Файл: Тищенко, А. И. Повышение эксплуатационной надежности локомотивов и эффективности локомотивного хозяйства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внедрение в технологию ремонта локомотивов технической диагностики

В настоящее время техническое состояние локомоти­ вов определяют внешним осмотром и проверкой обору­ дования переносными контрольно-измерительными при­

борами. Лишь демонтированные узлы и аппараты про­

веряют на различных стендах в цехах депо и на испыта­ тельных станциях. При внешнем осмотре проверяют ка­ чество крепления кабелей и аппаратов, наличие смазки,

убеждаются в отсутствии загрязнения и повреждения оборудования и т. д. Осмотр производят визуально, на слух, на ощупь и по показаниям приборов. При таких

методах осмотра не дается количественная оценка со­ стояния отдельных частей и узлов локомотивов.

Современные средства и методы технической диагно­ стики, применяемые в ракетной технике, авиации и ма­ шиностроении, позволяют определить действительное со­ стояние сложных технических систем, установить не толь­

ко потерю работоспособности, но и причину ее, а также предсказать изменения работоспособности в будущем. Средствами технической диагностики можно обнаружить неисправности, не прибегая к демонтажу и разборке узлов и агрегатов. При этом получение более полной и достоверной информации о техническом состоянии локо­ мотивов достигается с меньшими затратами труда и зна­ чительно более высоким качеством. Оказывается воз­

можным также получить объективные данные, характе­ ризующие износ ответственных узлов локомотивов, что

позволит определить наиболее рациональные

сроки

постановки локомотивов на осмотр и ремонт

всех

видов.

 

Как известно, существуют отказы устройств, не свя­ занные с износом и накоплением изменений их внутрен­ них свойств. В теории надежности такие отказы называ­ ют внезапными, а связанные с этими изменения — постепенными. Эффективная система диагностики, даю­ щая информацию о предаварийных состояниях узлов и деталей, может значительно уменьшить роль случайно­ сти в эксплуатации локомотивов. В настоящее время раз­ работаны методы диагностики технического состояния

отдельных уз,тов и автоматический контроль состояния электрооборудования локомотивов.

94


Так, ЦНИИ МПС предложен метод оценки состояния

тепловозных дизелей на основе экспресного спектраль­

ного анализа картерных масел. Им пользуются на Се­

верной, Среднеазиатской, Казахской и Октябрьской до­ рогах в различных климатических и эксплуатационных условиях для контроля состояния дизелей 2Д100 без их разборки с помощью специализированных приборов МФС-3. Этот метод, как показывает опыт Среднеазиат­ ской дороги, дает возможность с достаточной точностью и быстро определить содержание в масле продуктов из­ носа ответственных деталей дизеля и тем самым судить о их состоянии.

На дизелях Д100 износ поршней оценивается по со­ держанию в масле железа в сочетании с оловом, износ поршневых колец — по содержанию в масле железа и меди. При незначительном износе подшипников колен­

чатого вала в масле увеличивается содержание свинца. Рост содержания кремния в нем свидетельствует о за­ пыленности засасываемого в дизель воздуха при неудов­

летворительной работе воздушных фильтров. Увеличение содержания натрия говорит о проникновении в масло воды, охлаждающей дизель и содержащей в качестве антикоррозионной присадки нитрат натрия, тріинатрий-

фосфат и едкий натр. При составлении плана постановки

тепловозов в ремонт учитывается не

только пробег, но

и результат спектральных анализов масла.

Во ВЗИИТежанд. техн, наук В. В.

Приваловым, канд.

техн, наук В. А. Рамловым, канд. техн, наук А. П. Боро­ диным и другими совместно с сотрудниками других ин­

ститутов при участии инженеров-конструкторов ПКБ ЦТ МПС ведутся работы над внедрением автоматиче­ ской установки для объективного контроля состояния

электрооборудования и электрических цепей подвижного состава, а также для проверки целостности электриче­ ской изоляции с возможностью замера ее величины. Та­ кне проверочные, универсальные машины-автоматы

(ПУМА-Э) для электровозов проходят наладочные ис­ пытания в депо Москва-Техническая-Курская с 1967 г. и в депо Ленинград-Московский с 1970 г.

Машина ПУМА-Э в настоящее время выполняет опе­ рации, предусмотренные Правилами деповского ремон­ та электровозов постоянного тока на профилактическом осмотре и малом периодическом ремонте. К ним относят-

95∙


■ся: измерение сопротивления изоляции силовой цепи при

напряжении 4000 В; измерение сопротивления пусковых реостатов по группам, а при необходимости по всем по­ зициям; проверка низковольтных цепей, блокировочных контактов и последовательности включения всех аппара­

тов; проверка отсутствия заедания (по времени срабаты­ вания) быстродействующих выключателей, различных реле, токоприемников, разъединителей, заземлителей.

По данным депо Москва-Пассажирская-Курская, в

результате проведения 491 проверки электровозов бы­ ло обнаружено 28 отказов силовых контактов контакто­ ров вспомогательных машин, один отказ заземлителя, 11 контактов блокировок реле и 7 отказов предохрани­ телей. Зафиксировано также 12 случаев, когда сопро­ тивление изоляции в силовых цепях оказалось близким нулю. Кроме отказов, обнаружено свыше 200 отклоне­

ний различных параметров аппаратов и их элементов от нормы.

Закончена наладка программы проверки динамиче­

ской развертки главного переключателя (ППУ), обес­ печивающего контроль и настройку динамической раз­ вертки аппаратов ЭКГ-8 и 18КН. Развертка контроли­ руется в рабочем процессе вращения распределительно­ го вала между фиксированными позициями. При этом

измеряются угол поворота распределительного вала, оп­ ределяется одновременность и последовательность замы­ кания и размыкания контакторных элементов. Хотя ус­ тройство предназначено для установки в цехе, но благо­ даря незначительному весу и габаритам оно может

быть выполнено переносным и использоваться для конт­

роля аппаратов непосредственно на электровозе. Получаемые с помощью устройства данные проходят

логическую обработку в соответствии с заданной про­

граммой и системой допусков. Результаты каждой конт­ рольной операции видны на световом табло, размещен­ ном на панели управления.

Помимо выдачи достоверных результатов, подобное

контрольное устройство

значительно

сокращает

время

проверки развертки аппаратов, т. е.

повышает про­

изводительность труда

работников,

занятых

провер­

кой оборудования. Аналогичные устройства могут быть

созданы для настройки и контроля различных электро­ магнитных аппаратов, в том числе и аппаратов защиты.

«6


C 1972 г. с помощью этой программы осуществляется проверка развертки переключателя 18КН на электро­ возах ЧС2 в депо Москва-Техническая.

В 1972 г. работники ВЗИИТа совместно с работника­ ми депо разработали график с указанием объема работ по проверке состояния электрооборудования при произ­ водстве объединенного периодического ремонта, ЧТО C учетом межремонтных пробегов даст ежегодную эконо­ мию 22 тыс. руб. В 1973 г. создана программа проверок при производстве большого периодического ремонта. На

кафедре «Электрическая тяга» ВЗИИТа разработана схема классификации видов проверок для электропод­ вижного состава (рис. 6).

Важным средством обеспечения надежной, безаварий­ ной работы механической части и особенно ходовых эле­ ментов локомотивов является своевременное выявление пороков металла. C этой целью в локомотивных депо на­ ряду с внедрением современных средств и методов тех­ нического диагноза целесообразно четко организовать систематический контроль ответственных узлов и дета­ лей локомотивов различными методами дефектоскопии.

Стационарная

Специализиро­

Комплекс авто­

ВстроенныеСбор-

установка для

количественной

ванное истрой­

матизирован­

товые) или пере- ‘

носные устрой­

и качественной,

ство (возможно

ных стендов

оценки состоя­

блок заводской

переносных и

ства с указани­

ем неисправнос­

ния оборудова­

стационарной

передвижных

ния с печатью

установки)

устройств

ти одного или

результата

 

 

группы элемен­

провер’ки

 

 

тов

ɔ

Рис. 6. Схема классификации видов автоматизированного контроля

электроподвижного состава

7 Заказ 1957

97

 


Широкое применение при ремонте локомотивов нашла

магнитная дефектоскопия, которая отличается нагляд­ ностью и не требует сложной аппаратуры. Однако для ряда деталей магнитная проверка оказывается недоста­ точной, поскольку при этом не могут быть обнаружены внутренние и другие скрытые дефекты. Эта задача ус­ пешно решается ультразвуковой дефектоскопией, осно­

ванной на использовании ультразвуковых волн, прони­ кающих в толщу деталей и отражающихся от трещин,

раковин, пустот, расслоений и т. д.

Система сетевого планирования и управления

Метод сетевого планирования является универсаль­ ным инструментом управления производством. Примене­ ние его в локомотивном хозяйстве открывает широкие возможности для использования на базе научной органи­ зации труда имеющихся резервов повышения произво­

дительности, снижения трудоемкости и себестоимости деповского ремонта, повышения качества ремонта и со­ кращения простоя локомотивов.

При составлении сетевых графиков предусматрива­ ется проведение ряда контрольных и измерительных опе­ раций для определения качества работ в соответствии с Правилами деповского ремонта локомотивов, а также таблицей норм допусков и нзносов.

Метод сетевого планирования дает возможность оп­ ределять необходимые ресурсы для каждой работы в от­

дельности и всего комплекса работ. Данные по трудовым ресурсам могут служить материалом для составления плана по труду с обоснованием не только общей числен­ ности работающих, но и конкретного перечня их профес­ сий и квалификации. Данные о материальных ресурсах используют при составлении плана материально-техни­ ческого снабжения с подробным перечнем необходимых материалов и запасных частей.

C помощью сетевых графиков представляется воз­ можным:

планировать весь технологический процесс ремонта

локомотивов и потребную для этого рабочую силу;

организовать ритмичную работу и координировать действия основных и вспомогательных цехов депо;

98

выявлять резервы по сокращению простоя локомоти­ вов в ремонте, так как критическая линия сетевого гра­

фика указывает, на что именно необходимо обратить

внимание, какую технологическую операцию нужно усо­

вершенствовать (механизировать, внедрить новое при­ способление и пр.) для сокращения простоя локомотива

в ремонте. Следовательно, график позволяет выявить

«узкое место» производства;

точно определить количество и время подачи на ра­ бочие места необходимых запасных частей и материалов, а также рассчитать потребный переходящий запас их, что очень важно для правильного распределения имею­

щихся ресурсов дорогами и депо. Ремонтный диспетчер

через определенные промежутки времени заполняет ис­ полнительный график работ, сравнивая его с действую­

щим сетевым графиком. В случае отставания от графика какого-либо цеха или запаздывания с доставкой на локо­ мотивы какого-либо узла или детали диспетчер прини­ мает необходимые меры, предупреждая нарушения рит­ ма работ.

Осуществление диспетчерского управления всем тех­ нологическим процессом ремонта и введение должности диспетчера по оперативному руководству ремонтом по­ зволило руководителям депо более рационально тратить свое время, так как до этого для увязки работы цехов приходилось обходить все цехи. Теперь координацию работы цехов "и пооперационный контроль всего техно­

логического процесса ремонта локомотива и главнейших его узлов осуществляет диспетчер, имеющий со всеми цехами двустороннюю связь. Диспетчер получает досто­ верную и полную информацию о выполнении сетевого графика непосредственно от исполнителей.

При введении СПУ в локомотивном хозяйстве ЦТ

МПС были разработаны методические указания по со­ ставлению сетевых графиков, а также определены опор­ ные депо, где наиболее успешно внедрялось сетевое пла­

нирование. В этих депо в 1967 г. были организованы

сетевые школы по обмену опытом внедрения СПУ. На основании накопленного опыта и обобщения рабо­

ты лучших локомотивных депо с участием работников этих депо и дорог были разработаны типовые графики СПУ с прогрессивными нормами простоев локомотивов в большом периодическом и подъемочном ремонтах.

7*

99