Файл: Тищенко, А. И. Повышение эксплуатационной надежности локомотивов и эффективности локомотивного хозяйства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1972 г. работниками ЦТ МПС с участием предста­

вителей дорог и депо на основании обобщения передового

опыта лучших депо сети, добившихся наибольшего со­ кращения времени простоя локомотивов в ремонте, были разработаны типовые сетевые графики подъемочного,

большого и малого периодических ремонтов для элек­ тровозов ВЛ80к, ВЛ8 и ВЛ60к, тепловозов ТЭЗ, 2Т10Л, ЧМЭЗ и ТЭМ1 и для электросекций ЭР1 и ЭР2.

В каждом депо в типовые сетевые графики вносят коррективы в соответствии с местными условиями рабо­

ты. В лучших депо, кроме общедеповского сетевого гра­ фика, увязанного с сетевыми графиками всех цехов, раз­ рабатывают сетевые графики на ремонт крупных перехо­ дящих узлов локомотивов. В депо Жмеринка, например,

разработаны и выполняются сетевые графики на ремонт дизелей, тяговых двигателей и других узлов тепловозов. В депо Казатин по таким графикам заблаговременно полностью подготавливают и испытывают колесные па­

ры, тяговые двигатели, тележки, вспомогательные маши­

ны, электрическую аппаратуру и другие узлы.

В результате комплексного внедрения сетевых гра­

фиков, например, простой каждого электровоза

ВЛ60к

в большом периодическом ремонте сокращен до

12 ч, а

в подъемочном ремонте до 1,5 суток.

 

Дальнейшее совершенствование сетевых графиков на основе внедрения передовых технологических процессов позволит вскрыть новые резервы по сокращению време­

ни нахождения локомотивов в ремонте, что в сочетании с улучшением диспетчерского управления ремонтом по­ зволит в будущем разработать многоцелевые сетевые мо­ дели с оптимизацией по времени и ресурсам, а это мо­

жет быть использовано при создании автоматизирован­ ной системы управления предприятиями локомотивного хозяйства (АСУП).

Улучшение организации снабжения депо запасными частями и материалами

В немалой степени улучшение организации, повыше­ ние качества ремонта и особенно сокращение времени

простоя локомотивов в ремонте зависит от упорядоче­ ния снабжения депо запасными частями и материалами,

100



так как пока еще во многих депо главным затруднением

(критической линией сетевых графиков) является снаб­

жение. Большую помощь в улучшении снабжения депо запасными частями и переходящими узлами, такими, как колесные пары, тяговые двигатели, дизели, тележки и пр., могут оказать ремонтные заводы МПС и заводы промышленности. Ремонтные заводы МПС выполняют

полный ремонт локомотива и производят капитальный ремонт дизелей, тяговых двигателей и других электриче­ ских машин и агрегатов, но, к сожалению, полную по­ требность дорог в них не удовлетворяют. Переходящий

запас узлов главным образом сосредоточен на заводах, а

не в депо, где он должен быть, чтобы можно было при­ менять агрегатный метод ремонта.

Обеспечение депо переходящими комплектами теле­ жек дает возможность повысить качество ремонта, так как на выкаченной из-под локомотива тележке создают­

ся лучшие условия для ремонта что сокращает простой электровозов в БПР на 50%. Однако такие тележки пока имеются только в небольшом количестве депо, ремонти­ рующих электровозы ВЛ8. Тележек для электровозов ВЛ80к и ВЛ60 больше, но они не всегда используются.

Для улучшения снабжения многое могут сделать и

работники депо. Представляет большой интерес опыт

депо Орел, Люблино, Лихоборы, Узловая, Рыбное и дру­ гих Московской дороги по экономному использованию

материалов и з-апасных частей. В этих депо проведена

значительная работа по организации нормирования рас­ хода материалов и запасных частей на основе внедре­ ния лимитных карт и графиков-экранов.

Лимитная карта может быть эффективно использова­ на взамен расходных требований в тех случаях, когда

отремонтированные заготовительным цехом аппараты и запасные части, пройдя через специальную кладовую депо, используются другими цехами (подъемочным, пе­ риодического ремонта). Так, одна лимитная карта заме­

няет 120—150 требований, которые раньше выписывали на отремонтированные подшипники и электроаппараты.

Лимитные карты депо Орел на отпуск материалов и запасных частей из кладовой депо разработаны на про­ филактический осмотр, малый и большой периодиче­ ский, подъемочный ремонт электровозов для каждого цеха, участвовавшего в ремонте электровозов. В лимит­

101


ные карты вносят наименование тех материалов и запас­ ных частей, которые систематически берут из кладовой при данном виде ремонта, и указывают нормы на еди­ ницу ремонта и на план. Наименование дорогостоящих запасных частей, таких, как подшипники, контакторы, реле и др., которые выдают из кладовой редко, в лимит­ ные карты не вносят. Форма лимитных карт такова, что их можно обрабатывать на фабрике механизированного учета без дополнительных затрат времени.

График-экран, разработанный в депо Орел, позволя­ ет ежедневно контролировать наличие необходимых ма­ териалов и запасных частей в кладовой депо и НОДХ, а следовательно, своевременно принимать необходимые

меры к их пополнению. Аналогичный график-экран ведет­ ся на складе НОДХ. В соответствии со знаками на гра­ фике-экране в ячейках материалов и запасных частей кладовых вывешивают бирки зеленого, желтого или крас­ ного цветов. Контроль за выполнением графика-экрана

осуществляет также ремонтный диспетчер депо, которо­ му разрешено при необходимости обращаться по опе­ ративной связи непосредственно в службы дороги.

Реновация материалов и восстановление запасных частей для повторного использования — немалый ре­ зерв для экономии материальных ресурсов и облегче­ ния снабжения. Во многих депо широко организовано упрочнение ремонтируемых трущихся деталей путем их

закалки, хромирования и пр., что позволяет уменьшить их износ и увеличить срок службы.

В депо Жмеринка разработана и внедрена технология

восстановления поршневых пальцев путем хромирования и восстановления втулок головок шатунов, восстановле­ ния вкладышей моторно-осевых подшипников путем ар-

мировки сплавом ЦАМ, что дает большую экономию бронзы. Разработана технология восстановления цилинд­

ровых гильз путем хромирования с последующим хонин­ гованием. В 1970 г. в депо пущено в эксплуатацию от­ деление по заливке вкладышей дизеля 2Д100 и поэтому больше не возникает перебоев в ремонте дизелей из-за отсутствия вкладышей той или иной градации. Осуществ­ ляется также лужение поршней и пр.

Заслуживает внимания и широкого распространения опыт Юго-Западной дороги по разработке и внедрению сетевых графиков материально-технического обеспече­

102

ния. Коллективами служб локомотивного хозяйства и материально-технического обеспечения по рациональной организации снабжения депо материалами и запасными

частями разработаны сетевые графики снабжения, увя­

занные с сетевыми графиками ремонта локомотивов. Про­ изводственные кладовые оборудованы прямой связью со всеми цехами депо и диспетчером по ремонту, осуще­

ствляющим контроль за ходом выполнения технологиче­ ских операций, предусмотренных сетевым графиком ре­ монта локомотивов.

На Юго-Западной дороге большую роль в организа­

ции снабжения играет диспетчер НОДХ, который сосре­ доточивает у себя информацию из всех производствен­ ных кладовых и оперативно решает вопросы об очеред­ ности снабжения депо необходимыми запчастями и ма­ териалами. В сетевом графике материально-технического

обеспечения отражается наличие текущего запаса мате­

риалов и запчастей и определенный переходящий за­

пас. В графике имеется условная критическая линия, со­ ответствующая наличию 30% запаса материалов и запас­ ных частей. Организовано в депо хранение в стеллажах непосредственно на рабочих местах наиболее ходовых материалов и запасных частей, что избавляет от потери времени на выписку требований и хождение в кладовые,

а следовательно, повышает производительность труда.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОКОМОТИВНЫМИ

БРИГАДАМИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ ЛОКОМОТИВОВ

Повышение квалификации локомотивных бригад

Осуществлять грамотный уход за локомотивом, со­

держать его в технически исправном состоянии и умело

управлять такой сложной системой, какую представля­ ют собой современный электровоз или тепловоз, может лишь машинист, который, кроме определенных навыков,

имеет достаточную общеобразовательную и техническую подготовку, в совершенстве знает конструкцию локомо­ тива и понимает физический смысл происходящих про­ цессов. Машинист такой квалификации в состоянии при­

103


менять рациональные режимы вождения поездов и не

допускать порч

в пути

следования из-за неудовлет­

ворительного

ухода

или

применения

режимов,

приводящих к

выходу из

строя

отдельных узлов локо­

мотива, т. е. обеспечивать надежную, безотказную работу локомотива в эксплуатации.

Для переподготовки машинистов организованы де­ вятимесячные курсы в школах машинистов с хорошо ос­ нащенными лабораториями. Занятия ведут опытные вы­ сококвалифицированные преподаватели. Практическое обучение производится на действующем парке электрово­ зов и тепловозов. Во время учебы машинист получает

стипендию. Кроме того, организована безотрывная си­ стема переподготовки и повышения квалификации ло­ комотивных бригад при технических кабинетах депо, обо­ рудованных действующими схемами, макетами, а также натурными образцами и разрезами наиболее слож­ ных по конструкции узлов локомотивов.

Большое значение для повышения квалификации ло­

комотивных бригад имеет правильная организация тех­ нической учебы. Очень важно включать в планы техуче­ бы, кроме изучения конструкции наиболее ответствен­

ных узлов локомотивов, подробный разбор допущенных

порч. Чтобы выработать приемы по быстрому обнару­ жению и устранению неисправностей на локомотивах, необходимо проводить соответствующие занятия на дей­ ствующих локомотивах при отстое их в депо. Повсемест­ ное применение такого метода обучения поможет сокра­ тить время, затрачиваемое на отыскание и устранение неисправностей на локомотивах в пути следования, что повысит бесперебойность в движении поездов. В тех­ нических кабинетах многих депо смонтированы действу­ ющие схемы со световой сигнализацией переключений и

натурными образцами контакторов, приборов и аппара­ тов, установленных в кабине машиниста.

Большую помощь в повышении качества обучения

локомотивных бригад могут оказать моделирующие уст­

ройства — тренажеры, на которых машинисты под руко­ водством инструкторов обучаются управлению локомоти­ вом. На тренажере проверяется также реакция маши­

ниста на показания сигналов, путевые знаки, возникаю­ щие препятствия и т. д. Отрабатываются, кроме того, действия машинистов по управлению тормозами, в ча­

104