Файл: Попсуенко, К. В. Техника безопасности и производственная санитария на заводах железобетонных изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опознавательную окраску используют для баллонов со сжатыми и сжиженными газами, открытых заземлителей, технологических трубопроводов и др.

Предупредительная окраска свидетельствует об опасности (красный цвет) или безопасности (зеленый цвет). Желтый цвет предупреждает о возможности по­ явления опасности, требует повышеного внимания.

Отличительная окраска служит для распознавания одинаковых по форме, но имеющих различное назначе­ ние предметов (пусковые кнопки, арматурные стали разных марок, задвижки на трубопроводах, трол­ лей и др.).

Основными для окраски оборудования являются зе­ леный, серый и близкие к ним цвета. Опасные детали машин окрашивают в яркие предупреждающие цвета (красный, желтый, зеленый и оранжевый), которые хо­ рошо различаются при любом освещении. Для облег­ чения различения предупредительных окрасок исполь­ зуют ахроматические окраски: белый цвет на красном, зеленом и синем; черный — на белом, желтом или оранжевом фонах.

В красный цвет окрашивают места, оборудование и приборы, в которых может возникнуть огнеопасная или аварийная ситуация, требующая немедленной остановки. Красный цвет означает «огонь», «стоп», «за­ прещено».

В желтый цвет, означающий внимание и осторож­ ность, окрашивают обоймы крюков грузоподъемных кранов, низко расположенные над проходами конст­ рукции, о которые можно удариться, выступы на по­ лах, открытые подпольные каналы, а также средства внутрицехового транспорта, последние ступени затем­ ненных лестниц. Чередование желтых полос с черными увеличивает их заметность. В зависимости от расстоя­ ния, с которого предупреждение должно быть замече­

но, принимается следующая ширина полос, мм:

при

расстоянии до 6 м — 20, от 6 до 20 — 50, от 21

до

ПО

 

40—100, от 40 до 70 м — 200. В желтый цвет окра­ шивают также конструкции ограждения опасных зон, кромки габаритов выступающих конструкций и др.

Зеленый цвет означает безопасность движения. При­ меняется для указания направления вынужденной эва­ куации, мест расположения пунктов первой помощи, аптечек и индивидуальных средств защиты.

Белым цветом обозначают проходы и проезды. Объявления организационного характера следует вы­ полнять белым цветом на зеленом фоне.

Синим цветом пишут предупредительные и запреща­ ющие надписи, сообщающие об электроопасности.

В оранжевый цвет окрашивают подвижные детали машин, механизмов, внутренние поверхности огражде­ ний для шестерен, трансмиссий, ремней и др., а также открытые части машин, которые могут поразить чело­ века электрическим током. Об опасности повреждения глаз, ослепления электросваркой, о необходимости ра­ боты в очках тоже сигнализируют надписи и знаки, выполненные с использованием оранжевого цвета.

Количество применяемых на предприятии предупре­ дительных цветов должно быть минимальным, так как обилие их может дезориентировать и вместо пользы принести существенный вред.

Существуют четыре группы знаков безопасности:

•указательные, запрещающие, предупреждающие и предписывающие.

Указательные знаки представляют собой зеленый прямоугольный с белой стрелкой, символическим изо­ бражением указываемого объекта и указанием рас­ стояния до него. Указательные знаки используют для обозначения зон безопасности, места нахождения пунк­ тов первой помощи и др.

Запрещающий знак изготавливают в виде красного круга с белым полем, на котором символически изо­ бражается предмет запрещения, перечеркнутый крас­ ной полосой. Символическое изображение может быть

111


заменено надписью черным цветом на белом фоне внутри красной окружности.

Предупреждающие знаки изготавливают в виде желтого треугольника вершиной кверху с символиче­ ским изображением объекта предупреждения, окра­ шенного в черный, для радиационной и пожарной опасности — в красный цвет. Эти знаки предупрежда­ ют о возможности пожара, взрыва, поражения элек­ трическим током, воздействия радиации, столкновения, наезда транспорта и др.

Предписывающие знаки выполняются в виде зеле­ ного прямоугольника с символическим изображением предписания белого цвета. Они разрешают определен­ ные производственные действия только при выполне­ нии специальных правил безопасности и использова­ ния средств индивидуальной защиты.

Знаки безопасности необходимо постоянно демон­ стрировать для их запоминания в основных местах скопления людей.

»

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ

Г л а в а I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Причины производственного травматизма при изготовлении сборных железобетонных изделий

Основными причинами травматизма на предприяти­ ях сборных железобетонных конструкций являются: загроможденность рабочих мест и их неудобство; неис­ правность и несовершенство лестниц и стремянок, а также обслуживающих площадок; работа без защит­ ных приспособлений; несовершенство технологическо­ го процесса; падение бортов, пригрузов и других эле­ ментов оснастки при открытии форм и формовании изделий; обрывы напрягаемой арматуры с выбросом в рабочую зону обломков закладных частей упоров и элементов обычной арматуры; нарушения правил бе­ зопасной эксплуатации машин и оборудования; разру­ шение грузозахватных приспособлений, монтажных петель или самопроизвольный разъем зацепления на них стропами; потери транспортируемых грузов; от­ сутствие или неисправность заземлений, нарушение правил электробезопасности; нарушение правил безо­ пасной эксплуатации сварочного оборудования; неу­ довлетворительная организация ремонтных работ; перемещение тяжелых грузов вручную; неудовлетвори­ тельная организация обучения и инструктажа по тех­ нике безопасности; падение неустойчивых штабелей конструкций, полуфабрикатов и изделий; нарушение трудовой дисциплины и правил техники безопасности.

Загроможденность рабочих мест, отсутствие свобод­ ных проходов, теснота на рабочих местах и неровные

113


полы создают условия, приводящие к падению пред­ метов с высоты, повреждению ног на торчащих гвоз­ дях, каркасах, сбрасыванию переносимых вручную гру­ зов, захвату работающих оборудованием, к ожогам паром и др.

Отсутствие ограждений и лестниц, их низкое качест­ во часто приводят к падению рабочих при поднимании на штабели конструкций. Падение с крутых, скользя­ щих лестниц и с неогражденных площадок чаще все­ го случается на бетонных заводах, в складах цемента, на подкрановых путях и др.

В некоторых случаях, когда при организации техно­ логических процессов допускаются ошибки и просче­ ты, остается незамеченной технологическая опасность, в таких случаях неверно устанавливаются размеры опасных зон, не устанавливаются режимы безопасного использования грузоподъемных кранов над рабочими местами, что приводит к несчастным случаям.

Дефекты в конструировании опалубочных форм без предохранительных упоров для бортов часто приводят к тому, что открываемые борта форм падают на ноги работающим. Несогласованность в работе на формо­ вочных постах, отсутствие автоматически действую­ щих фиксаторов иногда приводит к самопроизвольно­ му падению тяжелых пригрузов.

Недостаточная прочность (надежность) напрягае­ мой арматуры приводит к значительному числу ее раз­ рушений на стадии изготовления конструкций. При об­ рывах напрягаемых арматурных элементов или при разрушении анкерующих устройств обломки разлета­ ются с большой скоростью и с большими усилиями, часто увлекая за собой закладные детали, ненапряга­ емую арматуру, упоры и захваты. Разрушения чаще всего происходят в результате повреждения арматуры при образовании анкеров, в местах металлургических дефектов или в результате повреждений при транспор­ тировке, складировании, упрочнении, раскрое, нагреве

114

и сварке стали. Аварии напрягаемой арматуры при изготовлении конструкций обычно осложняются тяже­ лыми травмами. Створ напрягаемой арматуры следу­ ет ограждать надежными упорами.

Нередки потери сборных железобетонных конструк­ ций, транспортируемых кранами. Наиболее частыми причинами таких аварий являются нетехнологичность или недостаточная прочность монтажных петель, их недостаточное сечение или изготовление из непригод­ ных для петель сталей. В тех случаях, когда отверстия петель недостаточны для нормального размещения крюка (петля утоплена), последний работает как ры­ чаг. При этом усилие, передающееся на ветви монтаж­ ной петли и на крюк, может значительно превосходить расчетную долю веса транспортируемой конструкции, что может привести к разрушению и монтажных пе­ тель, и крюков. Крюки, стропы и траверсы, изготовлен­ ные без достаточного технического контроля, часто разрушаются, что приводит к потере транспортируе­ мых грузов в зоне работы.

Повышение уровня организованности и технической культуры производства конструкций, специализация производств позволяет уменьшить количество техно­ логических переналадок или совсем их исключить. В условиях стабильного специализированого производ­ ства уровень травматизма обычно ниже, чем на уни­ версальных, неспециализированных производствах. Поэтому концентрация производств, их специализация на выпуск ограниченного количества типоразмеров конструкций позволяет резко снизить уровень произ­ водственного травматизма и одновременно повысить экономическую эффективность промышленности.

Решение задач безопасности и безвредности на стадии технологического проектирования

Технические мероприятия (техника безопасности) предусматривают меры безопасности при производ­

П 5


стве работ путем совершенствования технологических процессов при изготовлении конструкций и примене­ ния безопасной техники (механизмы, машины, инстру­ менты, транспортные средства и др.).

Организации заводского или полигонного изготов­ ления конструкций должно предшествовать техноло­ гическое проектирование — составление технологиче­ ских карт и схем на изготовление, транспортировку, складирование и погрузку конструкций в транспорт­ ные средства. В основу технологических карт положе­ ны действующие нормы технологического проектиро­ вания предприятий сборного железобетона, техничес­ кие условия на изготовление и приемку железобетон­ ных изделий, строительные нормы и правила, практика работы действующих предприятий. Технологические карты включают схему технологического процесса (с привязкой на плане цеха технических переделов), гра­ фик процесса с указанием продолжительности и после­ довательности выполнения операций и, наконец, описа­ ние заданных технологических режимов (термовлаж­ ностная обработка, напряжение и упрочнение стали, заданные параметры и продолжительность уплотнения бетона, параметры и порядок оперативного контроля по осуществлению электропрогрева и пр.).

При технологическом проектировании изготовления сборных конструкций решают следующие основные за­ дачи безопасности и безвредности выполнения опера­ ций:

определяют существо опасности, свойственной каж -' дой производственной операции и возникающей при их совмещении;

устанавливают продолжительность действия опас­ ности;

способы защиты работающих от опасности отража­ ются в графиках процесса в виде операций безопаснос­ ти (ограждение опасных зон или укрытие рабочих); разрабатывают автоматическую сигнализацию и

116

блокировочные устройства, исключающие нахождение работающих в опасных зонах;

на технологические схемы наносят границы опас­ ных зон;

предусматривают и наносят на технологические схе­ мы безопасные проходы и проезды;

устанавливают интенсивность и конструкцию осве­ щения рабочих мест, проходов и проездов;

разрабатывают условия (в виде инструкций) безо­ пасного использования машин, механизмов и инстру­ ментов;

отдельно решают и описывают задачи электробезо­ пасности;

принимают индивидуальные средства защиты, выби­ рают спецодежду и спецобувь;

задают метеорологические условия производствен­ ной среды и способы их сохранения;

подбирают типовые грузозахватные приспособления, бункеры, контейнеры, инструменты, переносные лест­ ницы, подмости и другие приспособления и устрой­ ства, необходимые для безопасного выполнения опера­ ций;

разрабатывают методику и устанавливают сроки испытания грузозахватных приспособлений, устройств сигнализации и блокировки.

Любые технологические задачи изготовления, скла­ дирования и транспортировки конструкций на всех этапах производственного цикла следует решать в комплексе с задачами охраны труда.

Требования техники безопасности и производственной санитарии к эксплуатации предприятия

Всю территорию предприятия, не используемую для производственных целей, проходов и проездов, следу­ ет озеленять. Решение озеленения необходимо выби­

117


рать с таким расчетом, чтобы оно служило также це­ лям шумозаглушения п шумоизоляции.

Территорию предприятия необходимо содержать в чистоте, все ямы должны быть ограждены, проезды и проходы в ночное время освещены, дороги должны иметь твердое покрытие, обеспечивающее проезд в любую погоду. Проезды и проходы оснащаются пре­ дупредительными указателями и знаками. Пересече­ ние пешеходами автомобильных и железных дорог до­ пускается в определенных, специально отведенных для этой цели местах и ограждается предупредительными знаками и надписями.

Опасные зоны предприятия ограждают и оснащают предупредительными надписями. Места пересечения опасных зон автомобильными и железными дорогами тоже оснащаются предупредительными надписями и знаками, которые в ночное время должны освещаться. С территории предприятия должен быть обеспечен эф­ фективный отвод ливневых вод.

В качестве внутрицехового и внутризаводского тран­ спорта рекомендуются электрические транспортные приборы (электрические телеги, электрокары и др.).

Двери и ворота производственных цехов следует обо­ рудовать воздушными тепловыми завесами. Полы в помещениях должны быть нескользкими и ровными.

Отопительные и вентиляционные установки необхо­ димо содержать в исправном состоянии и систематиче­ ски контролировать их эффективность, аэрационные устройства — в работоспособном состоянии.

Предприятие должно обеспечиваться доброкачест­ венной питьевой водой, в горячих цехах (котельная, арматурный цех, автоклавные ипр.) организуется снаб­ жение подсоленной газированной водой из расчета 4—5 л на одного работающего. Для раздачи воды уст­ раиваются киоски, оборудованные устройством для мытья стаканов.

Все санитарно-бытовые помещения должны еже­

118

дневно убираться и проветриваться. Гардеробные и другие санитарно-гигиенические и бытовые помещения не реже одного раза в месяц дезинфицируются.

Пункты питания и столовые должны удовлетворять санитарным нормам, установленным для предприятий общественного питания.

Руководители работ, мастера, начальники цехов, участков и другие лица административно-управленче­ ского персонала должны принимать меры для созда­ ния безопасных и безвредных условий работы, следить за выполнением рабочими мер безопасности на произ­ водстве. В своих действиях инженерно-технические работники и администраторы должны руководство­ ваться принятыми для их министерств и ведомств по­ ложениями и правилами по охране труда на произ­ водстве, а также положениями СНиП III-A .il—70.

Г л а в а II. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СКЛАДОВ

Погрузочно-разгрузочные работы

Основными причинами несчастных случаев при ве­ дении погрузочно-разгрузочных работ на заводах же­ лезобетонных конструкций являются: низкая квалифи­ кация рабочих и административно-технических работ­ ников, служб снабжения и сбыта на некоторых пред­ приятиях; высокий уровень тяжелого физического тру­ да; превышение грузоподъемности кранов; неустойчи­ вое складирование материалов и конструкций; износ и несовершенство такелажных приспособлений; несовер­ шенство грузозахватных устройств; неисправное сос­ тояние грузоподъемных кранов; электротравматизм; несовершенство некоторых видов разгрузчиков для сы­ пучих материалов (разгрузочная машина «Хабибуллина» и др.); дефекты в конструкции железнодорожных бункерных дозаторов для цемента, что вынуждает об­ рушивать своды зависающего цемента вручную; плохое

119