ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
кривошипом (коленом), называемые коленча тыми валами.
Рис. 8. Кривошипные валы
а — с открытым кривошипом |
(кривошипный); б — с за |
крытым кривошипом |
(коленчатый) |
Открытый кривошип обычно насаживают на вал в нагретом 'состоянии под давлением пресса и укрепляют клиньями.
Кривошипные валы могут иметь один или несколько кривошипов, насаженных под раз личными углами.
Коленчатые валы имеют одно, два, четыре колена, и более, которые располагаются меж ду опорами вала под углами 45, 60, 90, 120
и 180°.
. Эксцентриковые валы изготовляют насад кой на прямой вал круглого диска с отверсти ем, расположенным эксцентрично, или обра боткой на металлорежущих стайках специаль ной заготовки.
Участки (части) валов и вращающихся осей, которыми они опираются на опоры, на зывают цапфами (рис. 9).
57
Цапфы, на которые действуют поперечные нагрузки, делятся на шипы и шейки.
а) |
б) |
п . |
3 |
. |
|
J |
|
□ 1 |
|
Рис. |
9. |
Цапфы |
|
а — цилиндрический шип |
с |
двумя заплечиками; 6 — то |
||
же, с одним; |
в — то же, |
с |
буртиками и |
гребнем; г — |
шаровой шип; |
д — шейка с буртиками; е — шейка с греб |
|||
нями; ж — пята цилиндрическая; э — пята |
гребенчатая |
Шипом называется цапфа, находящаяся на конце оси или вала, Шипы имеют цилиндриче скую, коническую и шаровую формы. Шаро вую форму применяют в том случае, если вал должен поворачиваться и занимать различное
положение.
Шейкой называется цапфа, которая нахо дится в средней части оси или вала.
Пятой называется цапфа, на которую дей ствуют продольные нагрузки. В зависимости
от расположения различают пяты |
верхние, |
средние и нижние. Нижняя пята |
имеет ци |
линдрическую форму, верхняя и |
средняя — |
форму гребенки.
Для того чтобы вал, имеющий цилиндриче ский шип или шейку не смещался в продоль
58
ном направлении, эти части вала имеют одно или два заплечника. Место перехода (плавное закругление) вала в шип или в шейку назы вается галтелью. Если диаметр шипа или шей ки такой же, как и диаметр вала, то шип или шейка имеют буртики или гребни.
Если диаметр вала одинаков по длине (гладкие валы), шейкой может служить лю бая часть вала. В этом случае положение шей ки на опоре обеспечивается постановкой на валу разрезных или цельных установочных ко лец.
Рабочей поверхностью цилиндрической сплошной пяты является торец; гребенчатая пята опирается на опоры торцовыми поверх ностями гребней.
Оп о р ы осей и валов. Опоры для ши пов и шеек называются подшипниками, опоры для пят — подпятниками.
Опоры бывают двух видов: опоры трения скольжения и опоры трения качения.
Вопорах трения скольжения цапфа при вращении опирается на поверхность опоры, покрытую слоем смазки; в этом случае наблюдается трение скольжения. Между по верхностями цапфы и опоры должен быть за зор.
Вопорах трения качения опорный участок вала или оси с надетым на него кольцом ка тится по шарикам или роликам опоры; при этом имеет место трение качения.
Вопорах трения качения усилие при пуске, трение во время работы и расход смазки мень ше, чем в опорах трения скольжения. К недо статкам этих опор относятся сложность уста новки (монтажа), меньший срок службы и большая жесткость, так как поверхность со
59
прикосновения шариков или роликов с валом очень невелика.
Опоры трения скольжения бывают сле дующих видов: рамные сверления, подшилнн
Р и с . 10. Рамное сверление
ки фланцевые, нормальные и с кольцевой смазкой.
Рамные сверления (рис. 10), т. е. отвер стия в раме машины, являются простейшим видом опор трения скольжения.
Фланцевые и глухие подшипники (рис. 11) применяют для валов с небольшим числом оборотов. В отверстия чугунных подшипников иногда вставляют втулку и закрепляют ее от проворачивания при вращении вала; втулки после их износа заменяют.
Нормальные разъемные подшипники изго товляют из чугуна. Они состоят из корпуса, крышки, нижней и верхней половин вклады ша. Для того чтобы вкладыши не перемеща лись на валу, их делают с выступами, которы ми они упираются в корпус.
Втулки и вкладыши являются важными частями подшипников скольжения; в зависи мости от размеров и условий работы их мож но изготовлять:
из чугуна при малых нагрузках; из бронзы при больших нагрузках и ди
аметрах меньше 100 мм\
60
из чугуна или бронзы с заливкой антифрик ционным сплавом при диаметрах до 150 мм;
из стального литья с заливкой антифрикци онным сплавом при диаметрах более 200 мм;
из пластифицированной древесины, пласт масс и резины.
'Рис. 11. Подшипники трения скольжения
а — фланцевый; б — глухой; в — нормальный разъемный; г — ,с кольцевой смазкой и схемы смазки
Во всех случаях материал, из которого из готовлены втулки и вкладыши, должен изна шиваться раньше, чем материал цапф вала.
Между половинками вкладыша помещают
61
несколько прокладок; по мере разработки от верстия прокладки вынимают и таким обра зом восстанавливают размер зазора между цапфой вала и подшипником.
В подшипники описанных конструкций смазка .поступает через отверстие в крышке, .в которое завинчивают масленку (рис. 12). При жидкой смазке применяют фитильные маслен-
ки, при густой — колпачковые и пресс-маслен ки.
Колпачковая масленка состоит из двух частей: корпуса и крышки. Корпус масленки ввинчивают в отверстие подшипника, а крыш ку набивают смазкой и навинчивают на кор пус. При навинчивании крышка давит на
Рис. 12. Масленки
а — фитильная; б — колпачковая; в — пресс-масленка
смазку и заставляет ее выходить на трущиеся поверхности. Крышку масленки следует ре гулярно .подвинчивать.
Пресс-масленка состоит из корпуса, шари ка и пружины; ее применяют для нагнетания в подшипник смазки.
Подшипники с кольцевой смазкой имеют резервуар для жидкой смазки, который на-
62
ходится под вкладышами в корпусе подшип ника. Эти .подшипники бывают с подвижными и неподвижными вкладышами.
Опоры трения качения бывают шарико вые и роликовые. По виду нагрузок, которые на них действуют, подшипники делятся на три группы:
радиальные, воспринимающие нагрузку, направленную перпендикулярно оси или валу; упорные, применяемые при нагрузке вдоль
оси или .вала; радиально-упорные, воспринимающие од
новременно нагрузку двух видов.
Все подшипники трения качения выпуска ют трех серий: легкие (Л), средние (С) и тя желые (Т). Кроме того, все подшипники это го вида делят на сепараторные и бессепараторные. В первых шарики или ролики помеще ны в разделяющих обоймах (сепараторах), при помощи которых они отделены друг от Друга и равномерно распределены по окруж ности; во вторых — такого разделения шари ков и роликов нет.
Радиальный шариковый подшипник (рис. 13) состоит из наружного кольца 1, внутрен него кольца 2 с желобками и шариков 4.
Шарики заключены в сепараторы 3. Одно из колец, чаще внутреннее, насаживают не подвижно на вал, вместе с которым о.но вра щается; второе устанавливают неподвижно в корпусе подшипника.
Шарики изготовляют из прутков высокоуг леродистой хромистой стали круглого сечения, а кольца — из бесшовных труб такой же ста ли.'
Радиальные шариковые подшипники быва ют одно- и двухрядными.
63
а)
1
г
3
4
Рис. 13. Подшипники трения качения
а — однорядный радиальный шариковый; б — одноряд ный упорный; в — однорядный роликовый
64
Упорный шариковый подшипник состоит из шариков, заключенных в сепараторах, и ко лец. Вал заплечиком опирается на кольцо .под. шипнйка и вращается вместе с ним. Упорные подшипники бывают одно- и двухрядными.
Роликовые подшипники отличаются от шариковых тем, что ролики касаются кольца по прямой линии, а шарики — только в одной точке; трение в этих подшипниках в несколь ко раз больше, но они менее жестки.
Роликовые подшипники изготовляют с ше стью типами роликов: длинные цилиндриче ские (сплошные, пустотелые и пустотелые витые) и короткие сплошные (цилиндрические, конические и сферические).
В упорных подшипниках и |
подпятниках |
применяют конические ролики; |
сферические |
ролики применяют для самоустанавливающихся подшипников; .витые (пружинящие) ролики — при .нагрузке с толчками.
Пустотелые ролики монтируют .на осях, за деланных в сепараторах или кольцах.
Способ защиты подшипников и подпятни ков от загрязнения выбирают ® зависимости от конструкции и назначения узла. В простых соединениях эта защита достигается примене нием войлочных колец.
Применение защитных устройств умень шает износ подшипника, не допускает попада ния пыли между рабочими поверхностями, уменьшает трение и расход смазки.
3. ПЕРЕДАЧИ
Механическими передачами (приводами) называют механизмы, которые служат для передачи энергии, изменения скоростей, сил и
3 Зак. 753 |
65 |
вида движения. Например, двигатели имеют число оборотов, отличное от того числа оборо тов, которое должна иметь машина. Число оборотов машины должно изменяться (регу лироваться). Это достигается применением пе редачи. Двигатели имеют вращательное дви жение, рабочая часть машины—возвратно- поступательное; изменение характера движе ния достигается применением специальной пе редачи. Машина обычно находится на некото ром расстоянии от двигателя — в таких слу чаях соединение также осуществляется при помощи передачи.
Существуют следующие виды механиче ских передач: передачи зацеплением и переда чи трением.
К первым относятся передачи: зубчатые (зубчатыми колесами), червячные (винтом и
винтовым зубчатым колесом), |
цепные, (при |
водной пластинчатой цепью и |
специальными |
зубчатыми колесами — звездочками). |
|
Ко вторым относятся передачи ременные |
(двумя шкивами и бесконечным ремнем) и фрикционные (двумя жесткими трущимися де талями).
Во всякой передаче различают элементы: ведущий, т. е. передающий движение, и ведо мый, — получающий движение.
Зубчатая и червячная передачи — меха низмы, в которых зубчатыми колесами или бесконечным винтом (червяком) и червячным зубчатым колесом может быть передано дви жение от ведущего зубчатого колеса или чер вяка к ведомому.
Зубчатые колеса по окружности имеют выступы (зубья) и впадины. При вращении ведущего колеса ведомое, приводится во вра-
66
щение благодаря давлению соприкасающихся зубьев ведущего колеса на зубья ведомого.
Оси зубчатых колес могут быть параллель ными, пересекающимися и перекрещивающи мися.
Передачу между параллельными валами производят цилиндрическими зубчатыми ко лесами (цилиндрическая передача) с прямы ми, косыми и шевронными зубьями (рис. 14).
о
Рис. 14. Передача между па раллельными валами цилиндри ческими зубчатыми колесами (цилиндрическая)
а — внешняя с |
прямыми зубьями; |
||
б — внутренняя |
с |
прямыми |
зубья |
ми; в — с косыми |
зубьями; |
г — с |
|
шевронными зубьями |
|
Передача между валами с пересекающи-
.мися' осями осуществляется коническими зуб чатыми колесами (коническая передача), изо браженными на рис. 15.
Передача между валами с перекрещива ющимися (рис. 16) о-сями осуществляется ко созубыми винтовыми цилиндрическими коле сами (винтовая передача), или бесконечным винтом — червяком и червячным зубчатым ко лесом (червячная передача).
3* Зак. 753 |
67 |