Файл: Осевич, Н. Г. Машинист строительных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цилиндрические передачи допускают пере­ дачу больших мощностей; при помощи кони-

Рис. 16. Передача между перекрещивающимися ва­ лами

а — винтовыми зубчатыми колесами (винтовая); б — червя­ ком и червячным зубчатым колесом (червячная)

ческих передач можно передать меньшие мощ­ ности; червячные передачи применяют при не-

68

обходимости резкого уменьшения числа оборо­ тов ведомого вала.

По скорости на окружности зубчатого ко­ леса различают передачи: весьма тихоходные со скоростью до 0,5 м/сек; тихоходные от 0,5 до 3 м/сек; среднескоростные от 3 до 15 м/сек; быстроходные свыше 15 м/сек.

На рис. 17 .показана схема зацепления ци­ линдрических зубчатых колес. Основными элементами, характеризующими зубчатое за­ цепление, являются следующие:

шаг зубьев t , равный

расстоянию

между

одноименными профилями

(двумя

правыми

или двумя левыми) двух смежных зубьев;

 

t

 

называемая мо-

величина отношения —~

>

дулем «га»;

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

z — число зубьев;

 

 

 

 

при вы­

h — высота зубьев, равная 2,25га,

соте головки зуба h'= \m

и

 

1,9га при

h'=

= 0,8га;

 

 

 

 

 

 

d — диаметр делительной окружности, рав­

ный гаг;

 

 

 

 

(наруж­

De— диаметр окружности выступов

ный диаметр зубчатого колеса);

 

De = d + 2 h' = га z -f 2 m,

или

raz -f

1,6m;

Di — диаметр окружности

впадин

Д

= De

2 h",

где h" — высота ножки зуба. Эта высота рав­ на высоте головки зуба плюс вели­

чина радиального зазора, обычно равная 0,25га. Следовательно, D ( =

=mz—2,5га, или mz—2,1га;

I — длина зуба, равная 8—Юга.

Окружность служит основой при построе­ нии эвольвентных профилей зубьев.

69



По л юс з а ц е п л е н и я — постоянная точка, в которой общая нормаль к солрикаса-

Рис. 17. Схема зубчатого зацепления

А — межцентровое расстояние;

а — угол

зацепления;

Я —полюс зацепления; t— шаг

зубьев;

5 — толщина

зуба

 

 

ющимся профилям зубьев в точке их касания пересекается с линией, соединяющей центры зубчатых колес.

Л и н и я з а ц е п л е н и я — прямая, пред­

70

ставляющая собой геометрическое место точ­ ки касания .профилей двух соприкасающихся зубьев.

Угол з а ц е п л е н и я — это угол между линией зацепления и перпендикуляром к ли­ нии центров колес. Величины указанных па­ раметров даны для цилиндрических прямозу­ бых колес.

Зубчатые колеса в зависимости от вели­ чины передаваемой мощности и окружной скорости отливают из чугуна, стали или брон­ зы; изготовляют зубчатые колеса также штамповкой, ковкой или сваркой из углеро­ дистой и легированной сталей; в некоторых случаях — из кожи, пластмассы и других ма­ териалов.

Зубья колес в большинстве случаев обра­ батывают на металлорежущих станках.

В современных машинах большинство зуб­ чатых колес, изготовленных из стали, в зави­ симости от марок стали и назначения колес подвергают закалке и отпуску или цемента­

ции и закалке.

 

Зубчатые колеса диаметром

меньше

500 мм изготовляют в виде диска.

Зубчатое

колесо большего диаметра обычно состоит из обода, спиц и ступицы.

Обод литого колеса может быть плоским с одним или двумя ребрами на внутренней по­ верхности.

Малое зубчатое колесо может быть изго­ товлено заодно со ступицей; кроме того, зубья могут быть нарезаны непосредственно на валу.

При ширине литого колеса меньше, чем 1,5 его диаметра, обод колеса соединяется со сту­ пицей диском с отверстиями (окнами) или спицами эллиптического сечения; при больших

71


диаметрах применяют два диска или спицы крестообразного сечения, двутаврового или се­ чения в виде буквы Н.

Ступица должна иметь шпоночную канав­ ку или шлицевые канавки для закрепления ко­

 

 

леса на валу.

колеса

бы­

 

 

Зубчатые

 

 

вают разъемные (рис. 18)

 

 

или в виде обода.

 

 

 

В зависимости от тре­

 

 

бований,

предъявляемых

 

 

к зубчатым колесам, вы­

 

 

бирают способ и точность

 

 

их изготовления. Суще­

 

 

ствует четыре класса точ­

 

 

ности изготовления колес.

 

 

Самый точный — первый

Рис. 18.

Разъемное

класс. Ко второму классу

цилиндрическое зуб­

точности

отнесены

бы­

чатое колесо

строходные

передачи

с

15 м/сек,

 

окружной

скоростью

до

к третьему — до 8 м/сек,

к четверто­

му " тихоходные передачи с окружными ско­ ростями 3 м/сек.

Третий и четвертый классы точности изго­ товления колес широко применяют в строи­ тельных машинах.

Цепная передача представляет собой веду­ щую и ведомую звездочки, закрепленные на валах и соединенные замкнутой бесконечной цепью. При помощи цепной передачи (рис.

19) движение передается

от одного

вала

к

другому, расположенному

параллельно

пер­

вому, на расстояние до 8

м. Цепная передача

дает возможность передавать мощность

до

5000 л. с. при скорости до 20 м/сек.

звездочек

При работе выступы

(зубья)

72


входят в отверстия звеньев втулочных цепей, а при передаче зубчатой цепью зубья пластин цепи входят между зубьями звездочек и таким образом происходит передача движения.

Рис. 19. Цепная передача

а — пластинчатой втулочной цепью; б —зубчатой цепью

Нормальное расстояние между геометриче­ скими осями валов при передаче цепями долж­ но быть 40—50 шагов цепи, но не меньше 1,5 диаметра большей звездочки.

73

Изготовляют звездочки отливкой из чугуна (при скорости цепи меньше 2 м/сек) и отлив­ кой, ковкой и сваркой из стали при больших скоростях. Для натяжения цепи применяют натяжные звездочки.

Ременная передача (рис. 20) осуществляет­ ся бесконечным ремнем и применяется в слу-

Рис. 20. Ременные передачи

а — плоскоременная, открытая; б — то же, пере­ крестная; в — то же, с холостым шкивом; г — то же, с натяжным роликом; д— то же, со ступен­ чатыми шкивами

чае необходимости передавать движение oi одного вала другому при значительном рас­ стоянии между ними. -

Эта передача дает возможность передавать мощность до 2000 л. с.\ наиболее распростра­ нены передачи до 50 л. с. при скорости от 5

до 25 м/сек.

Решенная передача строительных машин состоит из закрепленных на валах ведущего и ведомого шкивов, на которые надета беско­ нечная (замкнутая) лента плоского ремня, одного или нескольких клиновидных ремней.

Различают ведущую (набегающую) и ве­

74

домую (сбегающую) части — ветви приводно­

го ремня.

 

 

бла­

Передача движения осуществляется

годаря трению, которое возникает между

по­

верхностями натянутого ремня и шкивов.

 

Передача плоским ремнем называется пло­

скоременной, передача клиновидными

ремня­

ми— клиноременной.

применяют для

Плоскоременную передачу

передачи движения от одного

вала другому,

когда они находятся на расстоянии,

равном

или большем суммы диаметров шкивов.

При

меньшем расстоянии ремень

будет

сильно

скользить.

 

 

 

Плоскоременная передача хорошо работа­

ет при больших скоростях, смягчает

удары,

конструктивно проста. К недостаткам ее от­ носится невозможность передавать точное чис­ ло оборотов из-за скольжения ремня, необхо­ димость натяжения ремня, сложность обслу­ живания.

Плоскоременной передачей можно переда­ вать движение между валами как параллель­ ными, так и расположенными под углом в 90°.

Существует несколько видов передач пло­ ским ремнем. Между параллельными валами наиболее часто встречаются следующие:

открытая Передача, при которой ремень расположен в одной плоскости, т. е. ведущий и ведомый шкивы вращаются в одном нап­ равлении;

перекрестная передача, при которой ве­ дущая и ведомая ветви ленты перекрещива­ ются, поэтому ведомый шкив вращается в на­ правлении, обратном ведущему;

передача с холостым шкивом, при которой ремень можно передвинуть параллельно само­

75