Файл: Попсуенко, К. В. Техника безопасности и производственная санитария на заводах железобетонных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
Прочие виды минеральной и растительной пыли, |
|
не содержащие БіОг ........................................... |
10 |
Запыленность производственных помещений заме ряют весовым способом, по которому концентрацию пыли в воздухе определяют путем деления веса улов ленной фильтром пыли на количество воздуха, пропу щенного через фильтр. Для определения весовой кон центрации пыли применяются аспираторы и другие приборы.
При исслёдовании запыленности, кроме весовой концентрации, устанавливается химический состав пы ли, ее электрозаряженность, растворимость и дисперс ность. Примерно 80% пыли, встречающейся на заво дах железобетонных конструкций, состоит из частиц размером до 4 мк. В связи с тем, что каналы альвеол легких человека имеют отверстия в 4—5 мкм, наиболее вредными являются пылинки размером до 5 мкм. Пы линки размером 10 мкм и более задерживаются в верх них дыхательных путях и бронхах, вызывая их заболе вания.
Работники предприятий сборных железобетонных изделий обычно замеряют весовую концентрацию пы ли без учета остальных показателей запыленности. Данные весовой концентрации запыленности сравни ваются с санитарными нормами.
Степень запыленности складов заполнителей зави сит от их конструкции и технологии. В складах тран шейного и бункерного типа наиболее запыленными оказываются подштабельные и подбункерные гале реи. Без принятия специальных мер по ликвидации пыления запыленность помещений в сухую погоду во много раз превышает предельный уровень 2 мГ/м3, допускаемый санитарными нормами.
Схема механизированного траншейного склада за полнителей показана на рис. 7. Разгрузка заполните лей из вагона 1 производится высыпанием в бункер 2, расположенный под железнодорожными путями. По
69
ленточному транспортеру 3 заполнители подают в отсе ки склада 4. Разгрузка на ленточный конвейер под штабельной галереи 5 производится с помощью регу лируемых вибролотковых питателей 6. Конвейер 7, расположенный в наклонной транспортной галерее.
подает заполнители в бункеры 8 бетонорастворных за водов с помощью разгрузочных тележек. Выдача из бункеров в весовые дозаторы, а из них в бетономешал ки осуществляется через секторные затворы.
Многократная перегрузка сухих заполнителей в процессе изготовления бетона и раствора сопровожда ется значительным пылением.
В целях ограничения зоны распространения пыли при разгрузке заполнителей из вагонов разгрузочные устройства над бункерами необходимо располагать в стороне от мест основной концентрации людей с уче том направления господствующих ветров. Летом в сухую погоду заполнители целесообразно орошать с помощью оросительного устройства, располагаемого над вагонами (рис. 8), до достижения влажности щеб ня до 2%, песка— до 6%. Для отвода воды, стекаю щей с заполнителей, на месте орошения устраивают канализационный лоток.
70
При разгрузке вагонов в летнее время многоковшо вые разгрузчики целесообразно снабжать гидроподав ляющим устройством, располагаемым над рабочим ор ганом разгрузчика и у места пересыпки на ленточный отвальный транспортер.
/
Рис. 8. Схема оросительного устройства для по давления пыли при разгрузке сыпучих материалов из открытых вагонов:
Г — в о д о п р о в о д о р о с и т е л ь н о го у с т р о й с т в а ; 2 — ш т а б е л ь сы п у ч и х м а т е р и а л о в ; 3 — л о т о к д л я с б о р а в о д ы .
Вибролотковые питатели при высыпании заполни телей тоже необходимо оснащать системами гидро обеспыливания. В бетоносмесительных установках гидрообеспыливание предусматривается у мест раз грузки с конвейера в бункеры, в бетономешалках
(рис. 9).
В процессе гидрообеспыливания используется принцип утяжеления увлажненных пылинок, их укруп нение (слипание), что способствует быстрому осажде нию пыли. Основным органом системы гидрообеспыли вания является форсунка типа Ѵ-1, к которой подво дятся вода и сжатый воздух. Запорная арматура сис тем гидрообеспыливания выполняется с электромаг-
71
нитным или пневматическим открыванием, чтЬ облег чает задачу автоматизации процесса гидрообеспылнвания путем сблокирования систем пылеподавления с приводами соответствующих машин. Наиболее удоб ным автоматическим приводом для кранов являются
Рис. 9. Система гидрообеспыл::са::;;я бетонного завода на три смесительные машины:
1 — р е з е р в д л я в о д ы и = 0 ,5 лі3; 2 — у зе л п ер е сы п к и н а тр а н с п о р т е р ; 3 — о тв е р с ти я б у н к ер о в д л я п е с к а и щ е б н я ; 4 — б е т о н о м е ш а л к и .
пневматические или электромагнитные краны типа 15К4 881 рСВФ. Некоторые системы гидрообеспыли вания могут иметь индивидуальный ручной привод. В таких случаях органы управления можно распола гать у соответствующих рабочих мест машинистов. Форсунки располагают с направлением струй в зону пыления. В процессе наладки систем гидрообеспыли- вання-должно уточняться число и место устанавливае мых форсунок.
72
В зимнее время системы гидрообеспыливания мо гут применяться на участке тракта заполнителей: рас ходный бункер — весовые дозаторы-бетономешалки, то есть в зоне, где подогретые заполнители имеют ус тойчивую положительную температуру.
В целях исключения выбрасывания запыленного воздуха в помещения бетонных заводов создаются сис темы аспирации расходных бункеров и мест пересыпки материалов (рис. 10, а и б). Очистка воздуха от пыли предусматривается в циклонах и в рукавных фильтрах.
Из всех производственных помещений заводов обычно наиболее запылены склады цемента. Источни ками пыления здесь являются шнеки, элеваторы' и аэ рожелоба, независимо от степени их уплотнения. Сни жение воздушного давления в элеваторах и шнеках, создаваемое вытяжкой, позволяет устранить пыление. Очистка воздуха, забранного из элеваторов и шнеков, в соответствии с типовыми решениями, происходит в батареях циклонов и в рукавных фильтрах. Применя емые тканевые фильтры очень недолговечны. В усло виях улавливания цемента они быстро изнашиваются и повреждаются крупными частицами плохо размоло того клинкера или посторонними включениями в це мент, с большой скоростью выносимыми воздухом. В таких случаях с неочищенным воздухом в атмосферу выбрасывается большое количество цемента. Избе жать этого можно возвращением запыленного возду ха в цементные банки, минуя рукавные фильтры, при этом цементные банки служат пылеосадительными ка мерами. Для выравнивания воздушного давления с атмосферным в покрытии банок устраивают отверстия, заполняемые самодельными тканевыми фильтрами (рис. 11). Размеры отверстий принимают с таким рас четом, чтобы скорость удаляемого воздуха была минимальной. В этом случае фильтры не повреж даются.
73
о
Рис. 10. Система аспирации расходных бункеров бетонного завода с осаждением пы ли в батарее циклонов:
/ — б у н к е р ; 2 — б а т а р е я ц и к л о н о в ; 3 — в е н т и л я т о р ; 4 — р у к а вн ы й ф и л ь т р .
При ремонте элеваторов, аэрожелобов и шнеков в помещения складов высыпается значительное коли чество цемента. Для его уборки целесообразно устра ивать групповые пылесосные установки, размещаемые в элеваторной башне с использованием имеющегося оборудования (рис. 12).
Разгрузка цемента из транспортных средств с пода чей в банки посредством системы пневмотранспорта позволяет устранить его пыление при разгрузке. При этом отпадает необходимость в шнеках и элеваторах, являющихся основными источниками пыления складов цемента.
На бетонные заводы цемент подается пневмотранс портом. Цемент от воздуха отделяют на двух ступе нях — в циклонах и рукавных фильтрах. Замерами установлено, что циклоны улавливают до 83—98% це мента, транспортируемого воздухом. Повреждение тканевых рукавных фильтров приводит к значитель ным потерям цемента на второй ступени очистки и за грязнению воздушной среды предприятий. Окончатель ная очистка воздуха от транспортируемого цемента после циклона и фильтров может быть достигнута его подачей в одну из банок склада цемента с фильтром. В этом случае система пневмотранспорта становится замкнутой (рис. 13). Для возмещения вытяжки преду сматривается механический приток очищенного, а зи мой и нагретого воздуха в объеме 80% от производи тельности аспирационных систем.
Запыленность арматурных и формовочных цехов устраняют местными отсосами от правильно-отрезных станков, орошением форм перед их очисткой, очисткой форм скребками, оборудованными отсосами и др. Сис тематическая пылеуборка производственных помеще ний позволяет снизить их запыленность. Уборка поме щений должна производиться мокрым способом или с помощью пылесосных устройств. При влажном способе уборки пыль с конструкций, оборудования и полов
75
sS^toB |
I 0\*< я Ч |
s- Я СО ОѵЯ |
1 » 2 S s |
к » 3 в |
л |
Я |
* |
3 |
§ |
|й&Е |
||
• |
»3 |
|
|л |
|
I.о««?“ |
||
|
а |
|
SS* ö) |
|
I |
Оѵ |
|
|
Я |
ЙГОЬмЕ ев ю § §
О o |
^ S |
“ |
||
Я»§*”т О . |
|
|||
s o |
e |
^ |
я |
|
Н |
|
О |
I |
|
£ ь » и |
||||
*1 |
|
3 2 |
||
* § •«.яй |
||||
г |
; |
I |
« о |
|
» |
" |
I |
И я |
to
и я _ 2 о П
Sо К" ft»X
К* 2 »X! м
Ок 2 - 0
Sa Жя 0 * 3
Р m Q
SSSSSSSSЧЧЧЧЧЧЧ\-Ч\W4\W. ч ч ч т ^ ЧЧЧ'ЧЧЧЧЧРГл ч ч ч ч ч ч у .
1 L _ ) |
£ 1 |
ч ч ч ч ч ч ч ч ч ^ Ь^ІЧЧЧЧ^іч ч ч ч \ х ^ (ч ч ч ч ч ч 'і'ч ч ч ч ч ч ч ч ч -1
в-'“"
§ I I
3 ? |
н р |
Я ы
<В »•гі
Я |
ГВ |
ч |
ь |
s |
оігв |
tjv; » |
|
а я я |
|
ч |
я ч |
■ОО-(ОТ ГВSa
* =
з |
я ч
смывается с помощью форсунок, подсоединенных к гибким водопроводным шлангам.
Рабочие, занятые в пыльных производствах, долж ны обеспечиваться индивидуальными средствами за щиты органов дыхания (респираторы, противогазы, стандартные фильтрующие повязки, защитные очки и спецодежда, плотно закрывающая тело от за грязнения). На предприятии должны быть камеры для обеспыливания и машины для стирки спец одежды.
Производственный персонал, занятый в пыльных производствах, должен проходить медосмотр в сроки, установленные трудовым законодательством.
Не реже чем два раза в год на рабочих местах дол жна замеряться запыленность с помощью аспиратора или других приборов, предназначенных для замеров весовой концентрации пыли в воздухе производствен ных помещений.
Профилактика производственных отравлений. Ток сические вещества, проникая в организм человека в сравнительно небольших количествах, способны выз вать острое или хроническое отравление. Острые от равления возникают в результате однократного воз действия больших доз отравляющих веществ (угар ный газ, метан, газообразный хлор, сероводород и др.). Хронические отравления развиваются при длительном воздействии на человека небольших концентраций вредных веществ (различных видов паров, газов, пы ли и др.). По воздействию на организм человека вред ные вещества условно делят на пять групп:
первая — гашеная известь, кислоты, щелочи, аммиак и другие вещества, вызывающие ожоги кожи и слизи стых оболочек дыхательных путей и глаз;
вторая — химические |
вещества, раздражающие ор |
ганы дыхания (хлор, аммиак и др.); |
|
третья — вещества, |
изменяющие состав крови |
(угарный газ, мышьяковистые соединения и др.);
77
четвертая — яды нервной системы (бензин, серово дород, метиловый спирт и др.);
пятая — ферментные и обменные яды, вызывающие такие изменения в тканях, в результате которых они не способны к кислородно-углекислотному обмену, что приводит к кислородному голоданию.
В условиях производства сборных железобетонных конструкций возможны контакты работающих с бен зином, известью, хлорной известью, угарным газом, сероводородом, метиловым спиртом, метаном и др.
Бензины при больших концентрациях способны вызвать смертельные отравления, а при небольших — хронические. Особенно опасны отравления этилиро ванными бензинами, так как при этом происходит от равление бензином и тетраэтилсвинцом, содержащим ся в бензине. Предупреждение отравления бензином состоит в недопущении его попадания‘внутрь через желудочно-кишечный тракт и через легкие, а также в предотвращении непосредственного контакта кожи с бензином. Поэтому, ремонт, очистка и мойка деталей машин, а также техническое обслуживание должны производиться в полихлорвиниловых перчатках и в спецодежде. Недопустимо практикующееся подсасыва ние бензина ртом и продувка ртом . топливопроводов, жиклеров, так как это неизбежно приводит к вдыха нию большого количества паров бензина и к попада нию его в рот и в желудочно-кишечный тракт. Запре щается стирать одежду в бензине. Спецодежду, за грязненную бензином, обезвреживают замачиванием мыльным раствором на 2—4 ч. Тару из-под бензина необходимо промывать керосином или выпаривать. Дыхательные органы защищают с помощью противо газов или изолирующих дыхательных приборов. При работе в сосудах и аппаратах из-под бензина или дру гих летучих веществ необходимо пользоваться только изолирующими дыхательными приборами, а не фильт рующими противогазами. По конструкции изолирую
78