Файл: Попсуенко, К. В. Техника безопасности и производственная санитария на заводах железобетонных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
травмы, которые произошли на транспорте предприя тия.
Острые отравления, тепловые удары и обморожения на производстве учитываются как несчастные случаи. Несчастный случай, вызвавший потерю трудоспособ ности более одного дня, оформляется актом по форме Н-1.
Расследование и учет несчастных случаев произво дится в соответствии с Положением '.
Если произошел несчастный случай, мастер должен немедленно организовать первую помощь пострадав шему и направить его в медицинский пункт, приняв меры к обеспечению безопасности персонала цеха, со хранить производственную обстановку в неизменном виде, если это возможно по условиям производства.
Начальник цеха обязан немедленно сообщить о про исшедшем несчастном случае директору предприятия и в ФЗМК, в течение 24 ч совместно с инженером по технике безопасности и общественным инспектором расследовать случай, выявить его причину и составить акт по форме Н-1. При групповых несчастных случаях акт составляется на каждого пострадавшего.
Главный инженер йредприятия обязан в суточный срок принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, назначить исполнителей и срок исполнения, внеся свои решения в п. 16 акта по форме Н-1. По одному экземпляру утвержденного акта глав ный инженер направляет начальнику цеха для испол нения, ФЗМК и техническому инспектору профсоюза. Пункт 17 акта (последствия несчастного случая) за полняется после выздоровления или ухода пострадав шего на пенсию. Несчастные случаи, происшедшие на предприятии с учащимися и практикантами, учитыва ются предприятием.1
1 «Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве». Утверждено Постановлением Президиума ВЦСПС от 20 мая 1966 г.
52
Групповые несчастные случаи, а также тяжелые и со смертельным исходом расследуются техническими ин спекторами профсоюзов. В расследовании, помимо технического инспектора, принимают участие предста вители вышестоящей организации (треста, главка), ор ганов прокуратуры, ФЗМК и другие лица, привлека емые обычно техническим инспектором профсоюзов к расследованию причин несчастных случаев.
Свое заключение по несчастному случаю техниче ский инспектор направляет в областной и в республи канский Совет профсоюзов, в прокуратуру и вышесто ящую организацию по подчиненности предприятия.
При необходимости технические инспекторы для участия в расследовании приглашают технических экс пертов.
На основании материалов расследования админи страция предприятия издает приказ по устранению причин, вызвавших несчастный случай, с указанием исполнителей и сроков устранения. Все несчастные случаи, независимо от формы расследования, оформля ют актом по форме Н-1.
Отчет о несчастных случаях и анализ причин их возникновения
О пострадавших от несчастных случаев, связанных с производством, предприятие два раза в год направля ет в вышестоящую организацию (трест) и статисти ческому управлению области отчет.
С целью выявления местных условий и закономер ностей в возникновении причин несчастных случаев инженеры по технике безопасности предприятий ана лизируют все несчастные случаи, происшедшие в от четный период. В процессе анализа, проводимого по актам формы Н-1, тщательно изучаются обстоятель ства несчастных случаев, условия их возникновения,
53
частота и тяжесть травмирования. При этом устанав ливается, какие категории рабочих наиболее подверже ны травматизму (профессия, стаж, квалификация, воз раст, пол и т. д.), зависимость травматизма от качест ва инструктажа и обучения по технике безопасности, опасные места и производственные зоны на предприя тии; эффективность контроля и надзора за безопас ными и безвредными условиями работы; зависимость травматизма от уровня текучести кадров предприя тия, от принятых технических и технологических произ водственных решений, от состояния производственной среды, интенсивности, производимых работ, от культу ры производства, трудовой дисциплины, квалифика ции инженерно-технических работников и др.
В дальнейшем администрация предприятия учитыва ет выводы такого анализа и на их основе разрабаты вает конкретные меры по устранению причин травма тизма. Вышестоящие организации тоже проводят ана лиз (в масштабе своей организации) и его данные от сылают всем подведомственным предприятиям для ин формации и принятия профилактических мер.
Оценка уровня и тяжести травматизма производится с помощью двух относительных показателей — коэф фициента частоты, с отнесением количества травм к 1000 работающим К ч и коэффициента тяжести травма тизма Кт-
Кч |
А • 1000 |
„ |
„ |
Д |
-------------- |
И |
і \ т — |
-----, |
|
|
Р |
|
т |
А |
где А — количество учтенных несчастных случаев на предприятии, зарегистрированных в контроли руемый период;
Д — количество дней нетрудоспособности в связи с несчастными случаями;
Р — среднесписочный состав работников предприя тия.
Указанные относительные показатели травматизма дают общее представление о состоянии с травматиз
54
мом на предприятиях и позволяют сравнивать качест во работы предприятий в области охраны труда.
Отчет 7-Т дополняется показателями К, и К Ч) а также пояснительной запиской, в которой описывают ся те несчастные случаи, которые по своей природе невозможно анализировать при помощи Кт • К ним от носятся несчастные случаи, закончившиеся инвалид ностью, переводом пострадавшего на пенсию и те, ко торые закончились смертью пострадавшего.
Отраслевые научно-исследовательские организации болёе глубоко анализируют причины травматизма на базе материалов всей отрасли с целью выработки на учных рекомендаций по созданию безопасного обору дования и производственной технологии.
Наряду с исследованием условий труда, анализ трав матизма позволяет выявить и устранить опасность при производстве сборных бетонных и железобетонных конструкций.
Возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья трудящегося
Трудовое законодательство предусматривает возме щение предприятием трудящемуся ущерба, причинен ного увечьем или другим повреждением его здоровья Возмещение ущерба состоит в выплате пострадавшему сумм в размере разницы между средним заработком до травмы и размерами получаемой пенсии при полной потере трудоспособности. Если потеря трудоспособнос ти неполная, то размер возмещения устанавливается в зависимости от размеров пенсии и заработка, получа-1
1 Правила возмещения предприятиями, учреждениями, орга низациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с их работой, утвержденные Постановлением Государственного комитета Сове та Министров СССР по вопросам-труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 22 декабря 1961 г., № 383/25.
55
емого на новой работе. В случае смерти пострадавшего право на возмещение ущерба имеют нетрудоспособ ные члены семьи. Степень утраты трудоспособности устанавливается врачебной экспертной комиссией.
Если несчастный случай произошел в результате грубого нарушения пострадавшим правил техники безопасности, сумма возмещения ущерба может быть уменьшена. В случае несогласия с квалификацией при чины и виновника несчастного случая, пострадавший может обратиться с возражением в администрацию предприятия, ФЗМК или в Народный суд. .
Надзор и контроль за состоянием охраны труда
Органы надзора контролируют выполнение требова ний, правил и норм охраны труда должностными лица ми предприятий.
Правила безопасности и нормы производственной санитарии условно делят на три группы: общие, от раслевые и сквозные. К общим относятся правила тех
ники безопасности в строительстве |
санитарные нор |
|
мы проектирования |
предприятий 2,1 |
противопожарные |
требования3 и др. |
Общие правила |
обязательны для |
всех предприятий и организаций СССР.
Отраслевые правила и нормы обязательны лишь для определенной отрасли народного хозяйства. К ним от носится, например, Положение о порядке организации инструктажа и обучения по охране труда в строитель стве и промышленности строительных материалов.
1 СНиП ІІІ-А. 11—70. Техника безопасности в строительстве. М., Стройиздат, 1970.
2 Санитарные нормы проектирования промышленных предприя тий. СН 245—71. М., Стройиздат, 1971.
3 Противопожарные требования. Основные положения проекти рования. СНиП П-А. 5—70. М., Стройиздат, 1970.
56
Сквозные правила и нормы относятся к отдельным видам работ, выполняемых в разных отраслях народ ного хозяйства. К ним можно отнести, например, сани тарные нормы и правила работы с радиоактивными ве ществами и др.'
Существуют три основные вида надзора и контроля в области охраны труда: государственный, профсоюз ный и ведомственный.
Государственный надзор за безопасным и безвредным выполнением работ осуществляют Государствен ный комитет Совета Министров СССР и союзных рес публик по надзору и безопасному ведению работ в промышленности и горному надзору (Госгортехнад зор), Энергонадзор, Главная государственная санитар ная инспекция Министерства здравоохранения СССР
и Главное управление пожарной охраны Министерства внутренних дел.
Профсоюзный надзор за охраной труда осуществля ет Всесоюзный Центральный Совет профсоюзов (ВЦСПС).
Ведомственный надзор за состоянием безопасности и производственной санитарии на производствах воз лагается на административных и технических работ ников министерств и ведомств, осуществляющих
контроль через |
филиалы |
и производственные |
звенья. |
СССР через |
свои периферийные |
Госгортехнадзор |
||
специализированные инспекции |
осуществляет надзор |
за соблюдением правил и норм безопасной эксплуата ции кранового оборудования, котлов, сосудов, работа ющих под давлением, газопроводов и газовых уста новок, проведения горных работ и др. Органами Гос гортехнадзора, помимо контроля и надзора, разраба тываются правила эксплуатации котлов, кранов, сосу дов, находящихся под давлением, контролируются и проверяются на практике контрольные и предохрани тельные приборы машин и оборудования.
57
Государственная санитарная Инспекция СССР име ет на местах (в городах, областях) свои санитарноэпидемиологические станции, укомплектованные инс пекциями и лабораторным персоналом по отраслям. Она согласует отвод земель для застройки промыш ленными, транспортными и другими предприятиями, а также жилыми и общественными зданиями. Сани тарные инспекции контролируют качество решения санитарно-гигиенических задач в проектах зданий и сооружений, а также согласуют проекты. Санитарным инспекциям подконтрольны все сферы деятельности — проектирование, строительство, производство, транс порт, службы быта, торговли и т. д. '.
Научно-исследовательскими организациями Мини стерства здравоохранения разрабатываются но{жы и правила проектирования строительства и эксплуата ции предприятий.
Всесоюзный Центральный Совет профсоюзов через свои технические инспекции осуществляет контроль за охраной труда на предприятиях. Технические инспек ции комплектуются по отраслевому признаку и под чиняются отраслевым Советам профессиональных союзов.
Технические инспекторы контролируют выполнение администрациями подконтрольных им предприятий, норм, инструкций и приказов по технике безопасности и производственной санитарии1.2 Они расследуют груп повые, тяжелые несчастные случаи, а также случаи со смертельным исходом. При возникновении таких кате горий несчастных случаев администрация предприятия обязана немедленно официально уведомить об этом
1 Постановление Совета Министров СССР от 29 октября 1963 г., № 1107 «Положение о Государственном санитарном над зоре». СП СССР. 1963, № 20.
2 Постановление Президиума ВЦСПС от 26 августа 1966 г. «Об утверждении Положения о техническом инспекторе профсою зов». Сборник Постановлений ВЦСПС, июль — сентябрь 1966 г., М., Профиздат, 1966.
58
областной Совет профсоюза, который направляет тех нического инспектора для расследования в соответ ствии с Положением о расследовании и учете несчаст ных случаев ‘.
Акт расследования технический инспектор направля ет в областной Совет профсоюза, в ЦК профсоюзов и в органы прокуратуры.
Требования и предписания представителей Госгор технадзора, Госсанинспекции, Госпожнадзора и техни ческой инспекции профсоюзов обязательны для всех предприятий и учреждений. В постоянном контакте с техническими инспекциями профсоюзов работают ко миссии охраны труда и общественные инспекторы при ФЗМК предприятий и учреждений г. Заводские и це ховые комитеты профсоюзов привлекают широкий ак тив предприятий для контроля и надзора по охране труда. В случае необходимости ФЗМК рассматривает вопрос о смещении или привлечении к ответственности лиц, виновных в систематических нарушениях законо дательства о труде или невыполнении условий коллек тивного договора. ФЗМК организует учебу членов ко миссий по охране труда и общественных инспекторов по технике безопасности.
Ведомственный надзор за охраной труда осущест вляется всеми звеньями административно-управлен ческого и инженерно-технического руководства пред приятий и учреждений, что видно из структурной схе мы (рис. 6). В типовых штатных расписаниях предпри ятий сборного железобетона предусматриваются отде лы охраны труда, старшие инженеры и инженеры по21
1 Положение о расследовании и учете несчастных случаев" на производстве. Утверждено Постановлением Президиума ВЦСПС от 20 мая 1968 г., протокол № 15, п. 4. Сборник официальных ма териалов по охране труда в строительстве и промышленности строительных материалов. М., 1967.
2 Положение о правах ФЗМК. Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР 15 июля 1958 г. Ведомости Верховного Совета СССР, 1958.
59