Файл: Меерович, В. Г. Оборот средств и эффективность производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
платы за трудовые ресурсы по сумме должна соответ ствовать общественным фондам потребления, исполь зуемым работниками производственной сферы. Тем са мым можно было бы достаточно полно учесть в издерж ках производства стоимость необходимого продукта исходя из реальных трудовых затрат. В соответствии с рассмотренной концепцией отчисления в фонд государ ственного социального страхования (который представ ляет часть фондов общественного потребления) по эко номическому смыслу являются частью платы за трудо вые ресурсы1.
В среднем уровень платы за трудовые ресурсы в промышленности должен был бы складываться из вы плат и льгот за счет общественных фондов потребления, а также ежегодных затрат общества на строительство жилых домов, школ, культурно-бытовых и медицинских учреждений, приходящихся на одного работающего на производстве. Исходя из соответствующих данных, пуб ликуемых в статистических ежегодниках ЦСУ СССР,
такие затраты составили в 1969 г. 771 руб., в 1971 г.— 840 руб. на одного работающего в промышленности.
Изменение рентабельности производства, которое произошло бы в случае введения платы за трудовые ре сурсы, по основным отраслям промышленности характе ризуется следующими данными (см. табл. 19 на стр. 68).
Как видно из таблицы, введение платы за трудовые ресурсы приведет к резкому уменьшению рентабель ности производства в промышленности, а в отдельных, наиболее трудоемких отраслях к ее многократному сни жению. Уменьшение рентабельности производства в связи с введением платы за трудовые ресурсы не вызы вает опасения, поскольку уровень рентабельности в на стоящей время высок. Планирование более низкой рен табельности производства при введении платы за тру довые ресурсы укрепит хозрасчет в отраслях с высокой скоростью оборота средств (в том числе авансирован ных на выплату заработной платы), например в легкой
1 В экономической литературе встречается предложение о вве дении на предприятиях платы за использование специалистов. Эту плату можно рассматривать как частный случай платы за трудовые ресурсы. В этом частном случае, на наш взгляд, плату за трудовые ресурсы целесообразно скорректировать на затраты по подготовке специалистов.
3* 67
Таблица 19 |
|
|
|
(в %) |
|
Рентабельность |
Рентабельность |
||
|
после |
введения |
||
|
производства |
платы |
за трудо- |
|
Отрасли промышленности |
|
|
вые ресурсы |
|
|
|
|
|
|
|
1969 г. |
1971 г. |
1969 г. |
1971 г. |
Всего по промышленности ............... |
20,5 |
19,8 |
11,9 |
11,0 |
В том числе: |
|
|
|
|
Электроэнергетика .............................. |
11,0 |
10,6 |
8,8 |
9,3 |
Нефтеперерабатывающая . ................. |
18,8 |
20,3 |
16,6 |
18,6 |
Угольная ................................................ |
8,0 |
7,0 |
1,2 |
1,6 |
Машиностроение и металлообработка |
21,5 |
19,2 |
8,5 |
5,6 |
Стекольная и фарфоро-фаянсовая . . |
28,6 |
31,2 |
10,2 |
12,7 |
Легкая ................................................... |
41,1 |
40,8 |
19,5 |
18,7 |
Пищевая ................................................ |
24,2 |
26,3 |
17,5 |
17,4 |
промышленности. Напротив, |
многократное снижение |
рентабельности производства в результате введения платы за трудовые ресурсы в угольной промышленности свидетельствует о недостаточности отражения в цене вновь созданной стоимости с учетом трудовых затрат. Это значит, что в цене продукции не обеспечено воспол нение всех затрат на воспроизводство рабочей силы.
Расчеты показывают, что плата за трудовые ресурсы может быть введена в полном объеме по всем отраслям промышленности лишь постепенно, по мере совершен ствования ценообразования. Но уже на первом этапе возможно одновременное введение ее в большинстве от раслей промышленности.
Нормы платы за трудовые ресурсы целесообразно, на наш взгляд, устанавливать в расчете на одного ра ботающего, а не в процентах к заработной плате, так как фонды общественного потребления не должны рас пределяться пропорционально уровню оплаты по труду. Вряд ли целесообразно было бы изменять нормы платы за трудовые ресурсы в течение срока действия пятилет него плана, поскольку это привело бы к уменьшению ее действенности в стимулировании эффективности произ водства. В связи с этим увеличение общественных фон дов потребления в расчете на одного работающего на производстве и после введения платы за трудовые ре-
68
сурсы возможно за счет средств бюджета. В этом слу чае доля бюджетных средств на формирование фондов общественного потребления будет зависеть от объема расходов на покрытие потребностей в этих фондах ра ботников непроизводственной сферы и от ежегодного прироста потребностей работников сферы производ ства.
Планирование рентабельности производства с учетом взимания платы за трудовые ресурсы позволило бы пра вильнее определять цены исходя из общественно не обходимых затрат труда и усилить воздействие фи нансов на эффективность использования трудовых ресур сов.
Полнее учитывая затраты необходимого труда при планировании рентабельности, можно глубже просле дить взаимозависимость рентабельности к себестоимости и рентабельности производства, выявить возможности учета этого фактора при планировании цен.
Однако прежде чем перейти к этому вопросу, сле дует, хотя бы коротко, остановиться на рентных и фик сированных платежах, которые при распадении стои мости общественного продукта на составные элементы оказывают влияние на формирование рентабельности производства по отраслям народного хозяйства и от дельным предприятиям.
Как показывают проведенные нами сопоставления, фиксированные платежи по массе преобладают в от раслях с высокой скоростью оборота авансированных средств; наоборот, рентные платежи не имеют связи со скоростью оборота авансированных средств.
Данные таблицы 20 характеризуют удельный вес рентных и фиксированных платежей по министерствам, предприятия которых вносят эти платежи, в сопостав лении с удельным весом платы за фонды, свободным остатком прибыли и скоростью оборота авансирован ных средств по отчету за 1970 и 1971 гг.
Наибольшую массу всех фиксированных и рентных платежей уплачивают предприятия Министерства га зовой промышленности, Министерства нефтяной про мышленности и Министерства легкой промышленности
СССР.
На предприятиях Министерства нефтяной промыш ленности и Министерства газовой промышленности рент-
69
Таблица 20 |
|
|
|
|
|
(в %) |
||
|
|
|
|
Удельный вес в прибыли |
|
|||
|
|
|
платы |
фиксирован |
свободного |
|||
|
|
|
ных и рентных |
остатка |
||||
Наименование министерств |
за фонды |
платежей |
прибыли |
|||||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
1970 г. |
1971 г. |
1970 г. |
1971 г. |
1970 г. |
1971 г. |
Министерство |
нефтяной |
20,1 |
20,1 |
38,6 |
38,8 |
10,0 |
14,4 |
|
промышленности ............ |
||||||||
Министерство |
нефтеперера- |
|
|
|
|
|
|
|
батывающей |
и нефтехи |
|
|
|
|
|
|
|
мической промышленности |
18,5 |
20,4 |
2,4 |
2,3 |
51,9 |
48,8 |
||
СССР ................................. |
||||||||
Министерство |
газовой |
про- |
11,5 |
9,5 |
66,6 |
64,6 |
2,1 |
3,0 |
мышленности |
.................. |
|||||||
Министерство |
черной |
ме |
34,6 |
25,9 |
1,9 |
1,9 |
35,6 |
28,5 |
таллургии СССР ............. |
||||||||
Министерство |
промышлен- |
|
|
|
|
|
|
|
ности строительных мате |
23,7 |
22,1 |
4,7 |
5,7 |
27,9 |
26,6 |
||
риалов СССР ............ |
||||||||
Министерство |
легкой |
про- |
|
7,0 |
10,5 |
10,6 |
43,9 |
49,2 |
мышленности |
СССР |
, . . |
6,1 |
|||||
ные платежи связаны с |
наличием особо |
благоприятных |
условии производства. В легкой промышленности высо кий удельный вес фиксированных платежей объясняется высокой скоростью оборота авансированных средств. При высокой скорости оборота авансированных средств даже небольшие различия в рентабельности к себестои мости продукции приводят к существенным различиям в рентабельности производства, так как рентабельность производства равна рентабельности к себестоимости про дукции, умноженной на число оборотов основных фондов и оборотных'средств (см. формулу 3 на стр. 12). Это означает дифференциацию рентабельности производства по предприятиям и входе реформы вызвало применение фиксированных платежей в легкой промышленности. Следует отметить, что использование фиксированных платежей в легкой промышленности предопределяется условиями производства и необходимо для нормализа ции расчетной прибыли и расчетной рентабельности. Аналогичные условия, естественно, не могут не возникать в других отраслях народного хозяйства с высокой ско-
70
ростью оборота авансированных средств. Таким образом, повышение массы прибыли по сравнению с производ ственными фондами и соответствующий рост рентабель ности, в том числе расчетной, в результате высокой скорости оборота авансированных средств в легкой про мышленности «сглаживаются» фиксированными плате жами.
Попытаемся сопоставить фактическую рентабель ность производства по основным отраслям промышлен ности с условно исчисленной рентабельностью пропор ционально заработной плате и плате за трудовые ре сурсы (отчислениям в фонды общественного потребле ния) и в общих чертах проанализировать возможности регулирования расчетной прибыли и расчетной рента бельности с учетом использования платы за фонды, рентных и фиксированных платежей, введения платы за трудовые ресурсы.
Нами выполнен расчет, показывающий взаимосвязь рентабельности производства; выражаемой через число оборотов основных фондов и оборотных средств, и рен табельности к себестоимости продукции с аналогичным отношением заработной платы, в том числе с учетом платы за трудовые ресурсы, к себестоимости реализован ной продукции и к основным фондам. Из расчета сле дует, насколько различия в рентабельности к себестои мости и рентабельности производства соответствуют изме нению трудовых затрат к себестоимости и к производ ственным фондам в результате неодинаковой скорости оборота авансированных средств.
Произведенный расчет позволяет сделать следующие выводы. Введение платы за трудовые ресурсы пропор ционально численности работающих при достигнутом уровне рентабельности производства и с учетом платы за фонды возможно по промышленности в целом. Однако, как уже отмечалось, ее введение невозможно в угольной промышленности, тем более при дифферен циации рентабельности по предприятиям отрасли. Если начислять плату за трудовые ресурсы пропорционально не численности работающих, а фонду заработной платы, то недостаток средств на эту цель в угольной промыш ленности еще больше увеличился бы.
Наибольшая фактическая рентабельность производ ства имеет место в добывающих отраслях при наличии
71
дополнительной прибыли рентного характера и в отрас лях с высокой скоростью оборота средств. Различия в рентабельности этих отраслей по сравнению со средней весьма значительны, что предопределено спецификой производства.
В рентабельности производства, рассчитанной про порционально фонду заработной платы, но с учетом от числений в фонды общественного потребления, опреде ленных в зависимости от численности работающих, как правило, нет больших различий. Существенные различия возникают в угольной промышленности, где отмечается повышенный уровень заработной платы на одного рабо тающего. В какой-то мере они имеют место в легкой промышленности из-за высокой скорости оборота аван сированных средств, в том числе на выплату заработ ной платы, что приводит к увеличению удельного веса трудовых затрат по отношению к производственным фондам по сравнению с отношением к себестоимости продукции.
Прослеживаются следующие тенденции в изменении уровня рентабельности производства по отраслям по от ношению к средней рентабельности в промышленности при планировании цен строго исходя из уровня трудо вых затрат в отрасли.
В электроэнергетике в этом случае резкое понижение рентабельности производства, которое произошло бы при более полном учете трудоемкости, предопределяется двумя факторами: несколько пониженной трудоем костью продукции по сравнению со средним уровнем и медленной скоростью оборота средств.
Еще более резко снизилась бы рентабельность про изводства в нефтедобывающей промышленности вслед ствие рентного характера значительной части факти чески получаемой прибыли, при низкой скорости обо рота средств и незначительной трудоемкости продукции. То же самое, но в других пропорциях, произошло бы
вгазовой промышленности.
Внефтеперерабатывающей промышленности рента бельность производства снизилась бы ввиду незначи тельной трудоемкости продукции. То же, но в меньшей степени, относится к черной металлургии. При более полном учете в цене высокой трудоемкости продукции
72
угольной промышленности произошло бы повышение рентабельности производства в этой отрасли. Меньше повысилась бы рентабельность в машиностроении, где несколько ниже трудоемкость, но выше скорость обо рота авансированных средств.
Следовало бы отметить, что в добывающих отраслях промышленности'—нефтедобывающей и газовой — рент ные платежи, отнесенные к единице продукции, яв ляются дополнением к плате за фонды. Однако учиты вая, что прибыль рентного характера следует полностью изымать в бюджет, а плату за фонды определять ис ходя из минимального уровня эффективности производ ства, плату за фонды и фиксированные платежи целе сообразно планировать раздельно.
В легкой промышленности, как отмечалось, повы шенная рентабельность производства предопределяется высокой скоростью оборота авансированных средств. По той же причине при низкой трудоемкости продукции отношение фонда заработной платы к производствен ным фондам в этой отрасли выше, чем в среднем по промышленности. Немаловажным является и тот факт, что в легкой промышленности снижение рентабельности за счет уменьшения прибыли в цене продукции до мини
мальных размеров практически не |
приводит к |
сниже |
|
нию рентабельности |
производства |
до среднего |
в про |
мышленности уровня |
Это происходит потому, что сни |
жение рентабельности ниже определенного уровня не позволило бы обеспечить всем предприятиям нормаль ную прибыль.
Повышенная прибыль в отраслях легкой промыш ленности изымается фиксированными платежами. Суще ствуют, как известно, различные мнения о целесообраз ности тех* или иных методов взимания фиксированных платежей в этих отраслях. В частности, подвергается критике используемый там метод исчисления этих пла тежей в процентах к прибыли, поскольку в этом случае изымается в бюджет часть прибыли, полученной в ре зультате усилий коллектива предприятия в текущем году. Учитывая особенности образования прибыли, рас
пределяемой посредством фиксированных |
платежей, |
1 См. Комин А. Н. Экономическая реформа и |
оптовые цены |
в промышленности. М., 1968, с. 39—40. |
|
73