Файл: Попсуенко, К. В. Техника безопасности и производственная санитария на заводах железобетонных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
Опознавательную окраску используют для баллонов со сжатыми и сжиженными газами, открытых заземлителей, технологических трубопроводов и др.
Предупредительная окраска свидетельствует об опасности (красный цвет) или безопасности (зеленый цвет). Желтый цвет предупреждает о возможности по явления опасности, требует повышеного внимания.
Отличительная окраска служит для распознавания одинаковых по форме, но имеющих различное назначе ние предметов (пусковые кнопки, арматурные стали разных марок, задвижки на трубопроводах, трол лей и др.).
Основными для окраски оборудования являются зе леный, серый и близкие к ним цвета. Опасные детали машин окрашивают в яркие предупреждающие цвета (красный, желтый, зеленый и оранжевый), которые хо рошо различаются при любом освещении. Для облег чения различения предупредительных окрасок исполь зуют ахроматические окраски: белый цвет на красном, зеленом и синем; черный — на белом, желтом или оранжевом фонах.
В красный цвет окрашивают места, оборудование и приборы, в которых может возникнуть огнеопасная или аварийная ситуация, требующая немедленной остановки. Красный цвет означает «огонь», «стоп», «за прещено».
В желтый цвет, означающий внимание и осторож ность, окрашивают обоймы крюков грузоподъемных кранов, низко расположенные над проходами конст рукции, о которые можно удариться, выступы на по лах, открытые подпольные каналы, а также средства внутрицехового транспорта, последние ступени затем ненных лестниц. Чередование желтых полос с черными увеличивает их заметность. В зависимости от расстоя ния, с которого предупреждение должно быть замече
но, принимается следующая ширина полос, мм: |
при |
расстоянии до 6 м — 20, от 6 до 20 — 50, от 21 |
до |
ПО |
|
40—100, от 40 до 70 м — 200. В желтый цвет окра шивают также конструкции ограждения опасных зон, кромки габаритов выступающих конструкций и др.
Зеленый цвет означает безопасность движения. При меняется для указания направления вынужденной эва куации, мест расположения пунктов первой помощи, аптечек и индивидуальных средств защиты.
Белым цветом обозначают проходы и проезды. Объявления организационного характера следует вы полнять белым цветом на зеленом фоне.
Синим цветом пишут предупредительные и запреща ющие надписи, сообщающие об электроопасности.
В оранжевый цвет окрашивают подвижные детали машин, механизмов, внутренние поверхности огражде ний для шестерен, трансмиссий, ремней и др., а также открытые части машин, которые могут поразить чело века электрическим током. Об опасности повреждения глаз, ослепления электросваркой, о необходимости ра боты в очках тоже сигнализируют надписи и знаки, выполненные с использованием оранжевого цвета.
Количество применяемых на предприятии предупре дительных цветов должно быть минимальным, так как обилие их может дезориентировать и вместо пользы принести существенный вред.
Существуют четыре группы знаков безопасности:
•указательные, запрещающие, предупреждающие и предписывающие.
Указательные знаки представляют собой зеленый прямоугольный с белой стрелкой, символическим изо бражением указываемого объекта и указанием рас стояния до него. Указательные знаки используют для обозначения зон безопасности, места нахождения пунк тов первой помощи и др.
Запрещающий знак изготавливают в виде красного круга с белым полем, на котором символически изо бражается предмет запрещения, перечеркнутый крас ной полосой. Символическое изображение может быть
111
заменено надписью черным цветом на белом фоне внутри красной окружности.
Предупреждающие знаки изготавливают в виде желтого треугольника вершиной кверху с символиче ским изображением объекта предупреждения, окра шенного в черный, для радиационной и пожарной опасности — в красный цвет. Эти знаки предупрежда ют о возможности пожара, взрыва, поражения элек трическим током, воздействия радиации, столкновения, наезда транспорта и др.
Предписывающие знаки выполняются в виде зеле ного прямоугольника с символическим изображением предписания белого цвета. Они разрешают определен ные производственные действия только при выполне нии специальных правил безопасности и использова ния средств индивидуальной защиты.
Знаки безопасности необходимо постоянно демон стрировать для их запоминания в основных местах скопления людей.
»
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ
Г л а в а I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Причины производственного травматизма при изготовлении сборных железобетонных изделий
Основными причинами травматизма на предприяти ях сборных железобетонных конструкций являются: загроможденность рабочих мест и их неудобство; неис правность и несовершенство лестниц и стремянок, а также обслуживающих площадок; работа без защит ных приспособлений; несовершенство технологическо го процесса; падение бортов, пригрузов и других эле ментов оснастки при открытии форм и формовании изделий; обрывы напрягаемой арматуры с выбросом в рабочую зону обломков закладных частей упоров и элементов обычной арматуры; нарушения правил бе зопасной эксплуатации машин и оборудования; разру шение грузозахватных приспособлений, монтажных петель или самопроизвольный разъем зацепления на них стропами; потери транспортируемых грузов; от сутствие или неисправность заземлений, нарушение правил электробезопасности; нарушение правил безо пасной эксплуатации сварочного оборудования; неу довлетворительная организация ремонтных работ; перемещение тяжелых грузов вручную; неудовлетвори тельная организация обучения и инструктажа по тех нике безопасности; падение неустойчивых штабелей конструкций, полуфабрикатов и изделий; нарушение трудовой дисциплины и правил техники безопасности.
Загроможденность рабочих мест, отсутствие свобод ных проходов, теснота на рабочих местах и неровные
113
полы создают условия, приводящие к падению пред метов с высоты, повреждению ног на торчащих гвоз дях, каркасах, сбрасыванию переносимых вручную гру зов, захвату работающих оборудованием, к ожогам паром и др.
Отсутствие ограждений и лестниц, их низкое качест во часто приводят к падению рабочих при поднимании на штабели конструкций. Падение с крутых, скользя щих лестниц и с неогражденных площадок чаще все го случается на бетонных заводах, в складах цемента, на подкрановых путях и др.
В некоторых случаях, когда при организации техно логических процессов допускаются ошибки и просче ты, остается незамеченной технологическая опасность, в таких случаях неверно устанавливаются размеры опасных зон, не устанавливаются режимы безопасного использования грузоподъемных кранов над рабочими местами, что приводит к несчастным случаям.
Дефекты в конструировании опалубочных форм без предохранительных упоров для бортов часто приводят к тому, что открываемые борта форм падают на ноги работающим. Несогласованность в работе на формо вочных постах, отсутствие автоматически действую щих фиксаторов иногда приводит к самопроизвольно му падению тяжелых пригрузов.
Недостаточная прочность (надежность) напрягае мой арматуры приводит к значительному числу ее раз рушений на стадии изготовления конструкций. При об рывах напрягаемых арматурных элементов или при разрушении анкерующих устройств обломки разлета ются с большой скоростью и с большими усилиями, часто увлекая за собой закладные детали, ненапряга емую арматуру, упоры и захваты. Разрушения чаще всего происходят в результате повреждения арматуры при образовании анкеров, в местах металлургических дефектов или в результате повреждений при транспор тировке, складировании, упрочнении, раскрое, нагреве
114
и сварке стали. Аварии напрягаемой арматуры при изготовлении конструкций обычно осложняются тяже лыми травмами. Створ напрягаемой арматуры следу ет ограждать надежными упорами.
Нередки потери сборных железобетонных конструк ций, транспортируемых кранами. Наиболее частыми причинами таких аварий являются нетехнологичность или недостаточная прочность монтажных петель, их недостаточное сечение или изготовление из непригод ных для петель сталей. В тех случаях, когда отверстия петель недостаточны для нормального размещения крюка (петля утоплена), последний работает как ры чаг. При этом усилие, передающееся на ветви монтаж ной петли и на крюк, может значительно превосходить расчетную долю веса транспортируемой конструкции, что может привести к разрушению и монтажных пе тель, и крюков. Крюки, стропы и траверсы, изготовлен ные без достаточного технического контроля, часто разрушаются, что приводит к потере транспортируе мых грузов в зоне работы.
Повышение уровня организованности и технической культуры производства конструкций, специализация производств позволяет уменьшить количество техно логических переналадок или совсем их исключить. В условиях стабильного специализированого производ ства уровень травматизма обычно ниже, чем на уни версальных, неспециализированных производствах. Поэтому концентрация производств, их специализация на выпуск ограниченного количества типоразмеров конструкций позволяет резко снизить уровень произ водственного травматизма и одновременно повысить экономическую эффективность промышленности.
Решение задач безопасности и безвредности на стадии технологического проектирования
Технические мероприятия (техника безопасности) предусматривают меры безопасности при производ
П 5
стве работ путем совершенствования технологических процессов при изготовлении конструкций и примене ния безопасной техники (механизмы, машины, инстру менты, транспортные средства и др.).
Организации заводского или полигонного изготов ления конструкций должно предшествовать техноло гическое проектирование — составление технологиче ских карт и схем на изготовление, транспортировку, складирование и погрузку конструкций в транспорт ные средства. В основу технологических карт положе ны действующие нормы технологического проектиро вания предприятий сборного железобетона, техничес кие условия на изготовление и приемку железобетон ных изделий, строительные нормы и правила, практика работы действующих предприятий. Технологические карты включают схему технологического процесса (с привязкой на плане цеха технических переделов), гра фик процесса с указанием продолжительности и после довательности выполнения операций и, наконец, описа ние заданных технологических режимов (термовлаж ностная обработка, напряжение и упрочнение стали, заданные параметры и продолжительность уплотнения бетона, параметры и порядок оперативного контроля по осуществлению электропрогрева и пр.).
При технологическом проектировании изготовления сборных конструкций решают следующие основные за дачи безопасности и безвредности выполнения опера ций:
определяют существо опасности, свойственной каж -' дой производственной операции и возникающей при их совмещении;
устанавливают продолжительность действия опас ности;
способы защиты работающих от опасности отража ются в графиках процесса в виде операций безопаснос ти (ограждение опасных зон или укрытие рабочих); разрабатывают автоматическую сигнализацию и
116
блокировочные устройства, исключающие нахождение работающих в опасных зонах;
на технологические схемы наносят границы опас ных зон;
предусматривают и наносят на технологические схе мы безопасные проходы и проезды;
устанавливают интенсивность и конструкцию осве щения рабочих мест, проходов и проездов;
разрабатывают условия (в виде инструкций) безо пасного использования машин, механизмов и инстру ментов;
отдельно решают и описывают задачи электробезо пасности;
принимают индивидуальные средства защиты, выби рают спецодежду и спецобувь;
задают метеорологические условия производствен ной среды и способы их сохранения;
подбирают типовые грузозахватные приспособления, бункеры, контейнеры, инструменты, переносные лест ницы, подмости и другие приспособления и устрой ства, необходимые для безопасного выполнения опера ций;
разрабатывают методику и устанавливают сроки испытания грузозахватных приспособлений, устройств сигнализации и блокировки.
Любые технологические задачи изготовления, скла дирования и транспортировки конструкций на всех этапах производственного цикла следует решать в комплексе с задачами охраны труда.
Требования техники безопасности и производственной санитарии к эксплуатации предприятия
Всю территорию предприятия, не используемую для производственных целей, проходов и проездов, следу ет озеленять. Решение озеленения необходимо выби
117
рать с таким расчетом, чтобы оно служило также це лям шумозаглушения п шумоизоляции.
Территорию предприятия необходимо содержать в чистоте, все ямы должны быть ограждены, проезды и проходы в ночное время освещены, дороги должны иметь твердое покрытие, обеспечивающее проезд в любую погоду. Проезды и проходы оснащаются пре дупредительными указателями и знаками. Пересече ние пешеходами автомобильных и железных дорог до пускается в определенных, специально отведенных для этой цели местах и ограждается предупредительными знаками и надписями.
Опасные зоны предприятия ограждают и оснащают предупредительными надписями. Места пересечения опасных зон автомобильными и железными дорогами тоже оснащаются предупредительными надписями и знаками, которые в ночное время должны освещаться. С территории предприятия должен быть обеспечен эф фективный отвод ливневых вод.
В качестве внутрицехового и внутризаводского тран спорта рекомендуются электрические транспортные приборы (электрические телеги, электрокары и др.).
Двери и ворота производственных цехов следует обо рудовать воздушными тепловыми завесами. Полы в помещениях должны быть нескользкими и ровными.
Отопительные и вентиляционные установки необхо димо содержать в исправном состоянии и систематиче ски контролировать их эффективность, аэрационные устройства — в работоспособном состоянии.
Предприятие должно обеспечиваться доброкачест венной питьевой водой, в горячих цехах (котельная, арматурный цех, автоклавные ипр.) организуется снаб жение подсоленной газированной водой из расчета 4—5 л на одного работающего. Для раздачи воды уст раиваются киоски, оборудованные устройством для мытья стаканов.
Все санитарно-бытовые помещения должны еже
118
дневно убираться и проветриваться. Гардеробные и другие санитарно-гигиенические и бытовые помещения не реже одного раза в месяц дезинфицируются.
Пункты питания и столовые должны удовлетворять санитарным нормам, установленным для предприятий общественного питания.
Руководители работ, мастера, начальники цехов, участков и другие лица административно-управленче ского персонала должны принимать меры для созда ния безопасных и безвредных условий работы, следить за выполнением рабочими мер безопасности на произ водстве. В своих действиях инженерно-технические работники и администраторы должны руководство ваться принятыми для их министерств и ведомств по ложениями и правилами по охране труда на произ водстве, а также положениями СНиП III-A .il—70.
Г л а в а II. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СКЛАДОВ
Погрузочно-разгрузочные работы
Основными причинами несчастных случаев при ве дении погрузочно-разгрузочных работ на заводах же лезобетонных конструкций являются: низкая квалифи кация рабочих и административно-технических работ ников, служб снабжения и сбыта на некоторых пред приятиях; высокий уровень тяжелого физического тру да; превышение грузоподъемности кранов; неустойчи вое складирование материалов и конструкций; износ и несовершенство такелажных приспособлений; несовер шенство грузозахватных устройств; неисправное сос тояние грузоподъемных кранов; электротравматизм; несовершенство некоторых видов разгрузчиков для сы пучих материалов (разгрузочная машина «Хабибуллина» и др.); дефекты в конструкции железнодорожных бункерных дозаторов для цемента, что вынуждает об рушивать своды зависающего цемента вручную; плохое
119