Файл: Осевич, Н. Г. Машинист строительных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

му себе с рабочего шкива, закрепленного шпонкой на ведомом валу, на свободно поса­ женный (без шпонки) шкив, называемый хо­ лостым, и таким образом остановить ведомый рал;

передача с натяжным роликом, при которой ролик, находящийся у шкива меньшего диа­ метра, натягивает ведомую ветвь ремня, уве­ личивает угол обхвата на малом шкиве и со­ здает постоянное натяжение ремня.

Передача со ступенчатыми шкивами, при которой замкнутый ремень можно поочередно помещать на ступени разных диаметров сту­ пенчатых шкивов, сообщая, таким образом, ведомому валу разные числа оборотов при по­ стоянном числе оборотов ведущего вала.

Рис. 21. Шкивы плоскоременной передачи

а — неразъемный; б — разъемный; в — холостой и рабсний

Шкивы отливают из чугуна, реже из стали, применяют также шкивы сварные из стали. Шкивы (рис. 21) бывают глухие или неразъ­ емные и разъемные; последние удобнее ста­

76

вить и снимать с вала; они имеют следую­ щие части: обод, спицы, ступицу, стяжные болты.

Обод шкива для клиновидных ремней име­ ет на поверхности клиновидные канавки.

Шкив делают со спицами, если их длина больше 100 мм; в противном случае шкив де­ лают в виде сплошного диска.

В отлитых шкивах спицы имеют эллипти­ ческое сечение, в сварных — круглое.

Шкивы с шириной обода до 300 мм имеют один ряд спиц, при большей ширине — два ряда.

Рабочие шкивы имеют ступицу со шпоноч­ ной канавкой, холостые — гладкую. В послед­ нем случае шкив сидит на запрессованной в ступицу втулке, которая в свою очередь сво­ бодно сидит на валу.

Натяжение ремней производят путем уве­ личения расстояния между валами, например отодвиганием элекродвигателя, установленно­ го на салазках при помощи, винтов, или при­ менением натяжных роликов.

Клиноременная передача имеет ряд преи­ муществ по сравнению с плоскоременной. На­ иболее существенными из них являются мень­ шее скольжение ремня, возможность передачи при небольшом расстоянии между валами, меньшее натяжение ремня; к недостаткам этой передачи относятся меньший срок службы ремня, большая стоимость и сложность экс­ плуатации.

Клиноременная передача позволяет пере­ давать движение от одного вала другому при параллельном их расположении на расстоя­ ние, которое не должно быть меньше диаметра большого шкива.

77


Фрикционная передача (рис. 22) осуществ­

ляется благодаря силам трения,

возникающим

 

 

между

катками

кото­

й)

А

рые закреплены на ва­

 

 

лах и

прижаты

один

 

 

к другому.

 

 

 

 

Такая

передача мо­

Рис. 22.

Фрикционная

жет быть между вала­

ми,

геометрические оси

передача

которых

лежат на од­

а — между

параллельными

ной

прямой (соедине­

валами; б — между перекре­

щивающимися валами

ние фрикционной

муф­

лельными

 

той), между парал­

валами, между

перекрещивающи­

мися валами.

 

 

 

 

 

Специальные конструкции фрикционных передач дают возможность менять число обо­ ротов и направление вращения ведомого ва­ ла. Катки для таких передач изготовляют из стали или чугуна. Для увеличения трения ра­ бочие поверхности катков покрывают проре­ зиненной тканью, прессованным асбестом и другими материалами.

Достоинство фрикционной передачи: про­ стота, удобство обслуживания и бесшумность; недостаток — неточность передаваемого числа оборотов,

4. МУФТЫ

Муфты служат для соединения двух валов со шкивами, зубчатыми колесами и другими деталями, а также для соединения некоторых деталей между собой. Специальными муфта­ ми, для соединения деталей предохраняют ме­ ханизм от перегрузки.

По назначению и характеру работы раз­ личают следующие муфты:

78


постоянные (глухие), при соединении ко­ торыми разъединение (расцепление), валов зо время работы машины невозможно;

управляемые (сцепные), при соединении которыми разъединение валов во время рабо­

ты производят вручную при помощи

особых

механизмов;

валов

самоуправляемые — разъединение

этими муфтами производят автоматически при изменении во время работы числа оборотов или направления вращения;

предохранительные — автоматически раз­ мыкающие валы при возрастании передавае­ мого усилия против нормального.

По характеру соединения различают сле­ дующие муфты.

Жесткие, не допускающие поворота одно­ го из соединенных валов относительно дру­ гого.

Упругие (эластичные), допускающие такой

поворот за счет деформации

(изменения фор­

мы) промежуточных деталей

самой муфты,

изготовленных из упругих материалов. Фрикционные, допускающие поворот одно­

го вала относительно другого за счет

про­

скальзывания соединяемых поверхностей

при

возрастании передаваемого усилия.

 

Поперечно-свертная муфта относится

к

глухим жестким муфтам (рис. 23). Она

со­

стоит из дисков 1 и 2, закрепленных на валах шпонками 3. Диски скрепляют болтами 4. Для надежного центрирования один из дисков име­ ет круговой выступ 6, входящий в соответст­ вующую впадину 5 в другом. Дисковыми муф­ тами можно соединять валы разных диамет­ ров, для чего отверстия ступиц дисков делают соответствующих размеров.

79



Поперечно-свертную муфту применяют для валов диаметром до 400 мм.

Упругая муфта относится к глухим эла­ стичным муфтам. Состоит она из дисков 1 п 2, закрепленных шпонками 3 на концах сое-

Рис. 23. Муфты глухие

а — поперечно-свертная (жесткая); б —упругая

80

диняемых валов. В диске 2 гайками 5 закреп­ лены пальцы 4; на концы этих пальцев надеты резиновые кольца 6. Концы пальцев с кольца­ ми входят в отверстие диска 1.

За счет упругости резиновых колец муфта допускает некоторые смещения валов, умень­ шает влияние неточности сборки и толчков при работе.

Упругую муфту применяют для валов диа­ метром до 200 мм.

Управляемая кулачковая раздвижная муф­

та (рис.

24,а) состоит из двух частей.

У обеих

частей муфты с торцовой стороны

имеются

кулачки

(выступы), которые

расположены

так, что

кулачки одной части

могут

входить

в промежутки между кулачками другой части (рис. 24,а). Часть 2 муфты неподвижно за­ креплена на валу 1, часть 3 скользит по приз­ матической шпонке вала 5.

На части 3 имеется кольцевая впадина (вы­ точка) 4, на которую надевается разрезной хомутик 6, отводки, состоящие из двух частей, соединенных болтами; цапфы хомутика входят в отверстия вилкообразного рычага 7.

Перемещением части 3 при помощи рычага 7 производится сцепление обеих частей муфты или их разъединение. Таким образом при по­ мощи 'кулачковой муфгы можно соединять или разъединять два вала — 1 и 5.

Подобный механизм применяют для вклю­ чения и выключения других сцепных муфт.

Фрикционные муфты относятся также к управляемым муфтам. Работают они при по­ мощи трения, которое возникает между рабо­ чими поверхностями муфты.

Различают следующие типы фрикционных муфт: дисковые, у которых рабочими поверх-

81