Файл: Спектор, В. А. Организация и планирование деятельности управлений производственно-технологической комплектации в новых условиях хозяйствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Новая форма хозяйственных связей УПТК

стерриториальными органами Госснаба СССР

Вусловиях проводимой хозяйственной реформы важ ­ нейшим направлением повышения эффективности систе­ мы материально-технического обеспечения является пе­ ревод строительных организаций на новый порядок снабжения по их заказам через территориальные органы Госснаба СССР. Этот порядок предусмотрен постанов­

лением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. «О совершенствовании планирования капиталь­ ного строительства и об усилении экономического сти­ мулирования строительного производства».

Всоответствии с этим постановлением в 1970 г. в порядке опыта на указанную систему снабжения были переведены шесть крупных организаций строительных министерств СССР в масштабе территориальных главков

истроительных министерств союзных республик с общим объемом строительно-монтажных работ 1,5 млн. руб.— Минстрой и Минсельстрой Латвийской ССР, Минпромстрой БССР, Главволговятскстрой, Главтатстрой и Главцентротяжстрой.

В1973 г. число организаций, переведенных на новую систему снабжения, достигло 19. Это — ряд главков и территориальных управлений строительства (в том числе Камгэсэнергострой Минэнерго СССР). Общий объем

строительно-монтажных работ по этим 19 организациям составил более 3,5 млрд. руб.

В отличие от существовавшего порядка определения потребности в материалах при новом порядке снабжения через органы Госснаба СССР, главные и территориаль­ ные управления материально-технического снабжения (ГУМТС или УМТС) Госснаба. СССР совместно с рес­ публиканскими строительными министерствами или главстроями рассматривают уточненную структуру строительно-монтажных работ и сводные расчеты по­ требности в основных материалах, а также совместно защищают ее в соответствующих организациях (по ма­ териалам номенклатуры народнохозяйственного плана и Госплана СССР).

ГУМТС или УМТС доводят планы снабжения, полу­ ченные от Госснаба СССР, до республиканских строи­ тельных министерств или главстроев.

50

Размер фондов для строительныхорганизаций, переведенных на новую систему снабжения, определяет­ ся Госпланом СССР совместно с Госснабом СССР (а также совместно со строительными министерствами) ис­ ходя из структуры плана подрядных работ и действую­ щих норм расхода материалов на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ по каждой пе­ реведенной организации. На основе расчетов строитель­ ных министерств СССР Госплан СССР определяет фон­ ды для строительных организаций, переведенных на но­ вую систему снабжения, и передает эти фонды Госснабу

СССР как фондодержателю, призванному осуществлять через свои территориальные управления материальнотехническое снабжение этих строительных организаций по их заказам на основе проектов и смет.

Рядом республиканских министерств строительства и главстроями утверждены согласованные с ГУМТС и УМТС номенклатуры и первичные формы расчета по­ требности в материалах на физические объемы работ по объектам.

Специфицирование выделенных фондов на матери­ альные ресурсы и прикрепление потребителей к постав­ щикам осуществляется через территориальные органы Госснаба СССР.

Переход на новую систему снабжения потребовал внесения организационных и функциональных измене­ ний в структуру и деятельность территориальных орга­ нов Госснаба СССР. В ГУМТС и УМТС были созданы отделы снабжения строительства, определены их задачи и функции, расширились функции специализированных снабженческо-сбытовых организаций.

В территориальных управлениях Госснаба СССР, об­ служивающих организации, расположенные в несколь­ ких областях и автономных республиках, для более опе­ ративного решения вопросов по снабжению строек соз­ даны отделы по снабжению строительных организаций в областных универсальных управлениях.

Взаимоотношения территориальных органов Госснаба

СССР со строительными организациями, переведенными на новый порядок снабжения, были определены прика­ зом по Госснабу СССР от 22 июля 1969 г. № 166, а так­ же некоторыми положениями и соглашениями, разрабо­ танными на местах.


Анализ действующих положений показал, что терри­ ториальным органам Госснаба СССР вменяется в обя­ занность:

поставлять строительным организациям в течение года с разбивкой по кварталам определенное количество материально-технических ресурсов;

в пределах квартала по заказам и графикам, согла­ сованным со строительными организациями, обеспечи­ вать доставку материалов со складов и баз, как прави­ ло, в централизованном порядке;

создавать на складах и базах комплектные запасы материалов и резервы, необходимые для удовлетворе­ ния нужд строительных организаций, переводимых на новую систему снабжения.

Строительные организации должны:

производить расчеты потребности в материалах по­ объектно на основе проектов и смет, исходя из установ­ ленных нормативов;

соблюдать режим экономии и обеспечивать сохран­ ность материалов;

вести учет расхода материалов (лимитные карточки) по каждому объекту строительства в соответствии с про­ ектами и сметами;

расходовать материалы только на объекты, преду­ смотренные планом, и в первую очередь на пусковые объекты;

увеличивать складские мощности территориальных управлений Госснаба СССР за счет государственных капитальных вложений, а также изыскивать дополни­ тельные возможности строительства складов за счет нецентрализованных источников финансирования, при­ влекаемых заказчиками;

передавать снабженческо-сбытовым организациям имеющиеся в строительных организациях готовые склад­ ские помещения.

Опыт работы по новой системе снабжения строитель­ ства территориальными управлениями Госснаба СССР

сложился в разных районах различно. Так, в Главснабе при Совете Министров Белорусской ССР, УМТС ВолгоВятского района и Центрально-Черноземного района планирование снабжения строительных трестов было ор­ ганизовано в основном через Главпромстройснаб Миипромстроя БССР, УМТО Главволговятскстроя и УМТС Главлипецкстроя. Эти территориальные органы Госснаба

52

СССР строили свою работу по обеспечению сводной потребности по министерству и главку в целом.

В отличие от этого Главснаб Совета Министров Л ат­ вийской ССР и УМТС Татарского района обеспечивают непосредственно строительные тресты. В этих террито­ риальных управлениях установлены прямые взаимоотно­ шения УПТК строительных трестов со специализирован­ ными снабженческо-сбытовыми организациями ГУМТС и УМТС при планировании, специфицировании и занарядке материалов, особенно по номенклатуре продукции, распределяемой. Госснабом СССР.

Следует признать, что наиболее удачный, по нашему мнению, опыт организации снабжения строительства сложился в Главснабе при Совете Министров Латвий­ ской ССР, где обеспечение материалами было наиболее приближено к строительным трестам (УПТК) и пред­ приятиям промышленности строительных конструкций.

Сущность этого опыта в следующем. Определение потребности в материалах по номенклатуре народнохозяйственного плана и ее защита в Госплане СССР (1970 г.) и Минстрое СССР (1971— 1972 гг.) производились совместно Главснабом и Минстроем рес­ публики, а по номенклатуре Госснаба СССР— только Главснабом по заявкам УПТК трестов.

Выделенные ресурсы по номенклатуре народнохозяйственного плана распределялись Минстроем с участием Главсиаба, а по но­ менклатуре Госснаба СССР — непосредственно Главснабом строи­ тельным трестам. Однако разработку баланса по сборным кон­ струкциям и изделиям по-прежнему осуществляло республиканское министерство строительства.

В Минстрое Латвийской ССР на стадии формирования плана особое внимание уделялось определению потребности в материаль- - пых ресурсах по нормам на 1 млн. руб. сметной стоимости строи­ тельно-монтажных работ. Опыт показал, что при тщательной про­ работке структуры плана и правильном подборе -аналогов на ста­ дии плана разрывы в потребности, определенной по нормам на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ, и по проектам и сметам по некоторым основным материалам составляют лишь 3—5%, а по ряду материалов потребность вообще покрывается полностью.

В отношении наделения ресурсами Министерство строительства Латвийской ССР не ставилось в исключительные условия. Не вы­ делялись и дополнительные ресурсы в связи с проводившимся экс­ периментом. 'На первой стадии определения потребности в материа­ лах по нормам на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-мон­ тажных работ и в специфицировании выделенных ресурсов на пер­ вое полугодие планируемого года никаких изменений в методах, действовавших в республике ранее, не произошло. Однако на вто­ рой стадии, после утверждения плана строительно-монтажных ра­ бот и получения внутрипостроечных титульных списков, потребность в ресурсах определялась трестами уже на основании рабочих чер­ тежей проектов и смет и рассматривалась Минстроем Латвийской

53


ССР совместно с Главснабом. Минстрой передавал Главснабу свод­ ную потребность в материалах его строительных и специализирован­ ных организаций, а также промышленных предприятий. Опыт рабо­ ты в новых условиях показал, что покрытие дефицита материалов производилось путем последовательного проведения совместных ме­ роприятий Минстроя и Главснаба: «сгущения» поставок в первом полугодии из расчета не менее 50% уточненной потребности (а по металлу 55—59%); привлечения Главснабом дополнительных ре­ сурсов .по линии Госплана республики, Госснаба СССР, промышлен­ ных предпрН'ятнй-заказчиков, а также снижения размера остатков материалов в строительных организациях.

Особого внимания заслуживает опыт специализированного управления Латвхимснабсбыт. Для этого управления по продукции номенклатуры Госснаба СССР строительные организации республики не защищают годовых заявок, а получают продукцию в соответст­ вии с оперативными заказами и в необходимые сроки. УПТК трес­ тов оперативно согласовывают с управлением Латвхимснабсбыт ко­ личество и сроки поставок, и управление централизованно своим автотранспортом доставляет продукцию потребителям.

Данные анализа опыта строительных организаций, снабжение которых идет по заказам через территориаль­ ные органы Госснаба СССР, показали организационно­ экономические преимущества новой системы снабжения.

Оценка работы ГУМТС и УМТС Госснаба СССР

производилась по уровню вовлечения материалов в строительное производство, главным образом за счет вы­ сокой комплектности поставляемых материалов и опера­ тивного обеспечения потребности строителей. Опреде­ ляющим фактором в этом отношении являются текущие остатки материалов в течение всего года у потребите­ лей — строительных организаций.

Остатки материалов у ряда строительных организа­ ций, переведенных на снабжение через территориальные органы Госснаба СССР, в основном снизились. Об этом свидетельствует опыт Минстроя Латвийской ССР. За два года эксперимента (1970—1971 гг.) остатки по про­ кату черных металлов снизились по Минстрою Латвий­ ской ССР на 28%, по трубам большого диаметра на 15%, по мягким кровельным материалам на 33% и т. д.

Прямые взаимоотношения территориальных органов Госснаба СССР со строительными организациями вы­ явили значительные возможности оперативного решения вопросов обеспечения строительными материалами. Но­ вый порядок снабжения позволил территориальным уп­ равлениям снабжения как фондодержателям широ­ ко маневрировать материальными ресурсами, выделен­ ными для обеспечения строительства, т. е. распоряжать-

54


ся фондами и наличными остатками материалов у всех строительных организаций, взятых па прямое обес­

печение.

Б настоящее время улучшилось обеспечение строи­ тельных организаций материалами, которые централизо­ ванно доставляются непосредственно с баз и складов территориальных управлений Госснаба СССР.

Таким образом, новая система снабжения оказывает положительное влияние на интенсификацию строитель­ ного производства и создает условия для ускорения вво­ да объектов в эксплуатацию.

При переходе организаций на снабжение строек ма­ териалами через органы Госснаба СССР по заказам в соответствии с потребностью, определенной по проектам и сметам, имели место значительные трудности. Эти трудности вызваны тем, что отсутствовала единая мето­ дика расчета потребности в материалах по проектам и сметам, в связи с чем заказ изменил не форму организа­ ции снабжения, а. только расчетную базу потребности. При проведении опыта усилия организаций были направ­ лены в основном на использование системы заказа для сравнительной оценки выделенных материально-техниче­ ских ресурсов по нормам на 1 млн. руб. строительно­ монтажных работ с потребностью, определенной по про­ ектам и сметам. Эта роль заказа не является единствен­ ной и основной.

Кроме того, необходимо было производить трудоем­ кие расчеты потребности в материалах на основе тех­ нической документации по производственным нормам без применения каких-либо укрупненных нормативов, что усложнило работу строительных и снабженческо-сбыто­ вых организаций.

В УПТК строительных организаций еще не отрабо тана единая расчетная лимитно-комплектовочная доку­ ментация; определение потребности строительных орга­ низаций в материалах не имеет надежной базы для рас­ четов, так как в ряде случаев не обеспечивается свое­ временная выдача необходимой технической документа­ ции. Среди существующей документации, как правило, отсутствуют ведомости потребных материалов, конструк­ ций и полуфабрикатов.

Эти недостатки мешают нормальной организации материально-технического снабжения строительных тре­ стов и ДСК, так как возникает необходимость в дополни­

55

тельном выделении ресурсов и оформлении нарядов на поставку в тот период, когда уже закончено прикрепле­ ние потребителей к поставщикам.

Строительные министерства еще не полностью орга­ низовали работу в соответствии с требованиями поста­ новления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. о наведении порядка в расходовании материалов, о повышении ответственности строительных организаций за нарушение условий, предусмотренных проектами и сметами, увеличении концентрации работ на пусковых объектах, прекращении внеплановых работ, наведении порядка с лимитно-комплектовочными карта­ ми и др.

В первые годы эксперимента территориальные управ­ ления Госснаба СССР не были подготовлены к перера­ ботке значительного объема информации, связанной с обеспечением конкретных объектов, и были вынуждены ограничить номенклатуру материалов, которая прини­ мал а,сь к обеспечению по проектам и сметам.

Ряд территориальных управлений стремился органи­ зовать обеспечение строительства в целом по главстрою или строительному министерству союзной республики, не контактируя в достаточной степени с УПТК и органами управления строящимися объектами.

Изменению подверглись в основном взаимоотноше­ ния строительных организаций с территориальными уп­ равлениями Госснаба СССР при годовом планировании материальных ресурсов. Условия квартального и месяч­ ного планирования поставок, как правило, не измени­ лись.

Объем специфицирования материальных ресурсов определялся не потребностью стройки, основанной на расчетах по проектам и сметам; а размерами выделен­ ных фондов с некоторой корректировкой.

Созданные в территориальных управлениях отделы снабжения строительства не полностью обеспечивали увязку отраслевой специфики строительства с принятым порядком рассмотрения вопросов снабжения в специали­ зированных управлениях территориальных органов Гос­ снаба СССР. Для эффективного проведения и более ши­ рокого применения опыта по новой системе снабжения строек материалами представляется целесообразным провести ряд мероприятий.

Целесообразно завершить в 1974 г. полный переход

56


на снабжение строительных организаций указанных 19 главных и территориальных управлений строительст­ ва и республиканских строительных министерств фонди­ руемыми и планируемыми материалами через органы Госснаба СССР по их заказам в соответствии с потреб­ ностью, определенной по проектам и сметам. Необходи­ мо отработать эту систему снабжения в первую очередь для строительных трестов и ДСК, переведенных на но­ вую систему планирования и экономического стимулиро­ вания, так как концентрация комплектных материаль­ ных ресурсов на важнейших и пусковых объектах, увяз­ ка снабжения по заказам с этапами строительства наи­ лучшим образом отвечают требованиям хозяйственной реформы в строительстве,

В дальнейшем следует расширить число строитель­ ных организаций, переводимых на новый порядок снаб­ жения, за счет крупных территориальных подрядных организаций, действующих в районах сосредоточенного строительства и осуществляющих строительство объек­ тов, имеющих наиболее важное народнохозяйственное значение.

По строительным организациям, уже перешедшим или переводимым на новую систему снабжения по за ­ казам, необходимо прежде всего добиться стабильности планов подрядных организаций, сбалансированности планов строительно-монтажных работ с планами мате­ риально-технического снабжения и комплектации, а так­ же резко повысить требования к срокам и качеству представляемой ими проектно-сметной документации со­ гласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров

СССР от 28 мая 1969 г. «Об улучшении проектно-смет­ ного дела».

Строительным организациям, переведенным на новый порядок снабжения, Госплан СССР и строительные ми­ нистерства должны выделять материалы в полном объе­ ме, исходя из действующих норм расхода материалов на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтаж­ ных работ, утвержденных Госстроем СССР и Госпланом

СССР, без применения понижающих коэффициентов, не предусмотренных утвержденными нормами. При такой системе расчетов выявленная разница между потреб­ ностью, определенной по нормам на 1 млн. руб., и по­ требностью, определенной по проектно-сметной докумен­ тации, должна покрываться органами Госснаба СССР.

57

В настоящее время имеется мнение, что при Ионой системе снабжения строительных организаций, которая основана на расчетах их потребности по проектам и сметам, материалов потребуется больше, чем по расче­ там, определенным согласно нормам на 1 млн. руб. стоимости строительно-монтажных работ.

С такой точкой зрения полностью согласиться нельзя. Конечно, имеют место случаи, когда потребность в ма­ териалах, определенная по проектам и сметам в специ­ фицированном виде, не соответствует размерам выделен­ ных фондов. В этих случаях выполнение плана будет зависеть от тесного сотрудничества строительных орга­ низаций с территориальными управлениями снабжения Госснаба СССР. Здесь должны проявиться преимущест­ ва нового порядка снабжения. С одной стороны, строи­

тельные

организации составляют планы строительства

с учетом

материалоемкости отдельных объемов работ,

сроков ввода и значимости объектов, а также разраба­ тывают мероприятия по экономному расходованию и замене дефицитных материалов менее дефицитными. С другой стороны, территориальные органы рассматри­ вают годовой план снабжения строительных трестов совместно с министерствами строительства союзных рес­ публик и главстроями для определения рационального направления материальных ресурсов в первую очередь па пусковые и наиболее важные для народного хозяйст­ ва объекты.

Одновременно с этим территориальные управления снабжения изыскивают дополнительные ресурсы путем получения фондов по результатам переписи материалов, за счет перевыполнения плана промышленностью стра­ ны, неполного использования фондов другими потреби­ телями, а также путем опережения поставок.

Все эти возможности выявляются при правильной организации оперативного планирования снабжения спе­ циализированными управлениями территориальных ор­ ганов Госснаба СССР.

Для дальнейшего развития и совершенствования но­ вой системы снабжения необходимо, чтобы территори­ альные органы Госснаба СССР обеспечивали строитель­ ные организации для выполнения плана строительно­ монтажных работ всей необходимой номенклатурой ма­ териалов, которая в настоящее время еще рассредото­ чена между различными министерствами и ведомствами.

58