Файл: Тищенко, А. И. Повышение эксплуатационной надежности локомотивов и эффективности локомотивного хозяйства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
В 1972 г. работниками ЦТ МПС с участием предста
вителей дорог и депо на основании обобщения передового
опыта лучших депо сети, добившихся наибольшего со кращения времени простоя локомотивов в ремонте, были разработаны типовые сетевые графики подъемочного,
большого и малого периодических ремонтов для элек тровозов ВЛ80к, ВЛ8 и ВЛ60к, тепловозов ТЭЗ, 2Т10Л, ЧМЭЗ и ТЭМ1 и для электросекций ЭР1 и ЭР2.
В каждом депо в типовые сетевые графики вносят коррективы в соответствии с местными условиями рабо
ты. В лучших депо, кроме общедеповского сетевого гра фика, увязанного с сетевыми графиками всех цехов, раз рабатывают сетевые графики на ремонт крупных перехо дящих узлов локомотивов. В депо Жмеринка, например,
разработаны и выполняются сетевые графики на ремонт дизелей, тяговых двигателей и других узлов тепловозов. В депо Казатин по таким графикам заблаговременно полностью подготавливают и испытывают колесные па
ры, тяговые двигатели, тележки, вспомогательные маши
ны, электрическую аппаратуру и другие узлы.
В результате комплексного внедрения сетевых гра
фиков, например, простой каждого электровоза |
ВЛ60к |
в большом периодическом ремонте сокращен до |
12 ч, а |
в подъемочном ремонте до 1,5 суток. |
|
Дальнейшее совершенствование сетевых графиков на основе внедрения передовых технологических процессов позволит вскрыть новые резервы по сокращению време
ни нахождения локомотивов в ремонте, что в сочетании с улучшением диспетчерского управления ремонтом по зволит в будущем разработать многоцелевые сетевые мо дели с оптимизацией по времени и ресурсам, а это мо
жет быть использовано при создании автоматизирован ной системы управления предприятиями локомотивного хозяйства (АСУП).
Улучшение организации снабжения депо запасными частями и материалами
В немалой степени улучшение организации, повыше ние качества ремонта и особенно сокращение времени
простоя локомотивов в ремонте зависит от упорядоче ния снабжения депо запасными частями и материалами,
100
так как пока еще во многих депо главным затруднением
(критической линией сетевых графиков) является снаб
жение. Большую помощь в улучшении снабжения депо запасными частями и переходящими узлами, такими, как колесные пары, тяговые двигатели, дизели, тележки и пр., могут оказать ремонтные заводы МПС и заводы промышленности. Ремонтные заводы МПС выполняют
полный ремонт локомотива и производят капитальный ремонт дизелей, тяговых двигателей и других электриче ских машин и агрегатов, но, к сожалению, полную по требность дорог в них не удовлетворяют. Переходящий
запас узлов главным образом сосредоточен на заводах, а
не в депо, где он должен быть, чтобы можно было при менять агрегатный метод ремонта.
Обеспечение депо переходящими комплектами теле жек дает возможность повысить качество ремонта, так как на выкаченной из-под локомотива тележке создают
ся лучшие условия для ремонта что сокращает простой электровозов в БПР на 50%. Однако такие тележки пока имеются только в небольшом количестве депо, ремонти рующих электровозы ВЛ8. Тележек для электровозов ВЛ80к и ВЛ60 больше, но они не всегда используются.
Для улучшения снабжения многое могут сделать и
работники депо. Представляет большой интерес опыт
депо Орел, Люблино, Лихоборы, Узловая, Рыбное и дру гих Московской дороги по экономному использованию
материалов и з-апасных частей. В этих депо проведена
значительная работа по организации нормирования рас хода материалов и запасных частей на основе внедре ния лимитных карт и графиков-экранов.
Лимитная карта может быть эффективно использова на взамен расходных требований в тех случаях, когда
отремонтированные заготовительным цехом аппараты и запасные части, пройдя через специальную кладовую депо, используются другими цехами (подъемочным, пе риодического ремонта). Так, одна лимитная карта заме
няет 120—150 требований, которые раньше выписывали на отремонтированные подшипники и электроаппараты.
Лимитные карты депо Орел на отпуск материалов и запасных частей из кладовой депо разработаны на про филактический осмотр, малый и большой периодиче ский, подъемочный ремонт электровозов для каждого цеха, участвовавшего в ремонте электровозов. В лимит
101
ные карты вносят наименование тех материалов и запас ных частей, которые систематически берут из кладовой при данном виде ремонта, и указывают нормы на еди ницу ремонта и на план. Наименование дорогостоящих запасных частей, таких, как подшипники, контакторы, реле и др., которые выдают из кладовой редко, в лимит ные карты не вносят. Форма лимитных карт такова, что их можно обрабатывать на фабрике механизированного учета без дополнительных затрат времени.
График-экран, разработанный в депо Орел, позволя ет ежедневно контролировать наличие необходимых ма териалов и запасных частей в кладовой депо и НОДХ, а следовательно, своевременно принимать необходимые
меры к их пополнению. Аналогичный график-экран ведет ся на складе НОДХ. В соответствии со знаками на гра фике-экране в ячейках материалов и запасных частей кладовых вывешивают бирки зеленого, желтого или крас ного цветов. Контроль за выполнением графика-экрана
осуществляет также ремонтный диспетчер депо, которо му разрешено при необходимости обращаться по опе ративной связи непосредственно в службы дороги.
Реновация материалов и восстановление запасных частей для повторного использования — немалый ре зерв для экономии материальных ресурсов и облегче ния снабжения. Во многих депо широко организовано упрочнение ремонтируемых трущихся деталей путем их
закалки, хромирования и пр., что позволяет уменьшить их износ и увеличить срок службы.
В депо Жмеринка разработана и внедрена технология
восстановления поршневых пальцев путем хромирования и восстановления втулок головок шатунов, восстановле ния вкладышей моторно-осевых подшипников путем ар-
мировки сплавом ЦАМ, что дает большую экономию бронзы. Разработана технология восстановления цилинд
ровых гильз путем хромирования с последующим хонин гованием. В 1970 г. в депо пущено в эксплуатацию от деление по заливке вкладышей дизеля 2Д100 и поэтому больше не возникает перебоев в ремонте дизелей из-за отсутствия вкладышей той или иной градации. Осуществ ляется также лужение поршней и пр.
Заслуживает внимания и широкого распространения опыт Юго-Западной дороги по разработке и внедрению сетевых графиков материально-технического обеспече
102
ния. Коллективами служб локомотивного хозяйства и материально-технического обеспечения по рациональной организации снабжения депо материалами и запасными
частями разработаны сетевые графики снабжения, увя
занные с сетевыми графиками ремонта локомотивов. Про изводственные кладовые оборудованы прямой связью со всеми цехами депо и диспетчером по ремонту, осуще
ствляющим контроль за ходом выполнения технологиче ских операций, предусмотренных сетевым графиком ре монта локомотивов.
На Юго-Западной дороге большую роль в организа
ции снабжения играет диспетчер НОДХ, который сосре доточивает у себя информацию из всех производствен ных кладовых и оперативно решает вопросы об очеред ности снабжения депо необходимыми запчастями и ма териалами. В сетевом графике материально-технического
обеспечения отражается наличие текущего запаса мате
риалов и запчастей и определенный переходящий за
пас. В графике имеется условная критическая линия, со ответствующая наличию 30% запаса материалов и запас ных частей. Организовано в депо хранение в стеллажах непосредственно на рабочих местах наиболее ходовых материалов и запасных частей, что избавляет от потери времени на выписку требований и хождение в кладовые,
а следовательно, повышает производительность труда.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОКОМОТИВНЫМИ
БРИГАДАМИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ ЛОКОМОТИВОВ
Повышение квалификации локомотивных бригад
Осуществлять грамотный уход за локомотивом, со
держать его в технически исправном состоянии и умело
управлять такой сложной системой, какую представля ют собой современный электровоз или тепловоз, может лишь машинист, который, кроме определенных навыков,
имеет достаточную общеобразовательную и техническую подготовку, в совершенстве знает конструкцию локомо тива и понимает физический смысл происходящих про цессов. Машинист такой квалификации в состоянии при
103
менять рациональные режимы вождения поездов и не
допускать порч |
в пути |
следования из-за неудовлет |
||
ворительного |
ухода |
или |
применения |
режимов, |
приводящих к |
выходу из |
строя |
отдельных узлов локо |
мотива, т. е. обеспечивать надежную, безотказную работу локомотива в эксплуатации.
Для переподготовки машинистов организованы де вятимесячные курсы в школах машинистов с хорошо ос нащенными лабораториями. Занятия ведут опытные вы сококвалифицированные преподаватели. Практическое обучение производится на действующем парке электрово зов и тепловозов. Во время учебы машинист получает
стипендию. Кроме того, организована безотрывная си стема переподготовки и повышения квалификации ло комотивных бригад при технических кабинетах депо, обо рудованных действующими схемами, макетами, а также натурными образцами и разрезами наиболее слож ных по конструкции узлов локомотивов.
Большое значение для повышения квалификации ло
комотивных бригад имеет правильная организация тех нической учебы. Очень важно включать в планы техуче бы, кроме изучения конструкции наиболее ответствен
ных узлов локомотивов, подробный разбор допущенных
порч. Чтобы выработать приемы по быстрому обнару жению и устранению неисправностей на локомотивах, необходимо проводить соответствующие занятия на дей ствующих локомотивах при отстое их в депо. Повсемест ное применение такого метода обучения поможет сокра тить время, затрачиваемое на отыскание и устранение неисправностей на локомотивах в пути следования, что повысит бесперебойность в движении поездов. В тех нических кабинетах многих депо смонтированы действу ющие схемы со световой сигнализацией переключений и
натурными образцами контакторов, приборов и аппара тов, установленных в кабине машиниста.
Большую помощь в повышении качества обучения
локомотивных бригад могут оказать моделирующие уст
ройства — тренажеры, на которых машинисты под руко водством инструкторов обучаются управлению локомоти вом. На тренажере проверяется также реакция маши
ниста на показания сигналов, путевые знаки, возникаю щие препятствия и т. д. Отрабатываются, кроме того, действия машинистов по управлению тормозами, в ча
104