Файл: Попсуенко, К. В. Техника безопасности и производственная санитария на заводах железобетонных изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прочие виды минеральной и растительной пыли,

не содержащие БіОг ...........................................

10

Запыленность производственных помещений заме­ ряют весовым способом, по которому концентрацию пыли в воздухе определяют путем деления веса улов­ ленной фильтром пыли на количество воздуха, пропу­ щенного через фильтр. Для определения весовой кон­ центрации пыли применяются аспираторы и другие приборы.

При исслёдовании запыленности, кроме весовой концентрации, устанавливается химический состав пы­ ли, ее электрозаряженность, растворимость и дисперс­ ность. Примерно 80% пыли, встречающейся на заво­ дах железобетонных конструкций, состоит из частиц размером до 4 мк. В связи с тем, что каналы альвеол легких человека имеют отверстия в 4—5 мкм, наиболее вредными являются пылинки размером до 5 мкм. Пы­ линки размером 10 мкм и более задерживаются в верх­ них дыхательных путях и бронхах, вызывая их заболе­ вания.

Работники предприятий сборных железобетонных изделий обычно замеряют весовую концентрацию пы­ ли без учета остальных показателей запыленности. Данные весовой концентрации запыленности сравни­ ваются с санитарными нормами.

Степень запыленности складов заполнителей зави­ сит от их конструкции и технологии. В складах тран­ шейного и бункерного типа наиболее запыленными оказываются подштабельные и подбункерные гале­ реи. Без принятия специальных мер по ликвидации пыления запыленность помещений в сухую погоду во много раз превышает предельный уровень 2 мГ/м3, допускаемый санитарными нормами.

Схема механизированного траншейного склада за­ полнителей показана на рис. 7. Разгрузка заполните­ лей из вагона 1 производится высыпанием в бункер 2, расположенный под железнодорожными путями. По

69


ленточному транспортеру 3 заполнители подают в отсе­ ки склада 4. Разгрузка на ленточный конвейер под­ штабельной галереи 5 производится с помощью регу­ лируемых вибролотковых питателей 6. Конвейер 7, расположенный в наклонной транспортной галерее.

подает заполнители в бункеры 8 бетонорастворных за­ водов с помощью разгрузочных тележек. Выдача из бункеров в весовые дозаторы, а из них в бетономешал­ ки осуществляется через секторные затворы.

Многократная перегрузка сухих заполнителей в процессе изготовления бетона и раствора сопровожда­ ется значительным пылением.

В целях ограничения зоны распространения пыли при разгрузке заполнителей из вагонов разгрузочные устройства над бункерами необходимо располагать в стороне от мест основной концентрации людей с уче­ том направления господствующих ветров. Летом в сухую погоду заполнители целесообразно орошать с помощью оросительного устройства, располагаемого над вагонами (рис. 8), до достижения влажности щеб­ ня до 2%, песка— до 6%. Для отвода воды, стекаю­ щей с заполнителей, на месте орошения устраивают канализационный лоток.

70

При разгрузке вагонов в летнее время многоковшо­ вые разгрузчики целесообразно снабжать гидроподав­ ляющим устройством, располагаемым над рабочим ор­ ганом разгрузчика и у места пересыпки на ленточный отвальный транспортер.

/

Рис. 8. Схема оросительного устройства для по­ давления пыли при разгрузке сыпучих материалов из открытых вагонов:

Г — в о д о п р о в о д о р о с и т е л ь н о го у с т р о й с т в а ; 2 — ш т а б е л ь сы п у ч и х м а т е р и а л о в ; 3 — л о т о к д л я с б о р а в о д ы .

Вибролотковые питатели при высыпании заполни­ телей тоже необходимо оснащать системами гидро­ обеспыливания. В бетоносмесительных установках гидрообеспыливание предусматривается у мест раз­ грузки с конвейера в бункеры, в бетономешалках

(рис. 9).

В процессе гидрообеспыливания используется принцип утяжеления увлажненных пылинок, их укруп­ нение (слипание), что способствует быстрому осажде­ нию пыли. Основным органом системы гидрообеспыли­ вания является форсунка типа Ѵ-1, к которой подво­ дятся вода и сжатый воздух. Запорная арматура сис­ тем гидрообеспыливания выполняется с электромаг-

71


нитным или пневматическим открыванием, чтЬ облег­ чает задачу автоматизации процесса гидрообеспылнвания путем сблокирования систем пылеподавления с приводами соответствующих машин. Наиболее удоб­ ным автоматическим приводом для кранов являются

Рис. 9. Система гидрообеспыл::са::;;я бетонного завода на три смесительные машины:

1 — р е з е р в д л я в о д ы и = 0 ,5 лі3; 2 — у зе л п ер е сы п к и н а тр а н с п о р т е р ; 3 — о тв е р с ти я б у н к ер о в д л я п е с к а и щ е б н я ; 4 — б е т о н о м е ш а л к и .

пневматические или электромагнитные краны типа 15К4 881 рСВФ. Некоторые системы гидрообеспыли­ вания могут иметь индивидуальный ручной привод. В таких случаях органы управления можно распола­ гать у соответствующих рабочих мест машинистов. Форсунки располагают с направлением струй в зону пыления. В процессе наладки систем гидрообеспыли- вання-должно уточняться число и место устанавливае­ мых форсунок.

72

В зимнее время системы гидрообеспыливания мо­ гут применяться на участке тракта заполнителей: рас­ ходный бункер — весовые дозаторы-бетономешалки, то есть в зоне, где подогретые заполнители имеют ус­ тойчивую положительную температуру.

В целях исключения выбрасывания запыленного воздуха в помещения бетонных заводов создаются сис­ темы аспирации расходных бункеров и мест пересыпки материалов (рис. 10, а и б). Очистка воздуха от пыли предусматривается в циклонах и в рукавных фильтрах.

Из всех производственных помещений заводов обычно наиболее запылены склады цемента. Источни­ ками пыления здесь являются шнеки, элеваторы' и аэ­ рожелоба, независимо от степени их уплотнения. Сни­ жение воздушного давления в элеваторах и шнеках, создаваемое вытяжкой, позволяет устранить пыление. Очистка воздуха, забранного из элеваторов и шнеков, в соответствии с типовыми решениями, происходит в батареях циклонов и в рукавных фильтрах. Применя­ емые тканевые фильтры очень недолговечны. В усло­ виях улавливания цемента они быстро изнашиваются и повреждаются крупными частицами плохо размоло­ того клинкера или посторонними включениями в це­ мент, с большой скоростью выносимыми воздухом. В таких случаях с неочищенным воздухом в атмосферу выбрасывается большое количество цемента. Избе­ жать этого можно возвращением запыленного возду­ ха в цементные банки, минуя рукавные фильтры, при этом цементные банки служат пылеосадительными ка­ мерами. Для выравнивания воздушного давления с атмосферным в покрытии банок устраивают отверстия, заполняемые самодельными тканевыми фильтрами (рис. 11). Размеры отверстий принимают с таким рас­ четом, чтобы скорость удаляемого воздуха была минимальной. В этом случае фильтры не повреж­ даются.

73


о

Рис. 10. Система аспирации расходных бункеров бетонного завода с осаждением пы­ ли в батарее циклонов:

/ — б у н к е р ; 2 — б а т а р е я ц и к л о н о в ; 3 — в е н т и л я т о р ; 4 — р у к а вн ы й ф и л ь т р .

При ремонте элеваторов, аэрожелобов и шнеков в помещения складов высыпается значительное коли­ чество цемента. Для его уборки целесообразно устра­ ивать групповые пылесосные установки, размещаемые в элеваторной башне с использованием имеющегося оборудования (рис. 12).

Разгрузка цемента из транспортных средств с пода­ чей в банки посредством системы пневмотранспорта позволяет устранить его пыление при разгрузке. При этом отпадает необходимость в шнеках и элеваторах, являющихся основными источниками пыления складов цемента.

На бетонные заводы цемент подается пневмотранс­ портом. Цемент от воздуха отделяют на двух ступе­ нях — в циклонах и рукавных фильтрах. Замерами установлено, что циклоны улавливают до 83—98% це­ мента, транспортируемого воздухом. Повреждение тканевых рукавных фильтров приводит к значитель­ ным потерям цемента на второй ступени очистки и за­ грязнению воздушной среды предприятий. Окончатель­ ная очистка воздуха от транспортируемого цемента после циклона и фильтров может быть достигнута его подачей в одну из банок склада цемента с фильтром. В этом случае система пневмотранспорта становится замкнутой (рис. 13). Для возмещения вытяжки преду­ сматривается механический приток очищенного, а зи­ мой и нагретого воздуха в объеме 80% от производи­ тельности аспирационных систем.

Запыленность арматурных и формовочных цехов устраняют местными отсосами от правильно-отрезных станков, орошением форм перед их очисткой, очисткой форм скребками, оборудованными отсосами и др. Сис­ тематическая пылеуборка производственных помеще­ ний позволяет снизить их запыленность. Уборка поме­ щений должна производиться мокрым способом или с помощью пылесосных устройств. При влажном способе уборки пыль с конструкций, оборудования и полов

75

sS^toB

I 0\*< я Ч

s- Я СО ОѵЯ

1 » 2 S s

к » 3 в

л

Я

*

3

§

|й&Е

»3

 

 

I.о««?“

 

а

 

SS* ö)

 

I

Оѵ

 

Я

ЙГОЬмЕ ев ю § §

О o

^ S

Я»§*”т О .

 

s o

e

^

я

Н

 

О

I

£ ь » и

*1

 

3 2

* § •«.яй

г

;

I

« о

»

"

I

И я

to

и я _ 2 о П

Sо К" ft»X

К* 2 »X! м

Ок 2 - 0

Sa Жя 0 * 3

Р m Q

SSSSSSSSЧЧЧЧЧЧЧ\-Ч\W4\W. ч ч ч т ^ ЧЧЧ'ЧЧЧЧЧРГл ч ч ч ч ч ч у .

1 L _ )

£ 1

ч ч ч ч ч ч ч ч ч ^ Ь^ІЧЧЧЧ^іч ч ч ч \ х ^ (ч ч ч ч ч ч 'і'ч ч ч ч ч ч ч ч ч -1

в-'“"

§ I I

3 ? |

н р |

Я ы

»•гі

Я

ГВ

ч

ь

s

оігв

tjv; »

а я я

ч

я ч

ОО-(ОТ ГВSa

* =

з |

я ч


смывается с помощью форсунок, подсоединенных к гибким водопроводным шлангам.

Рабочие, занятые в пыльных производствах, долж­ ны обеспечиваться индивидуальными средствами за­ щиты органов дыхания (респираторы, противогазы, стандартные фильтрующие повязки, защитные очки и спецодежда, плотно закрывающая тело от за­ грязнения). На предприятии должны быть камеры для обеспыливания и машины для стирки спец­ одежды.

Производственный персонал, занятый в пыльных производствах, должен проходить медосмотр в сроки, установленные трудовым законодательством.

Не реже чем два раза в год на рабочих местах дол­ жна замеряться запыленность с помощью аспиратора или других приборов, предназначенных для замеров весовой концентрации пыли в воздухе производствен­ ных помещений.

Профилактика производственных отравлений. Ток­ сические вещества, проникая в организм человека в сравнительно небольших количествах, способны выз­ вать острое или хроническое отравление. Острые от­ равления возникают в результате однократного воз­ действия больших доз отравляющих веществ (угар­ ный газ, метан, газообразный хлор, сероводород и др.). Хронические отравления развиваются при длительном воздействии на человека небольших концентраций вредных веществ (различных видов паров, газов, пы­ ли и др.). По воздействию на организм человека вред­ ные вещества условно делят на пять групп:

первая — гашеная известь, кислоты, щелочи, аммиак и другие вещества, вызывающие ожоги кожи и слизи­ стых оболочек дыхательных путей и глаз;

вторая — химические

вещества, раздражающие ор­

ганы дыхания (хлор, аммиак и др.);

третья — вещества,

изменяющие состав крови

(угарный газ, мышьяковистые соединения и др.);

77

четвертая — яды нервной системы (бензин, серово­ дород, метиловый спирт и др.);

пятая — ферментные и обменные яды, вызывающие такие изменения в тканях, в результате которых они не способны к кислородно-углекислотному обмену, что приводит к кислородному голоданию.

В условиях производства сборных железобетонных конструкций возможны контакты работающих с бен­ зином, известью, хлорной известью, угарным газом, сероводородом, метиловым спиртом, метаном и др.

Бензины при больших концентрациях способны вызвать смертельные отравления, а при небольших — хронические. Особенно опасны отравления этилиро­ ванными бензинами, так как при этом происходит от­ равление бензином и тетраэтилсвинцом, содержащим­ ся в бензине. Предупреждение отравления бензином состоит в недопущении его попадания‘внутрь через желудочно-кишечный тракт и через легкие, а также в предотвращении непосредственного контакта кожи с бензином. Поэтому, ремонт, очистка и мойка деталей машин, а также техническое обслуживание должны производиться в полихлорвиниловых перчатках и в спецодежде. Недопустимо практикующееся подсасыва­ ние бензина ртом и продувка ртом . топливопроводов, жиклеров, так как это неизбежно приводит к вдыха­ нию большого количества паров бензина и к попада­ нию его в рот и в желудочно-кишечный тракт. Запре­ щается стирать одежду в бензине. Спецодежду, за­ грязненную бензином, обезвреживают замачиванием мыльным раствором на 2—4 ч. Тару из-под бензина необходимо промывать керосином или выпаривать. Дыхательные органы защищают с помощью противо­ газов или изолирующих дыхательных приборов. При работе в сосудах и аппаратах из-под бензина или дру­ гих летучих веществ необходимо пользоваться только изолирующими дыхательными приборами, а не фильт­ рующими противогазами. По конструкции изолирую­

78