Файл: Осевич, Н. Г. Машинист строительных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния замыкающей головки над плоскостью склепываемой детали (клепка впотай). В этом случае головка будет скрыта в углублении.

Широкое распространение для всех видов швов получили стальные заклепки с полукруг­ лыми головками (рис. 1,г); для прочных швов такие заклепки изготовляют с диаметром стержней 1— 37 мм, для прочноплотлых — с диаметром 8 — 37 мм.

Разъемные соединения — это такие соеди­ нения, которые разбираются без разрушения скрепляющих деталей. К ним относятся болто­ вые и винтовые, клиновые и шпоночные, а так­ же соединения некоторыми видами неподвиж­ ных посадок.

Б о л т о в ы е с о е д и н е н и я — это непо­ движные разъемные соединения деталей при помощи болтов.

Б о л т (рис. 2) является крепежной де­ талью и представляет собой стержень, имею­

щий на одном конце

винтовую нарезку, на

другом— шестигранную,

квадратную, полу­

круглую или потайную головку.

Различают болты общего назначения и спе­

циальные.

 

Болты общего назначения делятся на три

вида:

 

чистые, изготовляемые обработкой на ме­ таллорежущих станках из прутков конструк­ ционной шестигранной стали;

■получистые, которые изготовляют штампов­ кой с нарезанием резьбы и О|бработкой опор­ ной поверхности головок на металлорежущих станках;

черные болты, изготовляемые штамповкой или ковкой.

Для изготовления чистых и получистых бол-

48

Рис. 2.

Болты, гайки,

 

шайбы и болтовые соеди­

 

 

 

нения

 

а — болт

с

шестигранной

 

головкой;

б — с квадратной;

в — с полукруглой; г — с

потайной;

д — фундаментный;

е — гайка

шестигранная

с

двумя и

одной фаской; ж —

квадратная;

з — с коронкой; и — с шайбой; к — барашек;

л — стяжка;

м — шайба;

н — болтовое соединенние; о —

 

 

соединение шпилькой

49



гов применяют сталь марок от Ст. 2 до Ст. 6; 35Х, 40Х, 40ХН и др.

Черные болты изготовляют из круглой уг­ леродистой стали (Ст. 3, 10, 15 и др.); стер­ жень и головка черного болта не обрабатыва­ ются.

К специальным относятся болты с умень­ шенными и увеличенными шестигранными и квадратными головками; с полукруглыми и потайными головками; фундаментные для укрепления машин на фундаментах и др.

Г а й к а служит для навинчивания на вин­ товую нарезку болта. Гайки изготовляют шес­ тигранной, квадратной и других форм.

Различают гайки общего назначения и специальные. Первые делятся на три вида: чистые с одной или двумя фасками, изготов­ ляемые на металлорежущих станках из прут­ ков шестигранной стали точных размеров; получистые и черные, изготовляемые штампов­ кой из мягкой углеродистой стали.

Гайки изготовляют из специальной стали, чугуна и сплавов цветных металлов. Гайки бывают шестигранные с коронкой, с шайбами, гайки-барашки, стяжные и др.

Шайба представляет собой тонкое кольцо, которое подкладывают под гайку для того, чтобы не повредить поверхность детали при навинчивании гаек и увеличить опорную по­ верхность гайки.

Шайбы бывают чистые с фаской, изготов­ ляемые на металлорежущих станках, и черные, штампованные без фаски.

При соединении деталей на болтах одну деталь накладывают на другую, совмещая от­ верстия; в совмещенные отверстия вставляют

50

болты, на них надевают шайбы и затем на­ винчивают гайки, которые затягивают ключом.

Шпилька—-это цилиндрический стержень с винтовой нарезкой на концах. Один конец шпильки (посадочный) ввинчивают в отверс­ тие основной детали, на свободный конец наде­ вают другую деталь, которую крепят к основ­ ной. На конец шпильки, выступающий над поверхностью этой детали, надевают шайбу и навинчивают гайку, осуществляя таким обра­ зом соединение шпилькой.

Винтовые соединения. Этот вид разъемных соединений может служить в качестве непод­ вижных и подвижных соединений.

Винт представляет собой стержень с голов­ кой на одном конце. Головка винта может иметь грани для ключа или прорезь (шлиц) для отвертки. Стержень выполняют с винто­ вой нарезкой по всей длине на части его.

На рис. 3 показаны различные виды винтов.

а)

5}

□ п

m

 

 

:li

ф

Щ

Рис. 3. Винты и винтовые соединения

а — виды винтов; б — неподвижное винтовое соеди­ нение

В зависимости от назначения различают винты крепежные и установочные.

При неподвижном винтовом соединении его соединяемые детали должны иметь отверс-

51


тля, одно из которых снабжено винтовой на­ резкой.

Для соединения винтом детали накладыва­ ют одну на другую таким образом, чтобы от­ верстия были совмещены; винт вставляют через отверстие, не имеющее винтовой нарез­ ки, и завинчивают в отверстие с винтовой на­ резкой.

К л и н о в ы е с о е д и н е н и я (рис. 4) от­ носятся к неподвижным разъемным соедине-

Ряс. 4. Клиновые соединения

а — ненапряженное; б — напряженное

ниям. Осуществляются они закладыванием чеки или забиванием клина в совмещенные отверстия соединяемых деталей.

Клиновые соединения бывают ненапряжен­ ные и напряженные; первые применяют при нагрузках, действующих в одном направлении, вторые — при нагрузках, меняющих свое на­ правление.

52

Рис. 5. Виды шпонок
а — врезная призматиче­ ская; б — на лыске кли­ новая; в — фрикционная клиновая

При напряженных соединениях клин заби­ вают 'Со значительным усилием.

Шпоночные с о е д ин е н ия —это разъ­ емные соединения, осуществляемые при помо­ щи крепежных деталей — шпонок (рис. 5).

Шпоночные соедине­ ния могут быть непод­ вижными и подвижными.

Шпонки применяют для соединения вращаю­ щихся или качающихся деталей с валом или осью. Шпонки обычно изготов­ ляют из углеродистой стали.

По назначению шпон­ ки делятся на клиновые (затяжные) и призмати­ ческие; первые имеют по длине уклон в ‘/юоо; вто­ рые уклона не имеют.

Клиновые шпонки обеспечивают напряжен­ ное соединение, при кото­ ром надо забивать или надвигать на них деталь

под давлением: они бывают врезные,-на лыске, фрикционные и др.

. Врезные шпонки применяют при передаче больших усилий для валов диаметром от 10

до 500 мм.

Шпонки на лыске применяют для валов диаметром от 20 до 230 мм.

Недостатками этих двух видов шпоночных соединений являются необходимость прорезы­ вать канавки (пазы) на валу или опиливать

53

на его поверхности плоскость (лыску) и воз­ можность закреплять деталь только в строго определенном месте.

Фрикционные шпонки прилегают к валу по цилиндрической поверхности; соединение дета­ ли с валом достигается благодаря трению между шпонкой и валом, которое создается

при забивании шпонки. Эти шпонки применя­ ют ,на валах диаметром от 20 до 150 мм. Со­ единение фрикционной шпонкой не имеет не­ достатков первых видов шпоночных соедине­ ний, но не дает возможности передавать боль­ шие усилия.

Призматические шпонки дают напряженное соединение, детали получают возможность пе­ ремещаться вдоль вала по шпонке. К призма­ тическим относятся шпонки врезные, обыкно­ венные и шпонки с креплением на валу.

Шлицевые соединения представляют собой многошпоночные соединения (рис. 6), которые могут быть неподвижными и подвижными. В данном случае шпонки составляют одно целое

54


с валом. При помощи шлицевого соединения

можно передавать большие усилия по сравне­ нию со шпоночным. Кроме

того, оно имеет ряд других преимуществ: отсутствие случаев выворачивания шпонки из канавки при ра­ боте соединения, меньший износ, более правильное сое­ динение деталей и др.

Шт и ф т о в ы е

с о е д и ­

(Лтифш

нения.

Это

неподвижные

 

разъемные

соединения

Рис. 7. Штифтовое

(рис. 7), которые осуществ­

соединение

ляются

забиванием

цилин­

 

дрического или конического стержня (штиф­

та) в совмещенные отверстия соединяемых де­ талей.

2. ПОДВИЖНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Оси и валы. Части машин, которые совер­ шают вращательное движение (шкивы, зуб­ чатые колеса и др.), насажены на оси или на валы. Оси и валы отдельными участками опи­ раются на опоры (подшипники и подпятники). Оси и валы могут занимать горизонтальное, наклонное и вертикальное положения.

Эти детали изготовляют главным образом

•из углеродистой илегированной сталей ковкой или штамповкой; в некоторых случаях валы отливают из стали и высокопрочного чугуна,

Заготовки для осей и валов обрабатывают на металлорежущих станках. В случае, если оси и валы входят в конструкцию ответствен­

ных узлов машин, их подвергают термической обработке.

Оси только поддерживают насаженные на них детали, т. е. работают на изгиб. Различают следующие виды осей: неподвижные,— если детали свободно насажены и вращаются на осях, и вращающиеся в подшипниках вместе с насаженными на них деталями.

Валы не только поддерживают насаженные на них детали, но и передают усилие от одной детали машины к другой; таким образом, при работе валы испытывают усилия на изгиб и скручивание.

Различают следующие виды валов в зави­ симости от нагрузки: тяжело напруженные, легко нагруженные и специализированные; по числу опор: двухопорные и многоопорные; по форме поверхности: гладкие и фасонные; по форме геометрической оси вала: прямые и кривошипные.

Тяжело нагруженные (главные) валы вос­ принимают нагрузку непосредственно от дви­ гателя.

Легко нагруженные (промежуточные) ва­ лы принимают нагрузку от главных валов.

Специализированные валы — это кулачко­ вые, полые и др.

Фасонные валы имеют бурты, выточки и пр.

Прямые валы в машинах применяют в тех случаях, когда надо передать вращение от одной детали к другой, например от одного зубчатого колеса другому.

Кривошипные валы (рис. 8) применяют в тех случаях, когда вращательное движение на­ до преобразовать в возвратно-поступательное.

Эти валы бывают с открытым

кривошипом,

называемые кривошипными, и с

закрытым

56