Файл: Хилинский, Г. А. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций [справочное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
декабря 1958 г.). Предварительным условием изме нения плановых заданий является их обсуждение с руководством строительно-монтажной организации.
Ревизор должен проверить, нет ли несоответствия плановых объемов работ по пусковым объектам, заданиям по вводу этих объектов в действие. Такое несоответствие обусловливается обычно тем, что при разработке титульных списков строительства и строительной программы на планируемый период до пускаются ошибки в определении ожидаемого вы полнения строительных и монтажных работ по пус ковым объектам на начало этого периода, чаще всего — в сторону завышения ожидаемого выполне ния, что ведет к соответственному занижению плановых объемов работ по пусковым объектам. Важной является проверка, не допускается ли «двойное планирование», при котором сумма объе мов работ, установленных участкам производителей работ (мастеров), не соответствует общему плано вому объему работ для строительной организации в целом, а также соответствуют ли указанные в отчете подрядной организации о выполнении плана ввода в действие мощностей и плана подрядных работ (форма 1-кс) плановые данные о сроках ввода объектов в действие их мощности, объему плана, утвержденному вышестоящей организацией.
При строительстве большой экономический эффект достигается при применении сетевых методов пла нирования и управления. С помощью сетевых гра фиков можно выделить из всего комплекса работ наиболее важные, что позволит сосредоточить на них внимание руководства, направить туда основ ные ресурсы строительно-монтажной организации, а также установить взаимосвязь между различными специализированными организациями и координи ровать их работу.
134
На стадии оперативного управления сетевой график дает возможность осуществлять оператив ный контроль за ходом строительства, своевременно принимать меры по устранению всевозможных за держек и срывов в работе, сокращение сроков строительства.
При ревизии сетевых методов планирования и управления необходимо выяснить, внедрено ли се тевое планирование. Если внедрено, то проверить, правильно ли составлен сетевой график, не допу щено ли при этом завышение критического пути, учтены ли при оптимизации графика все возмож ности его сокращения, нельзя ли какие-либо работы выполнять параллельно или сократить их путем уве личения средств механизации.
В случае невыполнения работ в установленные сетевым графиком сроки указываются причины за держек. Важно установить, по каким видам работ имелись задержки и кто является виновником в срыве установленных графиком работ.
Проверка выполнения плана ввода в действие объектов и объема выполненных работ
Основным показателем плана подрядной строи тельной организации является ввод в действие производственных мощностей и объектов строитель ства. Для выявления выполнения плана ввода в
действие производственных мощностей и объектов строительства пользуются первым и вторым разде лами срочного месячного и квартального отчетов формы № 1-кс.
Ревизор должен проверить, выполняется ли план ввода объектов строительства в действие и осуще ствляется ли в установленные сроки ввод от дельных этапов объектов (окончание строитель
135
ной части, подготовка под монтаж, окончание мон тажа оборудования), достоверность отчетных дан ных о вводе объектов в действие за ревизуемый период. При проверке данных о вводе в действие объектов следует установить, какие объекты не были сданы в эксплуатацию на день ревизии в предусмотренные планом сроки, по каким причи нам и по чьей вине, какие санкции были применены к заказчикам и субподрядчикам, если срыв плана произошел по их вине.
Основными причинами несвоевременного ввода являются: несвоевременное обеспечение объектов строительства технической документацией, а также отвод и подготовка строительных площадок, недо статочное наличие задела, необеспеченность строи тельства рабочей силой, материалами, строительной техникой, низкая индустриализация строительства, низкое качество выполняемых строительных работ.
Далее проверяется достоверность отчетных дан ных по вводу в действие объектов за ревизуемый период, отраженных в отчетах по форме № 1-кс «Отчет о выполнении ввода в действие мощностей и программы подрядных работ». Для этого необхо димо установить, подтверждаются ли эти данные актами государственных приемочных комиссий.
Датой сдачи в эксплуатацию законченных строи тельством промышленных, транспортных, водохозяй ственных и других аналогичных объектов считается дата подписания акта государственной приемной комиссией. Жилые и общественные здания и соору жения считаются введенными в эксплуатацию со дня утверждения исполкомом местного Совета депутатов трудящихся акта государственной прием ной комиссии.
Наряду с выполнением плана ввода объектов в действие ревизор должен проверить соблюдение
136
норм продолжительности строительства. Для этого необходимо по каждому объекту, введенному в дей ствие в ревизуемом периоде, фактическую продол жительность строительства, зафиксированную в акте приемки его в эксплуатацию, сопоставить с норма тивной продолжительностью, которая также указы вается в акте. Следует иметь в виду, что нормы продолжительности строительства иногда наруша ются и по объектам, введенным в действие в уста новленный срок.
Иногда ревизоры встречаются на объектах с та кими фактами, когда план ввода в действие основ ных фондов (в денежном выражении) оказывается выполненным, а по объемам план ввода в действие производственных мощностей не выполняется. Обычно это является следствием строительства объектов, не предусмотренных планом, но которые, в нарушение существующего порядка, все же вклю чаются в выполнение плана. В тех случаях, когда плановый срок ввода в действие таких объектов еще не наступил, анализировать ход строительства их следует на основании данных о выполнении так называемых пусковых графиков.
Следует также установить, не производился ли отпуск строительных материалов и выписка нарядов на работы после подписания и утверждения актов на объекты, сданные в эксплуатацию, не связано ли это с припиской плана по вводу в действие объек тов.
Если по неправильно составленным отчетным данным были выданы премии за ввод в действие объектов, ревизор должен установить размер неза конно выданной премии и виновных лиц в недосто верности отчетных данных.
При проверке выполнения плана подрядных работ устанавливается, как он выполнен по генеральному
137
подряду, собственными силами и привлеченными организациями по отдельным заказчикам и объек там. Достоверность данных объемов выполненных работ проверяется по актам формы № 2, 2-а и справкам формы № 3.
Акты приемки и справки о стоимости выполнен ных работ должны быть составлены и оформлены не позднее 3-го числа после отчетного месяца. Акты подписываются уполномоченными представи телями генерального подрядчика и заказчика, акты на работы, выполненные субподрядной организа цией, подписываются также уполномоченным пред ставителем последней. Подписи должны быть скреп лены печатями.
Выполнение работ по капитальному ремонту, включенному в план подрядной организации, оформляется и отражается в отчете по форме № 1-кс в таком же порядке, как и строительно-мон тажные работы. При этом следует иметь в виду, что перевыполнение плана по капитальному ремонту не разрешается.
Объемы работ по капитальному ремонту, выпол ненные сверх плана, рассматриваются как внеплано вые работы и показываются в форме № 1-кс по соответствующим строкам. В отдельных случаях Госплан СССР разрешает перевыполнение плана капитального ремонта считать плановыми работами при условии выполнения организацией плана.
Кроме того, в соответствии с инструкцией «О по рядке составления годового отчета по капитальному строительству», издаваемой ежегодно Министерст вом финансов СССР и ЦСУ СССР, не включается
вобъем подрядных работ:
стоимость возвратных материалов и конструкций,
предусмотренных единичными расценками, ценни ками, прейскурантами и сметами;
138
стоимость временных нетитульных здании, соору жений и устройств, осуществляемых за счет наклад ных расходов, а также стоимость временных зданий и сооружений, учтенная в прейскурантных ценах на строительство объектов;
стоимость работ по монтажу и демонтажу строи тельных машин и механизмов;
затраты, связанные со сдачей объекта в эксплуа тацию; стоимость работ по устранению брака и переделкам некачественно выполненных строитель но-монтажных работ;
расходы, покрываемые сверх сметной стоимости работ в порядке разрешенных правительством льгот, доплат и преимуществ;
стоимость завезенных или заготовленных в строи тельных площадках деталей, блоков, конструкций
иматериалов, еще не использованных; суммы, переведенные застройщиками на выдачу
премий за ввод в действие объектов и производ ственных мощностей;
работы по текущему ремонту основных средств; стоимость продукции и услуг подсобных произ водств и обслуживающих хозяйство строительных
организаций.
Ревизором устанавливается, нет ли таких случаев, когда затраты по некоторым объектам незначи тельны по сравнению с объемом выполненных работ. Это свидетельствует о завышении объема работ, включенного в отчетность.
По таким объектам следует произвести контроль ный обмер.
В ревизионной практике встречаются случаи, когда в актах приемки применяются более высокие единичные расценки, завышаются цены на мате риалы, применяются различные удорожающие коэф фициенты, отдельно учитываются затраты, входящие
139
в состав накладных расходов, стоимость работ, предъявленных к оплате, не уменьшается на сумму возвратных материалов.
При обнаружении приписок необходимо устано вить их причины, виновных должностных лиц и выяснить, какое количество и на какую сумму спи саны на завышенный объем материалы и на какую сумму была начислена заработная плата. Если приписки сделаны умышленно, виновные должны быть привлечены к ответственности.
Тщательно проверяется состав незавершенного производства по данным актов инвентаризации; следует также выяснить, есть ли в акте все необхо димые реквизиты, утвержден ли он, соответствует ли остаток незавершенного производства числя щийся на балансе, данным актов. Далее проверяет ся правильность оценки незавершенного произ водства.
При проверке качества строительства ревизор устанавливает, соответствуют ли выполненные ра боты техническим условиям, а также утвержден ной проектной документации.
При ревизии качества строительно-монтажных работ используют данные, содержащиеся в актах приемки объектов в эксплуатацию. В актах дается оценка качества выполнения строительных и мон тажных работ; фиксируются отступления от утверж денного проекта, рабочих чертежей, строительных норм и правил; приводится перечень недоделок при строительстве.
Следующим этапом проверки является анализ документации. Прежде всего следует ознакомиться с перепиской заказчика и подрядчика о качестве и приемке строительно-монтажных работ. По этой переписке устанавливается, где и когда были выпол-
140
йены работы, оказавшиеся низкого качества, а также случаи отказа заказчика в связи с этим от приемки выполненных работ.
Проверка объемов работ в натуре
При проверке объемов работ в натуре ревизор должен со специалистами провести два-три конт рольных обмера объемов строительно-монтажных работ, сданных заказчикам.
Контрольные обмеры являются важным способом проверки в натуре фактически выполненного объема строительно-монтажных работ. С помощью их про веряется расходование строительных материалов, наряды, правильность начисления заработной платы, правильность оформления выполненных работ по справкам формы № 3, актам по форме № 2 и 2-а, достоверность учета незавершенного производства, правильность расчетов с заказчиками.
Контрольные обмеры строящихся объектов с це лью проверки правильности списания материалов проводятся одновременно с инвентаризацией мате риалов на строительной площадке и приобъектных складах.
До начала инвентаризации и контрольных обме ров должны быть составлены материальные отчеты и акты на выполненные работы, а для проверки расчетов по заработной плате — закрыты наряды. Контрольные обмеры проводятся инженером-строи телем с участием прораба и представителя заказ чика.
При проведении контрольных обмеров объемы работ по объектам, конструктивным элементам и отдельным видам определяются по рабочим черте жам и спецификациям к ним в соответствии с ука
141