Файл: Совершенствование ремонтного производства по хранению и переработке зерна обзорная информация..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
тразвуковую дефектоскопию, а также методы, основанные на ис пользовании электрического поля [б].
Деформация деталей (например, валов, осей, рам, бичей) воз можна под действием неучтенных нагрузок или вследствие кон структивных просчетов, а также из-за скрытых дефектов в мате риале.
Разрушение деталей и их поверхностных слоев происходит как в результате кратковременного воздействия на них повышенных нагрузок (жесткие и гибкие передачи, подшипники, бичи), так и в результате недостаточной усталостной прочности, особенно при зна копеременной циклической нагрузке (подвески, кузова сепарато ров).
На износостойкость металлических деталей отрицательно влияет коррозия: атмосферная, связанная, с образованием на поверхно сти слоя влаги; этот слой при загрязнении различными химически ми соединениями, находящимися в воздухе, превращается в элек тролит, ускоряющий процесс разрушения материала (увлажняю щие, моечные машины, тепловые аппараты); контактная (электро литическая), образующаяся на поверхностях контакта различных металлов, через которые протекает электрический ток.
Неметаллические материалы (пластмасса, резина и др.) разру шаются из-за старения — изменения физико-механических свойств под действием атмосферных условий.
Преждевременную и постепенную потерю работоспособности обо рудования вызывает не только его износ и другие процессы, но и недостатки конструктивного и технолого-машиностроительного характера, несоблюдение требований консервации и хранения, пра-. вил эксплуатации, нарушение технологии обслуживания и ремонта.
■При эксплуатации можно выявить преобладающий (ведущий) вид разрушения детали, закономерно возникающий в большинстве случаев при определенном качестве ее изготовления. Этот вид раз рушения является одним из основных критериев при выборе экс плуатационного режима работы элемента машины, а также опреде ляет метод расчета, выбор материала и технологию изготовления.
Вид разрушения обычно обусловливает причину и внешнее про явление отказа и определяет методы.его предупреждения и способы восстановления детали.
В общем случае отказы наступают вследствие случайных пере грузок, в результате неуправляемого износа, нарушения правил ухода, а также из-за воздействий внешней среды, не предусмотрен ной нормальными условиями эксплуатации. Таким образом, отказы являются закономерным следствием вполне определенных причин, а случайность их появления связана лишь с незнанием происходя щих скрытых внутренних связей и явлений.
Анализ причин отказов производят на основе данных специаль ных испытаний. Для изучения закономерностей их появления приме няют методы математической статистики и теории вероятностей, ко торые используют при обработке результатов большого числа наблюдений над случайными явлениями.
31
При статистической обработке результатов испытаний устанав ливают область значений случайных событий, характеризующих какой-либо признак исследуемых объектов, и распределение их в этой области. В теории надежности [5] рассматриваются случайные события, характеризуемые как непрерывными величинами (время наступления отказа, уровень напряжения, отклонения размера), так и прерывными (дискретными) — число отказавших деталей, коли чество деталей. Если X — случайная величина, а х — какое-либо действительное число (причем X < х) и этому событию отвечает вероятность Р . ( Х < х ) , то интегральная функция распределения вероятностей случайной величины х будет .равна
F(x) = P ( X < х).
Для непрерывных случайных величин график функции распреде ления F(x) будет иметь вид плавно возрастающей кривой; эта функ ция является дифференцируемой, ее производная F(x) = f(x) на зывается дифференциальной функцией распределения пли плот ностью вероятности.
Для изучения закономерностей распределения случайных вели чин используют статистические характеристики, определяющие сред ние значения (среднее арифметическое) X и степень разброса слу чайных величин относительно среднего значения (среднее квадра тическое отклонение):
Г , /V
где Лг— число наблюдаемых значений; x t — значение случайной величины в t-м интервале. Чем больше величина б, тем больше рас сеивание случайных величин вокруг среднего значения.
По ограниченному числу случайных величин, полученных при испытаниях или на основании опыта эксплуатации, обычно строят их эмпирическое распределение. Для уменьшения ошибки при опреде лении вероятностей случайных событий, особенно редких, эмпири ческий закон их распределения заменяют, теоретическим, который с наименьшим отклонением соответствует результатам опытов [5].
Действующие стандарты основаны на вероятностной оценке на дежности (ГОСТ 13377—68; !6503—70; 17509—72) путем вычисле ния интервалов возможных значений количественных показателей надежности.
Продолжительность использования элемента машины характери зуется наработкой на отказ Т либо сроком службы Гсл. Для эле ментов машины, изготовленных и эксплуатируемых в практически одинаковых, условиях, эти величины будут неодинаковы; для каж дого элемента это будет случайная величина, которая, как прави
ло, распределена по закону Гаусса (рис. |
11). Разность наибольших |
|
и наименьших значений Гсл (размах) |
равна среднему значению |
|
этой величины Тсл |
плюс шесть значений среднего квадратическо |
|
го отклонения оТы. |
При межремонтном периоде Тсл. к наступит |
32
ремонт этого элемента при третьем цикле. При этом момент наступ-
_ |
*К+‘ |
ления ремонта £к +1< Т сл. Площадь G = |
J / ( Т ся)й Тсл характери- |
|
о |
дует вероятность отказа этого элемента до момента 1 +
При £к+1 = Тсл возможная вероятность отказа будет равна G= 0,5, что означает, что 50,% из общего количества эксплуатируемых эле ментов могут отказать до наступления-ремонта. Если этот элемент заменить при t K, то вероятность отказа G=0, «о замененные элемен ты не израсходуют свой ресурс, т. е. будут заменяться еще в рабо тоспособном состоянии.
Рис. И. К оценке вероятности отказа при планировании ремонтного цикла
Вероятностный подход используют также при планировании ре монтного цикла, назначении объема и структуры ремонтов, расхо да запасных частей [5].
Обеспечение ремонтного производства сменно-запасными частями и обменные пункты. В связи с тем, что предприятия отрасли ежегод но увеличивают объемы производства и оснащаются новой техни кой, остается острой проблема обеспечения различных видов обору дования сменно-запасными частями. В этой связи при совершен ствовании ремонтного производства следует планировать расшире ние существующих специализированных мощностей по производству быстроизнашивающихся запасных частей и комплектующих изде лий. Потребности в этих элементах во многом зависят от их каче ства и долговечности, которые определяют ряд факторов: величина наработки на отказ или ресурс; режим и условия работы сменных деталей; продолжительность эксплуатации техники в течение года;, организация и методы ее ремонта.
Высокая себестоимость производства запасных частей и сменных ' деталей на предприятиях, эксплуатирующих оборудование, являет ся одной из главных причин высокой себестоимости ремонта. В на стоящее время запасные части к отраслевому оборудованию изго товляются, как правило, в ремонтных цехах предприятий. Изго товление их носит полукустарный характер, качество в несколько раз ниже, а стоимость (выше, чем изготовленных на специализиро ванных заводах. Лишь около 2% всех используемых запасных час тей поступает централизованно.
33
Создание специализированных заводов требует значительных ка питальных вложений и длительного срока их строительства и освое ния. Поэтому наиболее рациональным путем расширения производ ства запчастей в настоящее время является, по-видимому, использо вание мощностей машиностроительных заводов, изготовляющих обо рудование, либо организация их серийного производства в крупных механических цехах при РСУ. Это позволит сравнительно быстро и без больших дополнительных капитальных вложений улучшить ор ганизацию ремонта, эффективнее загрузить оборудование ремонтно механических цехов и повысить производительность труда ремонт ных рабочих. Трудоемкость производства запасных частей, изготов ленных в крупных механических цехах, в 3 раза меньше, а качество несравненно выше.
Приобретение необходимых для ремонта оборудования запас ных частей резко снижает трудоемкость ремонтных работ, умень шает потребность в станках ремонтных служб предприятий и сокра щает время простоя оборудования в ремонте. Последнее.особенно важно, так как повышает коэффициент использования технологи ческого оборудования.
Однако ликвидация дефицитности запчастей должна осуществ ляться не только посредством количественного роста поставок этих изделий путем индустриальных методов производства, но и за счет увеличения их качества, надежности и долговечности, совер шенствования системы технического обслуживания и ремонта, соз дания равнопрочных элементов конструкций машин.
Проводимая в настоящее время на предприятиях Минзага Ка захской GCP работа по определению показателей надежности от дельных видов технологического оборудования мельниц и элевато ров позволит перейти к научно обоснованной оценке действительной потребности важнейшей номенклатуры запчастей.
Если на единице оборудования устанавливается одновременно п одноименных деталей, а всего будет выпущено N экземпляров ма шин, то средняя потребность в сменных деталях за весь срок Тсл службы всей выпущенной техники составит:
/Гер.с л= n N ^ - .
Из этой формулы следует, что необходимо учитывать объем производства выпущенной техники и распределение ее выпуска по годам, а также обоснованно назначать срок службы оборудования с учетом физического и морального снашивания [5].
При планировании среднего расхода Кср запчастей на опреде ленный период t в вышеприведенной формуле заменяют значение 7СЛ на t.
Для расчета нормы запаса К запасных частей, обеспечивающей с вероятностью х отсутствие дефицита при Пуассоновском распре делении отказов [5], используют выражение
К х — р • ТСср,
где р — коэффициент, находящийся в прямой зависимости от вели чины х и в обратной от Кср [5].
34