Файл: Спектор, В. А. Организация и планирование деятельности управлений производственно-технологической комплектации в новых условиях хозяйствования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
Для получения наибольшего эффекта от внедрения новой системы предлагается установить экономически целесообразные прямые взаимоотношения территориаль ных управлений Госснаба СССР непосредственно со строительными трестами (УПТК) в части определения потребности и наделения ресурсами по номенклатуре Госснаба СССР, специфицирования и прикрепления их к поставщикам по всей номенклатуре материалов, а так же на стадии оперативного планирования (квартально го, месячного) и организации обеспечения строек.
Материалопотоки с баз, складов территориальных управлений Госснаба СССР и транзитом от поставщи ков на строительные объекты должны быть организова ны в соответствии с технологией и графиком строитель но-монтажных работ. Такую задачу призваны выполнить УПТК. В этом смысле производственно-технологическая комплектация является необходимым продолжением тер риториальной системы снабжения.
Важным условием повышения эффективности снаб жения строительных организаций через территориаль ные органы является создание рациональной сети спе циализированных и универсальных высокомеханизиро ванных баз и складов территориальных органов Гос снаба СССР.
Для значительного улучшения организации складско го снабжения необходимо, чтобы Госснаб СССР создал на базах своих территориальных органов запасы мате риальных ресурсов в размерах и ассортименте, гаранти рующих своевременное, бесперебойное и экономичное снабжение строительных организаций и предприятий промышленности строительных конструкций. Создание на базах и складах Госснаба СССР мобильных комп лектных запасов наиболее употребляемых и дефицит ных материалов в строительстве даст уверенность строи тельным организациям в надежности складской формы снабжения территориальными органами Госснаба СССР
и позволит снизить до экономически целесообразных пределов запасы на складах органов комплектации на всех уровнях управления строительством.
Дальнейшее улучшение и развитие новой системы снабжения ведется в направлении организации комплекс ного снабжения по заказам строительных трестов. Такой опыт отрабатывается в Латвии, где НИИЭСом и ЦНИПИАССом совместно с Минстроем и Главснабом
59
были определены понятие и объемы заказов по коли честву и времени, привязанные к этапам строительства. При этом под заказом была определена увязанная с графиком строительства специфицированная потреб ность в материальных ресурсах на квартал, необходимых для выполнения этапа строительства объекта или комп лекса, видов строительно-монтажных работ. В оператив ном планировании он разбивался на поставочные заказы, специфицированные по видам материалов. Фор мирование таких заказов осуществляется на базах и складах территориальных управлений Госснаба СССР. Поступление их увязывается с оперативным графиком строительно-монтажных работ каждого объекта. Экспе риментально новая методика оперативного планирова ния и организации снабжения по заказам отрабатыва лась в 1972 г. в Рижском тресте крупнопанельного до мостроения, что позволило увязать эту систему с целями хозяйственной реформы в строительстве и с развиваю щейся производственно-технологической комплектацией. Эта система станет одной из эффективных форм бесфон дового снабжения, являющейся основой развития опто вой торговли средствами производства.
Г Л А В А II
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЕРЕВОДА УПТК НА НОВУЮ СИСТЕМУ ПЛАНИРОВАНИЯ
ИЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ
1.Основные направления развития хозяйственной реформы в УПТК
Хозяйственная реформа, проводимая в строительст ве, ставит целью ускорить ввод производственных мощ ностей и объектов строительства в эксплуатацию и по высить эффективность строительного производства. З а дачу эту в полной мере можно решить лишь при усло вии одновременного перевода на новые условия хозяйст вования всех звеньев строительного производства.
В условиях массового перевода на новую систему планирования и экономического стимулирования подряд ных трестов одновременно с переводом строительно-мон тажных организаций осуществляется перевод УПТК.
60
Проведение хозяйственной реформы в УПТК подчи нено решению следующих главных задач:
улучшению материально-технического снабжения и комплектации строек материальными ресурсами для ускорения ввода в действие производственных мощностей и объектов строительства;
увеличению объемов переработки и повышения строи тельной готовности материалов и изделий;
повышению уровня комплектации, контейнеризации и централизованной доставки на объекты материальных ресурсов;
созданию условий для максимального вовлечения в хозяйственный оборот имеющихся материальных ресур сов и концентрации их на пусковых объектах;
повышению экономической эффективности хозяйст венной деятельности этих организаций;
усилению взаимодействия всех звеньев, участвующих в строительном производстве;
выполнению директивных заданий по экономному расходованию материальных ресурсов (металлопроката, цемента, лесоматериалов, стекла и др.).
УПТК, как правило, переводятся па новую систему в составе треста, наделенного правами социалистического государственного производственного предприятия (трестпредприятие). Однако возможен вариант перевода УПТК, когда на него распространяется действие Поло жения о социалистическом государственном производст венном предприятии (УПТК-предприятие). Эти вариан ты при проведении хозяйственной реформы определили различное правовое положение УПТК.
Действие Положения о социалистическом государст венном производственном предприятии распространяется постановлением Совета Министров СССР от 31 декабря 1970 г. на управления комплектации, входящие в состав строительно-монтажных трестов и домостроительных комбинатов системы Главмосстроя при Мосгорисполко ме, Главмособлстроя при Мособлисполкоме, Главленинградстроя при Ленгорисполкоме, Главкиевгорстроя при Киевском горисполкоме и Главташкентстроя при Таш кентском горисполкоме.
УПТК-предприятие, по отношению к которому трест (ДСК) выступает как орган хозяйственного управления, является юридическим лицом, имеет отдельный баланс и
61
расчетный счет в банке, обладает правом самостоятель но заключать договоры.
Наиболее показательным в этом отношении является опыт работы УК ДСК-1 Главмосстроя по новой системе планирования и экономического стимулирования.
Однако значительное большинство УПТК переводят ся как внутреннее подразделение треста, по отношению к которому трест осуществляет права социалистического государственного производственного предприятия.
С этих условиях УПТК находится на внутреннем хо зяйственном расчете, но вследствие специфики хозяйст венных связей с заводами-поставщиками, снабженческосбытовыми и транспортными организациями сохраняет отдельный баланс, имеет расчетный счет в байке, однако заключать договора УПТК может только от имени и по поручению треста.
В работе анализируется опыт планирования и эконо мического стимулирования УПТК, переведенных в соста ве трестов-предприятий № 2 Минстроя Литовской ССР (Вильнюс), № 25 Главсредневолжскстроя (Новокуйбышевск), № 36 Главзапстроя (Ленинград), № 5 Минпромстроя СССР (Минск) и др.
В зависимости от различного правового положения УПТК по-разному решаются вопросы планирования, це нообразования, расчетов, финансовые взаимоотношения УПТК с бюджетом и с вышестоящей организацией; раз личны также и методы экономического стимулирования.
Основное содержание новой системы планирования и экономического стимулирования в УПТК вытекает из принципов, сформулированных в решениях сентябрьско го (1965) Пленума ЦК КПСС, а также в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 389 «О совершенствовании планирования капиталь ного строительства и об усилении экономического стиму лирования строительного производства».
Новая система хозяйствования в |
УПТК, базируясь |
на принципах, регламентированных |
указанными доку |
ментами, развивается в трех направлениях: совершенствование показателей, форм и методов пла
нирования производственно-хозяйственной деятельности УПТК;
усиление экономических методов управления путем повышения роли финансовых результатов деятельности, совершенствования ценообразования, внедрения хозяй-
62 |
] |
ственпого расчета, новой системы расчетов за комплект
п т. п.;
повышение материальной заинтересованности работ ников УПТК в конечных результатах деятельности уп равления и строительного треста.
По этим главным направлениям НИИ экономики строительства Госстроя СССР совместно с передовыми строительными трестами и ДСК Минстроя Литовской ССР, Минпромстроя Белорусской ССР, Главзапстроя, Главмосстроя, Главсредневолжскстроя, Главверхневолжскстроя и другими ведет свои исследования, экспе рименты и разработки.
Так, в 1972 г. НИИЭС совместно с Минстроем Ли товской ССР разработал и выпустил «Методические ре комендации по подготовке и переводу УПТК на новую систему планирования и экономического стимулирования в составе треста, наделенного правами социалистическо го государственного производственного предприятия». На основании исследований и передового опыта трестов и ДСК НИИЭС разработал комплекс методических до кументов, где нашли свое отражение новые принципы планирования и экономического стимулирования дея тельности УПТК. К их числу относятся: «Рекомендации по планированию и экономическому стимулированию деятельности УПТК при переводе треста на новую сис тему хозяйствования»; «Рекомендации по подготовке УПТК к переводу треста на новую систему планиро вания и экономического стимулирования». Эти докумен ты изданы Стройиздатом в 1973'г.
2. Новая система планирования производственно-хозяйственной деятельности УПТК
Одной из центральных проблем хозяйственной ре формы является разработка форм и методов наиболее эффективного сочетания централизованного планирова ния с хозяйственной самостоятельностью организаций и совершенствованием принципов экономического стимули рования развития производства. Особое значение в этой связи приобретает исследование экономической сущ ности нового комплекса утверждаемых показателей, их взаимодействия, а также изучение проблем совершеист-
63
вования методов планирования важнейших показателей с учетом их функции в системе экономического стимули рования производства и повышения его эффективности.
Совершенствование планирования производственнохозяйственной деятельности УПТК, повышение научного уровня форм и методов разработки его планов потребо вало решения в условиях хозяйственной реформы вопро сов: о разработке показателей, отражающих сущность деятельности комплектующей организации; о совершен ствовании самих форм и методов планирования дея тельности УПТК; о разработке перспективных планов деятельности треста в области материально-технического снабжения и комплектации, их увязке с годовым и опе ративным планированием деятельности треста.
Показатели УПТК. До начала хозяйственной рефор мы в УПТК действовала система показателей, механи чески перенесенная из сферы деятельности контор мате риально-технического снабжения. Это — товарооборот (складской и транзитный), заготовительно-складские расходы, наценки, численность и фонд заработной пла ты работающих. Эти показатели не отражали сущности деятельности комплектующей организации, не характе ризовали тех качественных изменений, которые произо шли в системе материально-технического снабжения строительства в последнее десятилетие.
В условиях новой системы планирования и экономи ческого стимулирования система показателей УПТК при звана обеспечить:
выполнение установленных тресту заданий по вводу в действие основных фондов и производственных мощ ностей, являющихся показателями государственного на роднохозяйственного плана;
организацию плановой работы в УПТК и увязку ра боты всех подразделений этого управления в едином комплексе;
анализ и оценку деятельности УПТК; осуществление хозяйственного расчета и экономиче
ского стимулирования деятельности УПТК.
Новая система показателей дает объективные эконо мические критерии оценки вклада УПТК в результаты деятельности строительных организаций. Основные пока затели сочетают размерные и стимулирующие функ ции, тесно связаны с материальным поощрением. Новая система показателей УПТК вытекает из особенностей
64
производственно-хозяйственной деятельности этой орга низации, которая: выполняет функции реализации мате риально-технических ресурсов, выделенных по фондам
илимитам (снабженческий вид деятельности'); изготов ляет несерийную продукцию, перерабатывает материалы
иповышает строительную готовность полуфабрикатов
(производственный вид деятельности); комплектует ма
териальные ресурсы, укладывая их в контейнеры и па кеты, и осуществляет их централизованную доставку на строительные объекты в соответствии со сроками и тех нологией ведения строительно-монтажных работ (техно логическая комплектация).
Каждая из перечисленных видов деятельности харак теризуется определенными показателями.
Снабженческая деятельность УПТК определяется та кими показателями, как объем реализуемых поставок (в том числе транзитом и с доставкой на производственно комплектовочную базу).
Показатели, относящиеся к производственной дея тельности УПТК: объем изготовления несерийной (нети повой) продукции, переработки материалов и повышения строительной готовности полуфабрикатов; себестоимость изготовления единицы продукции; объем ее реализации.
К числу показателей, характеризующих деятельность УПТК по технологической комплектации, относятся: об щий объем реализуемых комплектных поставок, объем реализуемых поставок материальных ресурсов в контей нерах и пакетах, а также уровень комплектации и кон тейнеризации. Централизованную доставку материаль ных ресурсов от УПТК до строительных объектов харак теризует общий объем перевозок с производственно комплектовочной базы в тоннах и тонна-километрах, объ ем перевозок собственными транспортными средствами, а также себестоимость тонна-километра при транспорти ровании грузов.
Основу всей этой системы составляют показатели УПТК, утверждаемые вышестоящей организацией (тре стом, ДСК) в виде плановых заданий.
Утверждаемые вышестоящей организацией показате ли характеризуют степень централизованного планового руководства. При помощи этих показателей осуществля ются основные хозяйственные связи УПТК и обеспечи вается выполнение трестом государственных заданий; они наиболее полно отражают экономическую эффектив-
3-1262 |
65 |