Файл: Тищенко, А. И. Повышение эксплуатационной надежности локомотивов и эффективности локомотивного хозяйства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Установка вентиляторов во всех основных электро­ возных депо для удаления пыли из кузовов электровозов перед заходом их на профилактический осмотр и на все

виды ремонта повысит надежность работы электро­ возов.

Для обмывки кузова электровоза используют, как правило, моечные машины с вращающимися капроновы­ ми щетками. Электровоз при этом подается на позицию

мойки либо другим локомотивом (тепловозом), либо пе­ ремещается с помощью лебедки. Однако при этом не производится очистка ходовой части электровоза (кото­ рая наиболее загрязнена) из-за опасения, что вода по­ падет внутрь тяговых двигателей.

Интересен опыт обмывки ходовых частей и кузова в локомотивном депо Брянск II. Здесь на обмывочной по­ зиции сначала обмывают экипажную часть кузова

(рис. 5) горячей водой (температура 60—80oC), приме­

няя моющий раствор. При этом включают мотор-венти- ляторы, что предотвращает попадание воды в тяговые

Рис. 4. Обдувочная установка депо Брянск! ɪl

88

двигатели. Затем обмывают кузов, выключив вентилято­ ры. Это исключает засасывание воды через жалюзи в тяговые двигатели и на аппаратуру. Боковые поверхно­ сти кузова очищают тремя парами вращающихся капро­ новых щеток.

Перемещается электровоз ВЛ60к в процессе обмывки своим ходом, получая питание от контактной сети. Этот способ перемещения электровоза исключает возможность

обмывки его крыши.

Однако надо учесть, что крыша электровоза в экс­ плуатации загрязняется значительно меньше, чем эки­

пажная часть.

Экипажную часть обмывают в депо Брянск Il кругло­ годично, а кузова только при температуре не ниже ми­ нус 20oC. На обмывку кузова и экипажной части затра­ чивается 15 мин. Опасения, что влага будет попадать в тяговые двигатели, не подтвердились. Проверка показа­ ла, что у некоторых двигателей снижалось сопротивле­ ние изоляции обмоток, но через некоторое время, по-

Рис. 5. Обмывочная установка депо Брянск IJ

89

скольку двигатели еще не успели остыть, оно восстанав­ ливалось. Во всяком случае за три года работы в депо Брянск II не зафиксировано ни одного случая пробоя электродвигателей электровозов и тепловозов по этой причине.

Устройство очистки аппаратуры от пыли и моечная машина для обмывки кузова и экипажной части в депо Брянск II установлены на одном пути, т. е. предусмотрен

поточный метод очистки без лишних затрат на маневро­ вые передвижения электровоза. При круглогодичной очистке электровоза перед постановкой его в ремонт возможно использовать закрытое продувочно-обмывоч­ ное стойло, но в этом случае требуются существенные затраты на строительство закрытого помещения. Успеш­ ный опыт применения обмывочного устройства в депо

Брянск II заслуживает широкого распространения тем более, что оно собрано из типовых деталей моечной ма­ шины для обмывки пассажирских вагонов.

Специальные механизированные стойла, оснащенные различными механизмами и приспособлениями, приме­ ненными в ряде передовых депо, позволяют комплексно механизировать трудоемкие работы при периодическом ремонте локомотивов. В локомотивном депо Курган вве­ дено в действие механизированное стойло для периодиче­ ского ремонта электровозов, которое включает в себя: два боковых самоходных агрегата; внутриканавный са­ моходный механизированный агрегат; ограждение, смон­ тированное на металлических колоннах; вентиляционные

каналы электрического калорифера для сушки изоляции

тяговых двигателей и систему маслопроводов для за­ правки смазкой моторно-осевых подшипников.

Канавный самоходный механизированный агрегат установлен на направляющие уголки в смотровой кана­ ве и предназначен для съема и постановки шапок мотор­ но-осевых подшипников; съема и постановки кожухов зубчатой передачи; отвертывания и завертывания болтов соединений; транспортировки в канаве под электровозом громоздких и тяжелых деталей и доставки их в подкра­

новое поле.

Боковые агрегаты для ремонта механической части установлены по одному с каждой стороны смотровой ка­ навы. Они перемещаются вдоль всего стойла и с их по­

мощью выполняют: смену деталей рессорного подвешива­

90



ния; вывешивание колесно-моторных блоков для прокру­ чивания якорей и шлифовки коллекторов тяговых дета­

лей, ревизию зубчатой передачи с целью определения

наличия шума при работе моторно-якорных подшипников тяговых двигателей; дозировочную заправку кожухов зубчатой передачи; запрессовку консистентной смазки

шарнирных соединений тормозной рычажной передачи;

транспортировку деталей вдоль стойла.

Аналогичные механизированные стойла с комплек­ том домкратов, гайковертов и другого оборудования име­ ются в депо Боготол, Жмеринка, Москва-Сортировочная, Горький-Сортировочный и др.

В депо Курган при внедрении комплексной механи­ зации был получен следующий экономический эффект:

от уменьшения трудоемкости 7516 руб. в год и высво­

бождение пяти рабочих; от сокращения штата заливальщиков смазки — 2076 руб. в год. Общая сумма экономии

в год составляет 14 723 руб.

Стоимость

капитальных

затрат

на

механизацию с

учетом

амортизационных

■отчислений

и накладных

расходов

составляет 20 156

руб., т.

е.

срок окупаемости

составляет

1 год 4 ме­

сяца.

По данным депо Пенза III затраты на постройку одно­ го механизированного стойла составили около 10 тыс.

руб. За счет снижения трудоемкости на 10%, уменьшения простея электровозов в ремонте и других работ затраты

на одно стойло окупятся за 14 месяцев.

Создание механизированных стойл в депо — важное средство уменьшения трудоемкости работ, а следова­ тельно, возможности сокращения численности ремонтно­ го персонала, а также ускорения технологических опе­

раций. Все это позволяет повысить производительность труда, качество работ, а также сократить время простоя локомотивов в ремонте.

В цехах подъемочного ремонта электровозов широкое

применение получили поточно-конвейерные линии для ремонта крупных наиболее трудоемких узлов. В табл. 11 приведен перечень поточных линий, разработанных ПКБ ЦТ МПС.

Минимальное количество ремонтов и осмотров в сут­

ки, необходимых для организации поточного производ­ ства, по расчетам института «Трансэлектропроект» при­ ведено в табл. 12.

91


 

 

Таблица 11

Наименование линии

Состояние работ

Проект

1

2

3

Поточная линия подъе-

мочного ремонта тележек электровозов ВЛ8, ВЛ23

Поточная линия подъе-

мочного ремонта колесных пар и букс электровозов ВЛ8, ВЛ23

Поточная линия для ремонта тяговых двигате­ лей НБ-406 электровозов ВЛ8, ВЛ23

Типовое отделение для ремонта на потоке акку­

муляторных батарей

40КН 125 электровозов ВЛ10, ВЛ8, ВЛ23, ВЛ60,

ВЛ80, электропоездов ЭР2

Машины для мойки под­ шипников качения локо­ мотивов всех серий

Поточная линия по ре­

монту кожухов зубчатых передач электровозов

Поточная линия для ремонта и сборки колес­ но-моторных блоков элек­ тровозов ВЛ22М

Механизированная по­ зиция для сборки колес­ но-моторных блоков (го­ ризонтальный способ сбор­ ки)

То же (вертикальный способ сборки)

Опытный

 

образец

из­

АЮ67СДО

готовлен

 

ПКБ

ЦТ

в

 

1967

г.

Серийно

изготов­

 

ляется TPM, Новохоперск

А10140100

Опытный

образец

изго­

товлен ПКБ ЦТ в 1972 г.

 

Линия смонтирована в де­

 

по

Рыбное

Московской

 

дороги

 

 

 

работа­

А739, А740

Опытные линии

ют с 1967—1968

гг.

в

 

депо

Московка

Западно-

 

Сибирской

дороги,

Крас­

 

ный Лиман

Донецкой до­

 

роги

 

 

оборудование

А836

Опытное

монтируется

в депо Дема

 

Куйбышевской

дороги.

 

Моечная

машина

по про­

 

екту А832 испытана, с

 

1973 г. передана в произ­

 

водство

 

 

 

 

 

 

 

В

1971

г.

изготовлен

А931С100

опытный образец и смон­

тирован в депо Ашхабад Среднеазиатской дороги

Функционируют: в депо Московка для электрово­ зов ВЛ8 и ВЛ23; в депо Горький-Сортировочный для электровозов ВЛ60ь; в депо Пермь для элек­ тровозов ВЛ22М

Функционирует в депо Пермь Свердловской до­ роги

Функционирует в депо Горький-Сортировочный для электровозов ВЛ60к, Курган для электровозов ВЛ 10

Функционирует в депо

Георгиу-Деж для электро­ возов ВЛ80к и в ряде

других депо

92


 

 

Продолжение

Наименование линии

Состояние работ

Проект

1

2

3

Стенд

для

разработки

Разработан ∏KS ЦТ

 

колесно-моторных блоков

Функционирует

в локо­

То же

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мотивном депо

Пермь

в

Стенд

для

сборки ко­

течение нескольких лет

 

Разработан ПДБ ЦТ

 

лесно-моторных

блоков

Разработан

в депо

Рыб­

То же

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ное Московской

 

дороги

с

Поточная

линия

для

учетом опыта ряда депо

 

Функционирует

в

депо

ремонта

вспомогательных

Георгиу-Деж (карусель­

машин переменного тока

ная); в депо

Казатин (ли­

Поточная

линия

для

нейная)

 

 

в

депо

функционирует

ремонта

электрических

Георгиу-Деж,

Боготол

 

групповых переключателей

 

 

 

 

 

 

электровозов

BJI60κ

и

 

 

 

 

 

 

BΛ80κ

 

 

 

 

Функционируют во мно­

Механизированные пози­

ции для окраски

кузовов

гих депо

 

 

 

 

 

электровозов

в

электро­

 

 

 

 

 

 

статическом поле или ме­

 

 

 

 

 

 

тодом безвоздушного рас­

 

 

 

 

 

 

пыления

 

машины

 

функционируют

в боль­

Моечные

 

МТД-12, МТД-13- и др.

шинстве депо с

подъемоч-

для обмывки

оборудова­

ным ремонтом

 

 

 

 

ния электровозов

А1084

Р401ИН

Таблица 12

 

 

Минимальное ко­

Наименование ремонта или осмотра

Измеритель

личество ремонтов

или осмотров в

 

 

сутки

T епловозы

 

Подъемочный ремонт.........................

Секция

1

Большой периодический ремонт .

»

1

Малый периодический ремонт

Тепловоз

2

Профилактический осмотр

»

6

Электро возы

1

Подъемочный ремонт...............................

Секция

Большой периодический ремонт

»

1

Малый периодический ремонт

Электровоз

4

Профилактический осмотр ....

»

8

93