Файл: Мамонтов, В. Г. Содержание пути на участках автоблокировки и электрической тяги.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
дого изолирующего стыка переключают тяговый тх>к с одной нити на другую косым соединительным '.проводом (джемпером) (рис. 6). В этом случае приварные мед ные стыковые соединители устанавливают только в сты ках тяговой нити, по другой нити применяют стальные соединители. При этом протекание тягового тока долж но обеспечиваться не менее чем по четырем рельсовым нитям на станциях двухпутных участков, и не менее чем по трем рельсовым нитям на станциях однопутных уча стков.
§ 6. Устройство токопроводящих рельсовых стыков, междурельсовых и междупутных соединений
В пределах рельсовой цепи ток проходит в рельсо вых стыках в основном через накладки. Если опорные поверхности между рельсами и накладками покрыты ржавчиной или в стыке слабо затянуты болты, то такой стык имеет увеличенное электрическое сопротивление. Для улучшения токопроводимости рельсовых цепей на участках с автоматической блокировкой, электрической централизацией и другими устройствами СЦБ, а также на участках с электрической тягой, на наших дорогах устанавливают в стыках специальные рельсовые соеди нители и применяют графитовую мазь.
Отсутствие в токопроводящих стыках графитовой мази или рельсовых соединителей может вызвать обрыв рельсовой цепи и, следовательно, нарушение работы ав томатической блокировки, а при электрической тяге — большие потери электрической энергии и утечку тока
а землю.
Р е л ь с о в ы е с т ык и на г р а ф и т о в о й м а з и применяются на наших дорогах как одно из средств улучшения токопроводимости рельсовых цепей одновре менно с рельсовыми соединителями.
Мазью покрывают зачищенные поверхности соприка сания рельсов и накладок, включая и поверхности в па зухах (рис. 7). Пазухи накладок с торцов заполняют графитовой мазью на глубину до 30 мм во избежание
попадания во внутрь пыли и грязи.
Графитовая мазь состоит из синтетических техниче ских жирных, а также низкомолекулярных кислот, стро-
21
|
|
|
тельной извести, графита и мине |
||||
|
|
|
рального |
масла. |
Она не |
является |
|
|
|
|
хорошим |
проводником |
электриче |
||
|
|
|
ского тока, но способствует повы |
||||
|
|
|
шению электропроводимости |
рель |
|||
|
|
|
совых стыков. Это объясняется |
||||
|
|
|
свойствами графитовой мази: |
|
|||
|
|
|
1) она заполняет микроскопиче |
||||
|
|
|
ские воздушные |
пространства |
(не |
||
|
|
|
ровности) между опорными поверх |
||||
Рис. |
7. Нанесение |
ностями накладок и рельсов, |
обра |
||||
графитовой |
мази в |
зующиеся |
при |
сболчивании |
сухих |
||
рельсовом |
стыке: |
стыков, и |
тем |
самым |
уменьшает |
||
/ — |
обмазка |
накладок; |
|||||
2 — заполнение |
пазух |
электрическое сопротивление |
рель |
||||
мазью в концах накла |
сового стыка; |
|
|
|
|||
|
док |
|
|
|
|
||
|
|
|
2) способствует лучшему соеди |
||||
нению опорных поверхностей накладок и рельсов |
при |
||||||
затяжке стыковых болтов; |
|
|
|
|
3)сохраняет в чистоте опорные поверхности накла док и рельсов и предохраняет их от ржавления;
4)при проходе поездов под влиянием сил трения способствует самозачистке опорных поверхностей.
Не разрешается применять графитовую мазь в сты ках между рельсовыми плетями бесстыкового пути и уравнительными рельсами, так как это уменьшает со противление продольному перемещению рельсовых кон цов при температурных изменениях длины рельсов.
Графитовая мазь до последнего времени применя лась в стыках при укладке новых рельсов, а на уже уложенных рельсах типов Р43 и тяжелее — при пере ходе на электрическую тягу поездов или при введении автоматической блокировки независимо от вида тяги.
В настоящее время Министерством путей сообщения рассматривается вопрос о том, чтобы ограничить исполь зование графитовой мази применением только в качест ве средства повышения токопроводимости стыков ин вентарных рельсов до замены последних бесстыковыми рельсовыми плетями при производстве работ по капи тальному ремонту пути.
С т ы к и с р е л ь с о в ы м и с о е д и н и т е л я м и также уменьшают электрическое сопротивление рельсо вых цепей проходящему сигнальному и тяговому току.
22
Рельсовые соединители применяют трех видов: стыко вые, междурельсовые и междупутные.
Стыковые рельсовые соединители устанавливают в местах соединения рельсовых звеньев, так как переход ное электрическое сопротивление двух рельсовых накла док в стыке в несколько раз выше сопротивления це лого рельса.
По способу присоединения к рельсам стыковые сое динители делят на штепсельные и приварные.
Н а у ч а с т к а х , |
о б о р у д о в а н н ы х а в т о б л о |
к и р о в к о й , но б е з |
э л е к т р и ч е с к о й тяги, при |
меняют стальные штепсельные и приварные соедини тели.
На рис. 8 показан рельсовый стык с двухголовыми накладками и штепсельными соединителями.
Штепсельный соединитель (рис. 9) устанавливают в стыке снаружи рельсовой колеи. Он состоит из двух стальных проволок диаметром 5 мм, к загнутым концам которых прикреплены точечной контактной сваркой оцинкованные штепселя.
Концы проволок загнуты спиралью для удобства установки в рельсовых стыках с различными размерами стыковых зазоров, кроме того, загиб способствует умень шению вибрации штепсельного рельсового соединителя при проходе поезда.
Отверстия для |
штепселя сверлят в шейке |
рельсов. |
Та часть штепселя, |
которую запрессовывают |
в шейку |
рельса, имеет коническую форму, причем диаметр кони ческой части изменяется от 10,2 до 10,8 мм, а в шейке рельса сверлят отверстия диаметром 10,4 мм. Стенки отверстия в рельсе оправляют конусным бородком. Во избежание резких перегибов проволоки отверстия для
Рис. 8. Стык со штепсельным стыковым соединителем при двухго ловых накладках
23
штепселей просверливают на расстоянии около |
80 мм |
от торцов накладок. |
если |
Штепсель считают правильно установленным, |
он входит в шейку рельса на половину длины конусной, части.
(При фартучных накладках проволоки штепсельного соединителя размещают поверх накладок и укрепляют клипсами. В вырез верхней части клипсы закладывают проволоку, а нижнюю часть надевают на путевой болт и закрепляют гайкой. При рельсовых накладках двухго лового типа проволоки соединителя укладывают в пазу ху между шейкой рельса и накладкой ;(см. рис. 8). При
замене вышедших из строя проволочных |
соединителей |
в условиях эксплуатации разрешается |
устанавливать |
новый соединитель п при двухголовых накладках сна ружи накладок. В настоящее время штепсельные соеди нители применяют преимущественно в условиях эксплу атируемых линий. При хорошем содержании они обес печивают электрическое сопротивление в пределах нормы.
Рис. 9. Штепсельный стыковой соединитель:
а — вид сверху; 6 — вид сбоку, на клипсах; I — штепсель; I — перемычка; 3 — клипса
24
Рис. 10. |
Стальной |
приварной |
Рис. 11. Медный приварной |
||||
стыковой |
соединитель: |
стыковой |
соединитель: |
||||
/ —стальной |
трос: 2 — манжета |
/ — медный |
провод |
МГГ-70; 2 — |
|||
|
(обойма) |
|
манжета (обойма) |
||||
Для |
участков, |
вновь |
оборудуемых |
устройствами |
|||
СЦБ (но 'без введения электрической |
тяги), |
применяют |
|||||
преимущественно |
приварные стальные |
соединители. |
|||||
Этот соединитель |
(рис. 10) |
состоит из отрезка стально |
го троса наружным диаметром 6 мм, концы которого заделаны в стальные наконечники — манжеты овально го сечения длиной по 21 мм. Приварные стыковые сое динители из стального троса дают более низкое сопро тивление цепи, чем штепсельные.
Н а э л е к т р и ф и ц и р о в а н н ы х л и н и я х , где по рельсам проходит 'большой ток, применяют приварные соединители из медного троса (рис. 11) сечением не ме нее 50 мм2 при электрической тяге на переменном токе и не менее 70 мм2 при электрической тяге постоянного тока с поверхностью контакта в месте приварки не ме
нее 250 мм2. |
рельсам соединители приваривают |
||
К незакаленным |
|||
к головке |
рельса с |
наружной стороны колеи (рис. |
12). |
В последние годы металлургические заводы начали |
|||
массовое |
изготовление термически обработанных |
по |
всей длине рельсов. Такие рельсы обладают повышен ной прочностью и износостойкостью, однако приварка к ним соединителей осложнилась.
Исследованиями ЦНИИ МПС установлено, что при варка соединителей к головке термообработанных рель сов крайне нежелательна. Вследствие термического влияния приварка вызывает местное изменение структу ры металла в головке рельса, образование зоны резкой закалки вследствие быстрого отвода тепла от места при-
25
Рис. 12. Стык с приварным медным соединителем при неза каленных рельсах
варки в головку рельса, что в итоге приводит к нару шению однородности механических свойств головки рельса, а также к появлению микротрещин, начинаю щихся от зоны приварки.
Установлено также, что избежать резкой закалки можно, применяя предварительный подогрев головки до 450°, что улучшит структуру металла в зоне термическо го влияния. Однако в полевых условиях практически трудно осуществить контролируемый подогрев. Кроме того, в зимних условиях, например, твердость закален ных рельсов в результате подогрева их может понизить ся, что также нежелательно.
Учитывая изложенное, в настоящее время соедините ли к закаленным рельсам разрешается приваривать вблизи торцов рельсов к подошве. Эти места почти не нагружаются при работе концов рельсов, стянутых на кладками, в пределах кромок подошвы нет остаточных напряжений после проката рельсов.
К рельсам Р50 соединители приваривают непосред ственно к кромке подошвы необжатыми манжетами (рис. 13,а), или же соединители для этой цели имеют на манжетах приваренные стальные пластинки. Эти пла стинки приваривают к верху подошвы рельса так, чтобы они не касались накладок (рис. 13,6).
Медный соединитель с приваренными стальными пла стинками показан на рис. 14.
'На рельсах Р65 к верху подошвы приваривают сое динители с манжетами обжатыми (рис. 15, а) и необ жатыми (рис. 15, б).
26
Р50
Рис. 13. Токопроводящие стыки закаленных рельсов Р50 с прива ренными к подошвам соединителями:
и — при необжатых манжетах; б — при манжетах со стальными пластинками
Рис. 14. Медный соединитель со стальными пластинками
27
0)
А
А -А
- л
Ри?. 15. Токопроводящие стыки закаленных рельсов Р65 с при варенными к подошвам соединителями при манжетах:
а — обжатых; б — необжатых
А - А |
' |
' |
|
/ |
|||
Vm 777m 777m ZZ7ZL |
\ |
||
|
|
1 |
|
|
I - |
|
|
|
А |
|
|
П р и м е ч а н и я . |
I. Стык манжеты располагается а середине |
широко* |
части. 2. Размер а не контролируется.
28
Соединитель с обжатыми манжетами показан наг рис. 16.
Приварка соединителей к подошвам рельсов не вы зывает затруднений в технологии сварочных работ, од нако содержание соединителей осложняется, так как ухудшаются условия контроля за ними, особенно зимой; при угоне рельсов обойма соединителя упирается в под кладку, что приводит к его отрыву.
Электрическое сопротивление рельсовой цепи зависит от площади поперечного сечения рельсов >(или от типа рельсов), состояния соприкасающихся поверхностей рельсов и стыковых накладок, степени затяжки болтоз, конструкции и надежности прикрепления стыковых со единителей и состояния смазки графитовой мазью на кладок в стыках. При постоянном токе сопротивление изменяется в зависимости от этих факторов в большей степени, чем при переменном, однако во всех случаях оно не должно превышать определенных величин.
В табл. 1 указаны нормы максимального электриче ского сопротивления рельсовых цепей, которые прини маются при проектировании устройств автоблокировки.
Таблица 1
Максимально-допускаемое сопротивление рельсовых цепей, Ом/км
|
|
|
|
Постоян- |
Переменный ток автоблокировки |
||
Оборудование токопроводящих |
|
частотой, Гц |
|
||||
автобло |
|
|
|
||||
|
стыков |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
кировки |
25 |
50 |
75 |
|
|
|
|
|
|||
Штепсельные |
стальные |
0, 6 |
|
1,0 |
|
||
соединители . . . . |
|
|
|||||
Приварные |
|
стальные |
сое |
0,2 |
_ |
0,85 |
_ |
динители ................................ |
|||||||
Медные приварные |
соеди |
— |
0,5 |
0,8 |
1,07 |
||
нители |
|
............................. |
|||||
Для |
электрической |
тяги |
поездов |
во всех |
случаях |
важно иметь наименьшее электрическое сопротивление рельсовых цепей. С этой целью рельсовые цепи парал лельных путей электрически соединяют.
Н а л и н и я х с э л е к т р и ч е с к о й т я г о й по е з д о в , но не о б о р у д о в а н н ы х а в т о м а т и-
29