

 

IV

I

1 II 1 III 1 IV

I

1 II 1 III

IV

 

 

 

 

36.4

26,6

46.6

38.8

35,3

33,0

37.4

34,7

30,7

29.5

25,5

43.6

32.8

31,6

31,7

34.4

34,2

26,5

-6,9

-1,1

-3,0

-6,0

-3,7

-1,3

-3,0

-0,5

-4,2

не покрываемые имеющейся у подрядной строитель­ ной организации экономией фонда заработной пла­ ты истекших кварталов года, могут быть выплачены банком в виде исключения по разрешению главных управлений, министерств, ведомств, исполкомов Со­ ветов депутатов трудящихся в том случае, если пе­ рерасход не превышает 2% квартального фонда за­ работной платы и при условии, что за строительной организацией не числится перерасход фонда зара­ ботной платы. В других случаях перерасходы выпла­ чиваются только с разрешения министерств, ве­ домств или исполкомов Советов депутатов трудя­

щихся.

Разрешения на покрытие перерасхода фонда за­ работной платы выдаются главными управлениями, министерствами, ведомствами и исполкомами Сове­ тов депутатов трудящихся в пределах установлен­ ных им по плану фондов заработной платы на соот­ ветствующий квартал, а также за счет резерва по фонду заработной платы текущего года. При до­ пущенном строительной организацией перерасходе фонда заработной платы и разрешении на выдачу его из банка следует проверить реальность намечен-

112

113


ных мероприятии по перекрытию такого перерас­ хода и как они выполняются.

При получении денег на выплату заработной пла­ ты строительные организации представляют учреж­ дениям банка справку, содержащую данные о выпол­ нении плана строительно-монтажных работ, начис­ ленной и причитающейся заработной плате. Ревизор должен проверить правильность расчетов, указан­ ных в справке, в частности соответствие указанного процента выполнения плана строительно-монтаж­ ных работ. При этом необходимо иметь в виду, что на объем работ, выполненных по объектам, не пре­ дусмотренных утвержденными для строек внутри­ построечными списками, не обеспеченных утверж­ денной проектно-сметной документацией, а также не включенных в план подрядной организации, за­ работная плата учреждениями банка не выдается. Необходимо тщательно проверить использование фонда заработной платы нештатного состава. Про­ верка правильности его использования производится в соответствии с инструкцией Министерства финан­ сов СССР, Государственного банка и ЦСУ СССР

от 10 октября 1962 г. «О порядке расходования и учета фонда заработной платы работников не­ штатного (несписочного) состава». Фонд заработной платы нештатного состава запрещено расходовать на:

работы, оплата которых предусмотрена в фонде заработной платы штатного состава;

доплату штатным работникам за работы, входя­ щие в круг их прямых обязанностей;

.содержание постоянных работников сверх утверж­ денного штата;

оплату работ по составлению проектов и смет по всем видам капитального строительства отдельными лицами, не состоящими в штате данной организации.

114

Ревизору необходимо также проверить, не до­ пускается ли расходование средств по фонду за­ работной платы нештатного состава сверх утверж­ денных сумм и на цели, не предусмотренные в сметах, а также на работы, которые могли быть выполнены на договорных началах с соответствую­ щими организациями и предприятиями; соответст­ вуют ли нормы и расценки, применяемые при оплате труда работников нештатного состава, нормам и расценкам в данной организации для аналогичных работ, выполняемых работниками штатного состава, правильность оформления этих работ трудовыми соглашениями.

Проверка штатов и ставок заработной платы административно-управленческого персонала

Штаты, ставки заработной платы административ­ но-управленческого персонала и смету администра­ тивно-управленческих расходов строительные орга­ низации разрабатывают самостоятельно. Штаты и ставки заработной платы утверждает руководитель в пределах должностных окладов, утвержденных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров

СССР и ВЦСПС от 29 декабря 1968 г. № 1045. Правильность применения должностных окладов

проверяют путем их сопоставления по штатному расписанию и по платежно-расчетным ведомостям. Однако нельзя ограничиться только такой провер­ кой, поскольку имеют место и другие завуалирован­ ные и косвенные формы нарушений. Характерными из них являются: содержание в аппарате управле­ ния лиц за счет производственного инженерно-тех­ нического персонала, искусственное переименова­ ние одних должностей в другие, замещение вакант­

не


ных мест не по специальности, содержание работ­ ников одновременно на двух должностях, повыше­ ние должностных окладов путем установления дроб­ ной структуры аппарата управления, создание мел­ ких отделов, иногда состоящих из одного началь­ ника без подчиненных лиц.

Ревизор должен проверить, не допускается ли содержание работников административно-управлен­ ческого персонала и охраны сверх установленного лимита за счет численности и фонда заработной платы рабочих и не содержатся ли в штатах органи­ заций работники вышестоящих или иных организа­ ций, соответствуют ли утвержденные штаты уста­ новленной численности административно-управлен­ ческого персонала плану по труду и численности служащих и инженерно-технических работников.

Кроме того, следует проверить правильность установления и выплаты должностных окладов работникам персонала, штаты которого не регистри­ руются в финансовых органах; правильность отне­ сения предприятий и организаций к группам по оплате труда работников и применения схем долж­ ностных окладов; не допускается ли неоправданное переименование должностей в целях повышения заработной платы; соблюдается ли средняя заработ­ ная плата по штатному расписанию, соблюдается ли установленный правительством СССР порядок назначения персональных окладов работникам, действительно ли персональные оклады назначают­ ся высококвалифицированным работникам, обла­ дающим большими знаниями и опытом в поручен­ ном им деле и занятым на основных участках ра­ боты.

Проверяется также, не допущено ли по сметам административно-управленческих расходов превы­ шение расходов против утвержденных по смете;

116

излишеств и расточительного расходования средств на приобретение мебели и инвентаря, излишеств в расходовании средств на проведение совещаний, сборов и других мероприятий, связанных с вызовом работников с мест; незаконного расходования средств на оплату за бронирование мест в гости­ ницах, приобретение месячных и квартальных проездных билетов на все виды внутригородского транспорта для бесплатного пользования сотруд­ никами предприятий, организаций, выписку газет и журналов для служебного пользования; бесплат­ ного пользования установленными в квартирах служебными телефонами лицами, не имеющими на это право; излишеств в расходовании средств на канцелярские, почтово-телеграфные и телефон­ ные расходы; незаконных выплат вознаграждений, премий, пособий работникам, а также незаконного расходования средств на устройство банкетов, празд­ неств и юбилеев.

Далее необходимо проверить соблюдение правил штатного совместительства. Работа по совмести­ тельству допускается при наличии письменного разрешения руководителей обеих заинтересован­ ных организаций, согласованного с вышестоящими организациями по подчиненности и профсоюзными комитетами.

Учреждения, организации и предприятия, при­ нявшие лицо на работу по совместительству, сооб­ щают администрации по месту его основной работы о должности, на которую он зачислен, условиях оплаты труда. Совместительство разре­ шается только в одном учреждении, предприятии или организации, в пределах одной местности (город, сельский район). Целесообразно произ­ вести встречные проверки на предприятиях или в учреждениях, разрешивших совместительство.

117