Файл: Спектор, В. А. Организация и планирование деятельности управлений производственно-технологической комплектации в новых условиях хозяйствования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
4. Новая форма хозяйственных связей УПТК
стерриториальными органами Госснаба СССР
Вусловиях проводимой хозяйственной реформы важ нейшим направлением повышения эффективности систе мы материально-технического обеспечения является пе ревод строительных организаций на новый порядок снабжения по их заказам через территориальные органы Госснаба СССР. Этот порядок предусмотрен постанов
лением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. «О совершенствовании планирования капиталь ного строительства и об усилении экономического сти мулирования строительного производства».
Всоответствии с этим постановлением в 1970 г. в порядке опыта на указанную систему снабжения были переведены шесть крупных организаций строительных министерств СССР в масштабе территориальных главков
истроительных министерств союзных республик с общим объемом строительно-монтажных работ 1,5 млн. руб.— Минстрой и Минсельстрой Латвийской ССР, Минпромстрой БССР, Главволговятскстрой, Главтатстрой и Главцентротяжстрой.
В1973 г. число организаций, переведенных на новую систему снабжения, достигло 19. Это — ряд главков и территориальных управлений строительства (в том числе Камгэсэнергострой Минэнерго СССР). Общий объем
строительно-монтажных работ по этим 19 организациям составил более 3,5 млрд. руб.
В отличие от существовавшего порядка определения потребности в материалах при новом порядке снабжения через органы Госснаба СССР, главные и территориаль ные управления материально-технического снабжения (ГУМТС или УМТС) Госснаба. СССР совместно с рес публиканскими строительными министерствами или главстроями рассматривают уточненную структуру строительно-монтажных работ и сводные расчеты по требности в основных материалах, а также совместно защищают ее в соответствующих организациях (по ма териалам номенклатуры народнохозяйственного плана и Госплана СССР).
ГУМТС или УМТС доводят планы снабжения, полу ченные от Госснаба СССР, до республиканских строи тельных министерств или главстроев.
50
Размер фондов для строительныхорганизаций, переведенных на новую систему снабжения, определяет ся Госпланом СССР совместно с Госснабом СССР (а также совместно со строительными министерствами) ис ходя из структуры плана подрядных работ и действую щих норм расхода материалов на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ по каждой пе реведенной организации. На основе расчетов строитель ных министерств СССР Госплан СССР определяет фон ды для строительных организаций, переведенных на но вую систему снабжения, и передает эти фонды Госснабу
СССР как фондодержателю, призванному осуществлять через свои территориальные управления материальнотехническое снабжение этих строительных организаций по их заказам на основе проектов и смет.
Рядом республиканских министерств строительства и главстроями утверждены согласованные с ГУМТС и УМТС номенклатуры и первичные формы расчета по требности в материалах на физические объемы работ по объектам.
Специфицирование выделенных фондов на матери альные ресурсы и прикрепление потребителей к постав щикам осуществляется через территориальные органы Госснаба СССР.
Переход на новую систему снабжения потребовал внесения организационных и функциональных измене ний в структуру и деятельность территориальных орга нов Госснаба СССР. В ГУМТС и УМТС были созданы отделы снабжения строительства, определены их задачи и функции, расширились функции специализированных снабженческо-сбытовых организаций.
В территориальных управлениях Госснаба СССР, об служивающих организации, расположенные в несколь ких областях и автономных республиках, для более опе ративного решения вопросов по снабжению строек соз даны отделы по снабжению строительных организаций в областных универсальных управлениях.
Взаимоотношения территориальных органов Госснаба
СССР со строительными организациями, переведенными на новый порядок снабжения, были определены прика зом по Госснабу СССР от 22 июля 1969 г. № 166, а так же некоторыми положениями и соглашениями, разрабо танными на местах.
Анализ действующих положений показал, что терри ториальным органам Госснаба СССР вменяется в обя занность:
поставлять строительным организациям в течение года с разбивкой по кварталам определенное количество материально-технических ресурсов;
в пределах квартала по заказам и графикам, согла сованным со строительными организациями, обеспечи вать доставку материалов со складов и баз, как прави ло, в централизованном порядке;
создавать на складах и базах комплектные запасы материалов и резервы, необходимые для удовлетворе ния нужд строительных организаций, переводимых на новую систему снабжения.
Строительные организации должны:
производить расчеты потребности в материалах по объектно на основе проектов и смет, исходя из установ ленных нормативов;
соблюдать режим экономии и обеспечивать сохран ность материалов;
вести учет расхода материалов (лимитные карточки) по каждому объекту строительства в соответствии с про ектами и сметами;
расходовать материалы только на объекты, преду смотренные планом, и в первую очередь на пусковые объекты;
увеличивать складские мощности территориальных управлений Госснаба СССР за счет государственных капитальных вложений, а также изыскивать дополни тельные возможности строительства складов за счет нецентрализованных источников финансирования, при влекаемых заказчиками;
передавать снабженческо-сбытовым организациям имеющиеся в строительных организациях готовые склад ские помещения.
Опыт работы по новой системе снабжения строитель ства территориальными управлениями Госснаба СССР
сложился в разных районах различно. Так, в Главснабе при Совете Министров Белорусской ССР, УМТС ВолгоВятского района и Центрально-Черноземного района планирование снабжения строительных трестов было ор ганизовано в основном через Главпромстройснаб Миипромстроя БССР, УМТО Главволговятскстроя и УМТС Главлипецкстроя. Эти территориальные органы Госснаба
52
СССР строили свою работу по обеспечению сводной потребности по министерству и главку в целом.
В отличие от этого Главснаб Совета Министров Л ат вийской ССР и УМТС Татарского района обеспечивают непосредственно строительные тресты. В этих террито риальных управлениях установлены прямые взаимоотно шения УПТК строительных трестов со специализирован ными снабженческо-сбытовыми организациями ГУМТС и УМТС при планировании, специфицировании и занарядке материалов, особенно по номенклатуре продукции, распределяемой. Госснабом СССР.
Следует признать, что наиболее удачный, по нашему мнению, опыт организации снабжения строительства сложился в Главснабе при Совете Министров Латвий ской ССР, где обеспечение материалами было наиболее приближено к строительным трестам (УПТК) и пред приятиям промышленности строительных конструкций.
Сущность этого опыта в следующем. Определение потребности в материалах по номенклатуре народнохозяйственного плана и ее защита в Госплане СССР (1970 г.) и Минстрое СССР (1971— 1972 гг.) производились совместно Главснабом и Минстроем рес публики, а по номенклатуре Госснаба СССР— только Главснабом по заявкам УПТК трестов.
Выделенные ресурсы по номенклатуре народнохозяйственного плана распределялись Минстроем с участием Главсиаба, а по но менклатуре Госснаба СССР — непосредственно Главснабом строи тельным трестам. Однако разработку баланса по сборным кон струкциям и изделиям по-прежнему осуществляло республиканское министерство строительства.
В Минстрое Латвийской ССР на стадии формирования плана особое внимание уделялось определению потребности в материаль- - пых ресурсах по нормам на 1 млн. руб. сметной стоимости строи тельно-монтажных работ. Опыт показал, что при тщательной про работке структуры плана и правильном подборе -аналогов на ста дии плана разрывы в потребности, определенной по нормам на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ, и по проектам и сметам по некоторым основным материалам составляют лишь 3—5%, а по ряду материалов потребность вообще покрывается полностью.
В отношении наделения ресурсами Министерство строительства Латвийской ССР не ставилось в исключительные условия. Не вы делялись и дополнительные ресурсы в связи с проводившимся экс периментом. 'На первой стадии определения потребности в материа лах по нормам на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-мон тажных работ и в специфицировании выделенных ресурсов на пер вое полугодие планируемого года никаких изменений в методах, действовавших в республике ранее, не произошло. Однако на вто рой стадии, после утверждения плана строительно-монтажных ра бот и получения внутрипостроечных титульных списков, потребность в ресурсах определялась трестами уже на основании рабочих чер тежей проектов и смет и рассматривалась Минстроем Латвийской
53
ССР совместно с Главснабом. Минстрой передавал Главснабу свод ную потребность в материалах его строительных и специализирован ных организаций, а также промышленных предприятий. Опыт рабо ты в новых условиях показал, что покрытие дефицита материалов производилось путем последовательного проведения совместных ме роприятий Минстроя и Главснаба: «сгущения» поставок в первом полугодии из расчета не менее 50% уточненной потребности (а по металлу 55—59%); привлечения Главснабом дополнительных ре сурсов .по линии Госплана республики, Госснаба СССР, промышлен ных предпрН'ятнй-заказчиков, а также снижения размера остатков материалов в строительных организациях.
Особого внимания заслуживает опыт специализированного управления Латвхимснабсбыт. Для этого управления по продукции номенклатуры Госснаба СССР строительные организации республики не защищают годовых заявок, а получают продукцию в соответст вии с оперативными заказами и в необходимые сроки. УПТК трес тов оперативно согласовывают с управлением Латвхимснабсбыт ко личество и сроки поставок, и управление централизованно своим автотранспортом доставляет продукцию потребителям.
Данные анализа опыта строительных организаций, снабжение которых идет по заказам через территориаль ные органы Госснаба СССР, показали организационно экономические преимущества новой системы снабжения.
Оценка работы ГУМТС и УМТС Госснаба СССР
производилась по уровню вовлечения материалов в строительное производство, главным образом за счет вы сокой комплектности поставляемых материалов и опера тивного обеспечения потребности строителей. Опреде ляющим фактором в этом отношении являются текущие остатки материалов в течение всего года у потребите лей — строительных организаций.
Остатки материалов у ряда строительных организа ций, переведенных на снабжение через территориальные органы Госснаба СССР, в основном снизились. Об этом свидетельствует опыт Минстроя Латвийской ССР. За два года эксперимента (1970—1971 гг.) остатки по про кату черных металлов снизились по Минстрою Латвий ской ССР на 28%, по трубам большого диаметра на 15%, по мягким кровельным материалам на 33% и т. д.
Прямые взаимоотношения территориальных органов Госснаба СССР со строительными организациями вы явили значительные возможности оперативного решения вопросов обеспечения строительными материалами. Но вый порядок снабжения позволил территориальным уп равлениям снабжения как фондодержателям широ ко маневрировать материальными ресурсами, выделен ными для обеспечения строительства, т. е. распоряжать-
54
ся фондами и наличными остатками материалов у всех строительных организаций, взятых па прямое обес
печение.
Б настоящее время улучшилось обеспечение строи тельных организаций материалами, которые централизо ванно доставляются непосредственно с баз и складов территориальных управлений Госснаба СССР.
Таким образом, новая система снабжения оказывает положительное влияние на интенсификацию строитель ного производства и создает условия для ускорения вво да объектов в эксплуатацию.
При переходе организаций на снабжение строек ма териалами через органы Госснаба СССР по заказам в соответствии с потребностью, определенной по проектам и сметам, имели место значительные трудности. Эти трудности вызваны тем, что отсутствовала единая мето дика расчета потребности в материалах по проектам и сметам, в связи с чем заказ изменил не форму организа ции снабжения, а. только расчетную базу потребности. При проведении опыта усилия организаций были направ лены в основном на использование системы заказа для сравнительной оценки выделенных материально-техниче ских ресурсов по нормам на 1 млн. руб. строительно монтажных работ с потребностью, определенной по про ектам и сметам. Эта роль заказа не является единствен ной и основной.
Кроме того, необходимо было производить трудоем кие расчеты потребности в материалах на основе тех нической документации по производственным нормам без применения каких-либо укрупненных нормативов, что усложнило работу строительных и снабженческо-сбыто вых организаций.
В УПТК строительных организаций еще не отрабо тана единая расчетная лимитно-комплектовочная доку ментация; определение потребности строительных орга низаций в материалах не имеет надежной базы для рас четов, так как в ряде случаев не обеспечивается свое временная выдача необходимой технической документа ции. Среди существующей документации, как правило, отсутствуют ведомости потребных материалов, конструк ций и полуфабрикатов.
Эти недостатки мешают нормальной организации материально-технического снабжения строительных тре стов и ДСК, так как возникает необходимость в дополни
55
тельном выделении ресурсов и оформлении нарядов на поставку в тот период, когда уже закончено прикрепле ние потребителей к поставщикам.
Строительные министерства еще не полностью орга низовали работу в соответствии с требованиями поста новления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. о наведении порядка в расходовании материалов, о повышении ответственности строительных организаций за нарушение условий, предусмотренных проектами и сметами, увеличении концентрации работ на пусковых объектах, прекращении внеплановых работ, наведении порядка с лимитно-комплектовочными карта ми и др.
В первые годы эксперимента территориальные управ ления Госснаба СССР не были подготовлены к перера ботке значительного объема информации, связанной с обеспечением конкретных объектов, и были вынуждены ограничить номенклатуру материалов, которая прини мал а,сь к обеспечению по проектам и сметам.
Ряд территориальных управлений стремился органи зовать обеспечение строительства в целом по главстрою или строительному министерству союзной республики, не контактируя в достаточной степени с УПТК и органами управления строящимися объектами.
Изменению подверглись в основном взаимоотноше ния строительных организаций с территориальными уп равлениями Госснаба СССР при годовом планировании материальных ресурсов. Условия квартального и месяч ного планирования поставок, как правило, не измени лись.
Объем специфицирования материальных ресурсов определялся не потребностью стройки, основанной на расчетах по проектам и сметам; а размерами выделен ных фондов с некоторой корректировкой.
Созданные в территориальных управлениях отделы снабжения строительства не полностью обеспечивали увязку отраслевой специфики строительства с принятым порядком рассмотрения вопросов снабжения в специали зированных управлениях территориальных органов Гос снаба СССР. Для эффективного проведения и более ши рокого применения опыта по новой системе снабжения строек материалами представляется целесообразным провести ряд мероприятий.
Целесообразно завершить в 1974 г. полный переход
56
на снабжение строительных организаций указанных 19 главных и территориальных управлений строительст ва и республиканских строительных министерств фонди руемыми и планируемыми материалами через органы Госснаба СССР по их заказам в соответствии с потреб ностью, определенной по проектам и сметам. Необходи мо отработать эту систему снабжения в первую очередь для строительных трестов и ДСК, переведенных на но вую систему планирования и экономического стимулиро вания, так как концентрация комплектных материаль ных ресурсов на важнейших и пусковых объектах, увяз ка снабжения по заказам с этапами строительства наи лучшим образом отвечают требованиям хозяйственной реформы в строительстве,
В дальнейшем следует расширить число строитель ных организаций, переводимых на новый порядок снаб жения, за счет крупных территориальных подрядных организаций, действующих в районах сосредоточенного строительства и осуществляющих строительство объек тов, имеющих наиболее важное народнохозяйственное значение.
По строительным организациям, уже перешедшим или переводимым на новую систему снабжения по за казам, необходимо прежде всего добиться стабильности планов подрядных организаций, сбалансированности планов строительно-монтажных работ с планами мате риально-технического снабжения и комплектации, а так же резко повысить требования к срокам и качеству представляемой ими проектно-сметной документации со гласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 28 мая 1969 г. «Об улучшении проектно-смет ного дела».
Строительным организациям, переведенным на новый порядок снабжения, Госплан СССР и строительные ми нистерства должны выделять материалы в полном объе ме, исходя из действующих норм расхода материалов на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтаж ных работ, утвержденных Госстроем СССР и Госпланом
СССР, без применения понижающих коэффициентов, не предусмотренных утвержденными нормами. При такой системе расчетов выявленная разница между потреб ностью, определенной по нормам на 1 млн. руб., и по требностью, определенной по проектно-сметной докумен тации, должна покрываться органами Госснаба СССР.
57
В настоящее время имеется мнение, что при Ионой системе снабжения строительных организаций, которая основана на расчетах их потребности по проектам и сметам, материалов потребуется больше, чем по расче там, определенным согласно нормам на 1 млн. руб. стоимости строительно-монтажных работ.
С такой точкой зрения полностью согласиться нельзя. Конечно, имеют место случаи, когда потребность в ма териалах, определенная по проектам и сметам в специ фицированном виде, не соответствует размерам выделен ных фондов. В этих случаях выполнение плана будет зависеть от тесного сотрудничества строительных орга низаций с территориальными управлениями снабжения Госснаба СССР. Здесь должны проявиться преимущест ва нового порядка снабжения. С одной стороны, строи
тельные |
организации составляют планы строительства |
с учетом |
материалоемкости отдельных объемов работ, |
сроков ввода и значимости объектов, а также разраба тывают мероприятия по экономному расходованию и замене дефицитных материалов менее дефицитными. С другой стороны, территориальные органы рассматри вают годовой план снабжения строительных трестов совместно с министерствами строительства союзных рес публик и главстроями для определения рационального направления материальных ресурсов в первую очередь па пусковые и наиболее важные для народного хозяйст ва объекты.
Одновременно с этим территориальные управления снабжения изыскивают дополнительные ресурсы путем получения фондов по результатам переписи материалов, за счет перевыполнения плана промышленностью стра ны, неполного использования фондов другими потреби телями, а также путем опережения поставок.
Все эти возможности выявляются при правильной организации оперативного планирования снабжения спе циализированными управлениями территориальных ор ганов Госснаба СССР.
Для дальнейшего развития и совершенствования но вой системы снабжения необходимо, чтобы территори альные органы Госснаба СССР обеспечивали строитель ные организации для выполнения плана строительно монтажных работ всей необходимой номенклатурой ма териалов, которая в настоящее время еще рассредото чена между различными министерствами и ведомствами.
58