Файл: Меерович, В. Г. Оборот средств и эффективность производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
можно было бы предложить соответствующий метод их расчета.
Умножив разницу между минимальной рентабель ностью к себестоимости продукции в данной подотрасли (группе одинаково специализированных предприятий) и повышенной рентабельностью по отдельным пред приятиям «а количество оборотов основных фондов и оборотных средств, получим дополнительную рента бельность и соответствующую ей массу прибыли, кото рые предопределяют величину фиксированного платежа в базисном году. Увеличение прибыли и рентабельности сверх фиксированного платежа, установленного в базис ном периоде, можно считать заслугой предприятия.
Высокая скорость оборота |
авансированных |
средств |
и повышенная рентабельность |
производства в |
легкой |
промышленности позволяют не только определить харектер фиксированных платежей этой отрасли, но и сде лать вывод о нецелесообразности устанавливать плату за фонды в зависимости от скорости оборота средств. Дифференциация платы за фонды в этом случае не от вечает характеру изменения рентабельности производ ства. Более высокая плата за фонды отрицательно по влияла бы на технический прогресс, так как ее размер непосредственно зависит от величины производственных фондов.
В машиностроении повысилась бы рентабельность производства при определении ее с учетом трудоем кости продукции. Если в машиностроении ввести плату за трудовые ресурсы, которые ввиду существенной тру доемкости продукции отрасли при средней скорости обо рота средств составляют значительную величину, то масса чистой прибыли и соответствующая ей рентабель ность, очевидно, приблизятся к средней норме. В отдель ных подотраслях машиностроения, имеющих высокую скорость оборота средств, можно использовать фикси рованные платежи.
Большую сложность с точки зрения определения со отношения в цене продукции прибыли и общественно необходимых затрат представляет планирование рента бельности производства в таких фондоемких отраслях, как электроэнергетика и нефтеперерабатывающая про мышленность. В этих отраслях с учетом затрат на зара ботную плату в себестоимости завышена рентабельность
74
на единицу продукции. В электроэнергетике, кроме того, очень мала скорость оборота средств: она составляет менее ’Л оборота за год. Поэтому рентабельность произ водства против трудовых затрат здесь еще более завы шена. Тем не менее в соответствии с требованиями хозяйственного расчета в этих отраслях надо планиро вать рентабельность производства с учетом отчисления платы за фонды и образования фондов экономического стимулирования.
Процесс ценообразования — явление очень сложное. В стороне от анализа остались многие важные проб лемы (например, взаимное влияние изменения цен по отраслям, учет дефицитности продукции и т. д.), по скольку мы касались лишь некоторых тенденций в рас пределении прибыли и возможных путей совершенство вания этого распределения, так или иначе связанных с уровнем рентабельности производства, одним из факто ров формирования которой является скорость оборота авансированных средств.
Разная скорость оборота авансированных средств, в том числе на выплату заработной платы, не пред полагает планирования единой рентабельности произ водства по всем отраслям промышленности. Различные уровни рентабельности отраслей промышленности пред определяют соответствующие природе этих различий ме тоды изъятия платежей в бюджет с целью нормализа ции расчетной прибыли и расчетной рентабельности. Эти методы должны и могут совершенствоваться с уче том приближения цен к стоимости, с одной стороны, и развития принципов хозрасчетного самофинансирования отраслей промышленности — с другой.
Важное значение для усиления экономического воз действия, на использование основных производственных фондов и оборотных средств имеют принципы формиро вания уровня их платности по видам платежей. Эти во просы требуют специального рассмотрения.
3.Авансирование производственных фондов
иплата за фонды
Одним из стимулов эффективного использования производственных фондов является их платность. Плат ность производственных фондов направлена на ограни-
75
чение потерь в народном хозяйстве, возникающих, если эти фонды используются с эффективностью ниже нор мативной. Формой платности производственных фондов, отражающей минимальную эффективность их использо вания, является плата за фонды. Такую же функцию выполняет процент за краткосрочный кредит, установ ленный на уровне платы за фонды. Это, однако, не оз начает, что процент за кредит не может быть определен на самостоятельной основе исходя из экономической эффективности использования кредита в народном хо зяйстве.
Плата за фонды и процент за кредит при их одина ковом уровне однозначно воздействуют на показатели формирования фондов экономического стимулирования. Через плату за фонды и процент за кредит проявляется связь между единовременными капитальными затра тами, зависящими от размера авансированных произ водственных фондов, текущими затратами и результа тами производства. Эта связь возможна, поскольку плата за фонды и процент за кредит для предприятий выступают как дополнительные издержки.
Экономически обоснованный уровень платы за фонды и процента за кредит, определяемый с учетом нормативной окупаемости капитальных вложений, на правлен на снижение издержек производства при опти мизации текущих и капитальных затрат. В современных условиях уже на стадии планирования оптовых цен пре дусматривается уровень рентабельности производства, исходя как из текущих, так и капитальных затрат. Научно обоснованный норматив рентабельности произ водства, таким образом, наряду с другими факторами учитывает зависимость уровня прибыли от размеров авансирования производственных фондов, что отражается в цене в соответствии с принятой нормой. На единицу продукции эта норма различна в зависимости от ско рости оборота основных фондов и оборотных средств. Так или иначе величина платы за фонды, как и уро вень оптовых цен, связана с фондоемкостью про дукции. При этом стимулирующая роль платы за фонды тем полнее, чем в большей мере начисление фондов экономического стимулирования зависит от вы полнения плана по чистой (расчетной) прибыли или расчетной рентабельности.
76
Однако стимулирующая роль платы за фонды (или процентов за кредит, взимаемых на уровне платы за фонды) резко снижена, так как в настоящее время ее уровень оказался заниженным, а перечень основных фондов и оборотных средств, с которых взимается плата, недостаточно полон. Заниженный уровень платы за фонды объясняется повышением рентабельности произ водства в промышленности с 1965 по 1971 г. с 13 до 20%, большей дифференциацией рентабельности про изводства по отраслям, внутри отраслей — по подотрас лям и предприятиям. Решение этого вопроса предпола гает прежде всего совершенствование ценообразования и применение, где это необходимо, рентных и фиксиро ванных платежей.
Для расширения перечня производственных фондов, с которых взимается плата за фонды, существенное зна чение имеет уменьшение льгот. Если с начала хозяй ственной реформы в течение двух лет не взималась плата за производственные основные фонды, созданные за счет фонда развития производства и кредитов банка —до погашения ссуды, то впоследствии указан ные льготы сокращаются. С 1972 г. предприятия осво бождаются от платы за вновь вводимые производствен ные фонды исходя из степени их освоения по плану, но не более чем на срок освоения, определенный отрасле выми нормативами, а за производственные основные фонды, созданные за счет банковского кредита, — только в той части, в какой ссуда погашена.
Необоснованным отклонением от общего порядка является уменьшение суммы оборотных средств, с кото рых взимается плата за фонды, при наличии так назы ваемой нормальной кредиторской задолженности по ставщицам (по неотфактурованным поставкам, по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил). В настоящее время при опреде лении фактического размера платы за фонды перечис ленные формы кредиторской задолженности поставщи кам исключаются из облагаемой суммы оборотных средств не в полном объеме, а только в размере превы шения сверхнормативных непрокредитованных запасов. Такой порядок частично освобождает предприятия от платы за непрокредитованные запасы. Плата за фонды взимается по активу баланса предприятия. Предприя
77
тие может распоряжаться товарно-материальными цен ностями независимо от того, сформированы они за счет собственных средств или за счет кредиторской задолжен ности. Необходимо отметить неравные возможности осво бождения предприятий от платы за сверхнормативные непрокредитованные запасы оборотных средств, посколь ку удельный вес кредиторской задолженности поставщи кам весьма различен по отраслям и предприятиям.
Из изложенного следует, что целесообразно взимать плату за фонды по активу отчетного бала'нса предприя тий и объединений без каких-либо форм учета креди торской задолженности поставщикам. При определении расчетной рентабельности кредиторская задолженность поставщикам исключается из суммы принимаемых в
расчет оборотных средств в том |
же порядке, как и |
при исчислении платы за фонды. |
От такого способа |
следует отказаться ввиду того, что изменение сумм кре диторской задолженности не зависит от эффективности использования оборотных средств.
В интересах укрепления хозяйственного расчета, бо лее точного определения затрат и результатов в про цессе авансирования оборотных средств следовало бы при исчислении показателей эффективности производ ства, прежде всего рентабельности, учитывать ненорми руемые оборотные средства, которые сейчас оказались вне сферы воздействия экономических рычагов. Для этого есть все основания.
Ненормируемые оборотные средства обеспечивают завершение кругооборота средств, превращение товара в деньги. Их авансирование необходимо для непрерыв ности кругооборота и, следовательно, для осуществле ния производства, реализации и распределения изготов ленной продукции. Поэтому на ненормируемые оборот ные средства следует установить плату за фонды, а также учитывать их при расчете рентабельности про изводства. При исчислении платы за ненормируемые оборотные средства из их состава следовало бы исклю чить средства на расчетном счете, а также товары, не оплаченные в срок покупателями. На расчетном счете средства оседают в результате превращения товаров в деньги. Они хранятся в Государственном банке СССР
и служат источником краткосрочного кредитования. Хотя эти средства относятся к оборотным, при исчисле
78
нии оборачиваемости они не берутся в расчет. Это сти мулирует превращение товара в деньги, ускорение обо рачиваемости оборотных средств. Ту же цель пресле дует освобождение средств на расчетном счете от платы за фонды. Кроме того, не следовало бы вводить плату за фонды на товары, не оплаченные в срок. Это отве чало бы интересам поставщиков, своевременно выпол няющих планы поставок.
Эффективность производства с учетом использова ния оборотных средств, включая ненормируемые, проще определить при осуществлении капитальных вложении, чем в процессе эксплуатации предприятий. При опреде лении оптимальной суммы капитальных вложений пу тем сравнения различных вариантов по минимуму при веденных затрат можно использовать усредненные дан ные, отражающие потребность в ненормируемых оборот ных средствах на какой-то проектируемый период.
На действующих предприятиях потребность в ненор мируемых оборотных средствах непрерывно меняется. Это, как известно, обусловлено неодинаковой удален ностью покупателей, различиями во времени, необходи мом для оплаты отгруженных товаров. Выбор покупате лей зависит от планирующих органов, распределяющих фонды материально-технического снабжения, или от за казчиков, приобретающих товары. Поэтому для сокра щения дальности поставок, оптимального прикрепления поставщиков к потребителям плату за фонды в части товаров отгруженных целесообразно относить на за траты потребителей или органов материально-техниче ского снабжения.
Отнесение затрат по плате за ненормируемые обо ротные средства на органы материально-технического снабжения возможно, если на отгруженные товары уста новлены цены франко-станция назначения (склад потре бителя), когда транспортные расходы оплачивает по ставщик. В этом случае целесообразно ввести дополни тельные отчисления в пользу органов материально-тех нического снабжения исходя из средней суммы платы за фонды по товарам отгруженным. Плату за фонды по фактической средневзвешенной сумме товаров отгру женных следовало бы взимать с конкретного органа ма териально-технического снабжения, от которого зависит распределение фондов на продукцию данного предприя
79
тия, на основе данных об этой продукции, сообщаемых предприятием-поставщиком.
Если используются цены франко-станция отправле ния, когда транспортные расходы оплачивает покупа тель, плату за фонды также следовало бы включать в издержки покупателя. В этом случае покупатель будет заинтересован не только в снижении транспортных рас ходов, но и в уменьшении оборотных средств для обес печения процесса обращения. Вопрос об отнесении транспортных расходов на поставщика или покупателя, т. е. их франкировки, решается по мере совершенство вания системы цен в народном хозяйстве. Взимание платы за фонды по товарам отгруженным с покупате лей привело бы к тому, что покупатели при установле нии наиболее рациональных хозяйственных связей ощу щали бы не только текущие транспортные издержки, но и через плату за фонды затраты, связанные с авансиро ванием оборотных средств, необходимых для обраще ния товаров.
4. Экономическая роль кредита и сущность банковского процента
Важным условием авансирования средств в народ ное хозяйство является получение дохода, как правило, не ниже уровня нормативной эффективности производ ства. Использование в качестве экономического метода воздействия на производство платы за основные произ водственные фонды и оборотные средства предполагает установление определенной зависимости между эффек тивностью капиталовложений и нормативом платы за фонды.
При взимании процента за краткосрочный кредит в размере платы за фонды его функции смыкаются с функциями платы. Чтобы исчислить процент за банков ский кредит на самостоятельной основе и определить его соотношение с уровнем платы за фонды, надо иссле довать экономическую роль кредита и дать оценку его эффективности.
В настоящее время выявилось несколько направле ний оценки эффективности .использования банковского кредита. Одно из направлений — определение эффектив
S0
ности кредита с учетом его роли в укреплении хозяй ственного расчета. В этом случае роль кредита сво дится к контролю рублем со стороны банка и его оценка не имеет необходимой количественной определенности. Но без этого нельзя раскрыть экономическую роль кре дита.
Другое направление — отрицание экономической эф фективности кредита. Принимается во внимание только эффективность оборотных средств, уровень которой не зависит от источников формирования, включая ссуды банка. Развивается направление — признать эффектив ность кредита и найти способы ее измерения. Однако пока не найдено единого способа измерения эффектив ности. За показатели эффективности кредита прини маются прибыль, объем реализации продукции, товаро оборот, рентабельность кредитных вложений, услуги на один рубль кредитных вложений и др. Предлагается ввести понятие так называемой кредитной прибыли, по лучаемой по более высокой, чем в среднем, норме, как специфического показателя эффективности кредита в условиях социализма. Кредитная прибыль и в конечном итоге процент за кредит рассматриваются как выраже ние прибавочного продукта, созданного живым трудом, с учетом более высокой производительности благодаря применению средств производства, приобретенных за счет кредитных источников. В такой трактовке эффек тивность кредита смешивается с эффективностью рас ширения производства за счет новых капитальных вло жений (па деле это эффективность новой техники, улучше ние структуры производства, устранение узких мест и др.).
Обсуждение проблемы оценки эффективности кре дита имеет положительное значение, выявляет настоя тельную необходимость найти научное обоснование эф фективности кредита и уровня банковского процента. Понять экономическую роль кредита нельзя без выяс нения его качественной и количественной определен ности, вытекающей из марксистского анализа экономи ческих категорий. Как известно, К. Маркс не рассмат ривал проблемы кредита и процента применительно к социалистическим производственным отношениям. Но им дан анализ экономической роли кредита, который можно и необходимо использовать в условиях социали стических производственных отношений.
81