Файл: Марочкин, В. Н. Прочность фрикционного контакта учеб. пособие по расчету узлов трения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для предотвращения износа канатов применяют футеров­ ку шкивов текстолитовыми вкладышами, а для предотвраще­ ния износа направляющих станков — пластмассовые наклей­ ки или специальные недорогостоящие накладки, например, накладки из сплава ЦАМ — 10—5.

Чтобы обеспечить долговечность дорогого изделия, можно его поверхность покрыть дешевым антифрикционным мате­ риалом, п этим снизить стоимость композиционного матери­ ала и улучшить эксплуатационные качества пары трения. В этом отношении хорошо зарекомендовали себя экономичные пояски из бронз, лёгко прирабатывающиеся и указывающие правильность сочленения пары трения. Для увеличения пло­ щадки касания сопряженных шероховатых поверхностен и облегчения режимов трения находят применение вставки из баббитов. Вставки и пояски из сплавов предотвращают также чугунные поверхности от схватывания и атомарного переноса материалов.'

Использование триметаллических вкладышей с промежу­ точным серебряным слоем значительно улучшает условия работы в тяжелонагружениых узлах трения (высокие скорос­ ти, давления, температуры). Хорошее действие на работу уз­ ла трения оказывает электролитическое осаждение на слой свинцовистой бронзы еще одного третьего тонкого антикорро­ зионного слоя из свинцовистого сплава с 5—10% олова либо 3,5—4,5% индия. Применение тонкостенных вкладышей с по­ ристым материалом, заполненным пластиком, также улучша­ ет работоспособность узла трения.

Роль плавающих деталей в конструкции узла трения

В местах сочленения деталей и образования кинематиче­ ской пары (например, вращательной, — шатун-кривошип, — в кривошипно-шатунном механизме) целесообразно примене­ ние промежуточной свободной плавающей втулки, облегчаю­ щей эксплуатационные условия работы узла трения.

При относительном движении одного звена относительно другого наличие промежуточной плавающей детали позволя­ ет данное угловое перемещение в кинематической паре заме­ нить двумя составляющими угловыми перемещениями: кри­ вошипа относительно втулки и втулки относительно шатуна.

Такое расчленение перемещения на два перемещения по­ зволяет уменьшить скорость составляющих движений, сни­ зить тепловыделение на контакте и уменьшить износ поверх­ ностей.

106

С другой стороны, такое конструкционное решение при проектировании узла трения позволяет избежать возможного заедания в кинематической паре. Действительно, если заеда­ ние произойдет на поверхности кривошип-втулка, то криво­ шип вместе со втулкой мосут свободно проворачиваться отно­ сительно шатуна; если заедание произойдет на поверхности шатун-втулка, то перемещение шатуна со втулкой станет воз­ можным относительно кривошипа,-

Также,, большую долговечность вследствие уменьшения износа и смягчения возможных ударов в сочленении и более гарантированную надежность вследствие предохранения узла от возможного заедания обеспечивает и комбинированный подшипник специальной конструкции. В этом подшипнике про­ межуточное плавающее кольцо располагается между шарика­ ми и вкладышем. При отказе узла шарикового подшипника, скольжение сохраняется по вкладышу, при заедании кольца с вкладышем качение сохраняется по шарикам.

Для устранения возможных осевых удлинений вала вслед­ ствие его перегрева и, следовательно, усложнения работы уз­ лов трения, в опорах один из подшипников (менее нагружен­ ный) устанавливается «плавающим», т. е. способным свобод­ но перемещаться вместе с валом в осевом направлении.

Замена внешнего трения внутренним трением упругого элемшта

Для устранения возможных незначительных перемещений сочлененных деталей, -смягчения действия ударных нагрузок и уменьшения износа поверхностей от трения обычные шар­ ниры заменяют резиио-металличсскими. Такая конструкция узла трения предохраняет сопряженные поверхности от попа­ дания абразивных частиц, не нуждается в смазке, создает бесшумность в работе.

Замена трения скольжения трением качения

Замена трения скольжения трением качения повышает долговечность работы сопряженных деталей, обеспечивает большую надежность в эксплуатации и улучшает экономиче­ ские показатели машины.

107


Сравнительная характеристика подшипников скольжения и подшипников качения

Подшипники качения

Пр е и м у щ е с т в а

1.Обеспечивают малые энергетические потери и да­ ют высокий КПД,.

2.Обеспечивают стабиль­ ность коэффициента трения при изменении скорости и нагрузки.

3.Экономичны, т. к. не ис­ пользуют дорогой цветной металл.

4.Обеспечивают меньший расход смазочных материа­ лов.

5.При эксплуатации не требуется принудительного

охлаждения.

6.В работе не требуют специального ухода.

7.Стандартизованы, что упрощает конструирование подшипникового узла и уп­ рощает монта^к.

Не д о с т а т к и

1.Недолговечны.

У

2.Ненадежны при дей­ ствии динамических нагру­ зок: малая площадь каса­ ния, например, в паровых турбинах.

3.Непригодны при дейст­ вии значительных усилий, например, в прокатных ста­ нах.

4.Плохо работают при качательных движениях в свя­ зи с явлением бринелирования.

Подшипники скольоісения

Н е д о с т а т к и Не обеспечивают малые

энергетические потери и да­ ют низкий КПД.

Коэффициент трения очень чувствительный при измене­ нии скорости и нагрузки.

Неэкономичны. Вкладыши изготавливают из дорого­ го цветного металла.

Требуют большого расхода смазочных материалов.

При эксплуатации требу­ ется принудительное охлаж­ дение.

В работе требуют специ­ ального технического ухода.

Нестандартизованы, что усложняет конетруирование подшипникового узла и ус­ ложняет монтаж.

П р е и м у щ е с т в а

Долговечны благодаря на­ личию сменных колец.

Обеспечивают надежность при действии динамических нагрузок благодаря значи­ тельной площади касания.

Пригодны

при действии

значителы-iыXусилий.

Явление

бринелирован ия

отсутствует.

 

108


5.

Вызывают шум в работе.

В работе бесшумны.

6.

Недостаточная коррози­

В

работе

коррозибнно

онная и тепловая стойкость.

стойкие

и теплостойкие.

7. Усложнен ремонт: не­

Разъемпы для ремонта.

разъемны.

 

 

 

 

Направляющие качения

 

Преимущества направляющих качений по

сравнению с

направляющими скольжениями:

 

 

 

1.Оказывают меньшее сопротивление движению.

2.Отсутствует эффект прилипания поверхностей, приво­ дящий к прерывистому движению.

3.Проще в эксплуатации и при уходе.

4.В эксплуатации более долговечны.

Винтовые пары качения

В винтовых парах канавки па теле винта и гайки служат дорожками, по которым перекатываются шарики. Такие па­ ры—винт-гайка — находят применение в приборах, где необ­ ходимо осуществить медленное и достаточно точное переме­ щение.

Устранение монтажных перекосов

Монтажные перекосы создают во фрикционных узлах на­ чальные напряжения, отрицательно сказывающиеся на на­ дежности работы узла трения. Устранение монтажных пере­ косов достигается установкой машины на три точки. Это спо­ собствует равномерному распределению нагрузки на опоры, что создает предпосылки к долговечности работы узла тре­ ния в машине.

Конструктивным примером для выравнивания действую­ щей нагрузки на опоры является подпятник на гидравличе­ ской опоре для гидрогенераторов. Принцип действия конст­ рукции состоит в следующем. На кольцевом основании име­ ются цилиндрические углубления, над которыми установле­ ны приваренные эластичные (с кольцевыми выточками) ка­ меры, наполненные маслом и сообщающиеся между собой каналом. Самоустановка оси вала с осью опоры устраняет перекос вала относительно подшипника и способствует рав­ номерному распределению нагрузки в узле трения и повыше­ нию его долговечности.

109



Разгрузка рабочих поверхностей

Для уменьшения величины воспринимаемых нагрузок и перевода пластического контакта в режим упругого сопря­ женные поверхности частично разгружают.

Примерами таких разгрузок являются обычная шевронная передача, разгружающая опоры от действия осевых составля­ ющих передаваемого усилия, двухколодочный тормоз, раз­ гружающий валы, и, следовательно, подшипники от действия радиальных усилий.

Учет температурных деформаций трущихся деталей

Для компенсации действия тепловых явлений, вызываю­ щих неравномерные деформации сопряженных деталей и ис­ кажающих нормальное контактирование поверхностей, необ­ ходимо при конструировании узлов трения правильно назна­ чать зазоры и тепловые натяги в сопряжениях, ослаблять раз­ личными устройствами действия тепловых источников (напри­ мер, обдув), вводить циркуляционную смазку и т. п.

Улучшить условия работы детали при ее неравномерном нагревании можно путем заформирования в ее тело в опреде­ ленных местах специальных материалов, изменяющих мощ­ ность тепловых потоков и снимающих неравномерную тепло­ вую деформацию. Таким материалом может быть, например, инвар, имеющий коэффициент линейного расширения пример­ но в 10 раз меньший, чем у чугуна. Возможность тепловых де­ формаций обусловливает специальные требования, налагае­ мые на конструкции машин.

При проектировании машин следует стремиться к симмет­ ричной или осесимметричной конструкции относительно источ­ ника теплового воздействия, располагающегося на поверхно­ сти трения.

7.2. Технологические способы повышения долговечности поверхностей трения

В технологии трения решается основная задача по выбору рациональной обработки поверхностей сопряженных деталей с целью обеспечить надежную работу поверхностных слоев.

Применяют следующие технологические способы повыше­ ния долговечности и надежности работы узлов трения:

I. Деформирование поверхностей. II. Обработка поверхностей.

III. Покрытия, наплавки, упрочнения поверхностного слоя.

ПО

I. Деформирование поверхности

Ориентировка волокон. Ориентировка волокон на поверх­ ностях сопряженных детален оказывает влияние на прочность и износостойкость поверхностных слоев. При торцевой ориен­ тировке волокон предел прочности на изгиб для материалов уменьшается в 2 раза по сравнению с пределом прочности, который имеют те же материалы, но с ориентировкой воло­ кон на поверхности.

Влияние последовательности операций и режимов обра­ ботки. Валки холодной прокатки могут обрабатываться по двум технологическим вариантам: 1) обточка, закалка с ин­ дукционным нагревом, грубое и чистовое шлифование, довод­ ка; 2) то же, но перед закалкой производится дополнитель­ ное шлифование.

Во втором варианте структура валка более однородная и усталостная контактная прочность повышается.

Виды обработки поверхностей. Большая износостойкость поверхностей трения обеспечивается, когда неподвижная по­ верхность обработана наклепом шариками, а подвижная — шабрением, фрезерованием либо шлифованием.

Режимы обработки поверхностей. Режимы и виды обра­ ботки поверхностей определяют структуру и свойства поверх­ ностных слоев и этим оказывают влияние на их износостой­ кость и долговечность в работе.

Структура поверхностного слоя. Распад структурных сос­ тавляющих, переход материала из одной модификации в дру­ гую, релаксация остаточных напряжений, взаимодействие ма­ териала со средой — все это, даже в нормальных условиях эксплуатации, может привести к изменению формы и разме­ ров деталей с нарушением условий контактирования сопря­ женных поверхностей. Так, в местах распада аустенита уве­ личивается объем и уменьшаются зазоры в сопряжениях, ко­ торые могут вызвать повышение контактных давлений.

Направление следов обработки. Исходная шероховатость и направление следов обработки оказывают влияние на про­ цесс приработки поверхностей. Было установлено, что каждо­ му процессу трения соответствует своя эксплуатационная ше­ роховатость, определяемая режимом протекания процесса. Поэтому при различной исходной шероховатости интенсив­ ность приработки различна.

В связи с этим в трибонике установилось требование об

111