Файл: Спектор, В. А. Организация и планирование деятельности управлений производственно-технологической комплектации в новых условиях хозяйствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для получения наибольшего эффекта от внедрения новой системы предлагается установить экономически целесообразные прямые взаимоотношения территориаль­ ных управлений Госснаба СССР непосредственно со строительными трестами (УПТК) в части определения потребности и наделения ресурсами по номенклатуре Госснаба СССР, специфицирования и прикрепления их к поставщикам по всей номенклатуре материалов, а так­ же на стадии оперативного планирования (квартально­ го, месячного) и организации обеспечения строек.

Материалопотоки с баз, складов территориальных управлений Госснаба СССР и транзитом от поставщи­ ков на строительные объекты должны быть организова­ ны в соответствии с технологией и графиком строитель­ но-монтажных работ. Такую задачу призваны выполнить УПТК. В этом смысле производственно-технологическая комплектация является необходимым продолжением тер­ риториальной системы снабжения.

Важным условием повышения эффективности снаб­ жения строительных организаций через территориаль­ ные органы является создание рациональной сети спе­ циализированных и универсальных высокомеханизиро­ ванных баз и складов территориальных органов Гос­ снаба СССР.

Для значительного улучшения организации складско­ го снабжения необходимо, чтобы Госснаб СССР создал на базах своих территориальных органов запасы мате­ риальных ресурсов в размерах и ассортименте, гаранти­ рующих своевременное, бесперебойное и экономичное снабжение строительных организаций и предприятий промышленности строительных конструкций. Создание на базах и складах Госснаба СССР мобильных комп­ лектных запасов наиболее употребляемых и дефицит­ ных материалов в строительстве даст уверенность строи­ тельным организациям в надежности складской формы снабжения территориальными органами Госснаба СССР

и позволит снизить до экономически целесообразных пределов запасы на складах органов комплектации на всех уровнях управления строительством.

Дальнейшее улучшение и развитие новой системы снабжения ведется в направлении организации комплекс­ ного снабжения по заказам строительных трестов. Такой опыт отрабатывается в Латвии, где НИИЭСом и ЦНИПИАССом совместно с Минстроем и Главснабом

59


были определены понятие и объемы заказов по коли­ честву и времени, привязанные к этапам строительства. При этом под заказом была определена увязанная с графиком строительства специфицированная потреб­ ность в материальных ресурсах на квартал, необходимых для выполнения этапа строительства объекта или комп­ лекса, видов строительно-монтажных работ. В оператив­ ном планировании он разбивался на поставочные заказы, специфицированные по видам материалов. Фор­ мирование таких заказов осуществляется на базах и складах территориальных управлений Госснаба СССР. Поступление их увязывается с оперативным графиком строительно-монтажных работ каждого объекта. Экспе­ риментально новая методика оперативного планирова­ ния и организации снабжения по заказам отрабатыва­ лась в 1972 г. в Рижском тресте крупнопанельного до­ мостроения, что позволило увязать эту систему с целями хозяйственной реформы в строительстве и с развиваю­ щейся производственно-технологической комплектацией. Эта система станет одной из эффективных форм бесфон­ дового снабжения, являющейся основой развития опто­ вой торговли средствами производства.

Г Л А В А II

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЕРЕВОДА УПТК НА НОВУЮ СИСТЕМУ ПЛАНИРОВАНИЯ

ИЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

1.Основные направления развития хозяйственной реформы в УПТК

Хозяйственная реформа, проводимая в строительст­ ве, ставит целью ускорить ввод производственных мощ­ ностей и объектов строительства в эксплуатацию и по­ высить эффективность строительного производства. З а­ дачу эту в полной мере можно решить лишь при усло­ вии одновременного перевода на новые условия хозяйст­ вования всех звеньев строительного производства.

В условиях массового перевода на новую систему планирования и экономического стимулирования подряд­ ных трестов одновременно с переводом строительно-мон­ тажных организаций осуществляется перевод УПТК.

60

Проведение хозяйственной реформы в УПТК подчи­ нено решению следующих главных задач:

улучшению материально-технического снабжения и комплектации строек материальными ресурсами для ускорения ввода в действие производственных мощностей и объектов строительства;

увеличению объемов переработки и повышения строи­ тельной готовности материалов и изделий;

повышению уровня комплектации, контейнеризации и централизованной доставки на объекты материальных ресурсов;

созданию условий для максимального вовлечения в хозяйственный оборот имеющихся материальных ресур­ сов и концентрации их на пусковых объектах;

повышению экономической эффективности хозяйст­ венной деятельности этих организаций;

усилению взаимодействия всех звеньев, участвующих в строительном производстве;

выполнению директивных заданий по экономному расходованию материальных ресурсов (металлопроката, цемента, лесоматериалов, стекла и др.).

УПТК, как правило, переводятся па новую систему в составе треста, наделенного правами социалистического государственного производственного предприятия (трестпредприятие). Однако возможен вариант перевода УПТК, когда на него распространяется действие Поло­ жения о социалистическом государственном производст­ венном предприятии (УПТК-предприятие). Эти вариан­ ты при проведении хозяйственной реформы определили различное правовое положение УПТК.

Действие Положения о социалистическом государст­ венном производственном предприятии распространяется постановлением Совета Министров СССР от 31 декабря 1970 г. на управления комплектации, входящие в состав строительно-монтажных трестов и домостроительных комбинатов системы Главмосстроя при Мосгорисполко­ ме, Главмособлстроя при Мособлисполкоме, Главленинградстроя при Ленгорисполкоме, Главкиевгорстроя при Киевском горисполкоме и Главташкентстроя при Таш­ кентском горисполкоме.

УПТК-предприятие, по отношению к которому трест (ДСК) выступает как орган хозяйственного управления, является юридическим лицом, имеет отдельный баланс и

61


расчетный счет в банке, обладает правом самостоятель­ но заключать договоры.

Наиболее показательным в этом отношении является опыт работы УК ДСК-1 Главмосстроя по новой системе планирования и экономического стимулирования.

Однако значительное большинство УПТК переводят­ ся как внутреннее подразделение треста, по отношению к которому трест осуществляет права социалистического государственного производственного предприятия.

С этих условиях УПТК находится на внутреннем хо­ зяйственном расчете, но вследствие специфики хозяйст­ венных связей с заводами-поставщиками, снабженческосбытовыми и транспортными организациями сохраняет отдельный баланс, имеет расчетный счет в байке, однако заключать договора УПТК может только от имени и по поручению треста.

В работе анализируется опыт планирования и эконо­ мического стимулирования УПТК, переведенных в соста­ ве трестов-предприятий № 2 Минстроя Литовской ССР (Вильнюс), № 25 Главсредневолжскстроя (Новокуйбышевск), № 36 Главзапстроя (Ленинград), № 5 Минпромстроя СССР (Минск) и др.

В зависимости от различного правового положения УПТК по-разному решаются вопросы планирования, це­ нообразования, расчетов, финансовые взаимоотношения УПТК с бюджетом и с вышестоящей организацией; раз­ личны также и методы экономического стимулирования.

Основное содержание новой системы планирования и экономического стимулирования в УПТК вытекает из принципов, сформулированных в решениях сентябрьско­ го (1965) Пленума ЦК КПСС, а также в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 389 «О совершенствовании планирования капиталь­ ного строительства и об усилении экономического стиму­ лирования строительного производства».

Новая система хозяйствования в

УПТК, базируясь

на принципах, регламентированных

указанными доку­

ментами, развивается в трех направлениях: совершенствование показателей, форм и методов пла­

нирования производственно-хозяйственной деятельности УПТК;

усиление экономических методов управления путем повышения роли финансовых результатов деятельности, совершенствования ценообразования, внедрения хозяй-

62

]


ственпого расчета, новой системы расчетов за комплект

п т. п.;

повышение материальной заинтересованности работ­ ников УПТК в конечных результатах деятельности уп­ равления и строительного треста.

По этим главным направлениям НИИ экономики строительства Госстроя СССР совместно с передовыми строительными трестами и ДСК Минстроя Литовской ССР, Минпромстроя Белорусской ССР, Главзапстроя, Главмосстроя, Главсредневолжскстроя, Главверхневолжскстроя и другими ведет свои исследования, экспе­ рименты и разработки.

Так, в 1972 г. НИИЭС совместно с Минстроем Ли­ товской ССР разработал и выпустил «Методические ре­ комендации по подготовке и переводу УПТК на новую систему планирования и экономического стимулирования в составе треста, наделенного правами социалистическо­ го государственного производственного предприятия». На основании исследований и передового опыта трестов и ДСК НИИЭС разработал комплекс методических до­ кументов, где нашли свое отражение новые принципы планирования и экономического стимулирования дея­ тельности УПТК. К их числу относятся: «Рекомендации по планированию и экономическому стимулированию деятельности УПТК при переводе треста на новую сис­ тему хозяйствования»; «Рекомендации по подготовке УПТК к переводу треста на новую систему планиро­ вания и экономического стимулирования». Эти докумен­ ты изданы Стройиздатом в 1973'г.

2. Новая система планирования производственно-хозяйственной деятельности УПТК

Одной из центральных проблем хозяйственной ре­ формы является разработка форм и методов наиболее эффективного сочетания централизованного планирова­ ния с хозяйственной самостоятельностью организаций и совершенствованием принципов экономического стимули­ рования развития производства. Особое значение в этой связи приобретает исследование экономической сущ­ ности нового комплекса утверждаемых показателей, их взаимодействия, а также изучение проблем совершеист-

63

вования методов планирования важнейших показателей с учетом их функции в системе экономического стимули­ рования производства и повышения его эффективности.

Совершенствование планирования производственнохозяйственной деятельности УПТК, повышение научного уровня форм и методов разработки его планов потребо­ вало решения в условиях хозяйственной реформы вопро­ сов: о разработке показателей, отражающих сущность деятельности комплектующей организации; о совершен­ ствовании самих форм и методов планирования дея­ тельности УПТК; о разработке перспективных планов деятельности треста в области материально-технического снабжения и комплектации, их увязке с годовым и опе­ ративным планированием деятельности треста.

Показатели УПТК. До начала хозяйственной рефор­ мы в УПТК действовала система показателей, механи­ чески перенесенная из сферы деятельности контор мате­ риально-технического снабжения. Это — товарооборот (складской и транзитный), заготовительно-складские расходы, наценки, численность и фонд заработной пла­ ты работающих. Эти показатели не отражали сущности деятельности комплектующей организации, не характе­ ризовали тех качественных изменений, которые произо­ шли в системе материально-технического снабжения строительства в последнее десятилетие.

В условиях новой системы планирования и экономи­ ческого стимулирования система показателей УПТК при­ звана обеспечить:

выполнение установленных тресту заданий по вводу в действие основных фондов и производственных мощ­ ностей, являющихся показателями государственного на­ роднохозяйственного плана;

организацию плановой работы в УПТК и увязку ра­ боты всех подразделений этого управления в едином комплексе;

анализ и оценку деятельности УПТК; осуществление хозяйственного расчета и экономиче­

ского стимулирования деятельности УПТК.

Новая система показателей дает объективные эконо­ мические критерии оценки вклада УПТК в результаты деятельности строительных организаций. Основные пока­ затели сочетают размерные и стимулирующие функ­ ции, тесно связаны с материальным поощрением. Новая система показателей УПТК вытекает из особенностей

64


производственно-хозяйственной деятельности этой орга­ низации, которая: выполняет функции реализации мате­ риально-технических ресурсов, выделенных по фондам

илимитам (снабженческий вид деятельности'); изготов­ ляет несерийную продукцию, перерабатывает материалы

иповышает строительную готовность полуфабрикатов

(производственный вид деятельности); комплектует ма­

териальные ресурсы, укладывая их в контейнеры и па­ кеты, и осуществляет их централизованную доставку на строительные объекты в соответствии со сроками и тех­ нологией ведения строительно-монтажных работ (техно­ логическая комплектация).

Каждая из перечисленных видов деятельности харак­ теризуется определенными показателями.

Снабженческая деятельность УПТК определяется та­ кими показателями, как объем реализуемых поставок (в том числе транзитом и с доставкой на производственно­ комплектовочную базу).

Показатели, относящиеся к производственной дея­ тельности УПТК: объем изготовления несерийной (нети­ повой) продукции, переработки материалов и повышения строительной готовности полуфабрикатов; себестоимость изготовления единицы продукции; объем ее реализации.

К числу показателей, характеризующих деятельность УПТК по технологической комплектации, относятся: об­ щий объем реализуемых комплектных поставок, объем реализуемых поставок материальных ресурсов в контей­ нерах и пакетах, а также уровень комплектации и кон­ тейнеризации. Централизованную доставку материаль­ ных ресурсов от УПТК до строительных объектов харак­ теризует общий объем перевозок с производственно­ комплектовочной базы в тоннах и тонна-километрах, объ­ ем перевозок собственными транспортными средствами, а также себестоимость тонна-километра при транспорти­ ровании грузов.

Основу всей этой системы составляют показатели УПТК, утверждаемые вышестоящей организацией (тре­ стом, ДСК) в виде плановых заданий.

Утверждаемые вышестоящей организацией показате­ ли характеризуют степень централизованного планового руководства. При помощи этих показателей осуществля­ ются основные хозяйственные связи УПТК и обеспечи­ вается выполнение трестом государственных заданий; они наиболее полно отражают экономическую эффектив-

3-1262

65