Файл: Хилинский, Г. А. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций [справочное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
При проверке авансовых отчетов подотчетных лиц по расходам при поездках в связи с переводом на другую работу установить, имеется ли приказ о назначении и перемещении работника; правильно ли произведен расчет подъемных, проездных и су точных; имеется ли справка домоуправления о том, что члены семьи, на которых выписаны подъемные, проживают вместе с работниками, получившими подъемные.
Основную часть расчетов с подотчетными лицами составляют операции по командировочным расхо дам.
При проверке авансовых отчетов по команди ровкам прежде всего необходимо проверить:
ведется ли журнал регистрации служебных ко мандировок;
имеются ли отметки на командировочных удосто верениях о дне отъезда и приезда;
имеются ли при авансовых отчетах все оправда тельные документы (расписки, счета, билеты на про езд в мягком вагоне или на самолете и т. д.);
не допускаются ли командировки «толкачей» на предприятия поставщиков по вопросу отгрузки ма териалов;
не расходуются ли средства на командировки сверх сметных ассигнований, правильно ли списы ваются расходы по командировкам, нет ли незакон ного списания их на подотчетные предприятия; ,
соблюдаются ли установленные сроки командиро вок, нормы суточных, квартирных расходов;
приложены ли к авансовым отчетам докладные записки о выполненной работе с заключениями должностных лиц, ответственных за выдачу аван сов.
С целью получения суточных в повышенных раз мерах бывают случаи, когда командированные лица
37
по истечении 30 дней делают отметку в другом пункте.
В практике ревизионной работы бывают случаи, когда работникам, командированным на объекты, расположенные в сельской местности, выписываются командировки в районные центры, хотя там никаких объектов данной строительной организации не име ется. Необходимо проверить, нет ли командировок за пределы области и республики без разрешения министерства. При возмещении причиненного госу дарству ущерба от выписки таких командировок следует руководствоваться письмом Министерства финансов СССР от 20 апреля 1973 г. № 85 «О по рядке взыскания с должностных лиц, виновных в нарушении установленного порядка разрешения слу жебных командировок, сумм расходов на эти коман дировки».
Следует иметь в виду, что в соответствии с Поста новлением СНК СССР от 19 июня 1940 г. «Об оплате служебных командировок в пределах Союза ССР» служебная командировка может назначаться на срок не свыше 45 дней, не считая времени нахожде ния работника в пути. В случае необходимости до пускается продление срока командировки, но не более чем на 15 дней.
Для покрытия личных расходов командированно го работника во время нахождения в командировке ему выплачиваются суточные в размере 3% его твердой месячной ставки, но не менее 50 коп. и не свыше 2 руб. 60 коп. за каждый день командировки.
При командировках, связанных с непрерывным проживанием в одном пункте свыше 30 дней, суточ ные выплачиваются в размере 1,5% твердой месяч ной ставки, но не менее 50 коп. и не свыше 1 руб. 30 коп. за каждый день командировки. Работникам, командируемым в сельскую местность, при условии
38
продолжительности командировки не менее двух суток выплачивается суточные в размере 1,5% твер дой месячной ставки, но не менее 50 коп. и не свыше 1 руб. 30 коп. за каждый день командировки. При командировках в пределах административного ра йона, в котором находится место постоянной работы командируемого, суточные выплачиваются в размере 1 % твердой месячной ставки, но не менее 50 коп. и не свыше 1 руб. за каждый день командировки. Суточные не выдаются, если командировка меньше чем на двое суток. Суточные исчисляются по факти ческому числу дней комадировки, не исключая дней отдыха и праздничных дней.
Проезд командированных по железной дороге оплачивается по тарифу жесткого вагона, по вод ным путям — по тарифу второго класса, а по шос сейным и грунтовым дорогам—по существующим тарифам.
Если проезд по железной дороге продолжался свыше одних суток в один конец, то с разрешения руководителя строительной организации он может быть оплачен по тарифу мягкого вагона.
Согласно Постановлению Совета Министров
СССР от 10 марта 1962 г. № 241 «О пользовании воздушным транспортом при поездках в служебные командировки» ответственные работники и специа листы могут с разрешения руководителя строитель ной организации пользоваться воздушным транс портом, независимо от дальности расстояния.
Выплата квартирных производится за все время пребывания в командировке, за исключением на хождения в пути или когда квартира предоставля лась бесплатно. При предоставлении счетов из гости ницы допускается оплата по фактическому расходу, но не свыше: при командировках в Москву, Ленин град и Киев — 70% от нормы суточных; при коман
39
дировках в столицы союзных и автономных респуб лик, в областные центры и в города, выделенные в самостоятельные административно-территориальные единицы, — 60% нормы суточных, а при командиров ках в остальные местности СССР, кроме сельской местности, — не свыше 40% нормы суточных.
Сотрудникам, командированным на ВДНХ, опла чивается стоимость проезда в оба конца, суточные из расчета 1 руб. 50 коп. в сутки, квартирные и со храняется заработная плата.
Ревизору необходимо проверить:
не удерживается ли с проездных билетов приго родных поездов и автобусов внутриобластного сооб щения страховой сбор.
представляются ли авансовые отчеты не позднее трех дней после возвращения к месту работы.
При проверке состояния учета подотчетных сумм необходимо обратить внимание на суммы выданных авансов. В ревизионной практике устанавливаются случаи, когда суммы в подотчет не относят, не чис лятся они и в дебиторской задолженности. Необхо димо проверить также перенос остатков по подотчет ным суммам на 1-е число каждого месяца, правиль ность разноски авансовых отчетов в регистры бух галтерского учета, нет ли случаев, когда оправда тельные документы одного подотчетного лица прилагаются к авансовому отчету другого лица, не допускается ли свертывание сальдо в балансе по этим расчетам.
Проверка дебиторской и кредиторской задолженности
Главной задачей ревизии дебиторской и Креди торской задолженности является проверка соблю дения платежной дисциплины и целесообразность
40
совершенных расчетных операций. Проверку необ ходимо начинать с выяснения реальности дебитор ской и кредиторской задолженности. Для этого дан ные журналов-ордеров сверяют с данными Главной книги и балансов. Потом данные аналитического учета сверяют с первичными документами. Суммы дебиторской и кредиторской задолженности, отра женные в журналах-ордерах, сверяют с данными аналитического учета в ведомостях, а последние — с карточками лицевых счетов. Например, реальность по счету «Расчеты с дебиторами по претензиям» должна быть по каждому дебитору подтверждена документально обоснованными претензиями, предъ явленными для взыскания, по статье баланса «По ставщики по неотфактурованным поставкам» — ак тами приема товарно-материальных ценностей, по статье «Поставщики и подрядчики по акцептован ным платежным требованиям» — счетами поставщи ков на материальные ценности, поступившие на склад.
Далее ревизору необходимо рассмотреть дебитор скую и кредиторскую задолженность на начало и конец ревизуемого периода и установить изменения по каждой статье такой задолженности, ее состав, причины и сроки образования. Задолженность бы вает следующих видов: нормальная, не оплаченная в срок, с истекшим сроком исковой давности, спор ная, безнадежная и др.
Нормальной считается лишь та задолженность, которая вытекает из установленных правил расче тов. К анормальной дебиторской задолженности относятся: «Заказчики по неоплаченным в срок сче там за выполненные работы», «Товары отгруженные и оказанные услуги, не оплаченные в срок», Расче ты по возмещению материального ущерба», прочие дебиторы.
41
При проверке статьи баланса «Заказчики по не оплаченным в срок счетам за выполненные работы» ревизору необходимо проверить, тождественны ли эти суммы суммам, предъявленным и принятым банком к оплате счетов, помещенных в картотеку
№2 и 3.
Канормальной кредиторской задолженности от носятся следующие статьи раздела III пассива ба ланса: «Поставщики по неоплаченным в срок рас четным документам», «Поставщики по неотфакту рованным поставкам», «Ссуды Стройбанка, не опла ченные в срок» и «Прочие кредиторы».
Ревизор должен обратить внимание, нет ли слу чаев пропуска сроков исковой давности и несвоев ременного предъявления претензий по взысканию. Согласно Положению о бухгалтерских отчетах в балансах необходимо не позднее 30 дней со дня воз никновения дебиторской не инкассируемой через банк задолженности предъявлять иски по взыска нию ее в принудительном порядке. Проверить, свое временно ли производится инвентаризация расчетов
всоответствии с Положением о бухгалтерских отче тах и балансах и основными положениями по ин вентаризации основных фондов, товарно-материаль ных ценностей, денежных средств и расчетов, а также проверить наличие актов сверки расчетов.
Существующими положениями установлены два общих срока исковой давности: один для споров
между организациями — 1 год, по искам частных лиц — 3.
Суммы кредиторской и дебиторской задолжен ности, по которым истекла исковая давность, под лежат взносу в доход союзного бюджета не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, в котором истек срок исковой давности. За просрочку взносов в бюджет взыскивается пеня в размере 0,05% за
42
каждый просроченный день. Ревизор должен уста новить, отнесена ли пеня на виновных лиц.
Особое внимание следует обратить на факты спи сания дебиторской задолженности за истечением сроков исковой давности; выявление виновных лиц в несвоевременном взыскании задолженности, про верить, своевременно ли производятся расчеты с поставщиками, не числятся ли одни и те же суммы по счету «Материалы в пути» и счету «Поставщи ки по неотфактурованным поставкам»; не передают ся ли дела на принудительное взыскание в суд или арбитраж из-за отсутствия основания для иска, не встречаются ли случаи, когда передаются на при нудительное взыскание явно необоснованные иски с тем, чтобы отказ в удовлетворении иска использо вать для списания нереальной дебиторской задол женности в убыток, не имеется ли фактов незакон ного авансирования поставщиков путем оплаты бестоварных счетов — платежных требований и как эти операции завуалировались в учете.
Ревизору также следует обратить внимание, не было ли случаев списания на доходы строительной организации кредиторской задолженности с просро ченными сроками исковой давности вместо внесения ее в доход бюджета, не сальдируется ли дебиторская задолженность с кредиторской по групповым счетам баланса с целью преуменьшения дебиторской задол женности.
При проверке счета № 75 «Расчеты по возмеще нию материального ущерба» следует установить:
правильность и своевременность записей по от дельным субсчетам данного счета;
правильность и своевременность оперативных до несений, представляемых в вышестоящую организа цию, о выявленных недостачах, растратах и хище ниях в судебно-следственные органы;
43
не имели ли место случаи возврата следственными или судебными органами материалов по недостачам, растратам и хищениям вследствие некачественного их оформления; какие были приняты меры к винов ным в этом лицам;
как обеспечивается взыскание задолженности по недостачам, растратам и хищениям и организован ли контроль за взысканием по исполнительным ли стам; ведется ли контроль за возможностью взыс кания списанной в убыток и учитываемой за балан сом задолженности неплатежеспособных дебиторов;
нет ли завуалированных недостач, растрат и хи щений на счетах расчетов с рабочими и служащими, подотчетными лицами и др.
Ревизор должен проверить, относится ли в начет виновным лицам стоимость недостачи или испорчен ных товарно-материальных ценностей по розничным ценам; вносится ли в доход бюджета в соответствии с указанием Министерства финансов СССР от 20 ав густа 1966 г. № 266 разница между взысканной стоимостью недостающих ценностей по розничным ценам и стоимостью их по оптовым ценам; выпол няется ли строительной организацией установленное вышестоящей организацией плановое задание по снижению всех видов дебиторской задолженности с указанием сроков. Этот вопрос очень важен, так как снижение дебиторской задолженности является одним из средств по ускорению оборачиваемости оборотных средств, а следовательно, и для улучше ния финансового состояния.
Ревизором должны быть тщательно просмотрены записи по аналитическому учету по счету № 63 «Расчеты по претензиям». Как известно, на этом счете учитываются претензии к поставщикам и под рядчикам по выявленным при проверке их счетов несоответствиям цен, качеству, заказу, недостачи
44