Файл: Осевич, Н. Г. Машинист строительных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Плоские прорезиненные ремни изготовляют из нескольких слоев хлопчатобумажной ткани, склеенных между -собой резиновыми прослой­ ками. Прорезиненные ремни могут быть с ре­ зиновыми обкладками. Ремни выпускают в виде лент (полос). Концы их рекомендуется склеивать для соединения в бесконечную лен­ ту для ременной передачи так же, как концы транспортерной ленты.

Клиновидные прорезиненные ремни выпус­ кают в виде замкнутой бесконечной ленты. Клиновидный ремень в сечении имеет вид трапеции.

Рукава, -или шланги, служат для -переме­ щения по -ним газов, жидкостей, сыпучих ма­ териалов, растворов и бетонной -смеси.

Рукава бывают напорные (табл. 6) и вса­

сывающие

(табл.

7).

В 'напорных

рукавах

материалы

-перемещаются

за -счет давления,

создаваемого

в рукавах, во всасывающих —

за счет разряжения (вакуума).

Т а б л и ц а

6

 

 

 

 

 

 

Рукава резинотканевые напорные с холщевыми

 

 

прокладками для воды (ГОСТ 2318—43)

 

 

Внутренний диаметр

в м м |

13

19

25

32 J

38

50

Число прокладок

 

2

2

2

2

2

3

 

П р и м е ч а н и е . Нормальная

длина рукава

18

и

20 м . Рабочее давление 4—5 а т м ,

испытательное давле­

ние 10 а т м .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рукава напорные состоят из внутреннего слоя резины, нескольких слоев прорезиненной ткани и наружного слоя резины.

Рукава всасывающие имеют спираль из проволоки внутри стенки рукава.

41


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

7

Рукава резино-тканевые всасывающие

 

 

с проволочной спиралью и холщевыми

 

 

прокладками для воды (ГОСТ 8496—57)

 

Внутренний диаметр

25

32

3S

51

75

90

102 125

в м м

Число прокладок

2

2

2

2

3

3

3

4

П р и м е ч а н и я :

1.

Рукава

изготовляют

длиной

4

и8 м .

2.Рукава диаметром 150, 185, 200 м м —не стандарт­

ные.

7.СТАЛЬНЫЕ ПРОВОЛОЧНЫЕ КАНАТЫ

На заводах-изготовителях канаты свивают из тонких стальных проволок диаметром 0,6 — 2 мм, иногда до 5 мм. Проволоку изготовляют из высокопрочной стали, имеющей предел проч­ ности при растяжении не менее 120 кГ/мм2, а для такелажных работ 120—200 кГ/мм2. Вы­ бор каната производят в зависимости от его назначения.

Строение стальных канатов неодинаково; их свивка бывает одинарной, двойной и трой­ ной. Канаты одинарной свивки изготовляют непосредственно из отдельных проволок, кана­

ты двойной свивки — из

прядей, свитых из

проволок,

которые затем

свиваются вокруг

пенькового

сердечника,

придающего канату

гибкость и удерживающего внутри его смаз­ ку. Канат тройной свивки состоит из отдель­ ных канатов двойной свивки.

В зависимости от направления свивки, про­ волок и прядей канаты бывают односторонней и крестовой свивки. В канатах односторонней свивки проволоки в прядь и пряди в канат

42


Т а б л и ц а 8

Техническая характеристика канатов из стальной проволоки (тросы)

для кранов, подъемников

 

 

 

Разрывное

 

Два-

Расчетный

усилие каната

Тип каната

метр

вес 100 м

в кГ, при

каната

каната

расчетном

 

в мм

в кг

пределе проч­

 

 

 

ности проволо­

 

 

 

ки 1G0 кГ/мм-

Канат

типа

ТК6Х19=

9,3

30,57

4 380

= 114

проволок с ор-

11

41,59

5 960

ганическим

сердечни-

12,5

54,33

7 790

ком

(ГОСТ

3070—55)

14

68,7

9 850

 

 

 

15,5

84,8

12 150

 

 

 

17

102,6

14 700

 

 

 

18,5

122

17 500

 

 

 

20

143,3

20 550

 

 

 

21,5

166,3

23800

 

 

 

23

190,1

27 250

 

 

 

25

217,1

31 150

 

 

 

26,5

245,2

35 150

 

 

 

28

274,3

39 350

 

 

 

31

339,2

48 650

Канат типа ТК6Х37=

8,7

26,27

3 660

=222 проволоки с ор-

11

40,86

5 700

ганическим

сердечни-

13

59

8 240

ком

(ГОСТ

3071—55)

15,5

80,27

11 150

 

 

 

17,5

104,8

14 600

 

 

 

19,5

132,6

18 450

 

 

 

22

164,6

22 950

 

 

 

24

199,1

27 750

 

 

 

26

237,7

33 150

 

 

 

28

266,7

38600

 

 

 

30,5

392,3

45 000

43


свиваются в одном направлении, а в канатах крестовой евивш — 'в противоположных на­ правлениях, что придает канату большую ус­ тойчивость против раскручивания.

В грузоподъемных и строительных маши­ нах применяют преимущественно канаты крес­ товой свивки.

Канаты изготовляют в соответствии с ГОСТ 3070 —55 и ГОСТ 3071— 55.

Техническая характеристика канатов из стальной проволоки (тросы), применяемая для кранов и подъемников, приведена в табл. 8.

Глава III.

ДЕТАЛИ И ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Каждая машина состоит из отдельных де­ талей. Деталями машины являются шкивы,- зубчатые колеса, оси, валы, шпонки, винты, шпильки, болты, заклепки и др.

Соединение нескольких деталей называется узлом, например зубчатое колесо, закреплен­ ное шпонкой на валу.

Соединение деталей в узлы может быть не­ подвижным (глухим) или подвижным. При неподвижном соединении детали не могут пе­ ремещаться во время работы одна относитель­ но другой; при подвижном соединение такое перемещение возможно.

44

I.НЕПОДВИЖНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Не р а з ъ е м н ы е — это такие соединения, которые нельзя разъединить, т. е.разобрать без

разрушения соединяющих деталей, а иногда и без повреждения соединяемых деталей. К не­ разъемным относятся соединения некоторыми неподвижными посадками с натягом, сварные, заклепочные и др.

С о е д и н е н и я н е п о д в и ж н ы м и по­ с а д к а м и . При таком соединении размер от­ верстия в одной из соединяемых деталей де­ лают меньше размера той части другой детали, которая должна быть вставлена в это отверс­ тие. Разница в размерах называется натягом. В этом случае одну деталь можно вставить в другую только с усилием. Такое соединение выполняют нажатием пресса (прессовая по­ садка). При значительной величине натяга деталь, имеющую отверстие, нагревают и за­ прессовывают в нее деталь (горячепрессовая посадка).

Разборка подобных соединений сопровож­ дается разрушением деталей или сопряженных (посадочных) поверхностей.

Сварные соединения получаются в резуль­ тате сварки частей соединяемых деталей. При соединении частей строительных машин при­ меняют преимущественно электродуговую и газовую сварку.

Заклепочные соединения применяют для скрепления заклепками деталей из листового профильного металла. Заклепки в местах со­ единений располагают в определенном поряд­ ке; расклепанные заклепки вместе с соединяе­ мыми деталями образуют заклепочный шов.

По назначению заклепочные швы бывают

45


прочные (швы рам, стрел и др.); прочноплот­ ные (швы воздухосборников, -паровых котлов и других резервуаров, находящихся под дав­ лением); плотные (швы цистерн, баков и др.).

Заклепочные швы (рис. 1) делают вна­ хлестку ,и с одной или двумя накладками. По

Рис. 1. Заклепочные швы и заклепки

а — шов

внахлестку

однорядный;

б — шов с

одной накладкой;

в — шов

с двумя

накладками;

г — заклепки

с полукруглой и

 

 

потайной головками

 

числу рядов заклепок «а каждой из соединяе­ мых деталей различают швы одно-, двух- и трехрядные.

Заклепка состоит из цилиндрического стержня и головки. Наиболее распространены виды заклепок с полукруглой и потайной го­ ловками. Заклепки изготовляют из стали или цветных металлов.

К л е п к а — это операция, при помощи ко­ торой производят -соединение заклепками. Клепка бывает ручная и машинная.

В зависимости от требований, предъявляе­ мых к заклепочному шву, отверстия для за­ клепок пробивают при помощи прессов и за­ тем рассверливают или сверлят в сплошном металле. Диаметр отверстия должен быть не­ сколько больше диаметра заклепки; отвер­ стие под. заклепку раззенковывают для того,

46

чтобы поместить в раззеикованное углубле­ ние утолщение, имеющееся на стержне под головкой заклепки.

Детали накладывают одна на другую так, чтобы отверстия совпадали, и 'Временно скреп­ ляют болтами; затем в совмещенные отверстия вставляют заклепку. Стержень заклепки дол­ жен выступать над поверхностью детали для образования замыкающей головки. Для полу­ круглой головки длина выступающего конца стержня должна быть от 1,25 до 1,5 диаметра заклепки, для потайной головки— от 0,8 до 1,2 диаметра.

При ручной клепке образование замыкаю­ щей головки выполняют следующим образом: головку заклепки ставят в углубление под­ держки и натягивают, чтобы склепываемые детали были прижаты; ударами молотка рас­ клепывают конец выступающего стержня, за­ тем формируют замыкающую головку, окон­ чательно отделывают головку ударами молот­ ка по обжимке.

При машинной клепке замыкающая голов­ ка получается давлением клепальной машины. Широко применяют клепку пневматическими (воздушными) молотками. Машинная клепка по сравнению с ручной более производительна и дает соединения лучшего качества.

Заклепки диаметром меньше 10 мм при клепке не нагревают, диаметром более 10 мм нагревают до светло-красного каления; заклеп­ ка после окончания операции должна иметь темшьбурый цвет (при 500—600°С); при даль­ нейшем охлаждении стержень заклепки уко­ рачивается и заклепка сильно сжимает скле­ панные детали.

Клепку можно производить без образова­

47