ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
Фрагмент плана Петербурга с «Гошпиталью» и двумя кладбищами у Сампсониевской церкви.
1738 г.
Морская и сухопутная «Гошпиталь» с садами при
ней. Гравированный план Петербурга. 1753 г. Фрагмент.
М. Земцов. Проект изменения кровли на
здании Двенадцати коллегий. 1734 г. Публикуется впервые.
М. Земцов. Проект брандмауерной стенки. 1735 г. Публикуется впервые.
Адмиралтейской коллегий, — «корпуса» 4-й и 5-й, считая от Невы, к 1734 году помещения были отделаны, в то время как северная часть здания, предназначенная Синоду, еще не имела крыши. Не обработаны были многие участки фа сада, не говоря уже о большинстве помещении главного — второго — этажа. Задержка с отделкой здания была связана с тем, что Доменико Трезини не учел климатических усло вий дельты Невы, и в частности значительного количества выпадающих осадков. Вода наполняла глубокие впадины, образовавшиеся на стыке высоких крыш, за декоратив-
87
Зал заседаний Сената — ныне зал Большого ученого совета Ленин градского университета. Фотография 1950-х гг.
ными аттиками, которыми завершались ризалиты. |
Крыши |
|
возвышались над каждым |
членением здания, |
придавая |
им вид самостоятельных |
домов, поставленных |
в ряд. |
Через трещины в свинцовых желобах и быстро ржавев ших листах кровельного железа вода просачивалась в по мещения.
88
Систематические протечки привели к тому, что в еще не достроенном здании перекрытия многих помещений тре тьего этажа прогнили, в них обвалились штукатурка и леп ка, кое-где даже вышло из строя печное отопление. Для ре шения сложного вопроса о кровле была создана специаль ная комиссия, в которую вошли архитекторы П. М. Еропкин, М. Г. Земцов, Джузеппе Трезини (родственник Доменико, который в качестве «каменных дел мастера» с 1724 года уча
ствовал в |
возведении здания), а |
также «заархитектор» |
II. Бланк. |
Общее мнение членов |
комиссии сводилось |
«Проспект государственных коллегий и части Гостиного двора». Гравюра Е. Г. Внукова по рисунку М. Махаева. 1753 г.
На главной площади города у высокого столба — своеобразного лоб ного места — собралась толпа. Глашатый читает указ.
89
к ликвидации глубоких запёдов и свинцовых желобов, ко торые от резких колебаний температуры и большого ко личества осадков постоянно давали трещины. Вместо них предлагалось сделать более пологий наклон у нижней части крыши, продлив ее до верхнего края карниза, и проложить вдоль нее «жестяные» желоба. Впадины за аттиками и на стыке крыш было признано целесообразным перекрыть не высокими двускатными крышами. К сентябрю 1734 года Земцов выполнил проект изменения. кровли с учетом всех замечаний комиссии.
Внес Земцов и еще одно нововведение — предложил вы вести между крышами «для лутчего опасения от пожар ного времени» брандмауеры, которым он придал вид деко ративных стенок. Конек двускатной крыши, завершавший брандмауерную стенку, украшала декоративная ваза. Ана логичные вазы меньшего размера должны были быть уста новлены на уступах скатов. Если сравнить эти вазы с по добными декоративными элементами на парапете Залы для славных торжествований, нетрудно заметить сходство между ними.
Отлично понимая значение постройки, Земцов принял все меры для того, чтобы уберечь ее от новых протечек и пожаров. Так, по его настоянию кровельные листы покры вали с обеих сторон «краской с маслом или жиром».
По мере ремонта кровли производили отделку помеще ний. Тогда-то и был создан один из наиболее парадных ин терьеров здания — зал заседаний Сената (ныне зал Боль шого ученого совета университета). Для его отделки Зем цов привлек лучшие силы. Авторами богато украшенных скульптурой и лепкой каминов были известные в то время мастера братья Иван и Игнатий Росси. Столярные работы выполнял опытный «спичного и столярного дела мастер» Герман фан Болес. «Лакового дела мастер» Гендрик Брумкорст руководил окраской. Плафон и живописные панно
90
исполнял «живописной и финифтной работы мастер» Г. Мусикийский.
Был ли Земцов автором отделки единственного сохра нившегося до нашего времени зала важнейшего администра тивного здания России? Документального подтверждения этому обнаружить пока не удалось. Основанием для вклю чения его в список работ зодчего служит удивительное сходство композиционных приемов, примененных в отделке зала Сената и Белого зала Екатеринентальского дворца. Только главный парадный интерьер Ревельского дворца строже, спокойнее, величественнее. Зал Сената богаче, на ряднее. Однако это различие не опровергает авторства Зем цова, а, напротив, является свидетельством того, что он как художник шел в ногу со временем. Творчество зодчего эво люционировало, отражая новые черты, свойственные петер бургской архитектуре 1730-х годов, — стремление к пышно сти и декоративности.
Осуществив наиболее сложные в техническом и художе ственном отношениях работы, Земцов в середине октября 1736 года передал наблюдение за окончанием здания Две надцати коллегий Джузеппе Трезини, при котором оно и было завершено к концу 1742 года.
гЖ-э
ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР
середине 30-х годов XVIII века в служебной биогра
В фии зодчего произошли существенные изменения.
4 июня 1735 года его назначили архитектором Главной по лицеймейстерской канцелярии, роль которой в строитель стве города резко возросла после реорганизации строитель ного дела в Петербурге в 1732 году.
Главная полицеймейстерская канцелярия с этого вре мени превратилась в важнейшее учреждение, фактически руководившее всей массовой застройкой города. Кроме пер воначальных обязанностей следить за порядком в городе, за соблюдением «регулярства» в застройке, теперь в ее компе тенцию вошли прокладка улиц и раздача участков. Ее архи тектор должен был рассматривать и утверждать проекты домов, представляемые их будущими владельцами, сам за ниматься проектированием и руководить возведением ка зенных построек.
Таким образом, заняв должность «при Полиции», Зем цов из зодчего придворного фактически превратился в глав ного архитектора столицы с широкими полномочиями. В его руках были сосредоточены обязанности, которые в начале 1720-х годов исполняли двое: Н. Гербель — первый архитектор Главной полицеймейстерской канцелярии и До менико Трезини, руководивший архитектурной деятель ностью Канцелярии городовых дел.
92
Биографами Земцова еще не раскрыт в должной мере период его творчества, связанный с работой в «Полиции». Желая восполнить хоть как-нибудь этот пробел, мы решили перечитать «всеподданнейшие доклады» генерал-по лицеймейстера В. Ф. Салтыкова и «высочайшие повеления», касающиеся «Полиции», за 1733—1737 годы. К этим источ никам не раз обращались историки. Тщательное их изу чение неожиданно привело к выявлению новых сведений о творчестве Земцова.
Впервые удалось установить, что Земцов принимал самое непосредственное участие в вынесении окончательного при говора утопичному замыслу Петра I: прорезать основной район города — Васильевский остров — сетью глубоких судо ходных каналов.
5 ноября 1735 года Главная полицеймейстерская канце лярия получила «высочайшее повеление», которым ей пред писывалось осмотреть каналы на Васильевском острове и «подать мнение, потребно ли их починить и недоделанные окончить... и при том мнении сообщить чертеж». Естествен но, что такая работа была возложена на архитектора.
Что же было сделано за двадцать лет для осуществления грандиозного проекта петровского времени? Как явствует из «всеподданнейшего доклада» 8, представленного императ рице уже 17 ноября, из всех намеченных на острове кана лов был.и «зачаты» только три: «за Кадетским домом» — бывшим дворцом Меншикова — и между линиями 4-й и 5-й, 8-й и 9-й. Однако они едва доходили до нынешнего Боль шого проспекта. В остальных улицах существовали «для стоков воды и для грязей... малые канальцы». Кроме того, «в середине жилья были выкопаны рвы», заполненные во дой «на случай пожаров».
Исходя из реально сложившихся условий, Земцов пред ложил продолжить работы только по созданию канала между 8-й и 9-й линиями и вывести его через весь остров
93
в Малую Неву. Но в отличие от идеи Петра — соорудить судоходные каналы — архитектор 1730-х годов ограничился соображениями противопожарной безопасности. Канал, по его мнению, был нужен в этой части острова «для воды и опасения от пожарного случая, понеже построенные дворы от реки отдалены». Что касается «малых канальцев», про рытых в других улицах, то их он хотел выстлать камнем, «дабы впредь не обваливались», а вместо рвов, «углубя землю, сделать обывателям деревянные колодези через не сколько дворов по рассмотрению». Канал между 4-й и 5-й линиями намечалось засыпать.
Однако с компетентным мнением архитектора императ рица Анна Иоанновна не согласилась, и на докладе появи лась резолюция: «В первой каменной линеи канал провесть до самой реки, а в других жилых линиях вместо больших каналов делать по обоим сторонам улиц малые канальцы шириною по полторы сажени, глубиною по 2 аршина и для укрепления, чтоб земля не обваливалась с обоих сторон, вы ложить диким камнем, а вместо того зачатые посредине ка нальцы велеть засыпать тою землею, которая вынимана будет ис помянутых вновь деланных канальцев».
Помимо осмотра каналов Земцову приходилось следить и за тем, чтобы лица, имевшие на Васильевском острове участки, возводили на них дома. Ведь правительством Анны никаких послаблений «застройщикам» этого района не де лалось. Напротив, один за другим следовали грозные ука зы, напоминавшие владельцам об их обязанностях вести за стройку. Так, например, в указе от 14 мая 1735 года говори лось, чтобы все, кто получил места на Васильевском и Адми ралтейском островах, «безо всяких отговорок строил и что может нынешним годом, а чего ныне сделать не успеет, в будущей год кончено достроил, а которые по сему нашему указу в строении неисправны явятца, у тех взяты будут их недвижимые имения без отложно».
94
Немало времени у нового архитектора ТІолицеймейстерской канцелярии отнимали заботы о благоустройстве и за стройке левобережной части города. Объектом особо при стального его внимания была, несомненно, Немецкая улица (ныне улица Халтурина). Еще 10 октября 1733 года появи лось «высочайшее» повеление о постройке на ней каменных домов вместо деревянных. Однако с исполнением его никто не спешил. Поэтому 30 мая следующего года распоряжение было повторено, но теперь ослушников предупреждали, что за неисполнение они будут оштрафованы. 14 июня того же года появился указ, требующий уже немедленной сломки обывателями деревянных строений на набережной по Не мецкой улице для возведения каменных домов.
К работам приступили в 1735 году, в чем, вероятно, была немалая заслуга Земцова. Так, 8 января последовало разрешение о постройке графом Мусиным-Пушкиным «по известному рисунку каменного дома на отведенном ему на Немецкой улице месте», а 23 июля такое разрешение по
лучил А. Р. Брюс.
Новые дома на этой улице предписывалось возводить в два этажа, «да на погребах», чтобы фронт застройки имел один уровень высоты. Владельцам одноэтажных каменных зданий предписывалось их «поднять против протчих па лат». Прежде чем дать разрешение на «повышение», архи тектор должен был не только утвердить проект, но и тща тельно осмотреть стены и фундаменты существовавшего здания и определить, сможет ли оно выдержать новую на грузку, ибо не каждый дом годился для надстройки. Так, «по свидетельству архитектора Земцова», дом Л. Л. Блюментроста «за тонкостью» стен и фундамента оказался для этого негодным 9.
Работа по реконструкции улицы сильно осложнялась тем, что некоторые владельцы не в состоянии были возво дить каменные дома и вынуждены были продавать свою
95
A. Гусев. Северный фасад церкви
tóV* i*• |
Рождества |
Богородицы, построен |
||||
|
ной с участием М. Земцова. |
|||||
|
|
Конец 1750-х гг. |
|
|
||
|
землю. Тогда Земцову при |
|||||
|
ходилось участвовать в оцен |
|||||
|
ке недвижимого имущества и |
|||||
|
следить за тем, чтобы поку |
|||||
|
патели могли выполнить ус |
|||||
|
ловия застройки. Все это |
|||||
|
сильно тормозило дело, ко |
|||||
|
торое и без того двигалось |
|||||
|
очень медленно. |
годах |
на |
|||
|
В |
1733 — 1737 |
||||
|
Большой |
перспективной |
до |
|||
|
роге |
(на |
месте, |
где |
сейчас |
|
|
разбит сквер перед |
Казан |
||||
|
ским собором) велось стро |
|||||
|
ительство |
церкви |
Рождества |
|||
|
Богородицы, которая |
в |
тру |
дах по истории архитектуры неизменно значится среди ра бот Земцова. К сожалению, история самой большой куль товой постройки столицы середины 1730-х годов изучена крайне слабо. До сих пор никому не удалось найти ее про ектных чертежей. Авторство Земцова ждет своего докумен тального подтверждения.
Во время работы над этой книгой выявились некоторые новые материалы 10. Они не позволяют восстановить всей истории здания, но показывают, что в ходе ремонтов, пред принятых в середине XVIII века, облик его претерпел ряд серьезных изменений. В этом легко убедиться, если сопо ставить данные о колокольне из договорного обязательства
96