Файл: Панфилов, М. И. На подступах к высотам воспоминания, наблюдения, раздумья о прошлом и будущем черной металлургии Урала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И опять общее оживление нарушило чинный ход за­ седания. Реплики, мгновенно вспыхивающие и тут же затухающие споры. Успокоились не сразу. Поднялся начальник лаборатории огнеупоров кандидат наук И. П. Басьяс *.

— Очень хорошее предложение. Я думаю, нам, ра­ ботникам института, совместно с вами, опытными прак­

тиками,-— Басьяс провел

рукой

в сторону Семененко и

Барышникова,— удастся...

скажет: «...создать действен­

Все ждали, что он

ную теорию». Но таковы

уж

ученые — они не любят

давать векселей. Басьяс закончил более сдержанно:

— Удастся многое проверить.

7.

Надолго запомнят это совещание сталеплавильщики Урала. После него метод скоростной наварки магнези­ товой пылью стал достоянием многих заводских коллек­ тивов. Давно ли четыре-пять процентов всего времени терялось на ремонте подин. Сейчас сталевары тратят на эту операцию меньше одного процента рабочего време­ ни. А ведь это — дополнительная сталь!

Все так. Но однажды Барышников прислал в Главуралмет письмо. На Верх-Исетском, Ревдинском заво­ дах простои не уменьшаются, новая технология наварки подин не внедряется. Видно, привыкли тамошние стале­ вары работать по старинке. Надо их переубедить.

А вскоре он и сам появился в главке. Лихо нависаю­ щая надо лбом белокурая челка делала его лицо моло­ жавым. Только морщины у глаз предательски выдавали возраст, и то сказать, далеко не юноша: дочь — инже­ нер, сын в институте учится.

— Письмо получили? Может, не в свое дело лезу?.. Больно уж обидно: жар-птица сама в руки просится, а

они носы воротят,— он вдруг перестал улыбаться,

жест­

ко, напористо продолжал: — На эти заводы ехать

надо.

Да не в одиночку. Убеждать. Показывать. Прямо у печи...

И начался новый этап, этап широкого внедрения скоростной наварки. Геннадий Иванович объехал много

1 Ныне лауреат Государственной премии СССР.

103


заводов Урала, был в Узбекистане, Грузии и на Украине, на волгоградском заводе «Красный Октябрь» и на мос­ ковском— «Серп и молот». Как всегда — знакомство, дружба, переписка. Вот что недавно написал ему стар­ ший мастер мартенов из Таганрога И. Волкодав: «Боль­ шое Вам спасибо за письмо и за советы. Коротко опишу, как работаем... Подины навариваем, как и Вы, молотым магнезитовым порошком. Простои печей ежемесячно снижаем. Я считал, что в январе Вас догоню, а Вы снова так шагнули вперед, что навряд ли удастся. Но все рав­ но, держитесь!»

И Барышников «держится». Недавно серовцы опять применили новшество, о чем говорят все сталевары страны.

Магнезит и шлак. Такое сочетание наварки многие десятилетия считалось незыблемым. Когда вместо шла­ ка стали частично применять окалину, это не изменило сущности процесса пропитки, как его называют марте­ новцы. Иначе подина будет сорвана бурлящим метал­

лом— единодушно

утверждали и ученые, и практики.

Такие уж они,

эти серовцы, — ничего не

берут на

веру.

Исподволь подходили к этой

проблеме,

опытни-

чали,

считали'— и

опять решились

на промышленный

эксперимент! И снова удивительное оказалось рядом: подина не нуждается в легкоплавких «иждивенцах». Большой выигрыш во времени, в надежности — конеч­ ный выигрыш в металле для страны!

...Он опять приехал в Свердловск, как всегда, отутю­ женный, с чемоданчиком в руках, такой не похожий на самого себя у мартеновской печи. Начинались занятия межзаводской школы мастеров-сталеваров Урала и Во­ стока. Барышникова наперебой расспрашивали: в чем сущность новой технологии беспропиточной наварки?

Геннадий Иванович отвечал осторожно: дело новое, до конца не испытанное, как бы дров не наломать. Вот сами проверят, убедятся до конца, тогда милости про­ сим в Серов.

— Словом, добыл из своего «забоя» новую «руду»? —

шутливо спросил кто-то Барышникова, зная,

как гово­

рят о

его повадках

на комбинате. — Теперь

«на-гора»?

— «На-гора»! — И мастер-сталевар

широко, зарази­

тельно

рассмеялся,

словно приглашая

всех

разделить

его радость.

 

 

 

104


8.

Опыты в Серове и Алапаевске, в Тагиле и Полевском, Златоусте, Магнитке и Кузнецке, научные разра­ ботки А. С. Бережного и П. С. Мамыкина, ученый совет Восточного института огнеупоров, объединение инжене­

ров

и ученых,

поиски исследователей и находки, споры

и

дискуссии

не замедлили дать свои плоды. Стале­

плавильщики

предприятий

Среднего Урала полностью и

раньше всех

перешли на

новую технологию. За ними

решительно пошли на Южном Урале. Потом на Украи­ не. Всесоюзная межзаводская школа разносила пере­ довой опыт и основные положения новой технологии по всей стране и за ее пределы. Геннадия Ивановича Барышникова пригласили металлурги Чехословакии, чтобы им на практике показали достижения советских

специалистов.

 

получили

большую

под­

Сталевары-скоростники

могу— убыстряли

плавки,

не боясь

срывов огнеупор­

ного панциря.

Советское

правительство высоко

оце­

ЦК КПСС и

нили работу — большой группе производственников и ученых присвоено почетное звание лауреата Государст­ венной премии СССР.

8

З а к а з 310

ТРУДНЫЙ

РУБЕЖ

м1 , л ысли вперемежку с воспоминаниями нахлынули вдруг, как только в институте, где я работаю, было сказано: срочно выехать в Тагил — просит директор комбината.

За многие годы деятельности главным сталеплавиль­

щиком

Главуралмета — так

называлось

управление

заводами

Урала — мне не раз

приходилось

бывать на

нижнетагильском гиганте металлургии. И когда он не был еще таким огромным объединением сложных про­ изводств, а назывался только заводом, и в период его строительства, и в пору своего удивительного становле­ ния, индустриального величия.

История техники словно нарочно уготовила в Ниж­ нем Тагиле мерку нового завода. Его площадка, освое­

ние

которой

началось

во второй пятилетке,

выбрана

невдалеке от

старого

демидовского

заводика — одного

из

основоположников

уральской

металлургии. Как

отметина на

стене квартиры, какую

делают

молодые

106


родители, чтобы наблюдать за ростом любимого ребен­ ка, так и старый завод для нового предприятия служил своего рода единицей измерения того большого, чтовоздвигалось.

Уже только поэтому новый завод не был ни сиротой,, ни первенцем. Рядом — старший брат двухсотлетнего возраста, на севере Урала — в Надеждинске, на западе железного хребта — в Чусовом, на ВИЗе плавили каче­ ственный металл. Плеяда других заводов — в Алапаев­ ске, Нижней и Верхней Салде, в Кушве, Нижних Сер-

гах — давала сталь и прокат

на гигантские стройки

молодого государства, ну и,

конечно, на тагильскую.

Два собрата по новизне и масштабности — Магнитка и

Кузнецк — уже великанили в

мировой практике.

На старом тагильском заводе имени Куйбышева мне-

приходилось бывать еще до Отечественной войны. Тогда я работал в Чусовом. Позднее уже из Свердловска в «демидовское гнездо» приезжал часто, иногда надолго. Вместе с работниками Института черных металлов и главка помогал налаживать новое производство. По технологии плавки не было инструкций. Составляли их и уточняли. С потугами, нередко с руганью и «нерво­ зом» обучали варить сталь. Стройки ждали металл. Производство расширялось. Мастера старой выучки редели. На их место заступали молодые — озорные и смелые, но без опыта и знаний. Часто случались ава­ рии. Неделями жили в заводе. Не расставались со спе­ цовками. В них ходили и научные работники. Вместе мы представляли бригаду. Она так и называлась — бригада главка.

Старый завод, будто не желая отставать от своего младшего собрата, решительно перестраивал цехи, напористо реконструировал домны и мартены, варил скоростные плавки. Но догнать великана в технике он не был в силах. Не та основа.

В горячую пору становления гиганта, когда выпада­ ли свободные часы, мы с железной горы Высокой лю­ бовались исполинами — домнами, мартенами. Они пред­ вещали большие перемены и в старом городе, и в самой металлургии. Потом завод во всем объеме вырос, набрал силу. Бригады и сюда выезжали, но реже и с другими задачами. Тут выучка сталеваров стояла на более высокой ступени. А главное — иная техника. .

8*

107


Вместе с другими специалистами из Свердловска я любил наблюдать, что творится в новых цехах комби­ ната. Встанешь на рабочей площадке мартеновского, оглянешься вокруг, вслушаешься в шумы кранов, и серд­ це наполняется бодрым чувством гордости. Видишь плоды тех, кто трудился тут, и тех, кто их обучал. Этот цех вобрал в себя многое из лучшего, что накоплено на подступах к грандиозным высотам техники, что вызы­ вает восторг и удивление.

Приходилось участвовать в межзаводских школах. Сюда съезжалось много знатоков металла. Сам Тагил —

индустриальная колыбель, университет

поколений и

великих династий.

 

вызвали

выдающиеся

Особый интерес в свое время

рекорды скоростных плавок

и

знатного

сталевара

П. Г. Болотова. Тяжеловесные

на редкость

быстрые

плавки огненной рекой прорезали в металлургии новые пути. Вместе с другими тагильскими новаторами Боло­ тов стал лауреатом Государственной премии.

В подготовке его образцовых плавок проявили инже­ нерный талант специалисты завода и научные работ­ ники из Свердловска. Без их отважного труда немыслим был в сталеварении взлет на новую ступень, как не могли обойтись героические космонавты без межпла­ нетных кораблей и ракет-носителей. В пример многим металлургам страны здесь создали научно-техническую базу для высокой интенсификации работы мартенов­ ских печей.

Новый завод превратился в образец металлургиче­ ских новинок, а стремление к совершенству брало свое. Рожденный позже Магнитки и Кузнецка, он стремился в прогрессе техники выровняться с ними, а в затаенной задумке хотелось ему превзойти их.

Ярко вспоминается, как мне вместе с большой груп­ пой директоров уральских заводов, главных инженеров и ведущих специалистов главка довелось с будущим директором Новотагильского завода А. Ф. Захаровым побывать на Кузнецком гиганте. Сибирский комбинат в то время лидировал в советской металлургии. Анато­ лию Федоровичу перед вступлением в должность дирек­

тора хотелось померить

достижения

одного гиганта

с другим. Уровень

техники

НТМЗ ему

был известен.

До Главуралмета

он работал главным

инженером за­

108