Файл: Попсуенко, К. В. Техника безопасности и производственная санитария на заводах железобетонных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
содержание прирельсовых и других складов; плохое освещение фронта погрузочно-разгрузочных работ в ночное время и др.
Согласно статистическим данным, болвшое число травм приходится на временно привлекаемых к раз грузочным работам рабочих, не имеющих достаточной подготовки и навыков выполнения работ по разгрузке вагонов и автомобилей. Так, к работам по разгрузке конструкций на складе иногда привлекаются рабочие формовочных цехов, не имеющие прав стропальщиков
итакелажников.
Всоответствии с положением работники, выполня ющие погрузочно-разгрузочные работы, должны про ходить медицинское освидетельствование. Лица в воз расте до 18 лет к ведению погрузочно-разгрузочных работ не допускаются.
Рабочих, выделяемых для погрузочно-разгрузочных работ, следует проинструктировать по правилам безо пасности перед началом работ, а также обеспечить ин дивидуальными средствами защиты применительно к
виду работ.
К строповке грузов и для выполнения функций сиг нальщиков допускаются лица, имеющие соответству ющие удостоверения. Работы с тяжеловесными или па кетированными грузами должны выполняться под ру ководством специально выделенных грузчиков-стро- палыциков.
Все погрузочно-разгрузочные работы следует выпол нять механизированным способом. Вручную разреша ется поднимать груз весом до 50 кг на высоту до 3 м. Допустимая норма ручного перемещения грузов по ровной горизонтальной поверхности для одного чело века составляет, кг:
Для подростков возрастом от 16 до 18 лет: |
10 |
||
|
женского |
пола |
|
Для |
мужского |
пола |
16 |
женщин старше 18 лет |
20 |
||
Для |
мужчин старше 18 лет |
50 |
120
Постоянное использование труда подростков на по грузочно-разгрузочных работах трудовым законода тельством не допускается. Транспортные и погрузочноразгрузочные работы подростки могут выполнять лишь в том случае, когда эти операции являются элементом их основной работы по специальности и занимают не более 1/3 их рабочего времени.
Перемещать грузы носилками в виде исключения разрешается на расстояние до 50 м, но переносить гру зы носилками по лестницам и стремянкам нормами и правилами не допускается.
Места погрузки и выгрузки должны быть обеспече ны аптечками и носилками. Площадки необходимо спланировать, а долговременные складские площади должны иметь твердое покрытие. Проходы, проезды и разворотные площадки на складах не должны загру жаться, для этого их следует отмечать на полу линия ми с надписями «Въезд», «Выезд», «Разворот» и
др.
Расстояние головки рельсов прирельсового склада должно быть не менее 2 ж от наружной поверхности стен склада, края эстакады или от штабеля грузов. Указанные габариты необходимо сохранять свободны ми от грузов.
В местах разгрузки на площадки, находящиеся на одном-уровне с путями, складские площади должны быть на одной отметке с головками рельсов, стрелоч ные переводы в таких случаях следует выполнять за крытого типа.
Во избежание замачивания грунтов под штабелями конструкций необходимо организовывать эффективное удаление ливневых вод со складов.
Места складирования круглой стали, труб, круглых лесоматериалов необходимо оборудовать устройства ми, предотвращающими самопроизвольное раскатыва ние материалов. С этой целью на площадках устраи вают кассеты, консольные этажерки, подкладки с за
121
крепленными на них клиньями и упорами, имеющими достаточную прочность и устойчивость.
Транспортные цехи предприятий должны обеспечи ваться комплектом необходимых такелажных приспо соблений, инструментов, грузозахватных устройств и др., которые осматривают руководители разгрузочных работ до начала каждой смены и испытывают их после изготовления и каждого ремонта статической нагруз кой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузо подъемность; длительность их выдержки под нагруз кой составляет 10 мин. Ответственные за безопасность работ лица (начальник транспортного цеха, механик) производят календарные осмотры в следующие сроки: траверс -г- через каждые 6 календарных месяцев, стро пы и тара — через каждые 10 дней, клещи и другие захваты — через 1 месяц. Результаты осмотра съем ных грузозахватных приспособлений (заключение о пригодности, снижение номинальной грузоподъемнос ти, направление для ремонта, выбраковка и др.) зано сятся в журналы регистрации грузозахватных приспо соблений, их браковка актируется. При испытании съемным грузозахватным приспособлениям присваива ют инвентарные номера и закрепляют на них клейма с указанием даты испытания и номинальной грузо подъемности. Отбракованные грузозахватные устрой ства превращают в металлолом (размонтируют, ре жут) в присутствии лиц, принявших решение о их лик видации.
Съемные грузозахватные приспособления должны иметь товарный вид и храниться в отведенных для них местах. Приказом по предприятию назначаются лица, ответственные за содержание и эксплуатацию грузоза хватных приспособлений. Персонал стропальщиков и крановщиков должен знать назначение каждого эле мента съемных грузозахватных устройств и Такелажных приспособлений.
При эксплуатации съемных грузозахватных уст
122
ройств и приспособлений необходимо тщательно сле дить за плотностью затяжки болтов на зажимах, а так же. за состоянием канатов стропов, мест их сращива ния, особенно в местах крепления к коушам, крюкам, кольцам и др. С этой целью состояние сжимов и кана тов необходимо осматривать каждые 10 дней, а через каждые 3 месяца сжимы необходимо снимать и осмат ривать под ними состояние проволок каната.
На территории складов транспортные средства дол жны передвигаться со скоростью не более 10 км/ч. Лицо, принимающее машину под погрузку или раз грузку, должно находиться сбоку от движущейся ма шины и разрешать ее движение лишь после того, как с ее пути будут удалены все работающие. Запрещается находиться около движущейся машины сбоку ближе 1, в створе движения ближе 5 м. Прежде чем открыть борт, необходимо убедиться в том, что на него не на вален груз. Находиться против открываемого борта за прещается.
В ночное время фронт погрузочно-разгрузочных ра бот должен быть достаточно и рационально освещен с интенсивностью не менее 10 лк.
Имевшие место несчастные случаи на железнодо рожных путях предприятий свидетельствуют о необхо димости строгого соблюдёния правил безопасности при эксплуатации прирельсовых складов.
Поданные под разгрузку вагоны необходимо затор мозить и принять меры против их самопроизвольного движения.
Для руководства работами по разгрузке или погруз ке вагонов и наблюдения за безопасностью движения паровоза (тепловоза, мотовоза) или состава должен назначаться ответственный. Руководитель работ дает указания на подачу вагонов, остановку состава, на чало и прекращение работ.
Приступать к выгрузке или погрузке или заходить в вагоны разрешается лишь после полной остановки
123
состава или вагона и после прекращения движения по соседним путям, расположенным рядом. Паровоз (мо товоз) должен быть отцеплен до подачи команды на выгрузку. В тех случаях, когда паровоз не отцепляет ся, машиниста предупреждают о начале работы в вагонах и их передвижение не допускается. Если по условиям выгрузки требуется перемещение состава или вагона, принимаются меры по обеспечению устой чивости оставшихся не выгруженными неустойчивых грузов (их временно закрепляют). После этого работа ющим подается сигнал, пути освобождаются и состав перемещается. Во время маневров все погрузочно-раз грузочные работы необходимо приостанавливать (при уборке и подаче новых вагонов и т. п.). Выгружать грузы на рельсовые пути и междупутье запрещается.
При открывании дверей крытого вагона рабочие должны тянуть дверь за собой, а при закрывании — толкать. При заклинивании в случаях деформации или засорения рейки двери вагонов открывают специ альным ключом. Рабочим находиться против открыва емых дверей вагона не разрешается. При открывании днищ вагонов рабочие должны находиться в стороне от мест высыпания сыпучего груза.
При разгрузке цемента из бункерных железнодо рожных дозаторов в бункерах часто образуются сво ды, вследствие чего цемент зависает и прекращается его высыпание. Необходимо предупредить рабочих о том, что для обрушения сводов запрещено спускаться в бункеры во избежание ожогов горячим цементом и завала цементом во время обрушения сводов. Обрушать своды разрешается с крыши вагона шуровками с длинными ручками или переносными вибрационны ми сводообрушителями. Рабочих, занятых этой опе рацией, обеспечивают предохранительными поясами, которые привязывают к конструкциям покрытия ва гона. Всем, занятым разгрузкой цемента, выдают про тивопылевую спецодежду, защитные очки с плотной
124
оправой и респираторы. При выгрузке цемента из кры тых вагонов рабочих дополнительно обеспечивают ва ленками или кирзовыми сапогами на войлочной под кладке во избежание ожога ног горячим цементом. Руководители работ должны разъяснить правильное пользование средствами индивидуальной защиты.
От «мертвых» остатков цемента силосы зачищают только при открытых боковых люках, предварительно расчищенных извне, и после обрушения крутых отко сов слежавшегося цемента. Рабочие, выполняющие эту операцию, должны иметь предохранительные поя са, которые привязывают к наружным конструкциям люка. У люка должен находиться рабочий, наблюда ющий за безопасностью зачистки силоса.
Мешки с цементом укладывают уступами пирами дально и перевязывают.
При выгрузке из цистерн петроллатума, горючих, смазочных и других материалов, необходимо принять меры пожарной безопасности, а также меры, исключа ющие оставление или падение посторонних предметов в цистерны (паровые гребенки, инструменты, части одежды,' рукавицы и др.). В случае необходимости упавшие в цистерны предметы извлекает рабочий, ос нащенный изолирующим противогазом; его должны подстраховывать не менее чем два рабочих. Эта ра бота, относящаяся к категории особо опасных, должна выполняться под непосредственным руководством ин женерно-технического работника. При этом следует принимать необходимые меры пожарной профи лактики.
Баллоны со сжатыми и сжиженными газами, а так же бутыли с кислотами следует перемещать с помо щью специальных тележек или носилок, переносить их на плечах и руках не допускается. Транспорт для пере возки баллонов оборудуют специальными деревянны ми стеллажами с полукруглыми гнездами для балло нов. Порожние баллоны транспортируют и хранят
125
комплектно с колпаками и заглушками. Запрещается совместно хранить и транспортировать баллоны с кислородом и горючими веществами, сжиженные га зы, бензин, масла и т. д. Необходимо следить за тем, чтобы масла не попадали на штуцер кислородного бал лона.
При разгрузке и транспортировке бочек с карбидом кальция необходимо исключать повреждение бочек и попадание в них влаги. Неплотные бочки следует вскрывать за пределами складов, приняв необходимые меры предосторожности.
В зимнее время железнодорожные пути и места раз грузки необходимо систематически очищать от снега, а проходы посыпать песком, золой или шлаком.
Требования и изготовлению, содержанию и эксплуатации такелажных приспособлений
Такелажные (захватные) приспособления предприя тий железобетонных конструкций служат для стропов ки, погрузки и разгрузки сборных конструкций, мате риалов и оборудования. Строповка грузов — чрезвы чайно важная и ответственная операция, от качества и условий выполнения которой зависит эффективность использования кранового оборудования, транспортных средств и в значительной степени уровень безопаснос ти транспортных операций.
Применяемые такелажные приспособления должны обеспечивать надежность и безопасность транспорти ровки грузов кранами; равномерность распределения их веса между ветвями; иметь ограниченный вес и обладать возможной универсальностью, позволяющей использовать их для зацепления разнообразных гру зов, что дает возможность транспортникам обходиться -меньшим количеством приспособлений.
Стропы изготовляют из стальных канатов. Они бы вают двух видов — универсальные и облегченные. Уни-
126
Нереальные стропы представляют собой замкнутое кольцо, изготовленное из каната методом сращивания, облегченные — куски стальных канатов с закрепленны ми на их концах крюками, карабинами, коушами или кольцами.
Усилие S в ветвях стропов (двухветвевых и боль ше) зависит от веса поднимаемого груза и угла а на клона ветви к вертикали и определяется из отношения
nC O Sa ’
. где п — число ветвей стропа.
Из анализа приведенного отношения видно, что уве личение угла а ведет к значительному увеличению уси лия в ветвях стропа, что может привести к их разру шению. При этом на ось транспортируемого изделия передается значительное сжимающее усилие, на вос приятие которого оно может быть и не рассчитано. Применение стропов с короткими ветвями недопусти мо, так как усилие в их ветвях при этом может резко возрасти, что приведет к разрушению наиболее опас ных звеньев в зацеплении (канатов, крюков или мон тажных петель железобетонных конструкций). Благо приятным считается угол наклона стропа в 30°. На рис. 25 приведены расчетные схемы нагрузок на ветви стропа в зависимости от величины угла в вершине за цепления. Очевидно, наиболее целесообразно верти кальное положение ветвей стропа. Это их свойство ис пользуется при зацеплении конструкций с помощью траверс с вертикальными стропами под крюки или карабины (рис. 26).
Перечень стандартных стропов и траверс, рекомен дуемых для обслуживания производства железобетон ных конструкций, приведен в табл. 10.
Для изготовления стропов применяются стальные канаты, которые свивают из прядей, а те в свою оче редь — из проволок. Чем больше число проволок и
127