Файл: Хилинский, Г. А. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций [справочное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
Транспортные расходы проверяются по утвержден ным тарифам на перевозки, при этом выясняется, нет ли завышения тарифов, расстояний при пере возке грузов от поставщиков до приобъектного склада. Заготовительно-складские расходы прове ряются путем сопоставления общей суммы этих расходов с утвержденной сметой. Кроме того, уста навливаются причины отклонений по отдельным статьям сметы.
Проверка сохранности материальных ценностей
При ревизии сохранности материальных ценнос тей проверяется, заключены ли письменные дого воры о материальной ответственности.
Материально-ответственные лица должны знать установленный порядок приемки, хранения и от пуска материальных ценностей, уметь пользоваться весоизмерительными приборами, складским инвен тарем и хорошо знать порядок и сроки оформления документации на поступление и отпуск материалов, ГОСТы, технические условия, в противном случае при возникновении материальной ответственности за допущенную недостачу суд может не удовле творить иск о возмещении ущерба.
Важным условием обеспечения сохранности со циалистической собственности является хорошо налаженная система пропусков, исключающая воз можность вывоза или выноса материальных цен ностей без пропусков.
Проверкой на месте ревизор устанавливает, как осуществляется контроль за вывозом материальных ценностей в строительной организации. В первую очередь проверяется порядок оформления и регист рации пропусков работниками охраны. Пропуска
61
должны быть подписаны начальником строительномонтажной организации и главным бухгалтером или его заместителем. Образцы их подписей должны находиться у работников охраны. Охрана на сле дующий день возвращает в бухгалтерию использо ванные пропуска с отметкой о вывозе материальных ценностей. Получив пропуска, бухгалтерия про веряет полноту возврата подписанных пропусков и устанавливает соответствие количества ценнос тей, вывезенных из организации, данным бухгалтер ских документов. При этом необходимо выяснить, не допускается ли вывоз материальных ценностей по пропускам, подписанным лицами, не имеющими на то права, и не подменяются ли формы пропуска разного рода записками; нет ли вывоза товарно материальных ценностей по одним и тем же про пускам дважды или вывоза вообще без пропуска; осуществляется ли бухгалтерией ревизуемой орга низации самостоятельно или совместно с группой народного контроля проверка за вывозом ценностей, каковы результаты этих проверок, как регулирова лись расхождения между данными сопроводитель ных документов и какие меры принимались к ви новным лицам.
Ревизору необходимо проверить сохранность блан ков строгой отчетности, которые используются для оформления поступления, перемещения и отпуска материальных ценностей и денежных средств.
Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется отдельно по каждому виду бланков и мес там их хранения. Поэтому следует установить пра вильность приемки, оформления, своевременность оприходования, правильность отпуска и хранения бланков, указаны ли в этих бланках все реквизиты. В необходимых случаях следует произвести встреч ные проверки в типографии, складе и бухгалтерии.
62
Основным методом обеспечения сохранности ма териальных ценностей является инвентаризация. Инвентаризация — наиболее трудоемкий участок ревизионной работы. В крупных строительных орга низациях наименование материалов достигает тысяч наименований, поэтому сплошную инвентаризацию необходимо проводить в крайних случаях. Основ ными видами инвентаризаций, проводимых во время ревизии, являются выборочные инвентаризации. В первую очередь необходимо инвентаризовать потребительские материалы — лесоматериал, кир пич, цемент, кровельные материалы, стекло, фанеру, трубы, кабель, провода. Выборочную инвентариза цию необходимо делать по всей группе одноимен ных ценностей, по которым возможна пересортица, потому что при установлении недостач или излиш ков ценностей нет уверенности в том, что они выз ваны пересортицей с одноименными ценностями.
У материально-ответственных лиц на непредстав ленные в бухгалтерию приходные и расходные документы составляется реестр. Все документы, заносимые в реестр, визируются ревизором. Если реестр состоит из нескольких экземпляров, то под писывается каждый из них. В реестре указывается наименование документа, номер, дата, от кого по ступило или кому выдано, единица измерения, количество учетных единиц; в конце реестра приво дится количество приходных и расходных докумен тов. Реестр подписывается ревизором и материаль но-ответственным лицом. Реестры целесообразно составлять в трех экземплярах.
После этого ревизор должен взять у материальноответственного лица расписку в том, что все доку менты, относящиеся к приходу и расходу матери альных ценностей за предпоследний период до момента инвентаризации, предъявлены ревизору и
63
что никаких не оприходованных или не списанных
врасход ценностей нет.
Кначалу инвентаризации необходимо закончить обработку всех документов по приходу и расходу ценностей и произвести соответствующие записи в карточках (книгах) аналитического учета и вы вести остатки на день инвентаризации.
Снятие на складах остатков, их подсчет ведется так, чтобы была исключена всякая возможность повторного предъявления к подсчету одной и той же партии материалов. Для этого на складах и кладовых сырье, материалы и товары должны быть' рассортированы, уложены по наименованиям, сор там, размерам и т. п. Также должны быть вывешены ярлыки с подробными сведениями, характеризую щими эти ценности, с указанием их качества, коли чества, веса или меры.
Проверка остатков в натуре производится при не пременном участии материально-ответственных лиц.
Наличие ценностей при инвентаризации опреде
ляется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера и т. п. По материалам, хранящимся в не поврежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей, в виде исключения, может опреде ляться на основании документов. Во всех случаях, вызывающих сомнение, вскрывают и пересчитывают материалы в стандартной упаковке по всей партии или на выборку. При обнаружении негодных или испорченных материалов, товаров составляются от дельные акты с указанием причин и виновников доведения материалов и товаров до такого состоя ния.
Инвентаризуются также материалы и товары, находящиеся в пути, товары отгруженные, не оплаченные в срок покупателями, товары и мате риалы на складах других организаций. При этом
64
ревизор обращает внимание, надлежащим ли об разом оформлены суммы по материалам и товарам в пути — железнодорожными накладными со штам пом станции прибытия; по товарам отгруженным — копиями предъявленных покупателям счетов-фактур и копиями платежных требований; по товарам и материалам на складах других организаций — сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате инвентаризации.
Инвентаризация материальных ценностей, пере данных для переработки сторонним организациям, осуществляется путем взаимной сверки остатков этих материалов, значащихся в бухгалтерском учете как одной, так и другой организации. В случае рас хождения необходимо установить причину этого рас хождения. В сомнительных случаях производится снятие остатков материальных ценностей в органи зации подрядчика.
Инвентаризация основных средств, товарно-мате риальных ценностей, незавершенного капитального ремонта и денежных средств производится по их местонахождению и ответственному лицу, на хра нении у которого эти ценности находятся.
Ревизору следует проверить, производится ли по состоянию на конец месяца ежемесячные инвента ризации материалов открытого хранения на участ ках производителей работ. Такую проверку осущест вляют по данным актов-расчетов на списание ма териалов открытого хранения.
В случае прекращения инвентаризации (оконча ние рабочего дня, обеденный перерыв) записи в описях материально-ответственного лица и реви зующих взаимно сверяются, при тождественности записей — подписываются. Помещения, склады, в которых находятся материальные ценности, опеча тываются сургучной печатью или пломбируются.
3 5-2651 |
65 |
Печать остается у ревизора, а ключ передается материально-ответственному лицу. Опечатанное по мещение должно сдаваться охране под расписку.
Данные инвентаризации по каждому виду цен ностей фиксируются в инвентаризационных описях, составляемых отдельно по местам нахождения или хранения ценностей и должностным лицам, ответ ственным за их сохранность.
Наименования инвентаризуемых ценностей и объ ектов и их количество показываются в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых 'в учете. Описи подписываются всеми членами инвен таризационной комиссии, а материально-ответствен ные лица дают на каждой описи расписку следую щего содержания. «Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризацион ной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении».
Все исправления в инвентаризационных описях должны быть оговорены и подписаны теми же ли цами. В случае отказа материально-ответственного лица подписать акт, необходимо проводить повтор ную инвентаризацию по тем видам ценностей, по которым признается неправильное проведение ин вентаризации.
Одновременно с проводимой инвентаризацией бухгалтерия ревизуемой строительной организации
подготавливает по указанию ревизора справку о числящихся по учетным данным остаткам товарно материальных ценностей, подвергавшихся проверке.
На основе вышеуказанных данных составляются сличительные ведомости.
Согласно основным положениям об инвентариза ции, утвержденным Министерством финансов СССР
66
от 16 сентября 1968 Г:'.№ 230, по всем недостачам
товарно-материальных ценностей и ■ |
денежных |
средств инвентаризационной комиссией |
должны |
быть получены письменные объяснения соответст вующих должностных и материально-ответственных лиц. На основании полученных объяснений уста навливается характер выявленных недостач, потерь и порчи имущественных и товарно-материальных ценностей, а также их излишков и в соответствии с этим определяется порядок регулирования разниц между данными учета и снятия остатков матери альных ценностей.
Далее ревизору необходимо проверить взаимный зачет излишков и недостач в результате пересор тицы, имея в виду, что пересортица может быть до пущена в виде исключения за один и тот же прове ряемый период, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования, у одного и того же проверяемого материально-ответственного лица.
Если же при зачете излишков и недостач от пере сортицы стоимость недостающих ценностей выше оказавшихся в излишке, разница в стоимости долж на быть отнесена на виновных лиц. Убыль ценностей в пределах установленных норм списывается распоряжениеіМ начальника строительной организации на издержки строительных работ. Следует помнить, что нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Не следует про изводить списание материальных ценностей в пре делах норм до установления фактических недостач.
В ходе отдельных ревизий выявляются факты, когда на предприятиях с целью скрытия потерь товарно-материальных ценностей сверх норм естест венной убыли в расчетах намеренно завышается оборот сырья и материалов, к которому должна
3 |
67 |
быть применена норма естественной убыли, а иногда преувеличивается и расход.
Ревизор должен проконтролировать своевремен ность составления сличительных ведомостей и от ражения результатов инвентаризации в учете в те чение 10 дней.
Проверка расходования материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов
Важной задачей комплексной ревизии производ ственной и финансово-хозяйственной деятельности является проверка операций по отпуску и реализа ции товарно-материальных ценностей.
Ревизор должен прежде всего на основе данных учета и отчетности установить выполнение про граммы строительно-монтажных работ и задания по снижению стоимости строительства за ревизуемый год; рассмотреть данные о сметной, плановой и фак тической стоимости выполненных работ в целом по строительной организации, а также в разрезе от дельных объектов с выделением затрат на матери алы; проанализировать эти данные по отдельным объектам и выбрать для проверки объекты, по которым допущено наибольшее удорожание по материалам против плановой стоимости.
В соответствии с «Основными положениями по учету капитальных вложений и себестоимости строи тельных и монтажных работ», утвержденными ЦСУ
СССР, Министерством финансов СССР и Госстроем
СССР, учет себестоимости должен вестись по от дельным объектам, имеющим сметы или сметно-фи нансовые расчеты. Поэтому необходимо проверить, соблюдаются ли строительной организацией эти положения.
68
В соответствии с постановлением Совета Мини стров СССР и инструкцией «О порядке составления ежемесячного отчета начальника строительного уча стка (производителя работ) о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с про изводственными нормами по форме № М-29», утвер жденной ЦСУ СССР от 27 июля 1960 г., списание материалов, конструкций и деталей должно произ водиться ежемесячно на основании месячного отчета начальника строительного участка (производителя работ) о расходе основных материалов в строитель стве в сопоставлении с производственными нормами. Указанной инструкцией предусмотрено, что в случае перерасхода материалов к отчету должны прила гаться объяснения о причинах допущенного перерас хода против установленных норм. Списание на стоимость строительно-монтажных работ материа лов сверх установленных норм может производиться в этом же месяце, только с разрешения руководите ля. организации с привлечением в установленном порядке к ответственности лиц, виновных в допу щенных перерасходах.
Ревизором проверяется, соблюдается ли установ ленный порядок контроля за расходованием ма териалов; ежемесячно ли составляются отчеты о расходе основных строительных материалов по форме М-29; не имели ли место факты списания строительных материалов на себестоимость строи тельно-монтажных работ без составления указанно го отчета, в каких месяцах, какие материалы и в каком количестве были списаны без составления указанного отчета; правильно ли составляются от? четы по форме М-29 о расходе основных строитель^ ных материалов и соответствуют ли в отчете данные об объеме выполненных строительно-монтажных ра бот данным журнала выполненных работ и актам
69
инвентаризации незавершенного производства с учетом изменений, внесенных в объемы работ' на основании актов контрольных обмеров, произведен ных финансирующим банком.
Следует также установить, правильно ли приме няются установленные нормы расхода материалов; При этом необходимо иметь в виду, что нормы на единицу измерения объема конструктивного элемен та или вида работ указываются в отчете по форме М-29 на основании сборника «Производственные нормы расхода строительных материалов», разрабо танного научно-исследовательским институтом эко*- номики строительства Академии строительства и архитектуры СССР и одобренного Госстроем СССР
(издание 1960 г.).
В случае несоответствия этих норм местным усло виям строительства или отсутствия в сборнике норм на отдельные виды конструкций и работ уточнение норм и разработка дополнительных норм должны производиться в порядке, установленном управле ниями строительства министерств, ведомств и соот ветствующими управлениями обл(край)-горис полкомов.
Выборочным порядком определяется количество материалов, излишне отнесенных на себестоимость выполненных работ в тех месяцах, когда списание их производилось без составления отчета по форме М-29 или когда в отчетах неправильно применя лись нормы расхода материалов или завышались объемы работ. Проверяется, не имеют ли место фак ты списания материалов на производство строитель но-монтажных работ сверх установленных норм при отсутствии объяснений о причинах допущенных пе рерасходов без рассмотрения объяснений й разре шения руководителя строительной организации или в случаях, когда эти объяснения являются неудов
70