ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
му себе с рабочего шкива, закрепленного шпонкой на ведомом валу, на свободно поса женный (без шпонки) шкив, называемый хо лостым, и таким образом остановить ведомый рал;
передача с натяжным роликом, при которой ролик, находящийся у шкива меньшего диа метра, натягивает ведомую ветвь ремня, уве личивает угол обхвата на малом шкиве и со здает постоянное натяжение ремня.
Передача со ступенчатыми шкивами, при которой замкнутый ремень можно поочередно помещать на ступени разных диаметров сту пенчатых шкивов, сообщая, таким образом, ведомому валу разные числа оборотов при по стоянном числе оборотов ведущего вала.
Рис. 21. Шкивы плоскоременной передачи
а — неразъемный; б — разъемный; в — холостой и рабсний
Шкивы отливают из чугуна, реже из стали, применяют также шкивы сварные из стали. Шкивы (рис. 21) бывают глухие или неразъ емные и разъемные; последние удобнее ста
76
вить и снимать с вала; они имеют следую щие части: обод, спицы, ступицу, стяжные болты.
Обод шкива для клиновидных ремней име ет на поверхности клиновидные канавки.
Шкив делают со спицами, если их длина больше 100 мм; в противном случае шкив де лают в виде сплошного диска.
В отлитых шкивах спицы имеют эллипти ческое сечение, в сварных — круглое.
Шкивы с шириной обода до 300 мм имеют один ряд спиц, при большей ширине — два ряда.
Рабочие шкивы имеют ступицу со шпоноч ной канавкой, холостые — гладкую. В послед нем случае шкив сидит на запрессованной в ступицу втулке, которая в свою очередь сво бодно сидит на валу.
Натяжение ремней производят путем уве личения расстояния между валами, например отодвиганием элекродвигателя, установленно го на салазках при помощи, винтов, или при менением натяжных роликов.
Клиноременная передача имеет ряд преи муществ по сравнению с плоскоременной. На иболее существенными из них являются мень шее скольжение ремня, возможность передачи при небольшом расстоянии между валами, меньшее натяжение ремня; к недостаткам этой передачи относятся меньший срок службы ремня, большая стоимость и сложность экс плуатации.
Клиноременная передача позволяет пере давать движение от одного вала другому при параллельном их расположении на расстоя ние, которое не должно быть меньше диаметра большого шкива.
77
Фрикционная передача (рис. 22) осуществ
ляется благодаря силам трения, |
возникающим |
|||||
|
|
между |
катками |
кото |
||
й) |
А |
рые закреплены на ва |
||||
|
|
лах и |
прижаты |
один |
||
|
|
к другому. |
|
|||
|
|
|
Такая |
передача мо |
||
Рис. 22. |
Фрикционная |
жет быть между вала |
||||
ми, |
геометрические оси |
|||||
передача |
которых |
лежат на од |
||||
а — между |
параллельными |
ной |
прямой (соедине |
|||
валами; б — между перекре |
||||||
щивающимися валами |
ние фрикционной |
муф |
||||
лельными |
|
той), между парал |
||||
валами, между |
перекрещивающи |
|||||
мися валами. |
|
|
|
|
|
Специальные конструкции фрикционных передач дают возможность менять число обо ротов и направление вращения ведомого ва ла. Катки для таких передач изготовляют из стали или чугуна. Для увеличения трения ра бочие поверхности катков покрывают проре зиненной тканью, прессованным асбестом и другими материалами.
Достоинство фрикционной передачи: про стота, удобство обслуживания и бесшумность; недостаток — неточность передаваемого числа оборотов,
4. МУФТЫ
Муфты служат для соединения двух валов со шкивами, зубчатыми колесами и другими деталями, а также для соединения некоторых деталей между собой. Специальными муфта ми, для соединения деталей предохраняют ме ханизм от перегрузки.
По назначению и характеру работы раз личают следующие муфты:
78
постоянные (глухие), при соединении ко торыми разъединение (расцепление), валов зо время работы машины невозможно;
управляемые (сцепные), при соединении которыми разъединение валов во время рабо
ты производят вручную при помощи |
особых |
механизмов; |
валов |
самоуправляемые — разъединение |
этими муфтами производят автоматически при изменении во время работы числа оборотов или направления вращения;
предохранительные — автоматически раз мыкающие валы при возрастании передавае мого усилия против нормального.
По характеру соединения различают сле дующие муфты.
Жесткие, не допускающие поворота одно го из соединенных валов относительно дру гого.
Упругие (эластичные), допускающие такой
поворот за счет деформации |
(изменения фор |
мы) промежуточных деталей |
самой муфты, |
изготовленных из упругих материалов. Фрикционные, допускающие поворот одно
го вала относительно другого за счет |
про |
скальзывания соединяемых поверхностей |
при |
возрастании передаваемого усилия. |
|
Поперечно-свертная муфта относится |
к |
глухим жестким муфтам (рис. 23). Она |
со |
стоит из дисков 1 и 2, закрепленных на валах шпонками 3. Диски скрепляют болтами 4. Для надежного центрирования один из дисков име ет круговой выступ 6, входящий в соответст вующую впадину 5 в другом. Дисковыми муф тами можно соединять валы разных диамет ров, для чего отверстия ступиц дисков делают соответствующих размеров.
79
Поперечно-свертную муфту применяют для валов диаметром до 400 мм.
Упругая муфта относится к глухим эла стичным муфтам. Состоит она из дисков 1 п 2, закрепленных шпонками 3 на концах сое-
Рис. 23. Муфты глухие
а — поперечно-свертная (жесткая); б —упругая
80
диняемых валов. В диске 2 гайками 5 закреп лены пальцы 4; на концы этих пальцев надеты резиновые кольца 6. Концы пальцев с кольца ми входят в отверстие диска 1.
За счет упругости резиновых колец муфта допускает некоторые смещения валов, умень шает влияние неточности сборки и толчков при работе.
Упругую муфту применяют для валов диа метром до 200 мм.
Управляемая кулачковая раздвижная муф
та (рис. |
24,а) состоит из двух частей. |
У обеих |
|
частей муфты с торцовой стороны |
имеются |
||
кулачки |
(выступы), которые |
расположены |
|
так, что |
кулачки одной части |
могут |
входить |
в промежутки между кулачками другой части (рис. 24,а). Часть 2 муфты неподвижно за креплена на валу 1, часть 3 скользит по приз матической шпонке вала 5.
На части 3 имеется кольцевая впадина (вы точка) 4, на которую надевается разрезной хомутик 6, отводки, состоящие из двух частей, соединенных болтами; цапфы хомутика входят в отверстия вилкообразного рычага 7.
Перемещением части 3 при помощи рычага 7 производится сцепление обеих частей муфты или их разъединение. Таким образом при по мощи 'кулачковой муфгы можно соединять или разъединять два вала — 1 и 5.
Подобный механизм применяют для вклю чения и выключения других сцепных муфт.
Фрикционные муфты относятся также к управляемым муфтам. Работают они при по мощи трения, которое возникает между рабо чими поверхностями муфты.
Различают следующие типы фрикционных муфт: дисковые, у которых рабочими поверх-
81